Исследование влияния акцентуаций характера на выбор профессии
Автор публикации: П. КАЦЕНДОРН, ученица 11 класса
Управление образования администрации Тогучинского района Новосибирской области Xǀǀǀ муниципальная научно-практическая конференция школьников Секция: психология (название) Кацендорн Полина Денисовна (Ф.И.О. автора) Исследование влияния акцентуаций характера на выбор профессии (тема работы) МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова» 11 класс (ОО, класс) Руководитель Марников Николай Владимирович Квалификационная категория высшая Стаж работы 14 лет Должность педагог - психолог 2021 год Содержание Введение ……………………………...…………………………………………...3 Глава Ι. Теоретическое исследование влияния акцентуаций характера на профессиональный отбор ………………………………………………………..4 1.1. Психологическая характеристика старшеклассников …………………….4 1.2. Акцентуации характера и их роль в профессиональной деятельности ……………………………………………………………………..5 Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на выбор профессии ………………………………………………………………...9 2.1. Организация исследования ………………………………………………..9 2.2. Анализ результатов исследования ………………………………………...9 2.3. Рекомендации по выбору сферы профессиональной деятельности с учётом акцентуации характера ………………………………………………10 Заключение……………………………………………………………….............12 Список литературы………………………………………………………............13 Приложение………………………………………………………………............15 Введение В настоящее время психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Знание акцентуаций помогает человеку определить свои склонности в профессиональной деятельности. Цель исследования: изучить акцентуацию характеров у старшеклассников и разработать рекомендации по выборы сферы профессиональной деятельности. Объект исследования: характер будущего профессионала. Предмет исследования: акцентуация в профессиональной деятельности. Гипотеза исследования: старшеклассники с характерологическими особенности соответствуют определённой сфере профессиональной деятельности. Задачи: - рассмотреть общую характеристику феномена "акцентуация характера"; - исследовать акцентуации характера у старшеклассников; - разработать рекомендации по выборы сферы профессиональной деятельности с учётом акцентуации характера. Методы исследования: - анализ теории; - тестирование (методика «Профессия и характер» Резапкина Г.В.); - метод наблюдения. Глава I. Теоретическое исследование влияния акцентуаций характера на профессиональный отбор 1.1. Психологическая характеристика старшеклассников Старшеклассник характеризуется большей, по сравнению с подростковой, эмоциональной реакцией и способами выражения эмоциональных состояний. Перед учащимися 10 и 11 класса стоит задача социального и личностного самоопределения. Отечественные психологи пишут о самоопределении как психологическом новообразовании старшеклассников. Дубровина И.В. пишет, что интерес к учению, развитие интеллекта у старшеклассников связано с процессом самосовершенствования - стремлением повысить свой культурный уровень, желанием стать интересным, «значимым» человеком [12]. Абрамова Г.С. говорит, что период вступления в раннюю юность, связан с подъемом интеллектуальной активности на новый уровень. Это проявляется в возрастании интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлении понять смысл действительности [1]. Выбор профессии в данном возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Мотивы, становятся теперь не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими учебную деятельность. Умственное развитие старшеклассника заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль умственной деятельности по определению Климова Е.А., это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [14]. Для юношей, как и для подростков, по-прежнему значимо общение со сверстниками, но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение более интенсивное. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти своё второе «Я» [12]. 1.2. Акцентуации характера и их роль в профессиональной деятельности Рассматривая характерологические особенности, психолог Орлова Т.В. ввела понятие «проблемное место» - это личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность [23]. Для психолога важно не только самому видеть проблемные моменты, но и дать возможность человеку осознать свои личностные особенности, которые могут затруднить профессиональную деятельность, в том числе: - невротический склад личности, проявляющийся в необоснованной тревожности; - эгоистический склад личности, люди воспринимаются как средство достижения своих целей; - импульсивность, проявляется в том, что подросток идёт на поводу своих желаний; - ригидность установок, закрывающая доступ к новым идеям; - эмоциональная холодность, препятствующая межличностному взаимодействию; - неадекватная самооценка и уровень притязаний. По предположению Орловой Т.В., «акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией». Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи, такие как, Дергач А.А., Зазыкина В.Г., считают, что характерологические особенности, не препятствуют профессиональной успешности. По их предположению, некоторые акцентуации, если они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности [11]. Само понятие "акцентуация" и классификацию акцентуаций выделил немецкий психолог и психиатр Карл Леонгард. Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте [19]. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и с возрастом сглаживаются. Желательно изучить наличие акцентуаций личности: Демонстративный тип Подростки демонстративного типа увлекают неординарностью мышления и поступков. Они не прогнозируют последствия своих действий, неспособны к работе, требующей терпения и усилий. Они легко устанавливают контакты, но в отношениях с другими нет глубины и стремления понять другого. Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к другим людям, способность доводить начатое дело до конца. Тревожный тип Людям этого типа свойственна низкая контактность, беспокойство, пониженное настроение, нерешительность, робость, неуверенность в себе, угрызения совести. Деятельность, связанная с риском, повышенной ответственностью за других людей, интенсивным общением, новыми знакомствами, принятием срочных решений может даваться им ценой нервно-психического напряжения. Эмотивный тип Эмотивные дети и подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Открыты и общительны, они бывают только с теми, кого хорошо знают. При выборе профессии руководствуются рекомендациями родителей, к которым очень привязаны. В работе ответственны и добросовестны. Им бывает сложно принимать жёсткие решения, затрагивающие интересы других людей. Ярко выраженным представителям эмотивного типа не рекомендуется управленческая работа. Целеустремленный тип Люди этого типа не слишком общительны - более широким и тёплым контактам препятствует обидчивость, недоверчивость, конфликтность и склонность к нравоучениям. В конфликтных ситуациях целеустремленные личности предпочитают стратегию соперничества. Целеустремлённым людям не хватает способности к сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь, творческого мышления, что препятствует успехам в творческих видах деятельности и социальной сфере. Педантичный тип Дети, относящиеся к этому типу, отличаются не свойственными их возрасту серьёзностью и ответственностью, постоянством в привязанностях. Они не стремятся к лидерству, уклоняются от конфликтов, не любят неожиданностей, не умеют импровизировать, поэтому работа, требующая умения нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения ярким представителям этого типа не подходит. Гипертимный тип Гипертимы с трудом подчиняются чужой воле и плохо переносят жёсткую регламентацию деятельности, а также одиночество и вынужденное безделье. Их увлечения отличаются разнообразием, но непостоянством. При стремлении командовать роль официальных лидеров их не привлекает, так как она сопряжена с ответственностью. Импульсивный тип Импульсивные личности нетерпимы и не склонны пойти на компромисс. Им трудно контролировать свои желания, поэтому любые препятствия на своём пути вызывают у них гнев и могут привести к противоправным поступкам. Они решительны, уважают силу, умеют постоять за себя, не боятся обострения ситуации, склонны к расширению своего влияния, полностью отдаются своей работе, с трудом переключаясь на другой вид деятельности. Оригинальный тип Представители оригинального типа отличаются своеобразием интересов и способностей. На всю жизнь сохраняют детскую непосредственность и непредсказуемость. Способны находить оригинальные решения самых различных задач.
Глава II. Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на выбор профессии 2.1. Организация исследования Базой исследования явились учащиеся 11 класса Коуракской средней школы им. А.Я. Михайлова, в количестве 13 человек (5 юношей, 8 девушек). На диагностическом этапе, была использована методика «Профессия и характер» (Резапкина Г.В.) (см. Приложение 1). Методика позволяет учащимся от 14 лет уточнить свои особенности характера и соотнести их с видами профессиональной деятельности. В методике 24 утверждения, затрагивающие те сферы, в которых наиболее ярко проявляется характер человека: отношение к себе, другим, работе, вещам. По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из восьми диагностируемых типов: демонстративный, тревожный, эмотивный, целеустремленный, педантичный, импульсивный, оригинальный. Типы отобраны с учетом их значимости для профессиональной деятельности. 2.2. Анализ результатов исследования Для диагностики определения особенностей акцентуации характера я использовала методику «Профессия и характер» (Резапкина Г.В.). Результаты исследования приведены в таблице и диаграмме. Таблица. Тип акцентуации характера
Диаграмма. Тип акцентуации характера
Таким образом, анализ опросника «Характер и профессия» показал: ◊ импульсивный тип акцентуации характера выявлен у – 4 учащихся 11 класса, что составляет 31%; ◊ эмотивный тип акцентуации характера выявлен у – 3 учащихся, 23%; ◊ тревожный тип акцентуации характера выявлен у – 2 учащихся, 15%; ◊ целеустремлённый тип акцентуации характера выявлен у – 2 учащихся 11 класса, 15%; ◊ гипертивный тип акцентуации характера выявлен у – 1 учащегося, 8%; ◊ оригинальный тип акцентуации характера выявлен у – 1 учащегося 11 класса, 8%. 2.3. Рекомендации по выбору сферы профессиональной деятельности с учётом акцентуации характера
Заключение Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. На теоретическом уровне дан сравнительный анализ литературы по изучению акцентуаций характера. В процессе исследования были решены следующие задачи: - исследованы акцентуации характера учащихся 11 класса; - разработаны рекомендации по выборы сферы профессиональной деятельности с учётом акцентуации характера; - найдена взаимосвязь акцентуаций характера со сферой профессиональной деятельности. Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях дали возможность подтвердить правильно сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были решены, цель достигнута. Роль акцентуации при выборе профессии важна. Однако остаются открытыми вопросы: - Как относится к акцентуации характера? - Как чувствует себя человек, выбирая профессию в соответствии с выраженными чертами характера или вопреки им? - Что удобнее - идти по пути наименьшего сопротивления, углубляя русло акцентуации, или осваивать новые модели поведения, идя наперекор своей природе? Список литературы 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999.- 673 с. 2. Абульханова – Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова – Славская. - М: Изд-во: «Мысль»,1991.- 298с. 3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. - 1994. №1. - С. З - 19. 4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Берези. - Л.: Наука, 1988. – 279 с. 5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.; ИП РАН, 1995. – 127 с. 6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с. 7. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2002. – 351 с. 8. Грановская, P.M. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановск, И.М. Никольская. - СПб.: Знание, 1999. – 351 с. 9. Гринберг, Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2002.- 495 с. 10. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 461 с. 11. Дергач, А.А. Акмеология / А.А. Дергач, В.Г. Зазыкина. – СПб., 2003. 12. Домрачева, Е.Н. Исследование влияния акцентуаций характера / Домрачева. - М.: 2005.- 258 с. 13. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. - 460 с. 14. Китаев-Смык, Л.A. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.; Наука, 1983. – 366 с. 15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 305 с. 16. Кокс, Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы / Т. Кокс, К. Маккей. - М.: Радикс. - 1995. 17. Кон, И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей / И.С. Кон. - М.: Просвещение,1980. - 190с. 18. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов-на-Дону: феникс, - 2000. 19. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 257 с. 20. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. 21. Магнуссон, Д. Ситуационное восприятие - область исследований / Психология социальных ситуаций. Под ред. Н.В. Гришиной / Д. Магнуссон. - СПб.: Питер, 2001.- 413 с. 22. Мизриев, H.C. Особенности регуляции психических состояний в трудных жизненных ситуациях / Психология психических состояний; Сб-к статей. Вып.4. Под ред, А.О. Прохорова / Н.С. Мизриев, А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. - С.272 - 282. 23. Орлова, Т.В. Проблемная диагностика личности как эффективный подход к изучению профессиональных способностей. Служба кадров, №12, 2008. 24.Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/authors/47574.shtml [Резапкина Галина Владимировна] Приложение 1 Методика «Профессия и характер» (Резапкина Г.В.) Инструкция. Прочитайте утверждения и продолжите их, выбрав один из четырех вариантов - а, б, в или г. Отметьте выбранный вариант. После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из восьми столбцов и запишите эти восемь чисел в пустых клетках нижней строчки.
Обработка результатов. Подсчитайте число отмеченных букв а, б, в, г в каждом столбце и запишите результаты в нижних клетках бланка. Примечание. Отнесённость к определенному типу правомерна в случае его выраженности на фоне остальных типов (более 6 баллов). Сочетание повышенных показателей по 2-3 типам говорит о смешанных типах. Равномерное (2-4 балла) распределение баллов по всем типам может свидетельствовать об отсутствии акцентуации. 10-12 баллов – ярко выраженный тип;
Бланк ответов Фамилия Имя_______________________________
|
19