12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чаплыгина Татьяна83

Профориентация: профессия будущего.


 

« Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет Вас»

К.Д. Ушинский

Кем быть? Такой вопрос задает себе каждый человек на определенном этапе своего возраста. Кто-то в 5 лет мечтает стать космонавтом, кто-то идя в первый класс решает спасать кошечек и собачек, а кто то только в конце 9 или 11 класса, когда впереди ждут итоговые испытания.

Действительно важно, с чем связать свою будущую профессию что бы не ошибиться и понять, что это «моя чашка чая», как говорят англичане «my cup of tea». Вот так, раз и навсегда, до самой пенсии….. Хотя, в нашем современном мире трудно удержаться на одном месте в постоянно меняющихся условиях развития экономического рынка, а значит потребностях государства в работниках определенных профессий: востребованных, менее востребованных и не востребованных.

Колледж или университет, парикмахер или инженер, учитель или автослесарь? « Все работы хороши, выбирай на вкус», - говорит старая русская поговорка. Но к своему вкусу и желанию нужно еще добавить свои интеллектуальные способности, организованность в работе, ответственность, исполнительскую дисциплину, умение работать к команде и, наконец, результаты ГИА и ЕГЭ.

Психологи утверждают, что современным детям трудно определиться с планами на будущее. Мало кто из выпускников школ твердо знает, кем быть. И чаще всего этот выбор определяет мнение родителей, общества или просто мода. Иногда это приносит удовлетворение, иногда разочарование. А это значит, что в секреты профессии нужно вникать, чем раньше, тем лучше.

На самом деле с проблемой выбора пути после 9-го класса в настоящее время не так все однозначно. Все чаще менее успешные в школе ребята остаются в 10-11 классах, а отличники и хорошисты штурмуют престижные колледжи. И в этом есть свои преимущества.

Поступить в колледж проще чем в университет, экзамены сдавать не требуется – достаточно просто подать документы, за исключением творческих училищ; получая общее образование, параллельно за 2-3 года становишься дипломированным специалистом; есть возможность «примерить» на себя выбранную профессию, соответствует ли она твоим интересам; есть возможность поступить в вуз и учиться по сокращенной программе. У выпускников колледжей больше шансов на рынке труда, так как стране нужны мастера, рабочие руки, способные творить, создавать новый продукт, а не теоретики. Но многие родители считают учебу в колледже не престижной, не замечая в глазах ребенка блеск, оживленность, говоря об автомобильных деталях или приготовлении вкусного тортика, или желании поработать за станком нового поколения с ЧПУ, создавая детали собственными руками, а может сшить себе стильное платье на зависть подругам?!

В настоящее время с утверждением можно сказать, что колледжи могут конкурировать с вузами. Огромной популярностью пользуется колледж информатики и электронной техники, где можно приобрести специальности, востребованные на рынке труда и достаточно высокооплачиваемые. Это информационная безопасность и программное обеспечение вычислительной техники, автоматизированные системы управления и другие. Медицинские училища так же набирают популярность. Престиж медика тоже растет. Да и здорово, наверное, в семье иметь своего собственного доктора, способного прийти на помощь в любую минуту.

По данным социологов сегодня только каждый пятый выпускник знает, кем он хочет стать. Четыре из них выбирает высшее учебное заведение и неважно насколько он успешен в учебе. И только один ориентирован на обучение в системе среднего профобразования.

Прогноз кадровой потребности в Санкт-Петербурге на 2016-17 годы.

Комитет по труду и занятости населения по Санкт-Петербургу сделал определенные прогнозы востребованности некоторых профессий.

«Среди специалистов с высшим образованием в прогнозном периоде ожидается высокий спрос на специалистов в области образования, здравоохранения, в сфере обслуживания. Среди специалистов с начальным и средним профессиональным образованием будут в большей степени востребованы: средний медицинский персонал, техники физических и инженерных направлений, строители и строители монтажники, строители отделочники, профессии металлургии, машиностроения и металлообработки, профессии транспорта, профессии химии, нефтехимии, производства органических соединений, станочники по металлу, наладчики станков в металлообработке, слесари-механики, слесари-сборщики, слесари-ремонтники, сварщики и газосварщики, электромонтеры, электромеханики, специалисты по электрооборудованию.»

А теперь спросим выпускников 9-11 классов петербургских школ, кем они хотят работать.

« Хочу продолжить обучение в 10-м классе в физико-математической школе, т.к. эти предметы связаны с компьютерами, а информационные технологии - это наше будущее».

«Хотелось бы выбрать гуманитарное направление в колледже, например, английский или др. язык. Главное - хорошо заниматься по предметам, которые нужны в дальнейшем».

«Собираюсь в 10 класс, поступить в театральное училище или как папа в академию ФСБ. Еще не определился».

«Решила поступать в ЛГУ им. Пушкина на специальность «психология личности». Нравится прогнозировать поведение людей в разных ситуациях».

«Еще не решил, надо выбирать то дело, которое доставляет радость и удовлетворение».

«Родители советуют выбирать инженерную профессию, но у меня слабо с математикой и физикой. Поэтому еще не знаю».

«Хотел с 8-го класса быть спортивным комментатором, люблю футбол. Мой папа говорит, это не серьезная профессия и нанял мне репетитора по математике и физике. Сейчас я уже почти поступил в политехнический университет, буду энергетиком. Наверное, папа был прав».

Складывается впечатление, что ребята изначально нацелены на поступление в ВУЗ и мало знают или не имеют представления, что существует масса специальностей не менее интересных и хорошо оплачиваемых в области металлургии, машиностроения, робототехники, металлообработки, обслуживании электрооборудования и др.

Для этого необходимо вести разъяснительную работу в школе, в семье, создавать лаборатории профобразования, где специалисты проведут тестирование и смогут выявить склонности подростка. Родители должны сориентировать ребенка на правильный выбор исходя из склада его характера, возможностей здоровья, темперамента, таланта, успешности полученных знаний и умений, перспективах трудоустройства после окончания. Нужно уметь проанализировать потребность общества в выбранной специальности через 3-6 лет.


 

Здесь еще важно сказать о развитии искусственного интеллекта, который через 10-15 лет может вытеснить человеческий разум. И тогда необходимость в водителях, пожарных, спасателях, работниках МЧС и даже сиделках с детьми может уйти в прошлое.

За какой же профессией будущее: востребованной или модной? Интернет бурно ворвался в нашу жизнь информируя о все новых не менее важных профессиях с английским акцентом. PR –менеджер (связи с общественностью), Art-дизайн, Art- директор, DJ- диджей (диск жокей), HR –менеджер (менеджер по персоналу), Fashion-editor (заведующий отделом мод), блогер, бизнес-тренер и т.д. Из диаграммы видно, какое широкое внедрение и развитие профессий сферы услуг, особенно индустрии красоты и здоровья появились на рынке труда.

Какая профессия важная, какая второстепенная, модная или востребованная трудно сказать. Выбор за вами, дорогие выпускники!


 


 


 


 


 


 


 

Библиография

https://yandex.ru/images/search?

http://rspb.ru/analiticheskaya-informaciya/prognoz-kadrovoj-potrebnosti/

Журнал заботливых родителей «Здоровье школьника», №4, №5, 2016

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.