ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Экотропа «Великолепие моего родного края»
Автор публикации: Р. Исламова, ученица 9А класса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Экотропа «Великолепие моего родного края»
Выполнила: Исламова Рената ученица 9 а класса
МОБУ СОШ №1 с.Бакалы Руководитель: Гизатуллина Р.Д. учитель биологии
МОБУ СОШ №1 с.Бакалы Бакалинского района РБ
Введение
Для человека природа - единственный источник существования. У людей есть все необходимые условия, например, чистый воздух и вода. Однако человечество активно изменяет окружающую среду, создавая новейшие технологии на благо цивилизации. Одним из значимых видов природоохранной деятельности для детей младшего школьного возраста является создание образовательных экологических троп. Экотропы помогают уменьшить воздействие человека на окружающую среду. Ведь они направляют людей по определенным маршрутам, исключая возможность случайно повредить растительность или животных. Экотропы позволяют людям увидеть множество растений и животных, которые не встречаются в повседневной жизни человека. Это воспитывает любовь к природе родного края и родных мест и повышает чувство ответственности за свои действия по отношению к природе.
Цель работы:
Углубите понимание учащимися экологической культуры, создав учебную экологическую тропу.
Гипотеза:
Создание экологических троп в селе улучшает состояние окружающей среды и повышает экологическую сознательность.
Задачи:
Развивать экологическую культуру поведения учащихся;
Создать маршрут экотропы, составить маршрут и паспорт экотропы.
⦁ Изучить выбранные экологические объекты и получить знания связанные с экологическими закономерностями для проведения экологических мероприятий;
Выяснить причины возникновения негативного антропогенного воздействия на природу;
Актуальность: Мы живем в эпоху новых технологий и можем наблюдать, как люди утратили чувство единства с природой и начали вести себя так, словно они хозяева природы. Именно поэтому формирование экологической культуры нового поколения так важно.
Практическая значимость: Изучение природы и истории родного села.
Объект исследования:Орловские пещеры в республике Башкортостан
При выполнении работы по созданию тропы мы использовали следующие методы исследования:
Метод визуальных наблюдений;
Сравнительно – географический и картографический
Метод геоботанических и экологических описаний;
Исторический
Практический
1.Обзор литературы
1.1.с. Бакалы как одно из перспективных направлений развития экологического туризма в Бакалинском районе
Наш регион очень привлекателен благодаря разнообразной природе. В наших деревнях есть много мест, которые невероятно красивы и по-настоящему интересны. Например, река Сюнь. Нигде больше вы не сможете почувствовать дыхание времени и силу красивых легенд и историй. Многие люди приходят на берег реки в поисках покоя и умиротворения. Но река Сюнь - не единственная природная достопримечательность, которой славится наше село.
В Бакалинском районе находится древние Орловские пещеры. Этот район обладает интересной историей и красивой природой.
1.2. Что такое экологическая тропа?
Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, который ведет через природные территории, где можно наблюдать разнообразную флору и фауну. Такие маршруты создаются с целью сохранения природных богатств и охраны окружающей среды. Прогуливаясь по маршруту экотропы, вы можете получить интересную информацию об экосистемах, природных памятниках, различных процессах и явлениях. Экотропы позволяют узнать новое и интересное и в то же время насладиться красотой окружающей природы.
Экологический туризм – то форма туризма, которая направлена на путешествия и экскурсии с целью изучения и наслаждения природными достопримечательностями и живописными местами, с минимальным воздействием на окружающую среду. Экологический туризм предоставляет возможность для обучения и просвещения людей о природе и ее ценности.Это одно из самых быстрорастущих видов туризма в мире, так как все больше людей стремятся насладиться природой и узнать больше о ней, не нанося вреда окружающей среде. Экотуризм отличается следующими признаками:
- использование объектов окружающей среды для туристской деятельности;
- меньшие ресурсо- и энергозатраты;
- экологическое образование и «просвещение» туристов;
- нацеленность на рациональное пользование природными ресурсами.
Доказано, что если не организовать рекреационное использование природы, ее ресурсы могут истощиться и потребуются серьезные финансовые вложения для ее восстановления. В 1922 году Бентон Маккей первым построил Экологическую тропу протяженностью 3300 км через Аппалачские горы, которая стала излюбленным местом отдыха и общения с природой для многих туристов. Экологические тропы сегодня широко распространены во многих странах. В странах Советского Союза массовое распространение образовательных экотроп началось во второй половине XX века. Большинство из них было организовано школьниками. Основными участниками экотроп являются отдыхающие, местные жители и даже обычные прохожие. Важной частью организации экотропы является перечень специальных правил поведения людей во время экскурсий по маршруту (например, не вырывать различные виды растений, не оставлять мусор, не беспокоить животных и т. д.). Хорошо организованная экотропа способствует охране окружающей среды и помогает следить за соблюдением экологических норм в данной местности. Одним из необходимых звеньев является мониторинг тропы, который позволяет отслеживать изменения в состоянии окружающей среды и природных объектов.Одним из видов экологических троп является образовательная экологическая тропа. Ее основная целевая аудитория - преподаватели и учащиеся образовательных учреждений.
2. Материал и методика
2.1. Отличительные особенности экологической тропы «Великолепие моего родного края»
Экотропа “ Великолепие моего родного края” проходит через геологический памятник природы(Орловские пещеры). Памятник природы содержит большую часть естественного биоразнообразия, характерного для этого региона.
Растительный мир достаточно разнообразен. Среди растений преобладают лесные и местные виды, включая редкие и уникальные.
Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен. Очень много беспозвоночных: паукообразных, насекомых, есть различные черви и моллюски, позвоночных гораздно сложнее найти. Внутри много комаров, мелких бабочек, летучих мышей - Водяных ночниц, встречаются лягушки вида травяная лягушка. Этот вид входит в Красную книгу Башкирии.
Орловские пещеры расположены в южной части Бакалинского района Республики Башкортостан, в 250 м к северу от села Орловка, на крутом лесистом склоне, обращенном к реке Меняды. На дне оврага протекает ручей. Вход в пещеру расположен перпендикулярно оврагу и уходит вглубь пермского песчаника в западном направлении. Местные жители считали их естественными пещерами. но некоторые признаки пещеры указывают на ее антропогенное происхождение. Например, наличие медистого песчаника на своде, гнилые доски на дне пещеры, следы от работы киркой.
Доступность для посетителей — одно из важнейших условий при разработке экологической тропы. Поэтому экотропа «Великолепие родного моего края» находится недалеко от села Бакалы.
Поскольку информативность является важной характеристикой экологических троп, в настоящее время готовится полное проектное досье.
Мы начали с составления карты маршрута тропы. Мы тщательно изучили и поняли, где должны располагаться информационные точки, специальные знаки и путевые указатели.
Они должны организовывать движение посетителей тропы, быть легко заметными для всех и эстетически привлекательными. Используйте информационные тексты и экологические знаки. Они включают в себя правила поведения и дополнительную информацию о природных объектах и явлениях.
Благодаря разнообразию ландшафтов и экосистем экотропа «Великолепие родного моего края» очень интересна во многих отношениях (например, с биологической точки зрения). Разнообразие флоры и фауны позволяет организовывать на экотропе экскурсии по конкретным темам (например, ботаника, зоология).
Также можно организовать курсы естественной истории, зоологии и экологии или внеклассные экскурсии для учеников начальной и средней школы.
2.2. Паспорт экологической тропы “Великолепие моего родного края”
Характер современного использования: в экопросветительских и культурных целях
Типологическая принадлежность: учебная эколого-познавательная тропа
Информативность: экологическая
Время прохождения маршрута: 6 часов 15 минут (с остановками)
Сезонность использования: с апреля по сентябрь
Начало (конец) маршрута: МОБУ СОШ №1 с.Бакалы - река Сюнь - река Буг - Орловка
Протяженность: 27,7 км
Вид маршрута: линейный
Способ передвижения: пеший
Доступность: автодорога, по территории поселка грунтовая дорога
Необходимое обустройство маршрута: установка экологических стендов и указателей, уборка мусора на территории экотропы.
Состояние экологической тропы: удовлетворительное
2.3.Характеристика экологической тропы «Великолепие моего родного края»
Местоположение (рис.1)
Остановка №1(начало маршрута). МОБУ СОШ №1. (рис.2)
Остановка №2. Берег реки Сюнь. (рис.3)
Река Сюнь является левым притоком реки Белой. Длина реки составляет 209 километров, площадь водосбора - 4 500 квадратных километров. Питание реки Сюнь осуществляется в основном за счет снега (снеговое)
В прошлом река Сюнь играла важную роль в жизни сельских жителей. Берега реки были пологими и песчаными, люди купались и ловили рыбу в реке. Сегодня из-за масштабной вырубки леса река обмелела, берега заилены, а сама река заросла водными растениями, что делает невозможным купание в ней. В результате этих серьезных проблем берега реки были укреплены, а через реку Сюнь был построен новый мост.
Остановка №3. Река Бук (рис.4)
Буг — река, которая протекает по Бакалинскому району республики Башкортостана. Устье реки находится в 12 км по левому берегу реки Мата. Длина реки составляет 14 км. Берёт начало у села Бугабашево. Протекает через Куруч-Каран, Яна-Куч и Килькабызово. Система водного объекта: Маты → Сюнь → Белая → Нижнекамское водохранилище → Кама → Волга → Каспийское море.
Также рядом с рекой Буг находится Бугабашский Богородице-Одигитриевский женский монастырь. Бугабашский Богородице-Одигитриевский женский монастырь расположен у деревни Бугабашево Бакалинского района Республики Башкортостан. Бугабашево было основано в конце XIX века чувашами, переселившимися из Казанской губернии в Беребевский уезд. Чувашское слово "Буга-Пус" означает верховье или вершину реки Буг, протекающей рядом с деревней.
Остановка №4. Орловские пещеры. (рис.5,6)
Орловская пещера расположена в южной части Бакалинского района Республики Башкортостан. Название произошло от одноимённой деревни, которая относится Михайловскому сельскому
совету. Часть пещер за 200 с лишним лет обвалилась. Обнаружено 2 пещеры, которые доступны на данный момент, но попасть внутрь можно только согнувшись, потому что там очень узкий проход.
Географическая характеристика экологической тропы
На дне пещеры протекает небольшой ручей. Вход в туннель расположен перпендикулярно оврагу и уходит вглубь пермского песчаника в западном направлении.
Геологическая характеристика экологической тропы
Местами дно сложено из огромных камней. Они упали с потолка. Камни здесь поистине удивительных размеров, их диаметр превышает один метр. На своде были обнаружены медистые песчаники. Медистые песчаники
это осадочные порода с низким содержанием меди. Размеры залежей достигают 60-200 метров в длину и 80 метров в ширину,
толщиной 10-40 сантиметров.
Экологическая характеристика тропы
Экотропа "Великолепие моего родного края" ведет на территорию памятника природы, который содержит большое количество биоразнообразия естественного происхождения, характерного для этого региона. Флора очень богата и разнообразна.
Фауна также разнообразна: летучие мыши - Водяные ночницы, множество маленьких бабочек, редкие виды лягушек - Травяные лягушки, этот вид занесен в Красную книгу республики Башкортостан. Все эти виды животных проводт спячку внутри Орловских пещер, к тому же в летний и весенний период времени там высокая влажность, что тоже является важным фактором для этих представителей фауны.
2.4.Проведение опроса среди школьников «Значение окружающей среды в настоящее время»
Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов. Всего было задействовано 65 учеников.Им были заданы следующие вопросы:
АНКЕТИРОВАНИЕ
1. что для вас значит природа?
2. беспокоит ли вас состояние природы?
3. предпринимаете ли вы меры по защите окружающей среды?
4. вы бы сделали замечание взрослому или ребенку, ессли бы увидели как он наносит вред природе(мусорит, ломает ветки деревьев, разрушает птичьи гнезда)?
5. вы принимали участие в экологических мероприятиях ("зеленые" дни, субботники, волонтерство)?
6. заслуживают ли внимания природа и происходящие в ней явления?
7. считаете ли вы, что человек оказывает сильное негативное влияние на природу своей деятельностью (работа промышленных предприятий и т.д)?
С результатами анкетирования можно ознакомиться в Приложении.
Большинство учащихся наших школ понимают важность окружающей среды и ее состояния. Они готовы предпринимать шаги для улучшения состояния окружающей среды.
3.Заключение и выводы
В конце проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. После строительства экологической тропы люди стали больше интересоваться развитием экокультуры и охраной окружающей среды.
2. В настоящее время наш проект активно реализуется. Разработаны паспорт экологической тропы "Великолепие моего родного края" и список правил поведения на экологической тропе. Также ведется сбор информации для организации полноценных путешествий.
3. Маршрут экотропы "Великолепие моего родного края" включает в себя разнообразные ландшафты, представляющие интерес для посетителей, такие как берега рек и пещеры.
Деятельность на экотропе связывает обучение и средства к существованию и способствует улучшению природного состояния всей территории экотропы.
4. Антропогенное воздействие (например, вырубка лесов, загрязнение почвы и воды бытовыми отходами, удобрениями и химикатами) оказывает негативное влияние на уникальные биологические экосистемы. Это связано с отсутствием экологического образования и экологической культуры населения.
5. Экологическая тропа "Великолепие моего родного края" станет одной из первых важных задач в развитии экологического туризма в регионе и республике, сделает регион еще более привлекательным для посещения и окажет положительное влияние на развитие сел.
4.Список литературы:
1. Алексеев С.В., Груздев И.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. «Практикум по экологии» .М,:АО VLC/1996
2.Ахишмина Т.Я. «Школьный экологический мониторинг.» М.:Агар.1999
Кучеров Е.В, Кудряшов И.К.,Максютов Ф.А
3. «Бакалинская земля: история и люди»-Уфа:ГУП РБ УПК, 2010. -320 с.:ил
4.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология Башкортостана», Уфа: Китап, 2008.- 232с.
5. Г.А. Комова «Экологические тропы как форма экологического образования», № 4, 2000, с. 52-58.
6.«Памятники природы Башкирии» Уфа -1974г с367
7. Попов Г.В. «Леса Башкирии (Их прошлое, настоящее и будущее)» Уфа-1980г с144
8. Реестр ООПТ Республики Башкортостан редактор Б.М.Миркин издательство «Гилем» Уфа-2006г
9. Чижова В.П. «Правила поведения на экологической тропе //Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп», М.: Р. Валент, 2007. с. 102-116.
10. «Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы»-М.:АО МДС, Юнисам, 1995.-232с.
Приложение
Экологическая тропа (рис.1)
МОБУ СОШ 1 (рис.2)
Берег реки Сюнь (рис.3)
Река Буг (рис.4)
Орловские пещеры (рис.5,6)
Результаты анкетирования
Легоцкая Вера Сергеевна