12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Селезнева Наталья Юрьевна146
не сижу на месте, люблю свою профессию, много читаю, иногда рисую и занимаюсь рукоделием.
Россия, Хакасия респ., село Боград

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ

и творческих проектов младших школьников

«Я — исследователь»

 

 

 

 

Гуманитарное направление

 

История игрушек

 

исследовательская работа

 

 

 

Автор: Пирогв Никита

ученик 3 класса

Руководитель работы:

Селезнёва Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

с. Боград, 2018

Оглавление

Введение……………………………………………………..................................…..3

1. Литературный обзор…………………………………………………………….4-6

1.1. Из истории возникновения игрушек……………………………..…………..4-5

1.2. Игрушки от 60-х годов до наших дней……………………………………....5-6

2. Социологический опрос учащихся........................................................................7

3. Интервьюирование жителей села Боград.........................................................7-10

4. Просветительская работа………………………………………………………...11

Вывод.................................................................................................……..................12

Заключение..........................................................................................……................13

Литература………………………………………………….................….................14

Приложение 1............................................................................................….............15

Приложение 2........................................................................................….................16

 

Введение

Актуальность

 

Каждый ребенок любит играть. Вот например я очень люблю играть с машинками. А с какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Сейчас в магазинах очень большой выбор разнообразных игрушек: говорящие куклы, машинки на радиоуправлении. Моя бабушка сказала, что раньше таких игрушек не было. Мне стало интересно, с чем играли наши бабушки и дедушки в детстве

и я решил в этом разобраться.

Гипотеза: мы предполагаем, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек.

Цель: изучение игрушек с 60-х годов до наших дней.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу и сравнить игрушки 60-х годов и современные.

  2. Посетить музей и изучить игрушки с 60-х годов

  3. Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов по теме исследования.

  4. Взять интервью у жителей села Боград по теме исследования.

  5. Проанализировать результаты опроса и интервью, сформулировать выводы.

Объект: игрушки.

Предмет: изменение игрушек с 60-х годов до наших дней.

Методы исследования: изучение литературы, интервью, анкетирование, анализ результатов.

 

 

1. Литературный обзор

1.1. Из истории возникновения игрушек

История возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей. Некоторые ученые считают, что игрушки появились в первобытном обществе совместно с орудиями труда. Они выглядели как уменьшенная копия оружия и орудий труда, что помогало детям осваивать жизненно необходимые навыки. [1, c.12]

Позже игрушки стали не такими примитивными, их делали из ткани и дерева. Такие игрушки изображали животных, кукол.

В Древнем Риме и Греции игрушки считали одним из важных средств воспитания детей.[2, c.37] До наших дней сохранились игрушки тех времен, изготовленные из кости, терракоты, встречались игрушки с заводным механизмом. Так же археологами были найдены мячи и скакалки.

В Европе игрушки во втором веке делались из глины: свистульки, погремушки, куклы, фигурки домашних животных. У представителей знати были фарфоровые куклы, игрушки военного содержания: фигурки коней, мечи, доспехи, щиты в рост ребенка.

У бедных слоев игрушки были из соломы, дерева, глины. [1, c.53]

В дальнейшем начали появляться народные игрушки. Многие такие игрушки дошли до наших дней: Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские игрушки. В 90-х годах появилась матрешка – известная всем игрушка.

История развития игрушек связана с развитием общества. В 19-20 веках общество стало двигаться по пути технического прогресса, что отразилось и на игрушках, появились игрушечные машинки, игрушки с магнитным механизмом, электрофицированные игрушки. [1, c.167]

В двадцатом веке появляются первые конструкторы, электронные игрушки с дистанционным управлением. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры.

1. 2. Игрушки от 60-х годов до наших дней

Игрушка — это предмет, который предназначен для игры. [2, c.13] Детские игрушки отражают жизнь общества. Они развивают ребенка, готовят его ко взрослой жизни. Мир игрушек неисчерпаемо разнообразен. В своей работе мы рассмотрим игрушки с 60-х годов до современности.

Бабушки, вспоминая своё детство, говорят о том, что им особо некогда было играть, потому что они во всем помогали взрослым. Антонина Леонтьевна Свердлова рассказала о том, что игрушки покупали очень редко, она сама шила себе кукол из ткани. Еще ее любимой игрушкой была пластмассовая белочка, подаренная ей за помощь эстонцам в тяжелое для них время.

Игрушки 60-х годов были выполнены в основном из железа, дерева и пластмассы. Из беседы с Антониной Леонтьевной Свердловой, я узнал о том, что игрушки в её детстве (60-е годы) были расписаны вручную. Самыми продаваемыми игрушками того времени были деревянные поезда и куклы для настольного театра, грузовики, пупсы и неваляшки.

Учёные отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы. Девочки в старину, как и в наше время, играли игрушечной посудой размером от 1 до 5 см. Это горшки, кувшинчики, сковородки, даже миниатюрные глиняные светильники, также тряпичные куклы. [1, c.194]

Валентина Фердинандовна Малярова (70-е годы) рассказала нам о том, что у нее была всего одна кукла, она часто играла на улице с ровесниками и помогала родителям. На игры было не так уж и много времени.

Елене Сергеевна Дывдык (70-е годы) рассказала нам о своих игрушках. «У меня была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».

Из воспоминаний Татьяны Вячеславовны Овчинниковой (80-е годы) мы узнали, что её любимой игрушкой был Антошка, кукла, которую ёй прислали из города Березняки Пермской области. Татьяна Вячеславовна все сознательное детство провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы. 

Моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева рассказывала, что в ее детстве выбор игрушек был уже довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Одежду на кукол она вязала сама.

Из беседы с одноклассниками я узнал, что у них много разнообразных игрушек, которые очень отличаются от тех, о которых мы узнали у взрослых. Это и радиоуправляемые машинки, говорящие куклы с гнущимися конечностями и наборами одежды, светящиеся, двигающиеся животные и т.п.

3. Социологический опрос учащихся

 

В какие игрушки современным детям нравится играть? Будут ли нам интересны игрушки наших бабушек и дедушек? Чтобы ответить на эти вопросы я показал ученикам 2-4 классов игрушки с 60-х годов и предложил ответить на вопросы анкеты. Полученные данные представлены в таблице 1 и таблице 2. (Приложение 1)

22% учащихся 2-4 классов были заинтересованы «старыми» игрушками и 78% детей отдали предпочтение современным игрушкам.

Вывод: большинство учеников 2-4 классов предпочитают играть современными игрушками.

 

4. Интервьюирование жителей села Боград

Любую историю лучше расскажет тот, кто в ней участвовал. Поэтому, чтобы узнать ответы на свои вопросы я отправился к жителям нашего села.

Про игрушки 60-х годов мне рассказала жительница нашего села Антонина Леонтьевна Свердлова.

Антонина Леонтьевна любезно согласилась рассказать истории своих игрушек: « Я хотела бы начать свою историю с любимой куклы.

В сороковые годы на помойке была найдена кукла без головы…. Так как игрушек совсем не было, эта кукла стала моей любимицей. Старшая 

  

  Фото1. В гостях у А.Л.Свердловой  

сестра сшила голову из тряпки, а из фильтикосовых  чулок сделали волосы. До 17 лет я играла с куклой, так как она была единственной игрушкой. Потом моя мама подарила куклу племяннице, и для меня это было настоящей трагедией. Хотя и была сделана кукла из дешевой пластмассы, она была любима. 

В 60-70-х годах пошла мода на кукольные театры. Моя коллекция «Волк и семеро козлят» сделана из дерева и раскрашена красками. Она собрана из игрушек 50, 60 и 70 годов. Почти все игрушки сделаны из пластмассы и покрашены. В эти годы было очень много деревянных и алюминиевых игрушек. 

Хочется еще немного рассказать об одной моей игрушке детства, о пластмассовой белочке, которую в 1954 году мне подарили за помощь эстонцам. В эти голодные годы я со своими друзьями приносили эстонцам еду, воду, вещи… Белочку подарили мне с жестяной коробочкой чая, которую я до сих пор храню».

С Антониной Леонтьевной можно разговаривать бесконечно. У каждой игрушки своя история, своя судьба.

Так как большую часть своих игрушек Антонина Леонтьевна отдала в музей, я отправился туда, для ознакомления с игрушками советских времен.

В Боградском музее собрана небольшая коллекция игрушек прошлого века. Работник музея, Татьяна Вячеславовна Овчинникова, провела небольшую экскурсию, рассказала из чего сделаны игрушки. Большинство игрушек того времени сделаны из пластмассы, дерева, железа.

 

 

Фото 2.В музее  

Я познакомился с пластмассовыми Крокодилом Геной и Чебурашкой, солдатиками, деревянными волком и семерыми козлятами, и многими другими игрушками.

Валентина Фердинандовна Малярова, вспоминая о своих игрушках, поделилась с нами: «Я помню свою любимую куклу Машу. Она была красивая, но с ней я играла не часто. Больше любила спортивные игры, поэтому с игрушками играла редко. У мальчишек были пластмассовые солдатики, деревянные и железные машинки».

О игрушках 70-х годов я узнал из беседы с Еленой Сергеевной Дывдык: «У меня в детстве была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».

Татьяна Вячеславовна рассказала мне о своей любимой игрушке – кукле Антошке (80-е годы): «Куклу Антошку, мне прислала в посылке двоюродная сестра Ольга из г. Березняки Пермской области. Антошка – моя любимая игрушка. Все сознательное детство я провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы. 

Все мои игрушки с возрастом были раздарены, сломаны, а Антошка прошел со мной всю жизнь, хотя точно никто и не знает его возраст (примерно 45-50 лет). Антошка стал любимцем и для моей дочери Арины, которая так же считала его лучшим другом. Любовь к Антошке помогла сохранить ему жизнь, он до сих пор в хорошем состоянии и ждет свою следующуюхозяйку». 

Про игрушки 90-х годов мне рассказала моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева: «Когда я была маленькая, выбор игрушек был довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Я любила играть с куклами барби. У меня была целая семья: мама, папа и три ребенка. Из коробок я делала им мебель в домик, одежду вязала сама. А еще с сестрой мы любили собирать конструктор. На Новый год родители подарили нам по сундучку с лего-конструктором и мы могли весь день напролет собирать различные фигурки».

Оказывается, очень интересно узнавать истории из жизни людей. Я получил очень много информации про увлечения и игрушки жителей села Боград. Со временем игрушки менялись, становились разнообразнее и доступнее. Больше чем за полвека игрушки изменились до неузнаваемости: от плоских деревянных до радиоуправляемых и компьютерных игр.

4. Просветительская работа

В процессе работы, я узнал, что многие дети предпочитают играть современными игрушками. До своего исследования, я, возможно, тоже отдал предпочтение более новым игрушкам. Но когда за каждой куклой, машинкой, неваляшкой следует история человека, по другому смотришь на эту игрушку. У нее есть прошлое, своя жизнь.

Я решил познакомить одноклассников с историями игрушек на классном часе и сделать выставку в классе «История игрушек».

Моим одноклассникам очень понравились истории про игрушки, которые я услышал от жителей нашего села. Мы вместе рассматривали пупсов, кукол и мягкие игрушки, которые предоставили для выставки односельчане.

 

Вывод

Игрушка прошла за свою историю большой путь вместе с человечеством. От примитивного подобия орудиям труда до современных интерактивных игр. Большинство детей отдают предпочтение современным игрушкам, им неинтересно играть с однотонными пластмассовыми пупсами и солдатиками, у которых неподвижные части тела. Мне очень понравились истории жителей моего села про их детские игрушки. Я взглянул по новому на «старые» игрушки. Сейчас для меня так же увлекательно играть с ними, как и с современными игрушками.

 

Заключение

В ходе нашего исследования, мы доказали гипотезу. Современные игрушки интереснее, разнообразнее своих предков. Дети отдают предпочтение игрушкам с дистанционным управлением, меняющим цвет и говорящим сказочным персонажам.

Мир современных игрушек ярче и наделен большими возможностями. Сейчас есть все, что захочешь: домики, игрушечная мебель, одежда для кукол, а раньше всё делали сами дети, своими руками. Игрушки наших бабушек развивали фантазию и творчество, учили работать своими руками.

Для меня игрушки интересны все, у каждой есть свои достоинства и недостатки.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература

  1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

  2. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980.

Устные источники:

  1. Дывдык Елена Сергеевна, 1968 г.р., проживает в селе Боград Боградского района.

  2. Малярова Валентина Фердинандовна, 19 г.р., проживает в селе Боград Боградского района.

  3. Овчинникова Татьяна Вячеславовна, 1976 г.р., проживает в селе Боград Боградского района.

  4. Свердлова Антонина Леонтьевна, 19 г.р., проживает в селе Боград Боградского района.

  5. Селезнева Наталья Юрьевна, 1989 г.р., проживает в селе Боград Боградского района.

Интернет источники:

  1. http://nashidetci.ru/istoriya-igrushek-2/

  2. https://photochronograph.ru/2013/10/12/igrushki-sssr/


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся 2-4 классов по теме: «Любимые игрушки».

 

В какие игрушками ты играешь?

Какая у тебя самая любимая игрушка?

В планшет

Зайка на брелке

В телефон

Попрыгунчик

В телефон

Телефон

Куклы

Барби

В машинки

Грузовик

Куклы

Мишка

В солдатиков

Управляющая машинка

Не в какие

Планшет

Монстер хай

Заяц

Машинки

Дракон обжорка

В куклы

Бейби

В пупсиков

Кукла

В лего

Лего

В телефон

Большой медведь

В ноутбук

Корова

В машинки

Робот

Щенок

Щенок

В монстер хай

Монстер хай

Новые

Котик

В машинки

Пес

В куклы

Пони

В машинки

Машины

В машины

Кукла

В пони

Пони

В барби

Беби бон

В машины

Спинер

В куклы

Мишка

В лего

Лего

 

Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся 2-4 классов по теме: «Какими игрушками ты бы хотел играть?».

Какими игрушками ты бы хотел играть?

Объясни свой выбор

А- старые

Б- новые

 

+

Они современные

 

+

Они классные

 

+

Они классные

 

+

Они красивые

+

+

Мне нравятся

 

+

Я люблю новые игрушки

 

+

Они красивые

 

+

Они интересные

 

+

Красивые

 

+

Я их люблю

+

 

Они крутые

 

+

Они лучше

 

+

Прикольные и красивые

 

+

Красивые

+

 

 

 

+

Лучше

+

 

Они лучше

 

+

Лучше

 

+

Лучше играть

 

+

Они очень красивые и забавные

 

+

Красивые

+

 

 

 

+

 

 

+

Они прикольные

 

+

Интересно играть

 

+

Новые круче

 

+

Очень интересные

+

 

 

 

 

 

 

+

Прикольные

 

+

Красивые

+

 

Не бросаю свои старые игрушки

 

 

 


 


 

Приложение 2.


 

Анкета


 

1. В какие игрушки ты играешь?____________________________________


 

2. Какая у тебя самая любимая игрушка?_______________________________


 

3. Какими игрушками ты хотел бы поиграть: старыми (А) или новыми (Б)?____

А - старые игрушки Б — новые игрушки


 


 


 


 


 

Объясни свой выбор___________________________________________________

____________________________________________________________________


 


 


 


 


 


 

Приложение 3.

 

 

Фото 4.Советские игрушки в музее с. Боград

 

 

Фото 5.Т.В. Овчинникова со своей любим любимым пупсом.

 

 

Фото 6. А.Л. Свердлова с игрушками своего детства

Автор материала: Н. Пирогов (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.