12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баранова Ирина402
Россия, Пермский край, Лысьва

Муниципальный конкурс учебно-исследовательских,

научно-исследовательских и проектно-исследовательских работ учащихся



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1»







Гуманитарное направление

Предметная область (искусство)





Тема работы

Узоры лысьвенской эмали







Выполнила:

Микрюкова Екатерина

ученица МБОУ «Лицей №1»

9 «Г» класса

Руководитель:

Баранова Ирина Валерьевна

учитель ИЗО и черчения МБОУ «Лицей №1»








г. Лысьва

2018 – 2019 уч. год

Содержание


Введение____________________________________________________3

Глава 1. История эмали

1.1. История появления эмали________________________________5

1.2.История развития лысьвенской эмали______________________5

Глава 2. Техники росписи эмали

2.1. Перегородчатая эмаль___________________________________8

2.2. Техника горячей эмали__________________________________9

2.3. Трафаретная печать методом шелкографии_________________10

Глава 3. Лысьвенская эмалированная посуда

3.1. Художники лысьвенского завода эмалированной посуды_____12

3.2. Декорирование посуды__________________________________13

3.3.Исследование спроса и популярности лысьвенской эмалированной посуды________________________________________________16

Заключение__________________________________________________18

Библиографический список_____________________________________20

Приложение


















Введение

На мой взгляд в г. Лысьва есть две знаменитые вещи: каски и эмалированная посуда. В декабре 2014 года в рамках проекта «Музейный центр в доме графа Шувалова» в МБУК «Лысьвенский музей» была открыта новая экспозиция «Секреты лысьвенской эмали». Вот тогда впервые меня заинтересовало это производство. В прошлом году с классом мы ходили на экскурсию в цех, где изготовляют эмалированную посуду и в музей завода эмалированной посуды. После экскурсии у меня появились вопросы, которые касались непосредственно оформления посуды: кто разрабатывает узоры, связаны ли они каким-то образом со спросом на продукцию, как развивалось это искусство.

Поэтому для своей работы я выбрала тему: «Узоры лысьвенской эмали».

Актуальность данной темы я вижу в том, что для нас, современных школьников, живущих в г. Лысьва лысьвенская эмаль — промышленный и художественный бренд Урала, имеющий столетнюю историю, о котором мы должны знать и гордиться.

Вряд ли в Лысьве найдётся хотя бы одна семья, у которой в обиходе не было лысьвенской эмалированной посуды. В нашем городе люди настолько к ней привыкли, что порой не замечают удивительные узоры, которые её украшают. А имён художников, которые работают в цехе эмалированной посуды, знают единицы.

Проблема: мы живем в Лысьве, и мало кто задумывается над тем, что у нас есть очень интересное производство – производство эмалированной посуды. Особенности её производства всегда держались в строгом секрете. Кто придаёт нашей посуде неповторимый образ?

Объект исследования: лысьвенская эмалированная посуда.

Предмет исследования: узоры на лысьвенской эмали.

Цель исследования: выяснение, кто и каким образом создает узоры на лысьвенской эмали.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

узнать об истории производства эмалированной посуды в Лысьве;

узнать имена художников, работающих на заводе;

систематизировать знания о техниках росписи лысьвенской эмали;

исследовать спрос и популярность эмалированной посуды;

узнать о планах развития дизайна лысьвенской эмалированной посуды.

Методы проведения экспериментальной части работы:

изучение литературы по данной теме;

посещение музея эмалированной посуды в заводе;

беседа с художниками;

анализ узоров лысьвенской эмали;

изучение спроса (посуду с какими узорами покупают чаще и почему);

вывод о проделанной работе.

Гипотеза: художники, которые связаны с производством эмалированной посуды, находятся в постоянном поиске новых идей. Лысьвенская эмалированная посуда благодаря их работе, долгое время будет прославлять наш город и радовать своим дизайном.

Практическая значимость: изучение узоров Лысьвенской эмали позволяет:

больше узнать об удивительном производстве Лысьвенской эмали;

повысить свой культурный и интеллектуальный уровень;

соприкоснуться с творчеством художников по эмали.

Научная значимость работы: отсутствие единой литературы, которая бы рассказывала об узорах Лысьвенской эмали и художниках.

В результате исследования планируется получить материал, который можно будет использовать на классных часах в школе, для знакомства с удивительным производством нашего города, о котором знают далеко за его приделами.


Глава 1. История эмали

1.1. История появления эмали

Во время греко-римского периода в Египте появилась настоящая эмаль. Египтяне создали художественные основы цветной отделки металла эмалью, которая до сих пор не теряет своей ценности. Позднее у кельтских племен Франции и Британии получила развитие выемчатая эмаль на бронзе. В специальные ячейки вплавлялось непрозрачное стекло насыщенных цветов. От кельтов техника перешла к римлянам, но не получила у них широкого распространения. В это же время искусство эмали развивается в странах Азии: Персии, Индии, и Китае. Китайская перегородчатая эмаль стала уникальной и самобытной техникой, традиции китайских эмальеров живут и сейчас. Следующим центром эмальерного искусства считается Византия. Византийские перегородчатые эмали называют классическими. Эмаль впервые была использована в качестве самостоятельного изобразительного средства, а не имитации драгоценного камня. Из Византии опыт переходил в Европу, распространялся в Грузию, Армению, Сербию, Киевскую Русь. В этих странах начали создавать школы эмалирования.[2]

История развития лысьвенской эмали

Эмалированную посуду впервые в России начали производить в Лысьве. Ведь первый, может быть только один. Тогда Лысьвенский завод был основной технологической базой во всей стране, именно здесь проводились исследования и разрабатывались стеклоэмали (основа в производстве эмалированной посуды) и потом уже внедрялись на других аналогичных производствах. Производство началось по польской технологии с участием польских специалистов. Производством руководил поляк Янда. Он сохранял технологию производства эмалевых шликеров в секрете от местных инженеров. Первый выпуск эмалированной посуды состоялся 14 сентября (по новому стилю) 1913 года. Но после революции иностранные инженеры увезли с собой все технические документы.  В 1921 году химик-технолог, ученик Д. И. Менделеева, профессор Е. В. Куклин заново открыл секрет изготовления лысьвенской эмали.

Дt1572532603aa.gif о 1927 года выпускалась только такая посуда (рис. 1). А эта сковородка была изготовлена в 1915 году, как раз тем самым поляком Янда. Её нашли в 1986 году у одного из работников.

Вt1572532603ab.gif о время войны приоритеты поменялись, производство эмалированной посуды было остановлено и только в 1954 году её производство было полностью восстановлено.[8]

Шли годы. Однотипная посуда с расцветкой рябчик (рис. 2 – фото из музея) и просто однотонная посуда перестали пользоваться спросом. Людям хотелось видеть у себя на кухне яркую красивую посуду.

Вt1572532603ac.gif 1927 году в Лысьву приезжает художник-самоучка Афанасий Петрович Сокуров, который создает художественную мастерскую и становится её руководителем, набирает девушек и пытается придать нарядность посуде. Он начинает выпускать изделия в художественном исполнении (рис. 3 группа художников, в первом ряду руководитель художественной мастерской Сокуров А.П., слева Кречетова Т.К. (ученица Сокурова А. П.). Так появилась роспись на эмали. Это открыло новую страницу в истории Лысьвенского завода эмалированной посуды.

Цветовая гамма, которую использовали художники, не отличалась особым разнообразием. Декорирование деколями (деколь – многокрасочные переводные изображения, используемые для маркировки и художественного оформления промышленных изделий [3]) появилось только в 80 годах прошлого столетия. Группа художников восполняла недостаток уюта: рисовала пейзажи, сюжеты из сказок... Не забывали и про портреты Ленина, Сталина, Калинина. Сегодня данные работы мы можем увидеть в цеховом музее. [5,1]

Нt1572532603ad.gif а кофейнике с изображением Сталина (рис. 4) мы видим, что работники завода выступают за индустриализацию, а, следовательно, рисунок на продукции отражает исторические события, происходящие в нашей стране.

Художники – творческие люди, которые находятся в постоянном поиске новых идей и техник.

В настоящее время в Лысьве выпускают посуду:

эконом-класса (простые деколи, стандартная упаковка);

новых форм «Квадрат» и «Сфера», с уникальными деколями, в индивидуальной упаковке – словом, посуда, соответствующая мировым стандартам;

есть ещё одно предложение у лысьвенских эмалировщиков – посуда эксклюзивная, не имеющая аналогов, сувенирная, на заказ. Она хороша для подарка, для оформления кухни.

Каждое новое поколение потребляет посуды меньше, чем предыдущее. Меняются качество и образ жизни людей, появляются новые технологии и товары (например, мультиварки). Некоторые специалисты считают, что эмаль может совсем уйти с рынка. Однако пластик и нержавейка вряд ли смогут заменить эмалированную посуду. Она экологична, хорошо и разнообразно деколирует, может служить настоящим украшением кухни.[4]

Глава 2. Техники росписи эмали

2.1. Перегородчатая эмаль

Пt1572532603ae.gif ерегородчатая эмаль – один из видов элитарного авторского искусства. Не один из этапов работы нельзя механизировать. Мастера все делают вручную. Процесс этот весьма трудоёмкий, требует сосредоточенности и внимания.

В чем же заключается техника? Сначала эмаль превращают в крошку. Затем выкладывают рисунок медной проволокой, чтобы разделить эмали разных цветов. При помощи шпателей эмалевую крошку выкладывают между границами проволоки. Изделие аккуратно помещается в муфельную печь. Важно, чтобы ни одна крупица не сдвинулась. После обжига выступающие края проволоки обтачивают, стараясь не задеть эмаль.[5,9]

Мt1572532603af.gif не удалось побывать на мастер-классе по созданию кулона в технике перегородчатой эмали у Людмилы Ивановны Нефёдкиной (дизайнера лысьвенской эмалированной посуды). Там она и рассказала про этапы данной техники. Нам выдали загрунтованную основу кулона, металлические заготовки в виде спиралек, шликер (водная суспензия, состоящая из частиц размолотой эмали с добавками) и фритту (пигмент, красители и стекло, которое перемалывали на мельнице). Нам оставалось лишь разместить элементы на металлической заготовке. Металл и стекло-два совершенно разных материала, но, соединяясь, они образуют совокупность красоты и долговечности. Заключительным этапом является обжиг. Не возможно предсказать какой эффект приобретет картина после прохождения этого этапа. Огонь может внести неповторимую изюминку в работу творца, а может свести её на нет. По окончанию работы нам выдали наши изделия (рис.8) и ниточки. По своему опыту могу сказать, с первого взгляда этот процесс может показаться несложным, но важно нанести на металл слой шликера одной толщины, поскольку после запекания на изделии могут образоваться сколы как в моем случае.

2.2. Техника горячей эмали

Рt1572532603ag.gif азмельченную до порошка эмаль заливают водой. Затем консистенцию наносят на изделие, высушивают, обжигают в муфельной печи (рис. 9, автор – Александра Коршунова). Технология предусматривает строгую очередность обжига. Сначала наносят жаростойкие эмали, затем снова обжигают, но температуру снижают. Самая тугоплавкая эмаль – белая, затем розовая, синяя, зеленая, черная, и в последнюю очередь наносится красная эмаль. При плавлении эмаль ровно заливает необходимые участки. [11]

Мt1572532603ah.gif не стал интересен процесс создания картин в технике горячей эмали, и я сходила на мастер-класс дизайнера художественного отдела Лысьвенского завода эмалированной посуды. Мастер-класс проходил в доме графа Шувалова. В этот раз в качестве исходного материала нам выдали металлические пластины, которые предварительно были загрунтованы и окрашены в белый цвет, шликер, фритту и трафарет маков. В первую очередь мы рисовали фон. Это похоже на рисование акварелью, поскольку цвета также как и на бумаге могут смешиваться. Затем с помощью трафарета рисовали цветы (рис. 10). После этого Людмила Ивановна запекла наши работы в муфельной печи. В процессе обжига мы добавили на свои изделия белую, черную и прозрачную фритту. Сложность данной техники заключается в том, что шликера должно быть достаточно и в результате не должно остаться пустот между цветами.

2.3. Трафаретная печать методом шелкографии

Трафаретная печать методом шелкографии – техника, которой пользуются в массовом производстве. Она предполагает нанесение на продукцию деколи (деколь – многокрасочные переводные изображения, используемые для маркировки и художественного оформления промышленных изделий с последующим обжигом [3]). Таким образом, деколь держится на посуде в течение долгих лет и не теряет свою красоту даже при температурном, химическом и механическом воздействии. Самое главное – метод на 100% экологически безопасен. Не образуются химические соединения, которые могут нанести вред здоровью. Такой метод нельзя механизировать, но он все равно широко применяется в производстве благодаря высокому качеству и художественной ценности наносимых рисунков.

Иt1572532603ai.gif з рассказа Южаниновой Натальи Васильевны (учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №16), работавшей в художественной мастерской цеха эмалированной посуды 1980 – 1983гг, я узнала, что первоначально деколи заказывали в Голландии, затем в Керчи и в Чусовом. Сейчас их заказывают по эскизам художников.

На декольную бумагу по очереди накладываются трафареты, они оставляют пустые места, которые закрашивают специальной краской. После окрашивания трафарет заменяется другим. Процедура повторяется до тех пор, пока деколь не будет готова [6] (рис. 11).

Дt1572532603aj.gif еколи бывают и цифровые, но в отличие от трафаретной печати они очень дорогие, поэтому заказывают их редко. Исходное изображение обрабатывается в программе Photoshop, затем с помощью керамического тонера изображение переносится на декольную бумагу. Изображение покрывают лаком и отмачивают в воде, потом переносят на эмалированную поверхность. Заключительным этапом является обжиг в муфельной печи [6].

Разнообразие техник дает художникам возможность создавать все больше и больше художественных шедевров.


















Глава 3. Лысьвенская эмалированная посуда

3.1. Художники завода

Много талантливых художников работало в разное время в художественной мастерской завода.

t1572532603ak.gift1572532603al.gift1572532603am.gif



Южанинова Наталья Васильевна (рис. 12) рассказала, что рисовальщиками (так их называли) работали Чагачкина Галина Григорьевна (рис. 13) и Родионова Алевтина Анатольевна, которые создавали монументальные изображения и картины.

Вt1572532603an.gif настоящее время в мастерской работает удивительный человек – Нефёдкина Людмила Ивановна (рис. 14), которая работает в технике художественной эмали. Её картины можно увидеть в музее завода эмалированной посуды (рис. 15 «Утор», «День», «Вечер», 2013 г.) [8]

Пt1572532603ao.gif омимо картин она создаёт арт-объекты. Одним из таких примеров является «Эмалика» (рис 16). Работа создавалась при участии группы механиков цеха эмалированной посуды. Особенность «Эмалики» в том, что она состоит из продукции нашего завода. Сейчас мы можем увидеть её в фирменном магазине Лысьвенского завода эмалированной посуды. 


3.2. Декорирование посуды

Сегодня под торговой маркой «Лысьвенские эмали» представлен широкий ассортимент нового поколения эмалированной посуды интересных форм и расцветок, над которыми трудятся художники предприятия.

Цt1572532603ap.gif ветная посуда — актуальный тренд (временная закономерность, ставшая тенденцией) не только среди обычных покупателей, но и среди профессионалов кулинарного мира. Лысьвенские эмали (ЛЗЭП) — производитель со своим уникальным стилем. Изучая узоры на лысьвенской эмали, я пришла к выводу, что их можно объединить в группы:

оt1572532603aq.gif днотонная посуда. Такую посуду, как я выяснила у продавца в магазине лысьвенской эмалированной посуды, очень любят покупать молодые люди. Они считаю, что она хорошо вписывается в интерьер и выглядит стильно (рис. 17);

посуда с геометрическим узором: «Шотландка» и «Горох красный» (рис. 18 и 19);

рt1572532603ar.gift1572532603as.gift1572532603at.gif астительные и цветочные узоры на светлом и тёмном фоне (ветка берёзы, розы, тюльпаны, лилии…) (рис. 20);

фрукты, ягоды «Сочная земляника» (рис. 21);

детские узоры («Азбука» — такую посуду, берут, когда дети идут в школу, пользуются большим спросом детские рисунки с животными) (рис. 22 и 23);

t1572532603au.gift1572532603av.gif









передающие реальные или вымышленные объекты (смайлы, футбольные мячи, арбузы) (рис. 24). Когда появилась посуда «Арбуз», по рассказу продавца, её покупали молодые люди и везли на юг. Они говорили, что у них там так много арбузов, что посуду не отличат от настоящего!!!

t1572532603aw.gif


исторические события (в нашем городе ко Дню Победы ветеранам вручали посуду с памятными знаками) Такая посуда была практически в каждом доме г. Лысьвы (рис. 25 (см. Приложение 2);

эксклюзивная (подарочная). Изображены виды г. Лысьва. (рис. 26);


t1572532603ax.gif








Лt1572532603ay.gift1572532603az.gif ысьвенская посуда имеет не только красивый дизайн, но и практическую направленность. Посуда «Римские каникулы» внутри коричневого цвета, чтобы можно было отваривать овощи, а эмаль не темнела (рис 27).

Как реакция на быстроменяющуюся конъюнктуру посудного рынка планы у разработчиков немалые и амбициозные. Тут главное – не опоздать, и, как говорится, попасть в струю.

Художники, работающие на данном предприятии, находятся в постоянном поиске.

3.3. Исследование спроса и популярности лысьвенской эмалированной посуды

Яt1572532603ba.gif решила посмотреть пользуется ли продукция лысьвенского завода популярность среди семей моих одноклассников. В опросе участвовало 22 человека. Из них лишь у 14 имеется эмалированная посуда. Также я попросила показать фотографии посуды, чтобы знать, какая тематика узоров более популярна.

Чt1572532603bb.gif етыре семьи купили продукцию самостоятельно; четырем семьям подарили; остальные шесть семей получили часть посуды в качестве подарка и часть посуды приобрели самостоятельно (рис. 28).

Три семьи являются обладателями посуды менее года; четыре семьи владеют посудой от 1 года до 5 лет; две семьи имеют посуду от 5 лет до 10 лет; семь семей владеют посудой уже более 10 лет (рис. 29).

Дt1572532603bc.gif евять семей оценили качество посуды на 5 из 5 баллов; четыре семьи оценили качество на 4 балла; одна семья оценила качество на 3 балла (рис. 30).

Дt1572532603bd.gif евять семей оценили удобство в использовании на 5 баллов из 5 возможных; пять семей оценили на 4 балла (рис. 31).

В плане дизайна мнения семей разделились. Пять семей поставили оценку 5 из 5; пять семей оценили на 4 балла; две семьи на 3 балла; две семьи на 2 балла (рис. 32).

Семь семей считают, что качество товара соответствует цене на 5 баллов из 5; семь семей оценивают на 4 балла (рис. 33).

Тt1572532603be.gif ринадцать семей порекомендовали бы продукцию лысьвенского завода своим друзьям и знакомым, а одна семья нет.

В семьях присутствует весь ассортимент лысьвенской посуды от кастрюль, которых покупают достаточно много, до баков, бидонов и тазов (рис. 34).

Нt1572532603bf.gift1572532603bg.gif а последний вопрос анкеты смогли ответить не все семьи. Из восьми ответивших семей пятерым приглянулся дизайн; две семьи считают, что на момент покупки не было большого выбора товаров; и одна семья выбирала посуду по качеству, а не по дизайну.



Заключение

В процессе работы над заявленной темой я узнала много интересных фактов об истории и росписи эмали. До исследования узоры на эмали для меня ассоциировались только с узорами на посуде. Оказывается, существуют разные техники росписи по эмали: перегородчатая эмаль, техника горячей эмали и трафаретная печать методом шелкографии. Мне удалось побывать на мастер-классах Нефёдкиной Людмилы Ивановны и попробовать расписать под её руководством кулон в технике перегородчатой эмали и картину в технике горячей эмаль. Я увидела замечательные работы художников по эмали, в том числе Нефёдкиной Людмилы Ивановны (картины и арт-объекты).

Изучая узоры на лысьвенской эмалированной посуде и спрос на неё, я пришла к выводу:

в домах у опрошенных семей преобладает продукция старого образца, и её большая часть уже не выпускается (как я узнала у продавца магазина «Лысьвенская эмалированная посуда» многие виды посуды перестали выпускать из-за санкций, например, некоторые ручки кастрюль, чайников закупали за границей);

люди, которые пользуются посудой более 5 лет, говоря, что качество было выше и ассортимент разнообразнее;

популярны кружки в честь победы в Великой Отечественной войне, подарочный ассортимент (например, кружка с изображением достопримечательностей города (см. рис. 26)), «смайлы», «арбуз», «футбольный мяч» (см. рис. 24). Данные изделия заслуживают восхищения;

имеет место быть посуда эконом-класса и эксклюзивная (цена на посуду хорошо видна в пункте 3.2). Люди с разным достатком должны иметь возможность приобретать необходимые им вещи.

Потребитель год от года становится всё взыскательней и к качеству изделий, и к дизайну, и к форме, чтобы лысьвенская посуда продолжала радовать не только жителей нашего города, но и других регионов необходимо:

пересматривать ассортимент продукции, ориентируясь на запросы рынка;

если спрос на продукцию низкий, то её надо сразу снимать с производства;

иt1572532603bh.gif зучать ассортимент конкурентов («Эмаль» г. Магнитогорск, ООО "Северсталь-Эмаль" г. Череповец» и зарубежных фирм в Китае, Турции и Польше);

может быть, использовать деколи с национальной тематикой и первые пробы уже есть (рис. 35 «Узбекская пахта»).

Я надеюсь, что производство эмалированной посуды в г. Лысьве будет развиваться и дальше.

Таким образом, моя гипотеза верна – художники, которые связаны с производством эмалированной посуды, находятся в постоянном поиске новых идей. Лысьвенская эмалированная посуда благодаря их работе, долгое время будет прославлять наш город и радовать своим дизайном, не только в разных регионах нашей страны, но и за рубежом, благодаря её цене, качеству и красоте.

Своей работой я осталась довольна, я получила много положительных эмоций особенно на мастер-классах.







Библиографический список

Альбом «Товары Широкого Потребления», Москва, 1954 год

Бреполь Э. Художественное эмалирование. / Эрхард Бреполь; - Л. М.:  «Машиностроение» 1986 - 127 с.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012.

Валентина Кокшарова статья «О модной посуде замолвите слово…» газета «ИСКРА» 25.07.2014

Информационный вестник «Заводская жизнь» Выпуск №, ноябрь, 2018

Информационный вестник «Заводская жизнь» Выпуск №2, декабрь,2018

Каталог товаров «Elros» и «Лысьвенские Эмали»

Музей Лысьвенского завода эмалированной посуды

https://studfiles.net/preview/6811881/page:4/

https://www.instagram.com/850degress_glass/

http://fb.ru/article/332803/goryachaya-emal-v-yuvelirnyih-ukrasheniyah-tehnologiya-naneseniya

https://vk.com/degrees850

















Приложение 1

Анкета

Имя__________

Возраст_______

Пол__________

Есть ли у Вас дома лысьвенская эмалированная посуда?

Да

Нет

Какой вид продукции у Вас имеется?

Кастрюля

Чайник

Ведро

Мантоварка

Котлы (баки)

Кружка

Дуршлаг

Воронка

Салатник

Поднос

Ковш

Таз

Бидон

Миска

Другое___________

Как она (посуда) у Вас оказалась?

Купили самостоятельно

Подарили

Как давно Вы пользуетесь этой посудой?

До года

От 1 года до 5 лет

От 5 лет до 10 лет

Более 10 лет

Оцените степень удовлетворенности продукцией по каждому критерию. Оценка степени удовлетворенности производится в баллах по шкале: 1- плохо, 2- неудовлетворительно,3 - удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично.

Соответствует ли качество вашим ожиданиям?

1 2 3 4 5

Удобна ли продукция в использовании?

1 2 3 4 5

Довольны ли вы дизайном?

1 2 3 4 5

Цена на продукцию соответствует качеству?

1 2 3 4 5

Вы бы порекомендовали эту продукцию знакомым?

Да

Нет

Почему при покупке выбрали посуду с данным узором?


Спасибо за уделенное время!

Приложение 2

Лысьвенская посуда в домах моих одноклассников


t1572532603bi.jpg

















t1572532603bj.jpgt1572532603bk.jpg








t1572532603bl.jpgt1572532603bm.jpg














t1572532603bn.jpgt1572532603bo.jpg















t1572532603bp.jpgt1572532603bq.jpg

















t1572532603br.jpg















t1572532603bs.jpg

t1572532603bt.jpg















t1572532603bu.jpg









t1572532603bv.jpgt1572532603bw.jpgt1572532603bx.jpg

t1572532603by.jpgt1572532603bz.jpgt1572532603ca.jpg











24



Автор материала: Е. Микрюкова (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Анатольевна, 31.10.19 в 18:33 2Ответить Пожаловаться
Очень интересно, спасибо. У нас предыдущая электроплита была "Лысьва" Ваше "землячка"?
Ватолина Светлана Анатольевна, 01.11.19 в 18:18 0Ответить Пожаловаться
Продуманная и интересная работа!!! Спасибо Екатерине!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.