Исследовательская работа "Юнги из Березников на фронтах Великой Отечественной войны"

10
8
Материал опубликован 8 May

Автор публикации: М. Кель-Миллер, ученик 7 класса

Пояснительная записка

Название

«Юнги из Березников на фронтах Великой Отечественной войны»

Ресурс

Исследовательская работа

Автор, возраст

Кель-Миллер Максим, 14 лет

Краткая аннотация

Исследование, основанное на поиске и сборе информации о биографиях юнг из Березников, учившихся в годы войны в Соловецкой Школе юнг ВМФ, воевавших на кораблях ВМФ.

Участие в конкурсах

1. Городской конкурс исследовательских работ учащихся (диплом за 1 место в номинации «История»)

Класс

7 класс

Объединение

«Рулевые-мотористы»

Учреждение

МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Каскад»

Педагог

Кузнецова Г.И.


Исследовательская работа по теме

ЮНГИ ИЗ БЕРЕЗНИКОВ НА ФРОНТАХ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение - 3

1. Основные сведения о Школе юнг ВМФ на Соловецких островах - 5

2. Юнги из Березников

2.1. Калашников Эрик (Эрих) Борисович - 7

2.2. Вагин Владлен Аркадьевич - 11

2.3. Ощепков Владлен Валерьянович - 13

2.4. Киселёв Андрей Иванович - 16

2.5. Сакулин Виктор Александрович - 20

2.6. Каплан Борис Ефимович  - 24

2.7. Пружан Израиль Львович - 24

2.8. Бобылев Юрий Степанович (поиск) - 24

2.9. Князев Виктор Александрович (поиск) - 24

2.10.Костыркин Иван Матвеевич (поиск) - 24

2.11. Кузнецов Сергей Дмитриевич (поиск) - 24

2.12. Ваулин Николай Афанасьевич - 25

3. Заключение - 27

4. Список источников - 28

ВВЕДЕНИЕ

Я – юнга, занимаюсь в объединении «Рулевые-мотористы», уже второй год изучаю лоцию, устройство судна, историю флота и другие флотские науки, учусь вязать морские узлы. В зимние каникулы мы с мамой ездили в аквапарк города Казань. Возвращаясь, мы случайно поехали на трамвае другого номера. Вдруг на одной из ближайших от аквапарка остановок мне бросилось в глаза слово «юнги». Оказалось, это была улица Соловецких юнг. Я тут же принялся искать в Интернете, кто это такие «соловецкие юнги», что в их честь названа довольно длинная улица Казани. Я узнал, что и в Перми, в Нижней Курье, тоже есть улица, носящая имя «Юнг Прикамья».

По истории флота в кружке мы проходили эпоху от древних времен до начала восемнадцатого века (правление Петра Первого), и подробно изучать историю военно-морского флота во время Великой Отечественной войны будем через год.

Я продолжил поиски информации. Оказалось, что соловецкие юнги – это подростки 15-16 лет, которые обучались в созданной по приказу Главкома ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова от 25 мая 1942 года Школе юнг на Соловецких островах в Белом море.

Наша страна понесла большие потери в самом начале войны, еще больше при обороне Москвы и Ленинграда. Флот тоже испытывал нехватку специалистов. Как и в тылу, где на смену ушедшим на войну мужчинам к станкам встали подростки, соловецкие юнги должны были пополнить экипажи военных кораблей.

Вернувшись на занятия, я рассказал эту историю нашему педагогу. Оказалось, что она не только подробно может рассказать об этой Школе, но и была лично знакома с некоторыми юнгами из Березников, выпускниками этой Школы, показала свои фотографии с ними.

Однако полной информации об этих людях у нашего педагога нет. Мы начали исследование.

Но и на сайте БИХМ есть список только из 7 фамилий с краткой (у некоторых буквально в одну-две строчки) биографией.

Цель исследования: сохранение (увековечивание) памяти о березниковских юнгах времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • ​​​Ознакомиться в БИХМ с имеющейся информацией о березниковских юнгах, их количестве, биографиями (при наличии).
  • Собрать информацию о юнгах из Березников времен Великой Отечественной войны в сети Интернет по материалам сайтов «Бессмертный полк», «Подвиг народа». «Память народа» и других.
  • Систематизировать и обобщить полученные сведения.
  • Оформить экспозицию «Юнги из Березников на фронтах Великой Отечественной войны» в музейном уголке «История флота Прикамья: вчера, сегодня, завтра».

Объектная область: история Великой Отечественной войны.

Объект исследования: документальные свидетельства о юнгах из Березников, воевавших в период второй Мировой войны.

Предмет исследования: биографии юнг Великой Отечественной войны из г.Березники.

Методы исследования: поиск и сбор информации в Интернете, в архиве ГАСПИ, других источниках, интервьюирование, опрос, анализ, систематизация, обобщение.

Практическая значимость. Указом губернатора Дмитрия Махонина № 93 от 29.09.2022 в Пермском крае 25 мая будет ежегодно отмечаться День памяти Северных юнг. Материалы данной исследовательской работы можно будет использовать при подготовке к празднованию Дня Победы, Дня памяти Северных юнг, Дня Героев Отечества, Дня защитника Отечества и других, проводить экскурсии в музейном уголке «История флота Прикамья: вчера, сегодня, завтра» ДЮЦ «Каскад» для детей и взрослых, ветеранов.

1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ ЮНГ ВМФ

НА СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВАХ

Учитывая затяжной характер войны и многочисленные письменные обращения мальчишек, Народный Комиссариат Военно-Морского Флота издал приказ о создании Школы юнг ВМФ. В приказе от 25 мая 1942 года, подписанном Народным Комиссаром ВМФ адмиралом Н.Г. Кузнецовым, было сказано: «…Школу укомплектовать юношами комсомольцами и не- комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольцами …». 1, с.2

Широкого оповещения о наборе в школу не давалось, так как опасались излишнего энтузиазма среди юношей, самовольных побегов на флот. Поэтому набор был объявлен через обкомы ВЛКСМ только в Москве и 8 областях, включая Молотовскую область.

Провожали пермских, и в том числе березниковских юнг с площади Окулова, откуда позднее, в 1943 году на фронт уйдут бойцы Уральского Добровольческого танкового корпуса, поэтому теперь это сквер Уральских добровольцев. В память об этих днях на одном из домов вблизи сквера установлена мемориальная доска со словами: «В годы Великой Отечественной войны с этой площади уходили добровольцами 15-16 летние мальчишки в Соловецкую школу юнг Военно-Морского флота».

Всего Школа сделала пять наборов: три военных (1942-43, 1943-1944, 1944-45, для участия в боевых действиях и тралении) и два послевоенных (1945-46, 1946-1947, для боевого траления рек и морей СССР от своих и фашистских мин). Правда, послевоенные наборы юнг уже назывались «кронштадтскими», так как в октябре 1945 Школа на Соловках была свернута и переведена в Кронштадт.

t1715190237aa.jpg

1. Юнги Соловецкой Школы

Тяжелее всего пришлось юнгам первого набора, так как материальной базы для Школы ещё создано не было, и ребятам пришлось все делать самим: они отремонтировать старое, полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшую деревянную гостиницу для богомольцев в деревне Савватьево, которая располагалась в нескольких километрах от Соловецкого кремля. В этих зданиях расположились учебные классы. Жить юнги должны были в землянках, но и их надо было сначала вырыть в стылой северной земле, обшить и укрепить бревнами и досками, чтобы не осыпалась земля, поставить печи, обустроить кубрики, а до этого момента они ночевали в палатках, все остальное время проводили на свежем воздухе, и даже ели, несмотря на капризную северную погоду. Купались поначалу в ближайшем озере, в холодной воде, потом построили баню.4, с. 254, 259

Юнги стойко переносили все испытания. Осваивали специальности рулевых, сигнальщиков, мотористов, радистов, боцманов, электриков, акустиков. Ходили в наряды, заставы. Строго следовали уставу. Учились прилежно, несмотря на то, что иногда на целый класс приходился всего один учебник.

Юнги проходили практику по военно-морскому делу: учились плаванию и спасению утопающих, оказанию первой помощи, выходили в море на шлюпках под парусом и на веслах, изучали оружие, отрабатывали навыки на тренажерах по борьбе за живучесть корабля, по борьбе с пожарами. 5

Приходилось юнгам заниматься и прочёсыванием лесов, обезвреживанием сбрасываемых с самолётов вражеских лазутчиков и диверсантов, ведь в 1942 г. фашисты бомбили Архангельск и Соловецкие острова.

Юнги обучались в школе один год, по её окончании они отправлялись служить в действующий флот, где по достижении совершеннолетия зачислялись в кадровый состав.6

Нам удалось выяснить, что из Березников были отобраны и прошли обучение в Школе юнг, а затем служили в ВМФ:

  • Калашников Эрик (Эрих) Борисович, 1926 г.р.
  • Вагин Владлен Аркадьевич, 1927 г.р.
  • Ощепков Владлен Валерьянович, 1928г.р.
  • Киселёв Андрей Иванович, 1927 г.р.
  • Сакулин Виктор Александрович, 1927 г.р.
  • Каплан Борис Ефимович 1927 г.р.
  • Пружан Израиль Львович,1927 г.р.
  • Бобылев Юрий Степанович, 1926 г.р.
  • Князев Виктор Александрович, 1927 г.р.
  • Костыркин Иван Матвеевич, 1926 г.р.
  • Кузнецов Сергей Дмитриевич 1927 г.р.

По нашим сведениям, имеющиеся данные неполные: в периодической печати со слов председателя Пермского Совета юнг ВМФ А.П.Леонтьева, из Березников в Школу были направлены около 20 человек. Данные уточняются.


2. ЮНГИ ИЗ БЕРЕЗНИКОВ

2.1. Калашников Эрик (Эрих) Борисович, 1926г.р.

Юнга первого призыва

t1715190237ab.jpg

2. Калашников Э.Б. На обороте: «Любимой маме от сына 1.10.44»

Родился 02 сентября 1926 г. в деревне Володино Соликамского района. В 1938 году вместе с родителями переехал в Березники, жили в бараках на Ждановских полях.

Эрик одним из первых, в 1942 году, подал заявление в Ворошиловский РВК о зачислении в школу юнг Северного флота на Соловецких островах.

t1715190237ac.jpg

3. Справка об отправке Калашникова Э.Б. в Школу юнгов от 24.08.1942г.

Прибыли на практически пустое место, стали обустраивать землянки, потом началась учеба. Главными стали спец.дисциплины. Позднее Эрих Борисович вспоминал: «Школу и жилища оборудовали сами. В монастырском кремле проходили ускоренную строевую подготовку. С зимы 1942 до июня 1943 г. изучали рулевое дело, шлюпочное дело, устройство корабля и навигацию. Готовили нас очень серьёзно, были занятия по морской топографии, чтобы мы умели читать и корректировать карты, учили метеослужбе, сигнальному делу. Прошли боцманское дело по обиходу корпуса корабля – покраску, парусное и такелажное дело. Выпустилсясо специальностью рулевой-сигнальщик.

Жили мы в Савватьево. Там была монастырская баня – стены из больших камней-валунов, пол из каменных плит, печь из плит очень старая, ещё с петровской эпохи. Один раз её зимой умудрились заморозить, а когда стали топить, плиты лопнули, и нам пришлось какое-то время стираться и мыться в проруби.

До принятия присяги мы ходили на караульные посты с учебными винтовками. Но когда в небе стали появляться немецкие «рамы» (двухбалочные разведывательные самолёты «Фокке-Вульф» Fw 189) нам стали выдавать боевые винтовки, мы несли уже гарнизонную службу».

17 августа 1942 года вместе с другими юнгами Эрик принял присягу. Но в душе все равно оставались детьми: «В нашей роте был Чижиков, он дружил с Валентином Пикулем, который потом стал знаменитым писателем. Чижиков был самым маленьким ростом, даже не мог дотянуться до кончика штыка. Звали мы его Чижиком, потешались над ним. Шутили «Чижик, сгони воробья, он на штыке сидит». А он не унывал, отвечал задирщикам: «Да не, не могу, больно высоко тянуться».

После выпуска в августе 1943 г. Эрих Борисович был направлен на службу в команду лёгкого крейсера «Молотов» Черноморского флота. Эрик просился служить на боевые торпедные катера, чтобы чаще воевать, участвовать в десантах и торпедных атаках.

t1715190237ad.jpg

4. Легкий крейсер «Молотов» проекта 26-бис в Севастополе, 1941г.

Бывший юнга вспоминал, как порой попадало за озорство: «На построении как-то выстроились, а одного юнгу вниз головой засунули в ящик, чтобы одни только ноги торчали, вроде детская шалость, а попало не по-детски».

В 1945 г. Эрих Борисович был переведён в звании старший матрос на службу в команду тральщика ТЩ-336 Тихоокеанского флота. Войну закончил весной 1946 г. в проливе Лаперуза, который разделяет Сахалин и о. Хоккайдо Японии, когда убрали с фарватеров последние мины. После войны продолжил срочную службу на тральщиках ТЩ-336, ДТЩ-16, БТЩ-2. Демобилизовался 31 марта 1950 года и вернулся в родной город.

Имел ранение. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью Ушакова, юбилейными медалями.


2.2. Вагин Владлен Аркадьевич. 1927 г.р.

Юнга второго призыва

t1715190237ae.jpg

5. Вагин В.А.

Родился 18 сентября 1927 г. в городе Кизел. Его отец Аркадий Осипович Вагин был кадровым военным, старшим батальонным комиссаром 65-го гаубичного артиллерийского полка 117-й стрелковой дивизии. Отец погиб в самом начале войны, в июле 1941, обороняя Белоруссию. Мать Вагина Таисия Александровна – работник дошкольного учреждения (детский сад-ясли, воспитатель).

Владлен подал заявление о зачислении его в Школу юнг Северного флота на Соловецких островах в Ворошиловский РВК в 1943 году.

В 1944 г. по окончании Школы со специальностью рулевой (моторист)был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский флот. Принимал участие в войне с Японией в августе 1945 года, воевал на сторожевом корабле СКР-А Т «Ф». После войны мотористом проходил срочную службу на лёгком крейсере «Лазарь Каганович» Тихоокеанского флота.

t1715190237af.jpg

6. Крейсер «Лазарь Каганович» («Каганович»)

В 1950 году демобилизовался и вернулся в родной город Березники. Работал на Березниковском азотно-туковом заводе, затем мастером ремонтно-механического цеха Березниковского титано-магниевого комбината, начальником отдела труда в организации «Уралспецмедремонт». Умер 1 марта 1968 г. на рабочем месте. Был женат (Вагина Александра Андреевна), растил сына Валерия. Сейчас в Березниках живут два его внука Владлен Валерьевич (1978 г.р.) и Николай Валерьевич (1980г.р.)

Был награждён медалью «За победу над Японией», юбилейными медялями.


2.3. Ощепков Владлен Валерьянович, 1928 г.р.

Юнга второго призыва

t1715190237ag.jpgt1715190237ah.jpg

7. Ощепков В.В. (1950г.) 8. Ощепков В.В. с березниковскими юнгами (1990г.)

Родился 04.07.1928 г. в г. Кизел.

До войны жил с семьёй в Березниках. Окончил 7 классов школы им. Горького (сейчас СОШ № 2). В 1943 г. с рекомендацией от городского комитета ВЛКСМ был направлен в Соловецкую школу юнг (второй призыв).

Позднее Владлен Валерьянович вспоминал: «Сначала из Перми мы долго ехали на поезде, в вагонах-теплушках. Лето было в разгаре, в вагонах было душно, жарко, а ближе к северу – ночами стало заметно холодать. Потом до острова нас везли на барже. Я в первый раз попал в качку, хорошо, что не укачивался, как некоторые ребята. Может, сказалось, что я любил рыбачить, и мне доводилось плавать на деревянной рыбацкой лодке. В школе много внимания уделялось физической подготовке, изучению устава и прочих военных дисциплин, несению караульной службы. Спрос был как со взрослых, без скидок на возраст. Привилегия была только одна: не сажали на гауптвахту».

Владлен распределился во 2-ю роту, учился на радиста, старательно осваивал флотские премудрости: за успехи в учебе в Березники от командования Школы родителям было направлено письмо со словами благодарности за хорошее воспитание сына.

t1715190237ai.jpg

9. Учебный ключ радиста 2 шт. Подарок Ощепкова В.В. музею КЮМ г.Березники (1990г.)

В 1944 г. был направлен радистом (телеграфистом) на канонерскую лодку «Советский Дагестан» Каспийской военной флотилии.

t1715190237aj.jpgt1715190237ak.jpg

10. КЛ «Советский Дагестан» КВФ в устье Волги. 11. Линкор «Новороссийск (1949г.)

Впоследствии служил на Черноморском флоте, на знаменитом линейном корабле «Новороссийск». Участвовал в правительственном задании по приемке трофейных итальянских кораблей. В 1949 г. закончил военную службу на эсминце «Лёгкий» в звании старшего матроса.

После демобилизации возвратился в Березники. Работал электриком на ТЭЦ-2, одновременно учился на вечернем отделении Свердловского энергетического техникума. С 1962 г. до пенсии проработал на Березниковском титано-магниевом комбинате. В течении 8 лет был депутатом городского Совета народных депутатов.

t1715190237al.jpg

12. Фото из каталога Музея Соловецкой Школы юнг ВМФ.1, с.44

Владлен Валерьянович вел активную общественную работу и в своем цехе, и в городе: вместе с рабочими цеха был шефом клуба юных техников «Азот», участвовал в работе Совета ветеранов, постоянно встречался с пионерами и комсомольцами, участвовал в патриотических мероприятиях. Встречался с однополчанами, участвовал в создании музея Школы Юнг на Соловецких островах2, с.352, 3, с.8.

Ощепков Владлен Валерьянович награжден медалью «За победу над Германией», медалью Ушакова, несколькими юбилейными медалями.

За активную работу с молодежью и доблестный труд был удостоен почетных знаков и званий «Наставник молодёжи», «За активную работу в ДОСААФ», «Ударник коммунистического труда», «Отличник социалистического соревнования» и других.


2.4. Киселёв Андрей Иванович, 1927 г.р.

Юнга второго призыва.

t1715190237am.jpg

13. А.И. Киселёв с матерью и младшей сестрой Анной 1948 г. Из фондов БИХМ.

В 1943 г. поступил в Соловецкую школу юнг.

В 1944 г. был направлен рулевым на Гвардейский эсминец «Гремящий» Северного флота под командованием капитана 3 ранга Евгения Терентьевича Кашеварова. Эсминец сопровождал американские, британские и советские транспортные судна по северному морскому пути.

t1715190237an.jpg

14. Эсминец «Гремящий».

19 июня 1944 года, выполняя задание по охране ледокола «И.Сталин», эсминец потопил вражескую подводную лодку, сорвав при этом атаку немецкой «волчьей стаи» подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 ныряющих 130-мм снарядов. За героизм во время этого похода юнга А.Киселёв получил медаль «За отвагу» из рук командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко.

Вместе с экипажем «Гремящего» юнга А. Киселев участвовал в сопровождении:

  • 24-26 августа 1944г. конвоя JW-59;
  • 28-30 августа конвоя БК-30;
  • 23 и 24 сентября конвоя JW-60;
  • 30 сентября и 1 октября конвоя КБ-29;
  • 2 и 3 октября конвоя ИК-15.

9 октября 1944г. «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» из губы Эйна осуществлял поддержку действий войск демонстрационного десанта на мысе Пикшуев.10 и 11 октября «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» прибыли в Мотовский залив, где состоялось демонстративная (с целью отвлечь противника от направления главного удара) высадка десанта в районе реки Титовки. Корабли выпустили по 475 130-мм снарядов, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через Титовку.

16-17 октября «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя ИК-17.

t1715190237ao.jpg

15. Вахта впередсмотрящего на «Гремящем» при сопровождении конвоя.

25 и 26 октября Киселёв А. И. со своим экипажем в составе отряда кораблей участвовал в поиске вражеских судов до Берлевога, но не обнаружили противника. Поэтому «Гремящий» совместно с эсминцами «Разумный», «Разъяренный» и лидером «Баку» повернул к норвежскому порту Вардё и обстрелял его. Огонь велся централизованно по данным РЛС. Всего было выпущено 597 130-мм снарядов (со всех кораблей), но, после того как немецкие береговые батареи открыли ответный огонь, отряд кораблей отошел. Это была последняя боевая операция «Гремящего».

t1715190237ap.jpg

16. Эсминец «Гремящий»: корпусные работы.

В октябре-декабре 1944г. эсминец снова участвовал в эскортировании:

  • 28-30 октября конвоя JW-61;
  • 30 октября - 1 ноября конвоя RA-61;
  • 3-5 ноября конвоя КБ-32;
  • 19-21 ноября конвоя АБ-15;
  • 24-26 ноября конвоя БК-37;
  • 6-8 декабря конвоя JW-62.

14 декабря 1944 г. эсминец «Гремящий»был поставлен на капитальный ремонт в Молотовске на заводе № 402 и больше в боевых действиях не участвовал. 

t1715190237aq.jpg

17. Матрос Киселев после награждения (1945г.)

После войны Андрей Иванович Киселёв поступил учиться в военно-морское училище, по окончании служил на пограничном сторожевом корабле. Демобилизовался в 1956 г.

Несколько лет преподавал в Пермском речном училище (?).

В Ютубе есть видеоролик (52 сек.) о встрече ветерана с учащимися лицея милиции г.Перми : https://www.youtube.com/watch?v=cvvabH6dQAI. К сожалению, на видео нет его голоса, есть только монолог преподавателя.


2.5. Сакулин Виктор Александрович, 1927 г.р.

Юнга первого призыва

t1715190237ar.jpg

18. Сакулин В.А.

Родился 2 декабря 1927 года в селе Юрла Юрлинского района Коми-Пермяцкого автономного округа в большой и дружной семье. Отец – Сакулин Александр Матвеевич (1906г.р.), мать – Сакулина (дев.Балятинских) Варвара Ивановна (1908г.), оба уроженцы с.Юрла. В семье, кроме Виктора было еще 4 детей: Борис…(данные уточняются)

В начале сороковых годов семья переехала в строящийся город Березники.

Весной 1941 года Витя закончил шесть классов. Поступил в ремесленное училище на токаря. Но… Началась война. Отец в первыеже дни ушел на фронт, надо было кормить семью. Витя, как и многие подростки, встал к токарному станку. «Работали на эвакуированном из Днепропетровска заводе имени Петровского. Работа была трудной, но никто не жаловался, все понимали важность выполняемых заданий по изготовлению военной продукции»,– вспоминал впоследствии Виктор Александрович.

Узнав о наборе, Виктор подал заявление в горком ВЛКСМ и был призван Ворошиловским райвоенкоматом г.Березники для обучения Соловецкой Школе юнг ВМФ. Здесь он не только 19 июля 1942г. вступил в комсомол, но и 17августа принял воинскую присягу. Виктор обучался во второй смене роты рулевых 2, с.338, 3, с.4.

29 августа он с отличием закончил Школу, и был направлен в дивизион базовых тральщиков 4-й бригады траления Краснознаменного Балтийского флота.

t1715190237as.jpg

19. Сакулин В.А (справа)

Юнга В.Сакулин служил рулевым сначала на Гвардейском базовом тральщике БТЩ-205 «Гафель» под командованием капитана 3 ранга А.В.Соколова, затем на аналогичном тральщике БТЩ-217 (командир – капитан-лейтенант К.М.Буздин). Выводил на позиции и встречал возвращавшиеся подводные лодки, приписанные к плавбазам «Полярная звезда» и «Ленсовет». В октябре-ноябре 1943 года БТЩ-205 в составе группы артиллерийской поддержки обеспечивал траление Гогландского плёса катерными тральщиками.

30 октября «Гафель» совместно с тральщиком Т-217 подавили батарею противника на острове Б.Тютерс, открывшую огонь по нашим катерным тральщикам. В декабре 1943 г.  январе 1944 г. в тяжелых погодных условиях, когда Балтика скована льдом, Т-205 обеспечивал перевозку личного состава и техники 2-й ударной армии генерала И.И. Федюнинского с мыса Лисий Нос в Ораниенбаум, на Ораниенбаумский плацдарм.

В районе острова Нерва тральщики участвовали в боях с немецкими эсминцами.

В июле 1944 г. тральщик, на котором служил юнга Сакулин, перевозил стрелковые части на Карельский перешеек. 1 августа 1944 г. при отходе от причала в бухте Ола-Лахт задел винтами затонувший плот и вынужден был встать в док. Больше тральщик в боевых действиях не принимал участия, только в тралении.

t1715190237at.jpg

20. Тральщик БТШ-205.

После войны гвардии старший матрос Сакулин Виктор проходил срочную службу. Его тральщик был переоборудован для траления магнитных мин.Эти корабли моряки в шутку называли «пахарями моря».

Виктор демобилизовался 21 февраля 1950г. в звании старшины 1-й статьи. Вернулся домой. Сначала учился в Школе рабочей молодёжи, затем поступил на вечернее отделение Свердловского энергетического техникума. Работал сначала простым слесарем, нормировщиком, а, получив диплом инженера-теплотехника, стал мастером на Березниковской ТЭЦ-2.

В 1963-65 году в Яйве построили ГРЭС, и Виктора Александровича пригласили на работу сначала старшим мастером котлотурбинного цеха, а затем назначили заместителем директора Яйвинской ГРЭС-16. Он с семьей переехал в поселок Яйва Александровского района. В должности замдиректора Сакулин В.А. проработал восемь лет.

В 1983г. вышел на пенсию и снова ушел на прежнюю должность старшего мастера котлотурбинного цеха.

Виктор Александрович был женат на Евгении Михайловне Сакулиной (дев. Косарева) (1931г.р.), у них родились сын Сергей и дочь Ирина.

Сакулин В.А. был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью Ушакова, юбилейными медалями. За долголетний и добросовестный труд был удостоен звания и медали «Ветеран труда».

t1715190237au.jpgt1715190237av.jpg

21. Сакулин В.А. 22. Яйвенская ГРЭС.

Виктор Александрович занимался общественной работой в поселковом Совете ветеранов ВОВ, встречался с детьми и молодёжью, с трудовыми коллективами, ветеранами войны. Возглавлял Шефский совет Яйвинской школы. Много раз избирался депутатом поселкового Совета народных депутатов. Участвовал в работе Пермского Совета ветеранов Школы юнг ВМФ.

Виктор Александрович умер в 2007 году, в возрасте 79 лет.


2.6. Пружан Израиль Львович,1927 г.р.

Юнга первого призыва

Пружан Израиль Львович родился 29 декабря 1926 года в г.Москве. По национальности – француз.

t1715190237aw.jpg

Пружан Израиль Львович. (приблиз.1940г.)

Осенью 1941 года, когда фашисты приближались к Москве, вместе с матерью Пружан Раисой Львовной, директором Театра юного зрителя, был эвакуирован в г.Березники. В мае 1942 году окончил семь классов. Член ВЛКСМ с 1942г.

Из воспоминаний Пружана И.Л.: «Неожиданно меня вызвали в райком комсомола и предложили учиться на Соловках. Об учебе в Школе юнг написано много, чтобы и без моего рассказа понять, какой суровой была наша жизнь».

Израиль Львович прибыл в Школу 19 июля 1942г., был зачислен в роту рулевых. В мае 1943 года, успешно сдав экзамены, был направлен на Черноморский флот для прохождения службы на быстроходном тральщике «Арсений Раскин».

t1715190237ax.jpg

Тральщик «Арсений Раскин» снимается с якоря в порту Батуми.1943г.

Характеристика командира Т-412 В.И. Царевского на Пружана И.Л. из наградного листа от 17.08.1944г.: «За время Великой Отечественной войны тов. Пружан показал себя смелым, стойким, высокодисциплинированным, трудолюбивым и отлично знающим свою специальность краснофлотцем. За что имеет четыре благодарности от командования корабля. Тов. Пружан прибыл на корабль молодым, малоопытным бойцом из Школы юнгов. За короткое время пребывания на корабле тов. Пружан отлично освоил свою специальность рулевого и буквально в короткий срок начал нести самостоятельно вахту во время боевых походов корабля. Кроме основной специальности рулевого тов. Пружан освоил специальность установщика прицела 100м/м орудия и не раз самостоятельно находился на боевом посту установщика прицела 100м/м орудия во время боевых столкновений с противником. Обладая большим трудолюбием и жаждой к знаниям, тов. Пружан изучил специальность сигнальщика».

26 августа Т-412 конвоировал танкер «Передовик». В районе м. Кодош конвой атаковала подводная лодка противника. Благодаря своевременному изменению курса конвоя торпеды прошли мимо.

24–25 сентября «А.Расскин» участвовал в высадке десанта в районе станицы Благовещенская.

t1715190237ay.jpgt1715190237az.jpg

Тральщик «А.Раскин» принимает на борт десант. 1943г.

24 октября в составе конвоя шел из Сухуми в Туапсе. В 22.43 в районе Пицунды была обнаружена подводная лодка в позиционном положении. Корабли пробомбили место ее погружения, результат атаки неизвестен.

11 ноября 1943 г. на переходе из Батуми в Туапсе в 1.45 получил осколочные повреждения от близких разрывов авиабомб. Но уже 29 ноября, заделав повреждения, экипаж конвоировал танкер «Передовик» из Батуми в Туапсе.

16 января 1944 г. тральщик шел в составе эскорта танкера «Вайян-Кутурье». В 18.35 у мыса Анакрия танкер был торпедирован немецкой подводной лодкой U-20. Корабли охранения подводную лодку не обнаружили. На следующий день танкер затонул.

Из воспоминаний Пружана И.Л.: «Боевая обстановка вынуждала использовать быстроходные тральщики и в роли транспортного судна: перевозили войска, боеприпасы, горючее и даже торпеды для подводных лодок. Согласно инструкции при тралении мин первыми должны были идти катерные тральщики, а за ними более крупные быстроходные тральщики. Однако катеров на базах было немного, поэтому крупным быстроходным тральщикам приходилось идти на риск. Особенно рисковал тральщик, идя первым галсом, прокладывая в минном поле фарватер. Много опасных часов пришлось пережить. В жестокий январский1 снежный шторм 1944 года наш тральщик спасал потерявшую управление подводную лодку М-120. Скорость ветра достигала свыше 40 метров в секунду, высота волн – не менее 8-10 метров. Корабль швыряло как щепку. Постепенно корпус, палуба (она была железной), мачты стали покрываться льдом. Матросы, привязавшись к поручням, ломами, топорами, гаечными ключами скалывали лед. Холодные волны накрывали с ног до головы, но никто не прекратил работу. Такой ураганный шторм бывает весьма редко. Управлять кораблем было очень сложно, подчас даже оголялись винты. Лед создавал опасный крен. При сильном шторме необходимо удерживать корабль поперек волны, в противном случае он может опрокинуться. При изменении курса тральщик располагается бортом к волне, резко ложится от волны на борт, а выравнивается очень медленно. Возникало так называемое состояние неустойчивого равновесия, и малейшая ошибка рулевого могла стоить жизни всему экипажу. Наконец, обнаружили подводную лодку, но подойти к ней близко было невозможно. Подать ей буксирный трос мешал ураганный ветер. И все-таки это было сделано. Обратный путь буксировки прошел также в условиях жестокого шторма. За успех этой операции контр-адмирал В.Г.Фадеев объявил всему личному составу благодарность. Я был награжден медалью Ушакова».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 г. за исключительное мужество экипажа базовый тральщик Т-412 «Арсений Расскин» был награжден орденом Красного Знамени.

14 декабря 1944 командиром назначен старший лейтенант Б.С. Львов.

Всего за время войны тральщик «Арсений Раскин» прошел 52550 миль, отконвоировал 173 транспорта, перевез 40000 бойцов и командиров, эвакуировал 1600 раненых, участвовал в 14 минных постановках, 4 раза обстреливал побережье противника отразил 403 атаки самолетов, сбил вражеский самолет.

Война закончилась, но юнги, которым исполнилось 18 лет, продолжали служить. Пружан И.Л. с октября 1945 года по 22октября 1949 года служил на тральщике КТ-1272, производил траление мин, очищая черноморские воды.

Из воспоминаний Пружана И.Л. о послевоенной жизни: «Демобилизовавшись в 1949 году, я окончил вечернюю школу (за один год два класса). Затем поступил в горный институт. Работал на руднике в Актюбинской области. Занялся научной работой. Окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию в Институте горного дела им. А.А. Скочинского (г. Люберцы). Длительное время работал в должности доцента на кафедре «Техническая механика» в Новомосковском химико-технологическом институте, а также в лаборатории Института горного дела. Являюсь автором многих научных работ, изобретений. Они посвящены разработке и внедрению в производство новых бестранспортных технологических схем в Подмосковном бассейне, Южном Кузбассе, повышению эффективности использования мощных шагающих драглайнов. Они способствовали развитию экспериментальных исследований производительности и нагруженного состояния машин, прогнозированию новых моделей драглайнов, созданию нового типа ряда ковшей. Имею правительственные награды».

Израиль Львович, которому рано пришлось повзрослеть и испытать на себе нехватку родительского тепла и внимания, о своей семье говорил очень трогательно: «У меня была заботливая, преданная жена Волохова Валентина Ивановна. К моему сожалению, она недавно скончалась2. Дочка Галена (Галина) окончила химико-технологический институт, работает программистом. Сын Михаил окончил МВТУ им. Баумана. Но страсть к гуманитарным наукам превзошла наши ожидания. Его пьеса «Игра в жмурики» была поставлена в одном из московских театров и в Париже. Я люблю своих внучек Юлечку и Мариичку, внука Марика».

t1715190237ba.jpg

Пружан Израиль (Игорь) Львович с женой и сыном. 1960г.

Как наказ, звучат слова Пружана Израиля Львовича: «Годы юнгашества не прошли даром. Они воспитали в нас чувство долга перед людьми. Ответственность за порученное дело. Терпение, выдержку, выносливость, силу воли. Полную самоотдачу всех сил и возможностей, если речь идет о спасении жизни людей. Главным считаю мир и спокойствие на нашей земле».

Награждён медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», медалью Ушакова и др.


В настоящее время продолжается поиск по следующим юнгам:

2.7. Каплан Борис Ефимович 1927 г.р.

2.8. Бобылев Юрий Степанович, 1926 г.р.

2.9. Князев Виктор Александрович, 1927 г.р.

2.10. Костыркин Иван Матвеевич, 1926 г.р.

2.11. Кузнецов Сергей Дмитриевич 1927 г.р.

2.12. Ваулин Николай Афанасьевич, 1927г.р.

Также из Березников юнгой служил на Северном флоте, в Заполярье и на Тихом океане Ваулин Николай Афанасьевич, 1927 г.р., которого летом 1941г. в Ленинград привез дядя, моряк-подводник, чтобы показать город. Но через 17 дней началась война. Дядя, конечно, сразу ушел на боевое задание, и 14-летний подросток остался один в большом городе. Конечно, подростка хотели отправить в тыл, на родину. Но Коля просился на фронт, и за него заступились сослуживцы дяди, взяли на подводную лодку К-21 юнгой, оставили при БЧ-5. Николай Афанасьевич участвовал в атаке на знаменитый «Тирпиц»!

За все тяготы и лишения военных лет судьба подарила Коле ко дню его восемнадцатилетия бесценный подарок – Победу! Да, день рождения Ваулина Николая Афанасьевича именно 9 мая, и в 1945 году ему исполнилось 18 лет!

Но на этом подарки судьбы закончились. Сначала Николаю Афанасьевичу пришлось доказывать, что он участник боевых действий, несмотря на имеющиеся награды и благодарности командования. Потом его никак не признавали юнгой Северного флота и не приглашали на встречи ветеранов Соловецких юнг, ведь он не учился в этой школе. Было обидно. Вроде бы все правильно. Но …НЕПРАВИЛЬНО!

В конце войны переведен на Тихоокеанский флот. После ВОВ служил срочную службу на Тихоокеанском флоте до 1952г. С 1952 года работал на БТМК: печевой 32 цеха Березниковского титано-магниевого комбината.

t1715190237bc.gifНаграды: медаль Ушакова, медаль Нахимова, медаль «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За оборону Ленинграда», «За оборону Заполярья». Трудовые награды: орден Ленина, орден Трудового Красного знамени и «Знак Почёта». Почётный металлург РСФСР

Умер 17 мая 2019 года в кругу семьи.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В базе данных на сайте ГАСПИ можно найти биографии 7 березниковских юнг. У большинства из них неполные данные, нет фотографий, нет сведений о послевоенной жизни. Благодаря нашему исследованию база ГАСПИ пополнилась сведениями о Киселеве А.И., которого вообще не было в базе.

Нами обнаружены неточности в данных (например, место рождения или название учебного заведения, точное наименование предприятий, на которых бывшие юнги работали после войны). Так же есть неточности в правильном наименовании типов кораблей, на которых юнги проходили службу во время Великой Отечественной войны, войны с Японией и после, находясь на срочной службе или участвуя в боевом тралении. Вероятно, эти ошибки допущены из-за неясного написания некоторых букв в автобиографиях и анкетах и незнания местных предприятий и учебных заведений.

Поиск и сверка информации на разных сайтах, в литературе, в архиве ГАСПИ позволила расширить список юнг, найти фотографии военных лет и послевоенные фотографии, изображения кораблей, документы о награждении.

Кроме того, мы считаем возможным включить в список юнг Северного флота Ваулина Николай Афанасьевич, незаслуженно забытого и при жизни довольно часто обижаемого подобным невниманием, когда на сборы ветеранов-юнг Северного флота приглашали только Соловецких юнг.

Мы продолжим работу по поиску сведений о юнгах в архивах Советов ветеранов предприятий. Пройдем по месту последнего известного адреса. Задача усложняется в связи с массовым переселением отдельных домов и целых районов на правобережье Камы.

Используя социальные сети, можно попробовать найти внуков и правнуков героев, людей, которые их знали и помнят. Так мы нашли сына Пружана Л.И. (во Франции) и связались с ним.

Очень важно сохранить и рассказать об этих людях, об их юности, «опаленной войной», об их боевых подвигах, трудовой послевоенной жизни современным и будущим юнгам. Да и не только юнгам.

Низкий поклон и Вечная память юным защитникам Родины – юнгам из Березников!

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Балан С.Б., Бровина Л.А. Соловецкая школа юнг Военно-Морского флота. Каталог выставки. ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник», Соловки, 2017г., 62с.

2. Леонтьев А.П. Юнги с Урала. – Пермь: Кн.изд-во, 1980г., 360с.

3. Юнги Прикамья. Издание Пермского обкома ВЛКСМ, Совета ветеранов-юнг ВМФ. Пермь, 1982г., 8с.

4. Пикуль В.С. Мальчики с бантиками. М., «Издательство ДОСААФ СССР», 1989г., 272с.

5. Школа боцманов и юнг. Статья из Википедии. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Школа_боцманов_и_юнг . (Дата обращения 15.03.23)

6. Образована Соловецкая Школа юнг. Статья на сайте «Президентская библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.prlib.ru/history/619264 (Дата обращения 15.03.23)

7. Юнги из Березников. Статья в сообществе «Дороги Победы». [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://vk.com/@-191372085-ungi-iz-bereznikov (Дата обращения 16.03.23)

8. Материалы сайта «Бессмертный полк» (поиск по персоналиям). https://www.moypolk.ru/

9. Материалы сайта «Память народа» (поиск по персоналиям). https://pamyat-naroda.ru/

10. Материалы сайта «Подвиг народа» (поиск по персоналиям). http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

11. Архив ГАСПИ.

12. Архив объединения «Рулевые-мотористы».



1 Согласно данным наградного листа спасение лодки М-120 было 24-25 февраля 1944г.

2 Примерно 1992-1993г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо за память

8 May

Снова перечитываю , во́схищаюсь подвигами , мужеством

8 May

Большое спасибо, Ирина Владимировна! 25 мая, в день памяти Северных юнг у нас будет презентация нового литературного сборника (стихи и рассказы моих юнг о Соловецких юнгах). Потом все работы опубликую здесь. Если будет интересно, приглашаю на свою страничку.

8 May

Обязательно, постараюсь не пропустить. Подписалась на вашу страницу

9 May

Благодарю за содержательный и ценный ресурс!

10 May

Галина Ивановна, поздравляю с заслуженной победой!

5 June

Была на Соловках и слушала экскурсию о юнгах, рассказывал местный учитель истории. Очень интересно! А ещё читала роман Пикуля, правда, давно о них же. Интересная страница нашей истории.

5 June

С заслуженной победой вас,Галина Ивановна!

5 June

Похожие публикации