12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галактионова Ирина Александровна295
Россия, Саратовская обл., Балашов

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»



Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников

«Наука в лицах»



Исследовательский проект на тему:

"Российской землёй рождённый"




Выполнила:

Студентка 2 курса Канатьева Мария Михайловна, специальности: 35.02.05 «Агрономия»


Руководители: Галактионова И.А.- преподаватель естественнонаучных и профессиональных дисциплин

Курсакова С.Н. – преподаватель естественнонаучных и профессиональных дисциплин







Балашов 2024


Содержание

Введение

3

Аналитическая часть

5

Практическая часть

9

Заключение

13

Список использованной литературы и источников

14





Введение

Данный исследовательский проект, выполнен студенткой Канатьевой М. М. посвящен Михаилу Васильевичу Ломоносову: первому русскому учёному-естествоиспытателю мирового значения, энциклопедисту, химику и физику; астроному, приборостроителю, географу, металлургу, геологу, поэту.

Цель проекта: изучить деятельность, творчество, великие открытия М. В. Ломоносова, уяснить его место и роль в науке.

Задачи:

1. Изучить биографию Михаила Васильевича Ломоносова.

2. Определить значение творчества и достижений М. В. Ломоносова в мировой культуре и науке.

Актуальность проекта в том, что Михаил Васильевич Ломоносов является безусловно одним из великих умов России. Мы выбрали эту тему, потому что нам нравятся науки, которые изучал Ломоносов. А именно: естествознание, химия, физика, минералогия, история, астрономия и многое другое. Он был независимым человеком и всегда имел своё мнение.

Методы исследования: диагностический, метод статистической обработки, аналитический.


«Его учение о теплоте как о молекулярном движении явилось выдающимся достижением, которое на столетие опередило современную ему науку» А. А. Елисеев, И. Б. Латинецкий.

«Достигнутое им одним в области физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой Академии» (С. И. Вавилов).


Аналитическая часть. Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была обширная библиотека.

Мать Михаила — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.

Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. Счастливая случайность — вызов в 1735 году из московской академии в академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил были отправлены, в сентябре 1736 года, в Германию, в Марбургский университет. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля химии и металлургии.

В 1741 году Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в академию адъюнктом физики.

В 1745 году Ломоносов подает прошении об определении его профессором химии. Назначение в академию — профессором химии — совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них родилась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова. Расцветает его научная деятельность.

Как и многие ученые того времени, Ломоносов «все испытал и все проник», говоря словами Пушкина. Но главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию.

Благодаря вниманию Эйлера, в начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Печатная публикация закона последовала через 12 лет, в 1760 году в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». В истории закона сохранения энергии и массы Ломоносову по праву принадлежит первое место.

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

В 1757 году он становится канцлером, то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. В том же году он переехал с казенной академической квартиры в собственный дом, сохранившийся на Мойке до 1830 года.

В 1759 году Ломоносов занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем всеми силами отстаивал права низших сословий на образование.

По географическому департаменту Ломоносов занимался собиранием сведений о России.

В 1761 году Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Большой вклад Ломоносов внес и в развитие географии.

В 1758 году он возглавил Географический Департамент Академии Наук. По его инициативе АН стала собирать описания русских земель для составления точных географических карт. Работа не была закончена, но собранный материал впоследствии лег в основу изданного в 1792 году Атласа России.

В 1753 году он издал труд «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», где описал электрическую природу грозы и принцип создания громоотводов. Также Ломоносов связал с атмосферным электричеством такие явления, как зарницы и северное сияние.

Ломоносов открыл вертикальные токи воздуха в атмосфере.

По инициативе Ломоносова в России были открыты метеорологические станции. Ученый был уверен, что погоду можно предсказать, если вести постоянные наблюдения. Он изобрел анемометр, которые измерял направление и силу ветра.

Ломоносов также положил начало научному изучению строения земли. В 1763 году им была написана работа “О слоях земных”. В этой работе он изложил свои взгляды о принципах залегания полезных ископаемых и о том, как их искать.

Ломоносов положил начало геоморфологии – учении о рельефе. Он впервые высказал мысль, что формирование рельефа происходит за счет внутренних и внешних сил. Выдвинутое им предположение, что крупные формы рельефа создаются из-за поднятий и опусканий земной коры нашла понимание лишь в конце 19 века.

Ломоносов ввел в научный язык такие понятия, как средняя высота и средняя глубина, а также понятие относительной высоты.

Ломоносову принадлежит идея об органическом происхождении торфа, нефти, каменного угля.

Кроме физической географии, Ломоносов занимался и экономикой, впервые объединил эти две науки и ввел понятие “экономическая география”.

Еще в 1742 году, когда Ломоносов был зачислен в Академию наук, он начал писать большой труд по горному делу, но многочисленные другие академические обязанности задержали окончание этой работы. Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764 году.

В своей книге Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород. Михаил Васильевич правильно объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окислов железа, меди, свинца и других, металлов. Очень ценно было указание ученого о «спутниках» руд. Книга Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основанным на строгих научных наблюдениях.

Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, Михаил Васильевич один из первых понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли. Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование чернозема, связывая его с накоплением в почве перегноя — остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль Ломоносова в XIX веке получила развитие и подтверждение в исследованиях чернозема В.В. Докучаевым, основавшим новую науку — почвоведение. Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков, покрытых впоследствии пластами горных пород. Необходимо отметить, что Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

Преждевременная смерть помешала Ломоносову закончить огромную работу по сбору и обработке минералов нашей страны. Замысел Ломоносова был осуществлен позднее последователями великого ученого — академиками В.М. Севергиным и Н.И. Кокшаровым.

В конце жизни Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате, он принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем. До конца жизни Ломоносов не переставал помогать родным своим, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года.

Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью.

Практическая часть.

Проанализировав материал аналитической части, мною были сделаны выводы, что М. В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горной металлургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией, демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией и был поистине феноменальным человеком!

В 40-е-60-е годы XVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии - «Первые основания металлургии или рудных дел», «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», по физике и химии - «Элементы математической химии», «Размышления о философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути», «Рассуждение о катоприно-диолтрическом зажигательном инструменте», «276 заметок по физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплении и расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще», «Размышления о причине теплоты и холода», «О металлическом блеске», «Об отношении количества материи и веса», «О тяжести тел и об известности первичного движения», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах», «Диссертация о селитре», «Опыт теории упругости тела», «Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Введение в истинную физическую химию», «Слово о происхождении света», «Слово о явлениях воздушных», «Об отношении массы и веса», «Теория электричества, изложенная математически», по истории и географии - «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «О морозе, случившемся после теплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», по риторике и геологии - «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии - «О размножении и сохранении российского народа», по декоративно-прикладному искусству и астрономии - мозаический портрет «Петр Великий», мозаика «Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце».

Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты.


Обобщающая часть:

Свыше 46-ти работ - таков творческий итог его деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.

Ученые, поэты, деятели высказывались о М. В. Ломоносове:

"Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом."

А. С. Пушкин

"Есть ещё живая, родственная связь между Ломоносовым и университетом – настоящее русское слово, которое он установил, которое возделать и взрастить досталось после него Московскому университету. Мы все знаем наизусть жизнь Ломоносова, но есть какое-то особенное удовольствие припомнить ее всем вместе, здесь, в стенах Московского университета, на светлом празднике науки, перед лицом достойнейших ее представителей и почитателей, – есть какое-то особенное удовольствие повторить в мыслях последовательно все степени восхождения великого мужа от силы в силу, принять участие биением своего сердца во всех ее превратностях, и в заключение единодушно и единогласно принести усердную, искреннюю, глубокую дань хвалы и благодарности ему, общему нашему отцу и первоначальнику."

М. П. Погодин

"На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца."

В. Г. Белинский

Россия богата умными, талантливыми, выдающимися людьми. Михаил Васильевич Ломоносов является одной из таких личностей, он служит примером мужества, патриотизма, героизма, которые проявились не в борьбе с врагом и войнах, а в жизненных целях и действиях, в его жизненных результатах и достижениях.

Научные открытия и исследования, проводимые им, внесли огромный вклад в развитие современной науки, а особенно таких её областей как физика, химия, математика, литература.

Мы считаем(с руководителями проекта), что обращение к таким личностям, изучение их жизни, их достижений имеет очень большое воспитательное значение, так они служат живыми примерами высоких моральных и гражданских качеств, на которых должна воспитываться гармоничная личность.

Осветив жизненный и прежде всего научный путь М. В. Ломоносова мы надеемся, что собранный нами материал, лаконично изложенный в исследовательской работе позволит познакомиться с личностью этого человека всем тем, кто интересуется историей России и её выдающимися личностями.

Внедренческая часть. Данная работа (фотоматериал и краткое содержание нашей исследовательской работы) может быть использована для проведения учебных и внеклассных занятий по всем учебным дисциплинам, для проведения классных часов, бесед и др.







Заключение


Итак, Михаил Васильевич Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом.

Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов. Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов.

Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному против течению в Атлантическом океане.

Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. И в заключении мне хотелось бы привести высказывание - призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопе; а моя слава».


Список использованной литературы:

1. Андреев–Кривич С. А. Повесть о великом поморе / Равич Н. — Архангельск, 1986. -ЗЗ6 с.

2. Астафуров В. И. МВ. Ломоносов: Книга для учащихся. М., 1985.–144 с.

3. Белявский М. Т. . . Всё испытал и всё проник. -М., 1990.- 222 с.: ил.

4. Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов: Книга для учащихся–М., 1987.–95 с.: ил.

5.Лебедев Е. Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов н/д., 1997. -640 с.

6. Львович-Кострица А.И. Михаил Ломоносов. Его жизнь и литературная деятельность ( http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0030.shtml )

Автор материала: М. Канатьева (2 курс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 21.01.24 в 16:18 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, изменить свою оценку работы не могу... Простите.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.