«Исторические места моего края. Городская детская библиотека» г. Кохма.

Автор публикации: К. Константинова, ученица 3Д класса
Сценарий экскурсии по теме «Исторические места моего края. Городская детская библиотека» г. Кохма.
- Актуальность: знакомство с историей родного края важно для формирования интереса и любви к нему, а также уважения к землякам.
- Цель: воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, человека, который знает, любит свой город и почитает его традиции.
- Задачи: ознакомление с историческим прошлым Кохмы, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
- Содержание: в ходе экскурсии можно рассказать, например, о том, что в конце XIX века по проекту архитектора Залесского на средства купцов Ясюниных было возведено здание, в котором сейчас располагается детская городская библиотека и Музей истории.
- Ожидаемые результаты: участники экскурсии получат знания об историческом прошлом Кохмы, о Кохме XIX — начала ХХ веков, о значении деятельности фабрикантов Ясюниных в становлении города.
При подготовке экскурсии важно учитывать такие принципы, как взаимосвязь обучения и воспитания, учёт логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учёт возрастных особенностей.
Для экскурсии по теме «Исторические места моего края. Городская детская библиотека» в Кохме можно показать, например, следующие экспонаты:
- Экспонаты из коллекций, представленные на выставке, которая в 2024 году проходила в Детской библиотеке в рамках фестиваля «Дни российской культуры». В числе экспонатов были кошки, мышки, монеты, головные уборы, спички, мишки Тэдди, игрушки, фигурки из Лего, открытки и письма.
- Экспонаты с выставки «Территория творчества», которая в 2022 году проходила в Детской библиотеке. В экспозиции были собраны работы мастеров и мастериц Кохмы и Богданихи: народные и авторские куклы, вязаные игрушки, вышитые картины, скульптурная пластика, лоскутное шитьё, изделия из бумажной лозы, картины из соломки, украшения для волос, деревянные броши и многое другое.
- Экспонаты, связанные с развитием текстильной промышленности, например, производственный альбом «Большая Кохомская текстильная мануфактура» (1925 год) и образцы тканей, выпускавшихся мануфактурой Ясюнинских в 1917 году.
Сценарий экскурсии с кратким содержанием
Кадр 1
(Съемка снизу в вверх, чтобы в кадре была видна Кристина и звонок над ее головой)
Как думаете, что это такое? (пальцем указывает на звонок)
И как это приспособление попало сюда? Сегодня мы раскроем эту тайну! (подносит указательный палец к губам)
Кадр2
(Общий кадр. Кристина в полный рост на фоне большого здания. За спиной крыльцо вход в библиотеку)
Меня зовут Кристина Константинова и я ученица 3-его Д класса 2-ой школы городского округа Кохмы, того что в И
видеовановской области.
А нахожусь я в старинном доме, в котором на сегодняшний день располагается детская городская библиотека и Музей истории.
Что же было здесь изначально?
Кадр 3
(Кадр перемещается на здание, показывает более крупным планом лепнину, красоту фасада и большие высокие двери. Голос за кадром.)
В конце 19 века по проекту архитектора Залесского на средства купцов Ясюниных было возведено это двухэтажное здание. И расположилось в нём мужское училище.
Кадр 4
(Кристина стоит по центру холла первого этажа. Сзади нее широкая лестница.)
Здесь учились 1-ый и 2-ой классы, была своя библиотека (показывает рукой вправо) и даже несколько комнат (показывает по направлению второго этажа), где могли ночевать дети, приходящие из деревень. Сзади здания располагался дом для учителей. Всё училище было рассчитано на 140 человек.
Кадр 5
(В зале библиотеки, на фоне стенда с фотографиями)
В 1911 году училище стало 4-х классным. А в 1912 году - выросло и стало Высшим начальным училищем! После революции здесь была семиклассная школа, а потом «Начальная школа №3»
Кадр 6
(На фоне лестницы и чугунной заслонки для вентиляции)
Архитектор Залесский был выдающимся инженером своего времени. И в «Проекте городских и сельских построек», к которому и относится здание библиотеки заложил фундамент отечественной архитектуры. Его здания отличались тем, что в них было учтено то, что скрыто от глаз! Запроектированы коммуникации, устройства отопления, и даже вентиляции (показывает рукой по направлению решетки). А так же: это широкая лестница, высокие потолки и свободные пролёты. (крутится вокруг себя с разведёнными руками)
Кадр 7
Благодаря таланту Залесского и грамотного многолетнего руководства семейства Ясюниных здание бывшего мужского училища до сих пор принимает в своих стенах учеников и дарит им знания.
Кадр 8
(В зале Музея, на фоне экспонатов)
Данное здание занесено в Свод памятников архитектуры и монументального искусства России как «училище мужское Ясюниных». Этому факту посвящен один из выставочных стендов данного Музея истории.
Кадр 9
(как первый кадр, показывает на звонок над головой)
А это приспособление - ни что иное, как «звонок», который звал учеников на урок! (звучит звонок)
Заключение
Во время экскурсии участники узнали, что городская детская библиотека и Музей истории расположены в старинном здании, которое изначально было мужским училищем, построенным в конце XIX века по проекту архитектора Залесского на средства купцов Ясюниных.
В училище учились дети, была своя библиотека и несколько комнат, где могли ночевать дети из деревень. Сзади здания располагался дом для учителей.
В 1911 году училище стало четырёхклассным. После революции здесь была семиклассная школа, а потом «Начальная школа №3».
Здание бывшего мужского училища занесено в Свод памятников архитектуры и монументального искусства России как «училище мужское Ясюниных».
Таким образом, экскурсия позволила познакомить участников с историей города и его архитектурными особенностями, что способствует формированию интереса к родному краю и патриотическому отношению к России.
Горбачёва Марина Юрьевна
Осучук Марина Александровна