12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бочкова Оксана Анатольевна145
Россия, Смоленская обл., Сафоново

Игнатковский филиал МБОУ «Дуровская СОШ»

Сафоновского района Смоленской области

 

  

Исследовательская работа на тему

«История одного памятника»

 t1698944010aa.gift1698944010ab.jpg

 

  Подготовила ученица 4 класса: Полякова Александра,

Классный руководитель Бочкова Оксана Анатольевна,                                                                                                                                       учитель начальных классов    1 категории



2023

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3

2. Цель и задачи проекта…………………………………………………...5

3. Паспорт проекта…………………………………………………………6

4. Этапы проекта……………………………………………………………7

5. Результаты реализации проекта………………………………………...17

6. Список литературы……………………………………………………..18

7. Приложение……………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух,

— Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

М. Исаковский


Почему же нам надо помнить о той далекой войне, знать имена героев погибших на полях сражений, прочувствовать эту боль своим сердцем, приходить к памятникам и обелискам, поддерживать их состояние, передавать это подрастающему поколению? А дело в том, что в этом заложен патриотизм. До детей нужно донести понятие, что люди нашего Отечества осознанно шли на гибель во имя свободы Родины. Жители того времени и того стечения обстоятельств делились с ближним последним куском хлеба. Спасали на поле боя раненых. Как еще можно оценить тот подвиг самопожертвования? Опора на высочайшие духовно-нравственные ценности необходима для нашего общества.

Сохранить память о Великой Отечественной войне, о людях, приближавших Победу, мы можем только совместными усилиями. Память крепка не словами, а делами.

В нашем населенном пункте в д. Игнатково при въезде находится обелиск. Это памятное место. Сюда приходят жители нашей деревни. Особенно почитаемы дни День Победы – 9 мая и День освобождения Смоленщины 25 сентября. Дети выступают, читают стихи. А взрослые говорят торжественные слова. В конце улицы находится памятник, посвященный погибшим десантникам. Здесь обычно проходит митинг. На нем присутствуют: глава местной администрации, шефствующие над обелиском, учителя и ученики школы, родители, жители.

Данная работа велась в виде взаимодействия педагога и обучающейся. Формой работы стала проект исследовательской поисково-исследовательской направленности. Он был посвящен поиску информации про обелиск , посвященный высадке десантников. Углубиться, проработать и дополнить информацию к тому, что знаем. Работа направлена на формирование нравственно – патриотических чувств у детей. Она способствует формированию познавательно - исследовательских умений и навыков.

Проект – решение какой-то проблемы на достижение заранее запланированного результата. Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата.    

Актуальность. В современном мире дети не задумываются, чтобы было, если бы мы проиграли в ВОВ. Какой ценой досталась Победа. Осознали, что нельзя забывать то, что для последующих поколений сделали предыдущие. Этот проект поможет это оценить.

Проект адресован классным руководителям, родителям, педагогам дополнительного образования, библиотекарям.

 





2. Цель:

Формировать у детей патриотические  чувства  и уважительное отношение к защитникам Родины на примере истории о родном крае, о десантниках, через участие в исследовании и поиске информации.

Задачи:

1. Формировать умения и навыки поиска нужной информации.

2. Содействовать развитию творческих, организаторских способностей, умение планировать работу для реализации идеи.

3. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, изучив  литературу

4. Составление плана.

5. Подготовиться к выступлению перед одноклассниками.

6. Обобщение результата проделанной работы.

























3. Паспорт проекта

 

Тема проекта

«История одного памятника»

Цель

Формировать у детей патриотические  чувства  и уважительное отношение к защитникам Родины 

Автор проекта

Учащаяся 4 класса Игнатковского филиала МБОУ «Дуровская СОШ» Полякова Александра

Руководитель

Классный руководитель                 Бочкова Оксана Анатольевна, учитель начальных классов                     1 категории

Тип проекта:

По деятельности

 

информационно-поисковой

По продолжительности

Среднесрочный (2 месяца, 1 раз в неделю)

По количеству участников

Индивидуальный

По охвату предметов

Межпредметный проект, охватывающий несколько предметных областей (изо, технология, окружающий мир, литературное чтение)

По форме продукта

Владение найденной информацией. Знание истории о высадке десантников

Понимание того, для чего почитают память героев.

Выступление с докладом полученных знаний на презентации

Гипотеза

1: Я думаю, что на этом месте захоронены погибшие солдаты.

2: Я думаю , что десантники высадились именно в этом месте.

3: Я думаю, что десантников было несколько человек.

4: Я думаю, что парашютистов высадили, чтобы они освободили деревню Игнатково от немцев. 

 

4.  Этапы проекта

Этап 1. Подготовительный

Организация дискуссии для выбора идей. Ставятся вопросы.

«Что будем делать? Для чего будем делать?»

Определение цели. Наша цель изучить историю обелиска, который находится при въезде в деревню Игнатково. Как мы этот будем делать?

Этап 2. Планирование

Выбрать возможные виды и формы продукта, распределить время. Проектный продукт. Что должно в итоге получиться.

Лист планирования

п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Место и время проведения

Ответственный

1

Постановка цели. Поиск идей

6 сентября

Учебный кабинет

учитель

2

Подготовка материала для реализации идеи. Посещение библиотеки. Поиск литературы. Поиск в интернет –ресурсах

13 сентября

Библиотека

учитель

3

Подготовка материала. Умение ориентироваться на карте местности. Формирование представления существующих и несуществующих деревень поселения.

20 сентября








Учебный кабинет, библиотека

учитель

4

Митинг, посвященный 80-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков

25 сентября

обелиск

учитель

5

Рисование на тему «Десант. Никто кроме нас»

4 октября

Учебный кабинет, обелиск

учитель

6

Изучение  текста доклада. Уборка у обелиска

11 октября

Учебный кабинет

учитель


7

Пересказ текста Репетиция.  Подготовка к презентации.

18 октября

Учебный кабинет

учитель






8

Презентация. Выступление с докладом.

25 октября

Учебный кабинет

учитель

 

Этап 3. Реализация проекта

Сбор и обрабатывание информации. Решение вопросов и возникающих проблем. Корректировка плана. Оформление документации проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации. Осуществляет контроль за соблюдением сроков.

Этап 4. Презентация проекта

При въезде в деревню Игнатково вдоль дороги стоит обелиск. Каждый может подойти, возложить цветы. А в знаменательные даты собирается народ почтить память воевавших десантников. Но каждый ли знает истинную историю, которой посвящен обелиск?(Приложение 1 фото 1)

Важное задание. Выброс десанта

Зима. 1942 год. В надежде подойти к Москве, немецко-фашистские группы «Центр» занимают и оккупируют русские населенные пункты. Наши войска ведут борьбу с немцами в надежде полностью разгромить армию «Центр». На помощь им советское командование решает выбросить десант. (Приложение 1 фото 2)

Наиболее боеспособным соединением воздушно–десантных войск считался 4–й воздушно–десантный корпус (8–я воздушно–десантные бригады и другие части) и базировался под Москвой. Командир корпуса генерал–майор А. Ф. Левашов имел опыт боевых действий в тылу немецко–фашистских войск. (Приложение 1 фото 3)

Для усиления нашей армии советское командование выбрасывает десант.

(Приложение 1 фото 4 )Задача была перерезать железную и шоссейную дороги Вязьма-Смоленск. Выброска главных сил корпуса предусматривалась в районе юго-западнее Вязьмы с задачей перерезать основные коммуникации противника между Вязьмой и Смоленском. Основные силы корпуса десантировать юго-западнее Вязьмы в районе Озеречня, Курдюмово, Комово.

(Приложение 1 фото 5)

Плохая видимость. Связь потеряна.

Командир 4-го воздушно-десантного корпуса принял решение первой десантировать 8-ю воздушно-десантную бригаду

(командир подполковник А. А. Онуфриев и

комиссар полковой комиссар И. В. Распопов (Приложение 1 фото 6),

а в качестве передового отряда -2-й парашютно-десантный батальон этой бригады,

которым командовал капитан М. Я. Карнаухов (Приложение фото 7).

Передовому отряду была поставлена задача десантироваться в район Озеречни, после высадки подобрать площадку для приземления, организовать ее оборону и обеспечить прием на эту площадку главных сил 8-й воздушно-десантной бригады. Десантирование было из аэродрома Жашково. Из -за плохой видимости хорошо сориентироваться не удалось и десантирование произошло далеко от деревни Озереня, в д.Таборы в 20 км.

(Приложение 1 фото 8) Сбор батальонов из-за этого проходил тяжело. Сброшенное обмундирование: лыжи, боеприпасы, лыжи, сброшенные на парашютах, найти не удалось. К тому же прервалась связь и Карнаухов не смог связаться со штабом 8-й воздушно-десантной бригады. Он принимает решение все оставить у д.Таборы, чтобы на всякий случай подготовить площадку для приземления. А другую часть батальона организовать в Озеречне с площадкой для приземления.

К Озеречне Карнаухов подошел к концу 28 января. Озеречня была занята противником. Он организовал разведку, 29 января стремительно атаковал, уничтожил гарнизон, захватил шесть автомобилей, зенитное орудие, несколько радиостанций. Нужно было подготовить площадку для приземления. Обозначил кострами выбранный район. (Приложение 1 фото 9, 10)

Так как связи с командиром 2 батальона Карнауховым была прервана , то командующий воздушно-десантными войсками, решил начать выброску главных сил 8-й воздушно-десантной бригады в ночь на 28 января. В течение ночи было совершено 2 вылета, выброшено более 1500 человек, боеприпасы, тяжелое оружие. Выброска планировалась в районе Озеречни. Однако из-за плохой видимости, высадка была не точной и бригады вновь оказались разбросаны по большой площади. В течении 28 января связь с ними установить не удалось. Трудности были на аэродроме в Жашково. Там в течении ночи 28 января немцы бомбили аэродром.

28 января командир 4 воздушно-десантного корпуса выслал в район быброски на помощь старшего лейтенанта А.П.Аксенова на самолете, чтобы найти расположение 2 -го парашютно-десантного батальона и возвратиться с докладом об обстановке. Старший лейтенант вылетел в этот район, но из-за плохой погоды вернулся, не выполнив задание. 29 января вновь вылетел в район д. Озерешни. Потом у него закончилось горючее. Он сделал вынужденную посадку около деревни Воронцово. В этом районе он нашел десантников, но не из батальона капитана Карнаухова, а из других батальонов. Он обьединил их в отряд под своим командованием в количестве 213 человек. Там он завязал бой на подступах к деревне Воронцово. Бойцы пришли в деревню на рассвете: без продовольствия, боеприпасов, медикаментов.. . Отряд оказался окруженный со всех сторон немцами.

Маленькие герои.

Выручили бойцов воронцовские ребята Андрюша Романов и Витя Иконников. Они знали, где в лесу под снегом можно найти боеприпасы. Ящики с патронами, гранатами и минами были доставлены в деревню.

Деревенские мальчишки вызвались разведать, есть ли в Издешкове немцы. В путь на лыжах отправился Андрюша Романов.

Сведения, которые принес юный разведчик, были неутешительными: немцы намечали наутро следующего дня наступление на Воронцово.

Всю ночь бойцы готовились к обороне, эвакуировали население. Родные Андрея и Вити ушли, но мальчики остались на командном пункте. Главные силы врага сосредоточились в деревне Безменово. Разведать сколько там немцев и какое у них оружие вновь отправились юные разведчики. Это было 3 февраля 1942 года. Через несколько дней из деревни Селецкое пришло трагическое известие: мальчиков расстреляли.

Очевидцы вспоминали, что допрашивал ребят немец-комендант..: сколько десантников в Воронцове, есть ли они в других деревнях, кто их послал и зачем. К разведчикам относились без скидок на их возраст: били, морили голодом. Вместе с мальчиками был и третий мальчик, но его фамилию установить не удалось. (Приложение 1 фото 11, 12)

В 1944 году Аксенов А.П. присылал письмо в Воронцово, интересовался судьбой мальчиков. Узнав, что они погибли, написал об их поступках в вышестоящие органы с просьбой отметить подвиг смоленских ребят. Вскоре был опубликован указ. Они за мужество и отвагу посмертно награждены орденами Отечественной войны II степени.

Десантирование продолжается.

Десантирование 8-й воздушно-десантной бригады продолжалось. Плохая погода и систематические полеты авиации противника не позволяли усилить темп десантирования людей и грузов.

В ночь на 31 января было десантировано еще 215 человек, в том числе командир бригады А. А. Онуфриев и комиссар бригады И. В. Распопов. Командир и комиссар бригады после приземления оказались почти в одиночестве - из шестнадцати десантников, с которыми они летели в одном самолете, к ним вышло только шесть человек. И вокруг никого. Комбриг решил двигаться на запад - туда, где должен был быть батальон Карнаухова.

Боевые действия 8-й воздушно-десантной бригады в тылу немецко-фашистских войск начинались но мере ее выброски. Сразу же после приземления десантники вступали в бой с противником. Это замедляло сбор десантников и поиск сброшенных на парашютах оружия и боевых грузов. Объединяясь в группы, они решительно уничтожали ближайшие вражеские гарнизоны и приступали к выполнению поставленных им задач. Каждые сутки десантники наносили фашистам чувствительные удары: пускали под откос паровозы и целые эшелоны, подрывали машины на дорогах, уничтожали войсковые колонны.

(Приложение фото13)

Н. И. Сагайдачный и Курдюмовская трагедия.

Успех в боях за окрестные деревни был омрачен тяжелой утратой, постигшей воинов 8-й воздушно-десантной бригады. 11 февраля в неравном бою с фашистами в Курдюмово погибла группа начальника штаба во главе с подполковником Н. И. Сагайдачным. (Приложение фото 14 )

Начальник штаба Сагайдачный с группой офицеров и бойцов штаба десантировался утром 28 января. Они приземлились в стороне от намеченного пункта и вместо Озеречни. Оказались в районе северо–восточнее железнодорожной станции Алферове. Сориентировавшись на местности, начальник штаба организовал сбор десантников и грузов и к исходу дня вывел группу в лес в 2 км от Курдюмово. К утру следующего дня в расположение группы Сагайдачного прибыло до двух взводов десантников.

Когда Сагайдачный встретился с группой Петренко, то сразу же приказал:

- Срочно провидите в боевую готовность оружие и, главное миномёты. В соседней деревни до батальона фашистов. Через полчаса начнём бой. Ваша задача – огнём поддерживать нас во время атаки.

К 8 февраля подполковнику Н. И. Сагайдачному удалось установить районы действий главных сил бригады, и он завершил подготовку к выходу на соединение с ними. В это время поступили данные о том, что в Курдюмово сосредоточилось до батальона фашистов, прибывших для поисков советских десантников. Сагайдачный решил упредить врага. Налет на противника в Курдюмово был осуществлен ночью. К утру деревня была полностью очищена от фашистов.

Утром 9 февраля начальник штаба отправил два взвода в Мармоново и Савино для связи с батальонами бригады и уточнения маршрутов выхода к ним.

Вечером 10 февраля Сагайдачному стало известно, что противник собирается напасть на Курдюмово. Усилив охранение, он решил остаться пока в Курдюмово, а рано утром оставить деревню и начать выходить к бригаде. Но противник начал атаку раньше. Подход противника был вскрыт своевременно. Минометчики открыли шквальный огонь по рвущимся к деревне фашистам. Но остановить их не удалось. Десантники мужественно сражались, стояли насмерть. Но силы были неравные.

Гитлеровские изверги зверски уничтожили раненных в бою десантников, согнали всех жителей - детей, женщин, стариков к центру деревни и расстреляли из пулеметов. Деревню сожгли дотла.

Так погиб в неравном бою один из старейших десантников начальник штаба 8-й воздушно-десантной бригады подполковник Николай Иванович Сагайдачный.


Выживший.

Позже долго не удавалось восстановить всю картину, потому что осталось мало очевидцев тех событий. Говорили, что в начале марта пришел в деревню Игнатково обмороженный десантник. Обессиленный и обмороженный он держал в правой руке гранату. Это был Анатолий Петрович Евдокимов. (Приложение фото 15)

Рискуя, местные жители его укрыли. Около года он был прикован к постели и жил у одной жительницы Екатерины Петуховой на правах сына. Она его вылечила. И никто из односельчан не выдал ее тайну. Ее дважды допрашивал полицай. А она искренне отвечала: «Родной сын мой. Нигде не служил… А ранили его случайно, когда из коровника выгребал навоз.» (Приложение фото 16)



Воспоминания старожилов о тех днях

Вот, что рассказала очевидец событий тех дней – учительница издешковской средней школы Анастасия Лукинична Гущина:

- 28 января всё население нашей деревни Лукино гитлеровцы выгнали на очистку железной дороги в сторону станции Алферово. За нами наблюдал один конвоир. Примерно в одиннадцать часов утра мы увидели, как два самолёта прямо над нами начали сбрасывать парашютистов и какие-то большие свёртки. Мы прекратили работу и смотрели в небо. Конвоир в это время сидел в своей теплушке. Когда парашютисты были уже близко от земли, можно было определить, что это советские десантники. Мы бежали к ним навстречу, радости нашей не было конца. Один из парашютистов повис на телеграфных проводах около железной дороги.

Выскочивший из теплушки гитлеровец автоматной очередью тут же сразил его, но увидев что десантников много, конвоир бросился бежать в поле. Пуля одного из наших бойцов тут же догнала его, и он упал лицом в снег. Быстро отцепив парашюты. Десантники распаковали большие свёртки, вытащили из них лыжи и что-то ещё. Собрались в нашем посёлке. Там они захватили в плен одного немца, где тут же его допросили. А затем ушли в сторону Курдюмово - Андросово.


А вот и ещё одно воспоминание учителя издешковской средней школы П. Васина:

- Я был тогда ещё совсем мальчишкой. Но как сейчас вижу: заиндевевшие крылья низколетящих тяжёлых самолётов с красными звёздами, затем купола в небе, зелёные куртки на белом снегу. Да… Это были наши советские десантники, пролившие немало своей крови на издешковской земле.

После высадки на пути десантников были автомагистраль и железная дорога, которую перейти незамеченными было просто невозможно. Метель усиливалась. Дважды за ночь группа подходила к трассе, но перейти её не смогла и только на третью ночь измученные, обмороженные десантники вышли к железной дороге между станциями Реброво и Алферово. Как ни старались десантники пройти незамеченными, но их заметили охранники с разъезда Реброво. Трое следующих суток отбивались воины от охранного подразделения и только 5 февраля, оторвавшись от противника, пришли в район деревни Курдюмово.

Вспоминает Трофимова А.С (д.Комово):

«В октябре пришли немцы, а в феврале наших парашютистов сбросили. Я их сама видела. Видела – как летит наш парашютист – и прямо на зенитку. И там же его и убивают.»

Вспоминает Ильина Н.В. (д. Панасье): «Однажды вышли мы на улицу и видим: над нашим большим полем у деревни кружится самолет. Кружится, он кружится. Смотрим мы, а понять не можем – то ли наш, то ли немецкий? И вдруг как начали вылетать из этого самолета парашютисты! Наш десант это был. Как лягушата! Только - прыг! И раскрывается парашют! Прыг –раскрывается! Все это было днем, нам было очень хорошо все видно. Немцев в нашей деревне не было. Рядом с Панасье было кладбище. На этом кладбище росли вековые елки – большущие такие. На этих елках сидел немецкий снайпер. В низине протекала речка Костра – с кладбища текла, а к Бессоново была горка. Парашютисты – уж не знаю как, на лыжах или пешком, как пошли «плетеночкой» - один за одним поднимались они на горочку, так снайпер их и покосил. Двенадцать человек. Мы их видели потом, так и лежали они на снегу, как шли – подряд. Снайпер их поджидал, сидел на елке.»

Вспоминает Романенкова В.К (д. Никитинка):

«У нас стали парашютистов сбрасывать в 42-м году. Мы сидим дома и слышим гул самолетов! Мы все на улицу повыскочили. Что такое: пузыри в небе?! Один за другим: самолеты летят и пузыри в небе! Отец нам говорит, что не волнуйтесь, это наши парашютисты»

«В лесах остались парашюты, брошенные десантниками. Кто не боялся в лес ходить, натаскали парашютов. Они были шелковые. После войны из парашютов шили платья.. Парашюты были белые и кремовые. Кремовые парашюты не красились, а белые хорошо красились. Красили их ракетницами – они были малиновые, розовые и всякие. Ими красили парашюты. Люди расцветали!»


Воспоминания одноклассницы Ананьевой А.С. о Андрюше Романове и Вите Иконникове:

«На моих глазах ходили Андрюша и Витя в Издешково. Это была уже не первая их разведка. Помню, как сейчас, вошел Андрюша в дом Федоры Сергеевны Елисеевой. Без шапки. Без рукавиц. Андрюша замерз так, что даже не мог согнуть пальцев. Тут же ему надели на замерзшие руки рукавицы и на голову какую-то черную шапку. Все это делали десантники, в доме их было человек пятнадцать… Больше я не видела Андрюшу. Он погиб, когда пошел в разведку за Днепр, в деревню Селецкое.»


После войны

В 1945 году Аксенов А.П приехал в Воронцово посмотреть, что стало с деревней. На месте деревни были землянки в которых жили те, кто остался жив. Оккупанты сожгли Воронцово. В другой раз он приехал,(из Рязани, где жил), когда новая деревня выросла. Вдоль улиц были построены дома. А на полях, где он со своими отважными воинами гнал врага, созревал урожай.

(Приложение1 фото 17)

Закончилась война. Жизнь потихоньку восстанавливалась. Но боль потерь не утихнет никогда (Приложение 1 Фото 18,19 )В память тех событий с десантниками в д. Путьково поставили обелиск. (Приложение фото 20,21) На старых фотографиях видно, что пришло много народу. А самое знаменательное, что на открытие приехали все те же боевые товарищи-командиры: И.В.Распопов (Хотя потерял ногу после тяжелого ранения под Ельней, приезжал трижды), Козинец ..(Приложение фото 22)

Так же приехала жена Сагайдачного , Анатолий Евдокимов (Приложение1 Фото 23)

А примерно в 2 километрах от д. Игнатково, на месте д. Курдюмово поставили памятник Н.Сагайдачному. Не каждый может сюда добраться, так как нужно идти полем на горочку. Там среди берез и кленов тихо и спокойно. (Приложение фото24,25, )

На открытии присутствовала его жена и сыновья Руслан и Вячеслав (Приложение фото 26, 27) Николай Иванович Сагайдачный награжден орденом красного знамени (Приложение 1 фото 27, 29)

Приказом от 7 мая 1982 года ребята зачислены в полк сынов – посмертно. В д. Селецкое установлен памятник Вите Иконникову и Андрюше Романову, недалеко от места расстрела.

В наши дни

2 раза в год ( 9 мая и 25 сентября) устраиваются митинги, где присутствуют работники администрации, ученики и учителя местной школы, жители.

(Приложение 1 фото 30)

2 августа в День ВДВ – день десантных войск собираются десантники всех возрастов. (Приложение 1 фото 31)

За обелиском ухаживают ученики школы (Приложение 1 фото 32, 33 ) и сотрудники ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области.

Так же в 2015 году проведен капитальный ремонт обелиска этой шефствующей организацией.

На могиле погибших в д. Курдюмово сейчас сооружен большой памятник с надписью:

«Вечная память парашютистам–десантникам и жителям деревни Курдюмово, отдавшим жизнь за Родину». (Приложение 1 фото34)

В д. Селецкое отреставрирован памятник, недалеко от места расстрела Вити и Андрюши.

Заключение

Следует понимать, что разброс десантников был на большой территории. Из десантированных 2497 парашютистов после приземления в место сбора вышли только около 1300 человек.

Исследуя историю одного обелиска, упоминаются еще памятники. Так как эти памятные места - звенья одной истории - цепочки.

В ходе проекта выяснили, что гипотезы не подтверждаются:

Обелиск установлен недалеко от того места где высадили десантников (д.Путьково).

На месте обелиска никто не захоронен – это просто памятное место. А вот на месте деревни Курдюмово стоит стела с надписью о сожженной деревне и памятник – место захоронения Н.Сагайдачного, десантников и жителей.

Будут проходить года, но хочется надеяться, что люди не забудут тех, кто в трудные дни стоял насмерть в боях с лютым врагом за честь и независимость Родины.



Этап 5. Осмысление и оценка проекта

Мы проделали очень интересную и важную работу. Основная задача состояла в том, чтобы показать результаты своей работы. Смогли ли найти о десантниках. А оказалось, что очень мало знали о событиях той зимы.



Проблему над которой мы работали, можно назвать решенной. Реализация проекта позволила совершенствовать  принцип  сотрудничества учащейся и  учителя, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также  открыть возможность формирования жизненного опыта, повысить самооценку и чувство успеха учащегося; способствовала развитию коммуникативных и личностных умений.

Для успешной реализации поставленной цели, в проекте использовались различные  внеклассно-учебные формы работы, такие как: беседы, трудовые десанты, коллективные творческие дела.

Весьма важный вопрос – это  оценка работы  учащейся,   чтобы  интерес к творчеству не иссякал. Работа велась с интересом , с подготовкой и успешно выступила. Она была горда тем, что смогла  раскрыть исторические моменты нашего края,

5. Результаты реализации проекта

Работа  над проектом по  теме «История одного памятника» на ярких примерах героизма ровесников ребят, десантников и их командиров, их храбрости и мужества, способствовала решению проблемы нравственно-патриотического воспитания школьников. Открылись очевидные плюсы от  его реализации. Проект позволил интенсивнее вовлечь ребенка в творческую деятельность, проявить познавательную активность при знакомстве со сведениями о ВОВ. Полученные знания отразились в продуктивных видах деятельности, во время подготовки.

 











Список литературы:

1. Авраменко С.М. Навстречу войне/С.А.Авраменко.-Смоленск: Смол.гор.типография, 2011.- 2011.-352 с.

О работе десантников по захвату немецко-фашистских захватчиков в окрестностях д.Игнатково.

2. Воробьев М.В. У Старой Смоленской дороги/ М.В.Ворорбьев, В.В.Усов//Подвигам житьл в веках.- Смоленск: Московский рабочий. 1985.- 319с.: ил.

О высадке подразделений 8-й воздушно-десантной бригады из 4-го воздушно-десантного корпуса в районе деревни Андросово. –с.200

3. Дьяченко С.Страшное лицо войны/С.Дьяченко//Край смоленский.-2014.-№12.-с.56 Рассказы очевидцев о высадке десантников.

4. Колбина О. Не зарастет тропа/О.Колбина//Сафоновская правда.-2015.-7 мая. Сотрудники ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области оказали большую помощь, полностью взяв на себя ремонтные работы.

5. Лукашенко А.И. дорогами воздушного десанта. Изд. 2-е, дополненное... переработанное. М., “Московский рабочий”, 1978г. Тираж 75000 экз.

6. Пионеры Смоленщины/ сост Г.Д.Иванова.- М: Моск.рабочий, 1979.-320 с.

В книге содержится документ «О занесении в книгу почета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина имен пионеров Вити Иконникова и Андрюши Романова».

7. Приходько Т. Подвиг ребят не забыт/ Т.Приходько//Сафоновская правда.-2004.-24 сент.

О юных разведчиках Вите Иконникове и Андрюше Романове ( из воспоминаний ветерана Николая Семеновича Конашенкова).

8. Прохоров В.А Очерк истории Сафоновского края/ В.А,Прохоров, ПучковВ.М.,Шорин Ю.Н. – Смоленск, 2004.- 136 с.

9. Шкрюм И. Этому подвигу жить в веках/И.Шкрюм, А.Назинцев//Сафоновская првавда.-2002.-13 февр.

К 60-летию высадки советского парашютного десанта на территории Сафоновского района.

10. Шкрюм И. Помнят благодарные сельчане/И.Шкрюм//Сафоновская правда.-2004.-24 Сентябрь В светлый и почитаемый всеми смолянами День освобождения Смоленщины соберутся жители д.Игнатково у обелиска павшим воинам.

11. Щепетева Т. Овеянный легендами и почти забытый десант/Т.Щепетева//Сафоновская правда.-1995.-23 сент.

Действия 4-го воздушно-десантного корпуса на оккупированной территории Издешковского района.

Интернет-ресурсы:

1. Воинские мемориалы и памятники [Электронный ресурс]:[ фото присутствующих шефствующей организации ФСИН . ]- Режим доступа: : http://safonovo.library67.ru/virtualnyj-muzej/voinskie-memorialy-i-pamyatniki/

2. Забытый подвиг десантников [Электронный ресурс]:[ документы о награждении Сагайдачного]- Режим доступа: http://www.yartsevo.ru/news/6477-zabytyy-podvig-desantnikov.html

3. Зайцевф М.Г [Электронный ресурс]:[ Зайцев был призван в действующую армию девятнадцатилетним юношей... бригаду 4-го воздушно-десантного корпуса. В феврале 1942 года корпус десантировался...]- Режим доступа: https://studylib.ru/doc/408807/m-.---g-.---z-a...--mihail-grigor._evich-zajcev-byl-prizvan...

4. Маргелов В,И. Советские воздушно-десантные: военно-исторический очерк [Электронный ресурс]: https://coollib.com/b/276300/read

5. Толкач Михаил. Десантники Великой Отечественной: К 80-летию ВДВ [Электронный ресурс]:[О выбросе десанта в районе Путьково, Озеречня]/М. Толкач.- Режим доступа: http://fanread.ru/book/

6. Школьный краеведческий музей [Электронный ресурс]:[ Материалы (фото стенда) музея Издешковской школы ]- Режим доступа: http://alferovo.ru/izdeshkovo.html

7. [Электронный ресурс]:[ фотографии открытия обелиска 1967 года группа «Как это было»]- Режим доступа: https://ok.ru/safonovoka

8. [Электронный ресурс]:[Карта Игнатково и окрестных деревень]- Режим доступа: http://www.etomesto.ru/na-karte-ignatkovo-smolensk/

 Приложения

Приложение 1

 фото 1

t1698944010ac.jpg

фото 2

t1698944010ad.jpg

фото 3

t1698944010ae.jpg

А.Ф.Левашов

фото 4

t1698944010af.jpg

Выброска десанта



фото 5

t1698944010ag.png

фото 6

t1698944010ah.jpg

А.А.Онуфриев и И.В.Распопов

Фото 7

t1698944010ai.jpg

М.Я.Карнаухов

фото8

t1698944010aj.png

фото 9

t1698944010ak.jpg

В тылу врага

фото 10

t1698944010al.jpg

В освобожденном селе

фото 11

t1698944010am.jpg

удостоверение Вити Иконникова

фото 12

t1698944010an.jpg

удостоверение Андрюши Романова

фото 13

t1698944010ao.png

фото14

t1698944010ap.jpg

Начальник штаба 8-1 воздушно-десантной бригады Николай Иванович Сагайдачный

фото 15

t1698944010aq.jpg

А.П.Евдокимов

фото16

t1698944010ar.jpg

Екатерина Петухова 1945 г

фото 17

t1698944010as.jpg

Жители деревни Воронцово вручают хлеб-соль почетному гражданину деревни А.П.Аксенову.

фото 18

t1698944010at.jpg

На месте захоронения жертв фашистской расправы ( 13 человек)д. Курдюмово 1966г.

фото19

t1698944010au.jpg

Жительница д.Курдюмово Никитина на глазах которой были расстреляны муж и сын. 1966г.















фото 20,21

t1698944010av.jpg



t1698944010aw.jpg

Обелиск д. Путьково 1967 год

фото 22

t1698944010ax.jpg

Слева третий Распопов

фото 23

t1698944010ay.jpg

Слева-направо: 2 – Козинец, 3 – Сагайдачная, 5-Евдокимов

фото 24

t1698944010az.jpg

Памятник на могиле Н.И.Сагайдачному 1967г. на месте д. Курдюмово

фото 25

t1698944010ba.png

Ученицы Издешковской школы возлагают цветы

Фото 26

t1698944010bb.jpg

На открытии памятника Н.И.Сагайдачному присутствовали его жена и сыновья Руслан и Вячеслав

фото 27

t1698944010bc.png

Сын Сагайдачного со своей женой и сыновьями у памятника

фото 28

t1698944010bd.jpgНаграда Сагайдачного

фото 29

t1698944010be.jpg

История подвига











Наши дни

фото 30

t1698944010bf.jpg

На митинге 9 мая

фото 31

t1698944010bg.png

Ежегодный сбор десантников на день ВДВ 2августа

фото 32

t1698944010bh.jpg

фото 33

t1698944010bi.jpg

фото 34

t1698944010bj.jpgt1698944010bk.jpgt1698944010bl.jpg

 

 

 

 

 Приложение 2

t1698944010bm.jpg

 «Мы пришли в библиотеку». Поиск информации в библиотеке.

 t1698944010bn.jpg

 Уборка у обелиска.









Рисуем «Десант. Никто кроме нас»







t1698944010bo.jpg







t1698944010bp.jpg















Презентация проекта





t1698944010bq.jpg

Автор материала: А. Полякова (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.