12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прасолова Марина Валерьевна592
Россия, Оренбургская обл., Бугурусланский район, с.Пилюгино
Материал размещён в группе «"Юный краевед"»

Тема: «История семейной фотографии»

Автор работы: Портнов Михаил

Объединение: "Юный краевед"

Руководитель: Прасолова Марина Валерьевна


Содержание

Введение….……………...........………………….……………………………...........................................с.2

Основные этапы исследования…….…..…………………………………….......................................с.3

Заключение. ……………………………………………….…….……………..............................................с.6

Список использованных источников и литературы. ……………………................................ с.6

Приложение………………………………………………..…………………............................................... с.7


Введение

Обоснование исследовательской работы

Как-то, рассматривая семейный фотоархив у своей тети, я обнаружил старинную фотографию. Захотелось узнать о людях, изображённых на снимке, местности, каким образом они относятся к моей семье. 

Тема исследования актуальна, так как любая фотография может рассказать намного больше, чем несколько страниц исторической книги. Чем старее снимок, тем интереснее его исследовать.

Проблема, поднимаемая в работе, заключается в том, что сегодня мы мало знаем о своих корнях, предках, которые жили на нашей малой Родине, работали, учились, творили её историю.

Предмет исследования: изучение истории жизни запечатлённых на снимке людей, истории исчезнувшей деревни.

Цель исследования: выяснить новые сведения о жизни моих предков.

Задачи исследования:

Проанализировать фотоматериал.

Найти информацию о людях, запечатлённых на фотографии.

Изучить историю исчезнувшей деревни.

Гипотеза: если я узнаю историю моих предков с фотографии, то буду глубже знать свою родословную, которой смогу поделиться со своими потомками.


Основные этапы исследования

1. Первыми шагами в исследовательской работе было знакомство с фотографией: кто запечатлен, уточнение фамилии, установление родственной связи.

2. На втором этапе поисково-исследовательской работы я изучал историю исчезнувшего села.

3. Описание фотоснимка.

Эта фотография попалась мне в руки в семье моей тети, когда я просматривал семейный фотоархив. Ее нельзя было не заметить, потому что она дышала историей (Приложение 1).

Фото выполнено в черно – белом цвете, на твердой основе.

На снимке запечатлены мужчины: одиннадцать взрослых и девять подростков. Мужчина слева, по легенде, сохранившейся в моей семье, барин – он с погонами, возможно, принадлежит казачеству. Второй, слева, мужчина в зипуне, картузом на голове, с окладистой квадратной бородой – мой прапрадед Персиянцев (имя не известно). Шесть мужчин, стоящие следующие в ряду, одеты в косоворотки, подпоясанные ремнями, рубахи «на выпуск», на головах картузы. Справа мужчина в пиджаке стоит подбоченившись, в начищенных сапогах. За ним видно колесо и край какой-то легкой повозки, возможно это дрожки. На заднем плане в центре находится мужчина в картузе, в косоворотке, сидящий на лошади.

На переднем плане перед мужчинами вприсядку сидят 8 мальчиков 10-12 лет, один стоит справа. Перед ними полулежа, разместился молодой мужчина. Можно сделать вывод, что эти люди – труженики на земле. Выглядят опрятно, имеют достаток. На лицах некоторых детей шаловливые выражения, некоторые же наоборот очень ответственно отнеслись к съемке, смотрят серьезно в камеру.

Изучив материал в интернете и проанализировав сведения, имеющиеся в моей семье и в школьном музее, я выяснил, что на фотографии запечатлены люди, жившие в селе Петрополье.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1850 по 1979 год.

Из интернета: Петрополье (Ржавщино) - село, существовавшее на севере Бузулукского района в 64 км от Бузулука, с левой стороны от трассы Бузулук-Бугуруслан, на речке Ржавец. В некоторых источниках упоминается как Петриполье. Второе название Ржавщино — от речки с застойной «ржавой» водой с окислами железа.

По воспоминаниям некоторых старожилов село основано барином Петром Бикорековым. Название связано с именем барина «Петр» и греческим окончанием «полис», сокращенно «поль», означающем «город». Мода давать псевдогреческие названия была в конце 18 века в Новороссии, при Екатерине II (Севастополь, Ставрополь, Мариуполь). Можно сделать предположение, что Бикореков мог быть участником военных походов русской армии в Крым. Но следует учитывать, что ряд названий на — «поль» имеет в России иное происхождение, от «поле», например, город Чистополь в (РФ Татарстан), «чистое поле». Поэтому Петрополье, скорее всего, — «Петровы поля».

В селе, на барском пруду (предположительно заводи местной речушки), для барыни была устроена купальня (дощатый пол, ступеньки), в которой разрешалось купаться местным жителям, когда барыни не было. По рассказам, барыня была справедливая. Одному жителю, заменившему в барском доме дубовые венцы, в награду она подарила красную рубаху и покатала в своей коляске по селу.

Из материалов школьного музея «История исчезнувших деревень», я узнал, что в середине 19 века в селе Петрополье было 28 дворов, проживало 207 человек. В 30-е годы 20 века было до сотни дворов, школа, мельница, очень много садов.

В годы войны не было чернил, и ученики в школе писали разбавленной марганцовкой на полях старых газет.

Одними из лучших тружеников в середине 20 века в селе были Егоров Михаил Григорьевич, Хоменко Николай.

Селение исчезло как неперспективное к 1979 году.

P.S. По рассказам в моей семье, у прапрадеда был сад, в котором росли яблони, груши. В этом году мы съездили на место исчезнувшей дервни, побывали в саду моего прапрадеда, где угостились одичавшими грушами.

Заключение.

В результате исследовательской работы я узнал интересные факты из жизни своих родственников, расширил границы истории о своей семье. Пришел к следующим выводам:

1. Одна фотография может содержать в себе неисчерпаемую информацию.

2. Прошлое, запечатленное на старой фотографии, близко и дорого нам. Оно учит помнить своих предков, с уважением относиться к их жизни.

3. Необходимо изучать историю своей малой родины, потому что без знания прошлого нельзя построить будущее.

Источники

«История заброшенных деревень», по материалам школьного музея «История села Пилюгино»;

https://l.120-bal.ru/voda/25909/index.html?page=11 Топонимика Бузулукского района.


Приложение №1.

t1607962091aa.jpg

Жители деревни Петрополье


c1607962350.JPG
Дикие груши в заброшенном саду моего прапрадеда.
f1607964716.jpg
Место исчезнувшей деревни Петрополье



Автор материала: М. Портнов (8 класс)
Опубликовано в группе «"Юный краевед"»


Комментарии (2)

Сафина Гузалия Минахматовна, 15.12.20 в 21:57 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Валерьевна! Прочитала с интересом.
Прасолова Марина Валерьевна, 16.12.20 в 05:59 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.