История со снежком
Автор публикации: А. Петрова, ученица 1Д класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 4 им. Г. Баруди» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
«История со снежком»
исследовательский проект
Секция: Природа (биология, география, экология)
Автор:
Петрова Агата Сергеевна,
ученица 1 класса
Руководитель:
Хусаинова Лариса Юрисовна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
с. Высокая Гора
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава I. Снеговик: история его рождения | 5 |
Глава II. Экспериментальная часть | 8 |
1.Откуда берется снег? | 8 |
2.Опыты по изучению свойств снега. | 8 |
3. Что влияет на липкость снега? | 9 |
Заключение | 11 |
Список литературы | 12 |
Ведение
Мы живем в республике Татарстан, а нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, вьюги. Для всех жителей нашей местности эти природные явления кажутся обычными. Очень красиво, когда идет мягкий пушистый снег. Люди радуются, появлению осенью первого снега, когда вся природа преображается.
Нам нравится наблюдать за снежинками, когда они кружатся в воздухе и красиво укрывают землю.
Актуальность: Несмотря на современные игрушки, гаджеты, которые есть у каждого школьника, нам хочется поваляться в снегу или поиграть в снежки. Однажды на пришкольном участке мне захотелось слепить сказочную снежную фигуру. Мы с ребятами взяли в руки снег, хотели слепить ком, но он совсем не хотел лепиться, он тут же рассыпался.
Тогда мы задумались:
- Почему снег не всегда липнет? Ведь не очень давно мы играли в снежки и лепили снежную бабу. Отчего зависит липкость снега?
Я провела опрос среди своих одноклассников, чтобы выяснить, что они думают по этому вопросу, но точного ответа никто не смог дать. (Приложение 1)
Отсюда возникла тема исследовательского проекта: «История со снежком»
Я предположила, может, на липкость снега влияет:
- разное время суток;
- погодные условия.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: свойства снега.
Цель: выяснить, от чего зависит липкость снега.
Для выполнения этой цели определила ряд задач.
Задачи:
- Ознакомиться с литературой.
- Узнать, как появился снеговик?
- Исследовать свойства снега.
- Наблюдать за снегом в разных погодных условиях.
- Провести эксперименты со снегом.
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Метод наблюдения.
3. Проведение опроса одноклассников.
4. Проведение опытов.
5. Анализ полученных результатов.
Глава I. Снеговик: история его рождения.
Пришла зима и преобразила мир своим морозным дыханием. Иногда все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля... И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Из разных источников литературы я узнала, что люди лепят снеговиков уже не одно столетие. Но далеко не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом…
Если верить старинному преданию, в конце XV века, примерно в 1493 году, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру. Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами больших размеров. Люди лепили снеговиков, чтобы в них могли попасть злые духа, а обратно выбраться, считалось, им не удавалось. Скорее всего, именно тогда и появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей. А в Норвегии существовало предание о том, что снеговиков опасно разглядывать поздним вечером из-за шторы. К тому же, дурным знаком считалось встретить снежную фигуру ночью: ее рекомендовалось обойти стороной.
Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и вскоре стали незаменимым символом Рождества и Нового года.
По одной христианской легенде считалось, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.
На Руси же снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб.
Не зря существует выражение «зима-матушка», «мороз-батюшка». А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа снеговик – один из любимых новогодних персонажей. В славных советских мультфильмах «Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки» снеговик выступает как верный помощник Деда Мороза по хозяйству.
Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Смешную и трогательную волшебную сказку написала автор Татьяна Коваль. Далеко-далеко на севере есть необычная деревушка, в которой живет самый маленький снеговичок. Он очень мечтает сделать для всех жителей деревеньки чудесный сюрприз к Новому году.
Реймонд Бриггс рассказал, как однажды зимней ночью снеговик ожил, и начались волшебные приключения.
Сегодня в нашем цивилизованном мире создание снежных фигур остается не только любимым занятием детворы, но и общественно организованным праздником. По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый высокий в Европе снеговик красуется на склонах горнолыжного курорта в Австрии, в городе Гальтюр: его высота достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году, его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега.
Всем известно, что наша страна – одна из самых снежных и самая холодная страна в мире. А самое снежное место в России находится в районе Красной Поляны в Сочи, на горе Ачишхо: за один сезон там выпадает до 10 м снега.
Из Интернета я узнала, что в Москве уже несколько лет подряд в усадьбе Деда Мороза в Кузьминском парке проводится ежегодный конкурс «Парад снеговиков». Хотя эти снежные фигуры ростом всего лишь с человека, зато их количество (несколько десятков) очень впечатляет!
18 января весь мир отмечает Международный День снеговика. Такая идея пришла коллекционеру Корнелиусу Грэтцу из Германии. Он начал ещё юношей собирать изображения снеговика и в 2008 году вошёл со своей коллекцией в книгу рекордов Гиннеса! У него более трех тысяч экспонатов! И все это – снеговики! Коллекционер предложил справлять День снеговика.
В России тоже есть День снеговика, правда, он еще не очень распространен. Празднуется он 28 февраля.
Я тоже решила принять участие в этой интересной забаве и слепила своего снеговика, который каждое утро встречает меня своей обворожительной улыбкой. (Приложение 2)
Глава II Экспериментальная часть
1.Откуда берется снег?
Еще с детского сада мне было известно, что снежинки образуются точно так же, как и капельки дождя. Снег – это твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде скопления ледяных кристалликов. Он образуется, когда температура воздуха равна или ниже 0°C, и в воздухе присутствует достаточное количество влаги.
Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где очень холодно. И там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки. Но, я еще не знала о том, что это ещё не те снежинки, которые падают на землю. Они ещё очень малы. Кристаллик всё время увеличивается и становится красивой шестиугольной звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю.
На уроке окружающего мира я узнала, что это называется Круговоротом воды в природе. (Приложение 3)
Вывод: Снежинка – это не одна замерзшая льдинка, а скопление нескольких ледяных кристалликов.
А каковы же основные свойства снега?
2.Опыты по изучению свойств снега.
На уроке окружающего мира в 1 классе мы рассмотрели, как можно провести опыты, чтобы выяснить свойства снега. Дома вместе с мамой мы на практике решили все это воспроизвести.
Опыт 1. «Снег рассыпчатый»
Взять палочку и сделать углубление в снежном сугробе. Лопаткой или просто руками пересыпать снег.
Вывод: снег рыхлый.
Опыт 2. «Снег белый»
На лист цветного картона насыпать небольшую горку снега.
Вывод: снег белый, но непрозрачный.
Опыт 3. «Снег тает и превращается в воду»
Поместить снег в прозрачный стакан и занести в теплое помещение.
Вывод: снег превращается в воду, если его поместить в теплую комнату.
(Приложение 4)
3.Что же влияет на липкость снега?
Я предположила, может, на липкость снега влияет:
- разное время суток;
- погодные условия.
Решила проверить: влияет ли на липкость снега время суток и температура воздуха? Вместе с классным руководителем составили дневник наблюдений за погодой в разное время суток, который я заполняла ежедневно вечером после проведенных наблюдений.
Наблюдения проводила в течение недели с 1 по 8 марта 2021 года. В ходе наблюдений отслеживала температуру воздуха на улице в разное время суток и состояние снега. Температуру определяла по уличному термометру (термометр бытовой спиртовой). Состояние снега оценивала по ощущениям при ходьбе, внешнему состоянию и по возможности слепить из снега снежок.
Результаты наблюдений внесены в таблицу. (Приложение 5)
Наблюдения за состоянием снега на улице в разное время суток:
Таблица 1
дата | Температура воздуха | Состояние снега | ||||
утро | день | вечер | утро | день | вечер | |
01.03 | - 10 | - 5 | - 13 | рассыпчатый | рассыпчатый | рассыпчатый |
02.03 | - 6 | 0 | - 4 | рассыпчатый | Тает, липкий | рассыпчатый |
03.03 | - 2 | -1 | - 3 | рассыпчатый | рассыпчатый | рассыпчатый |
04.03 | - 2 | -1 | - 4 | рассыпчатый | рассыпчатый | рассыпчатый |
05.03 | - 12 | -4 | - 9 | рассыпчатый | рассыпчатый | рассыпчатый |
06.03 | - 7 | -4 | - 11 | рассыпчатый | рассыпчатый | рассыпчатый |
07.03 | - 14 | -7 | - 8 | рассыпчатый | рассыпчатый | рассыпчатый |
08.03 | - 5 | -2 | - 7 | рассыпчатый | рассыпчатый | рассыпчатый |
Результаты проведенного эксперимента показали, что снежок слепился 2 марта, когда температура воздуха в тени была 0 градусов в дневное время, а на солнечной стороне поднималась выше 0 градусов. Снег стал мокрым, тяжелым и липким. Вечером этого же дня, как только температура воздуха опустилась ниже 0 градусов, снег стал рассыпчатым и не лепился. В остальные дни температура в дневное время была ниже нуля градусов и не получалось слепить снежок. Следовательно, время суток на липкость снега не влияет.
Таким образом, в результате моих ежедневных наблюдений я пришла к выводу о том, что снег меняет свое состояние и становится липким, как только температура воздуха на улице приближается к отметке 0 градусов или выше.
Заключение
Работая над данным проектом, я многое узнала о снеговике и поделилась этой необычной и очень интересной историей с одноклассниками.
Проведенные наблюдения, эксперименты подтвердили гипотезу о том, что погодные условия влияют на липкость снега. Теперь я могу объяснить одноклассникам, почему зимой при температуре 0 градусов и выше мы сможем поиграть в снежки и вылепить снежную фигуру. Вторая гипотеза о том, что время суток влияет на липкость снега, не подтвердилась.
В ходе проведенных мною опытов я смогла выяснить основные свойства снега: снег белый и непрозрачный, рассыпчатый в морозную погоду, а при высокой температуре тает и превращается в воду.
По результатам опроса одноклассников я поняла, что все ребята любят лепить снеговиков, многим нравится строить замки и горки, играть в снежки, кататься на санках. Я тоже люблю зиму и катаюсь на лыжах. Иногда, в теплую погоду со своей сестренкой мы лепим снеговиков и играем в снежки. Ведь гулять на свежем воздухе зимой – это не только полезно, но и интересно.
На весенних каникулах, если позволят погодные условия, с одноклассниками проведем онлайн-конкурс по созданию снеговиков.
Список литературы
Роджерс К., Хауэлл Л, Смит А. и др. Школьная энциклопедия. Естественные науки / Пер. с англ. Лисецкой В.В., и др. – М.: ООО «Издательство Росмен-Пресс», 2001.
Майкл Аллаби. Хочу все знать. Окружающая природа / Пер. с англ. Т.Паненковой – М.: Издательство «Махаон», 2000.
А. Ликум Детская энциклопедия Все обо всем Издательство: АСТ, 1997.
Приложение 1
АНКЕТА
1. Ты любишь лепить снеговиков? (да/нет)
2. Как ты думаешь, снег всегда липкий? (да/нет)
3. Время суток влияет на липкость снега? (да/нет)
4. Температура воздуха влияет на липкость снега? (да/нет)
Приложение 2
Приложение 3
Круговорот воды в природе
Приложение 4
Свойства снега
Опыт 1 «Снег белый, не прозрачный»
Опыт 2 «Снег рассыпчатый»
Опыт 3 «Снег тает в тепле и превращается в воду»
Приложение 5
Дневник наблюдений
17
Потамошнева Наталья Алексеевна
Пролубщикова Наталья Владимировна