Работа со статистическими сведениями на уроках истории (9 класс)

5
1
Материал опубликован 19 February 2016 в группе


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение……………………………………………………………………

Тема1: Мир в вначале XX в.: модернизационный процесс в странах первого и второго эшелонов развития……………………………………………

Тема 2: Народы колониальных и зависимых стран в начале XX в. ……

Тема 3: Международные отношения вначале XX в. …………………….

Тема 4: Первая мировая война: причины, развязывающие войны и основные события………………………………………………………………………

Тема 5: Революционные процессы в послевоенном мире………………….

Список литературы…………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

Статистические сведения играют вспомогательную роль, конкретизируя количественные и качественные характеристики исторических источников, их не надо запоминать и заучивать. Важно научить обучающихся извлекать и интерпретировать информацию, представленную разнообразными графическими средствами наглядности, к которым относятся графики, диаграммы, статистические таблицы.

Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Таблицы подразделяют на:

  • тематические
  • сравнительные
  • хронологические
  • синхронистические

Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Большую роль в работе с цифрами для развития аналитических умений учащихся играет анализ статистических таблиц. Не случайно эти задания включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ.

Для работы с классами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методиках, или придумывать самостоятельно. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны. При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала).

Задания к таблицам могут быть следующими: прокомментировать и проанализировать таблицу, составить сообщение, найти и выявить тенденции развития чего-либо, объяснить причины изменений в цифровых данных. Для более слабых учащихся предлагается ответить на серию взаимосвязанных последовательных вопросов.

Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.

Далее представлен комплекс заданий по Всеобщей истории XX века на основе таблиц.

 

Тема 1

МИР В НАЧАЛЕ XX В.: МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СТРАНАХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЭШЕЛОНОВ РАЗВИТИЯ

Выберите из представленных статистических материалов данные, характеризующие развитие стран вашего эшелона. Обобщите статистический материал, сделайте вывод об уровне развития государств эшелона. Дополните его сведениями из учебника. Подготовьте устный ответ.

Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)

 

1870 г.

1900 г.

1913 г.

США

23,3

30,1

35,8

Германия

13,2

16,6

5,7

Великобритания

31,8

19,9

14,0

Франция

10,3

7,1

6,4

Италия

2,4

2,7

3,1

Россия

3,7

5,0

5,0

Япония

-

0,6

1,3

 

Темпы роста валового национального продукта в 1873-1913 гг.

 

В целом

На душу населения

США

4,3

2,2

Германия

2,9

1,8

Великобритания

2,2

1,3

Франция

1,6

1,4

Италия

1,4

0,7

Россия

2,5

0,9

Япония

2,7

1,7

 

Внешнеторговый оборот ведущих стран мира, млрд долл.

 

1890 г.

1990 г.

1913 г.

Мировой оборот

15,8

19,8

39,0

США

1,6

2,2

4,2

Германия

1,8

2,5

4,9

Великобритания

3,0

3,7

5,8

Франция

1,6

1,7

3,0

Италия

0,4

0,6

1,2

 

Выплавка стали в ведущих странах мира, млн тонн

 

Начало XX века

К 1913 г.

США

10,3

31,8

Германия

7,7

16,2

Великобритания

5,0

6,9

Франция

1,7

4,1

Италия

0,3

1,0

Австро-Венгрия

1,2

2,5

 

На основании сравнительной таблицы оцените соотношение элементов традиционного и индустриального общества в политической сфере в странах эшелона. Подготовьте устный ответ.

Аграрная и индустриальная цивилизация

Аграрная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Ведущая отрасль экономики – сельское хозяйство

Ведущая отрасль экономики – промышленность

«Главное богатство» - земля

«Главное богатство» - капитал

Сохранение элементов натурального хозяйства

Развитие рыночных отношений

Власть соединяется с собственностью. Как правило, верховный собственник земли – глава государства. Форма государства – монархия.

Форма государства – ограниченная монархия или республика. Тенденция к установлению всеобщего избирательного права, к формированию гражданского общества и правового государства.

Сословно-корпоративное общество. Судьбу человека определяет принадлежность к сословию (корпорации)

Борьба за политические права и свободы.

 

Тема 2

НАРОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН

В НАЧАЛЕ XX В.

Какие цвета преобладают на политической карте мира XX в. и почему?

Назовите ведущие метрополии и их колонии.

О каких процессах свидетельствуют данные таблицы?

Динамика численности населения колоний

Государства-метрополия

Население колоний в 1875 г., млн чел.

Население колоний в 1914 г., млн чел.

Великобритания

250

393,3

Франция

6

55,5

Нидерланды

25

40

Бельгия

15

15,6

Германия

-

12,3

Япония

-

19,2

 

Тема 3

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX В.

Внешняя политика ведущих стран. Международные союзы, конфликты и войны в начале XX в.

Изучение вопроса можно провести в форме ролевой игры.

Этапы игры

Первый этап

Презентация государства. Представители групп показывают территорию своего государства на карте, демонстрируют флаг государства, называют его главу, дают краткую характеристику вооруженных сил государства.

Второй этап

Каждая группа получает игровое поле – матрицу таблицы. В течение 10-15 минут «государства» должны подготовить отчет о своей внешней политике, заполнив соответствующие их странам графы игрового поля: указать войны и международные конфликты, в которых участвовало государство; найти своих союзников (если они существуют) и «объединиться» с ними.

Матрица таблицы: «Внешняя политика ведущих держав в начале XX в.»

 

Союзники

Противники. Участие в Вооруженных конфликтах (до 1914г.)

Колониальная политика

Великобритания

     

Германия

     

Франция

     

Россия

     

Италия

     

Австро-Венгрия

     

Япония

     

Османская империя

     

США

     

 

Тема 4

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: ПРИЧИНЫ, РАЗВЯЗЫВАНИЕ ВОЙНЫ И ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

На основании информации учебника и исторической карты самостоятельно заполните таблицу.

Выделите противоборствующие стороны. Сравните цели участников. Сделайте выводы о характере войны для основных противоборствующих сил.

Участие ведущих держав в Первой мировой войне

Государство

Время вступления в войну

Военные цели

Результаты войны

Австро-Венгрия

     

Сербия

     

Германия

     

Россия

     

Франция

     

Бельгия

     

Великобритания

     

Япония

     

Османская империя (Турция)

     

Италия

     

Болгария

     

Румыния

     

США

     

 

Используя материал учебника, дополнительный материал, составьте хронологическую таблицу: «Основные события Первой мировой войны»

Основные события Первой мировой войны

Даты

Западный фронт

Восточный фронт

1914 г., август

   

?

   

?

   

?

   

?

   

?

   

?

   

?

   

?

   

?

   

?

   

?

   

?

   

Сентябрь -октябрь

   

 

Тема 5

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ

Используя материал учебника, самостоятельно заполнить таблицу.

Задание к таблице:

Найдите общие черты в развитии трех революций

Особенности революций в Европейских странах (1917 – 1918 гг.)

Страна

Хронологические рамки

Политические лидеры

Политические идеи и революционные органы власти

Результаты

Россия

       

Германия

       

Венгрия

       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. –М.: Просвещение, 2012
  2. Всеобщая история XX в.: 9 класс/Т.В. Коваль –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательно! Спасибо!

5 November 2016