12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кирилл Александрович Ш.10673
Учитель высшей квалификационной категории.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Сочинение- описание по картине Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти"

            План:
1. История создания картины "Триумф смерти".
2. Что мы видим на полотне. Жуткое восхваление смерти.
3. Символический и композиционный смысл Смерти.
4. Философский смысл картины. 

  death0l (700x491, 72Kb)

   Картина под названием "Триумф смерти" была написана в шестнадцатом веке. Создателем полотна является Питер Брейгель Старший. В настоящее время картина находится в Мадриде, в национальном музее Прадо. Произведение представляет собой панораму выжженной бесплодной земли, на которой армия нечисти несет собой страх и смерть, подвергая мирных жителей разным пыткам.
   Расскажу немного об истории создания картины. Брейгель являлся свидетелем того, как люто свирепствовала инквизиция в середине 16 века в Нидерландах. Вооруженные отряды испанского войска, выполняя карательную миссию, во главе с католическим фанатиком Альбой прошлись по территории своей северной колонии, пытаясь с помощью силы и оружия подавить народное восстание. Таким способом Испания сделала попытку истребить зарождавшееся там протестантство. В тех провинциях, где прошли испанцы, остались обожженная земля и горы трупов, исчисляемые десятками тысяч. Король Испании Филипп Второй, являясь ярым католиком, заявил, что он скорее пожертвует ста тысячами жизней, чем перестанет преследовать еретиков. Страна находилась в страхе и безысходности. Под жутким впечатлением от пороисходящего Питер Брейгель и создал одно из самых зловещих и одновременно самых великолепных своих творений- картину "Триумф смерти".
  Картина на первый взгляд является своего рода восхвалением смерти. Глядя на полотно, мы видим нечто зловещее и непонятное: много скелетов и черепов, бьющихся в агонии и готовящихся к казни людей, а также тех, кто пытается оказывать сопротивление. Около стола мы видим мужчину с мечом. Его глаза полны ужаса, волосы дыбом от страха, но он мужественно готов сражаться. Лишь сантиметр за сантиметром разглядывая творение Питеря Брейгеля, можно проникнуться тем, каков был замысел художника, что именно он хотел донести до современников и последующих поколений. Нам открывается огромный панорамный вид жуткого ландшафта, напоминающего выжженную пустыню, где земля усеяна столбами с виселицами и колесами пыток.  А на самой линии горизонта виднеется обмелевшее море с тонущими кораблями. На мой взгляд, обмелевшее море символизирует остатки надежды художника на то, что смерть все же не станет абсолютным триумфатором. Замесу, кстати, что сам  художник не давал никакого названия своей картине. Назвали ее так уже позднее искусствоведы. Я же уверен, что картине больше подходит название "Триумф жизни", и именно на в победу жизни над смертью все же верил сам Брейгель. 
  Огромный символический и композиционный смысл имеет Смерть, находящаяся в эпицентре всего происходящего. На картине Смерть- это скелет с косой, который скачет на костлявой лошади прямо в гущу событий. Это скелет словно является всадником апокалипсиса: он доволен теми смертельными "плясками", которые происходят вокруг. Толпы скелетов вместо щитов прикрываются крышками гробов. Питер Брейгель изображает множество людей, которые, давя друг друга, устремляются в огромную мышеловку с христианским крестом на двери. Религия в образе мышеловки - это весьма явный намек художника на то, что религия- это и есть обман. Активно борются на картине единицы, а основная масса, давя друг друга, бежит от монстров в мышеловку религии. Люди в 16 веке были лишены осознанного мышления, по большей части являлись нравственными прспособленцами. Для 16 века представление религии в виде мышеловки было очень смелым. Ведь это в двадцать первом веке полная свобода вероисповедования, а тогда все было по-другому. Брейгель- очень смелый художник, не побоялся создать такой образ,и  я невольно проникся уважением к нему.
   От Смерти никто не сможет уйти. Она настигнет каждого, вне зависимости от его возраста и социального статуса: и королей,и кардиналов, и купцов, и рыцарей, и крестьян, и женщин с детьми. Смерть не сможет остановить никто и ничто. Тем не менее есть любопытная деталь: в правом нижнем углу картины Смерть стоит возле двух влюбленных, но почему-то медлит убивать их. При этом Смерть даже играет им на скрипке. Возможно, художник считает, что только перед любовью смерть отступает, пусть даже и на время.death04 (579x700, 95Kb)

   

  Данная картина Питеря Брейгеля имеет, как мне кажется, глубокий философский смысл. Скорее всего, творец шедевра хотел донести через образы мысль, что все не вечно, что все бренно в этом мире, что рано или поздно все погибнет и исчезнет с лица земли. Но в то же время нужно уметь побороться за свое место в этом мире. 
   По моему мнению, "Триумф смерти"- чудесное мрачное (прошу прощения за оксюморон) произведение, в котором каждый зритель может найти свой смысл. Также в нем множество деталей, которые можно связать между собой и воссоздать историю этого жуткого события второй половины шестнадцатого века. Брейгель показал на картине все человечество, которое во все времена состояло из разных типов людей: кто-то покорно ждет смерти, кто-то яростно борется за свою жизнь и жизнь близких людей. И я, как ни странно, считаю, что это оптимистичная картина. Ведь даже зная о смерти, не все люди беропотно встречают ее. Есть те, кто готов дать отпор.

Автор материала: С. Петров (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 01.12.19 в 14:22 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Кирилл Александрович Ш., 01.12.19 в 22:22 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к работе Сергея!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.