Сочинение по картине П. Брейгеля старшего «Триумф смерти»: Триумф безрассудной власти инквизиции
Сочинение по картине П. Брейгеля старшего «Триумф смерти»:
Триумф безрассудной власти инквизиции
План:
1 Вступление.
2 Основная часть.
3 Заключение.
На рубеже XV-XVI веков в Нидерландах наступают сложные тревожные времена, связанные с набегом испанцев и свирепством инквизиции (церковного суда) на фоне зарождения реформации. Люди обеспокоены происходящим и стремятся выразить в искусстве свои тревоги. В Нидерландах инквизиция была установлена испанским королём Карлом V и продолжила свою деятельность во время правления его сына — Филиппа II. Для искоренения ереси он усилил суды инквизиции, несмотря на без того изощрённые пытки. Ересью считалось любое несогласие с церковными догматами, принятыми в тот момент в католическом мире. Практически любой клеветы было достаточно, чтобы обречь человека на страдания от пыток и даже смерть. Питер Брейгель — художник северного ренессанса. В своём творчестве он совмещал фантасмагоричность Босха с фольклорным мировосприятием. Одной из его популярных работ является картина «Триумф смерти», написанная в 1562 году под впечатлением от происходящей религиозной вакханалии.
«Триумф смерти» — это изображение всего, что происходило вокруг нидерландцев в то время. Смерть окутывает всех и каждого. Она не щадит никого. Перед ней равны все. На картине роль Смерти играют рассыпавшиеся повсюду и, словно гремящие своими костями, скелеты. Они навевают ужас одним только своим видом, чего уж говорит об их действиях. Беспощадно забирают на тот свет они каждого персонажа картины: слева едет телега с горой черепов, под колёсами которой теснятся раздавленные тела; чуть ниже мы видим короля в дорогих доспехах и кучей золота в бочке рядом, но и он не может противостоять своему «убегающему времени», на которое намекает держащий рядом песочные часы скелет, пока другой уже тянет свои костлявые пальцы к королевскому золоту. В гробу лежит мать с младенцем; рядом горы ещё живых и уже мёртвых людей, буквально лежащих друг на друге. Здесь молодой мужчина умирает от перерезанного скелетом горла; пожилая женщина понапрасну пытается укрыться руками от занесённого над ней топора; кому-то пронзают грудь мечом, и его лицо замерло в гримасе молчаливого крика. Брейгель также изображает и павших в бою бравых рыцарей — с мечами, арбалетами и копьями они всё равно бессильны перед надвигающейся Смертью. Праздным богачам вместо искусных яств преподносят голый череп, от чего они в страхе разбегаются; дураки, шуты и пьяницы в панике даже не собирают свои излюбленные игральные карты; влюблённые поют свои последние песни, а рядом с ними, словно насмехаясь, со скрипкой в руках сидит ещё один скелет. Люди по-разному реагируют на наступление конца. Кто-то смиренно плывёт по течению, как, например, человек, сброшенный в воду солдатами Смерти, а кто-то в панике пытается бороться, наверняка понимая, что всё тщетно, но согревая последнюю капельку надежды в сердце. Смерть несётся на своём тощем, должно быть, тоже мёртвом, коне и выкашивает всех без разбору: и молодых, и взрослых, и богатых, и бедных, и женщин, и мужчин, и праведников, и грешников, и людей, и животных, и природу, и здания, и историю.
Но Брейгель в своей картине не только рассуждает о конечности нашей жизни и равенством всех перед ней. Чуть выше слева скелеты на уже разваленной часовне звенят в колокола, закапывают гробы и трубят, скидывая последних людей в воду, в этот же момент другие достают сброшенных в воду людей рыболовными сетями, и все эти страдания будто бы идут по бесконечному кругу туда-сюда — так Брейгель намекает на изощрённые пытки инквизиции, не дающие людям найти покой даже в смерти. А вот, справа, они непробиваемой стеной стоят с щитами-гробами, не выпуская ни одного живого за пределы окружённой территории. Те, кого Смерть ещё не успела настигнуть, топча друг друга, падая, крича и паникуя, пытаются убежать в спасительный «ковчег». Одни видят в нём убежище, и потому идут: идут безжалостно, идут по головам других, не видя ничего дальше собственного носа, ведь они готовы на что угодно ради спасения собственной душонки; других просто занесло с этой неуправляемой толпой, а тех, кто пытался выбраться из этой пучины, как, например, мужчина на скале, тащат вниз эти костлявые монстры. Но все они не знают, что идут туда не по собственной воле, а лишь потому, что их туда гонит эта бесконечная армия гремящих костей. Они сделали этот «ковчег» единственным возможным выходом, и неужели сама Смерть настолько глупа, чтобы дать людям так просто уйти? Конечно, нет, и крышка этого огромного помещения, так похожего на гроб, захлопнется, словно мышеловка, сразу же, как только туда зайдёт последний человек. И на крышке этого массового гроба красуется огромный церковный крест, что говорит о роли церкви в жизни людей того времени.
Стоит только отвести свой взгляд от главной потасовки в нижней части картины. Скелеты повсюду, не видно в этой толпе их конца, но откуда же берётся начало? Чуть выше основного действа мы видим уже пройденный этой разрушительной волной путь. Выжженная земля, на которой не видно и капли живой растительности, сухие деревья, горы, горы костей (уже не только человеческих) и трупы животных, кучи мёртвых фантасмагоричных существ, похожих на рыбу и морепродукты из отравленного ядом ненависти озера… И снова толпы скелетов. Они несутся на своих конях прямо по телам людей, но здесь их встречает сопротивление. Маленькое, но сопротивление простых людей, с простым оружием из того, что было дома (например, вилы и топоры), но они всё равно падут, они бессильны перед надвигающейся смертью. И здесь изображения снова отсылают зрителя к ужасам инквизиции. Из дупла сухого дерева торчит пронзённая копьём спина человека, наверняка пытавшегося скрыться от Смерти. Рядом замахивается скелет своим мечом на молящегося с завязанными глазами и крестом в руках человека. Брейгель показывает, что инквизиция истребляла не только злостных еретиков, но, порой, без разбора, даже искренне верующих людей. В двух шагах от этого зрелища расположилась виселица с трупом. Вот нагой человек бежит от разъярённых, уже хватающих его за ногу собак и скелета с копьём, на котором уже висит такое же, но уже мёртвое, тело. И прямо по центру этих пустынных холмов мы видим своеобразный лагерь, откуда и идёт эта бесконечная армия Смерти, а именно церквушка, в которой скелеты расположились, как дома, а на прилегающей территории роют могилы и закапывают гробы.
Чуть выше линии горизонта мы видим нидерландское побережье, но совсем не светлое и ясное, как, например, в «Вавилонской башне» этого же художника, а уже мрачное, тлеющее и пропитавшееся смердом войны, крови и трупов. Потонувшие корабли, захваченная скелетами башня, горящие за горизонтом дома и города и беспросветное, безнадёжное небо, заволоченное клубами дыма.
В конце останется лишь Смерть. Этой картиной Брейгель почти открыто говорит, что во всех бедах, происходящих на его родине (и не только) сейчас, замешана церковь. Это она своей бесконтрольной инквизицией породила столько скелетов, заполонивших всё вокруг и разрушающих наш мир, хотя и создана была для несения света сквозь тьму для людей. Всё, во что свято верили люди из-за жажды власти и денег превращалось в театральную драму, а после переросло в абсолютный хаос, несущих лишь беды, смерть и разрушения. Церковь пытала не только пойманных ею еретиков, но и всех вокруг: люди жили в постоянном страхе за свою жизнь и будущее. Люди по-разному вели себя. Одни пытаются бороться с абсолютизмом церкви и беспощадностью инквизиторов, иногда даже ценой собственных жизней. Другие же, как глупые, безрассудные и несомые стадным инстинктом животные, ведутся на все эти ловушки и продолжают кормить церковь, то есть далее порождать, распространять этот ужас и позволять Смерти праздновать свой триумф.