Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод: трудовая династия Умяровых
Автор публикации: Г. Новиченко, ученик 5И класса
Направление: «история»
Творческая работа
Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод: трудовая династия Умяровых
Выполнил: Новиченко Георгий
ученик 5 класса МБОУ Школы №24 г.о. Самара
воспитанник МБУ ДО ЦВР «Общение поколений»,
детское творческое объединение «Историческое краеведение»
г. о. Самара
Научный руководитель:
Андреева Светлана Ивановна
учитель истории и обществознания,
руководитель д. т. объединения
«Историческое краеведение»
МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г. о. Самара
Самара 2025
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Глава 1: История строительства нефтеперерабатывающего завода в
г. Куйбышеве
. Важность нового объекта.
1.2. Трудности по возведению завода.
1.3. Рождения поселка 116 км.
Глава 2: Трудовая династия Умяровых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Введение
В каждом городе или поселке есть свои, неповторимые особенности, специфические черты культуры, природы, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к своей Малой Родине, его патриотические чувства.
Таким феноменом является история Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода. Она тесно связана с историей развития поселка 116-ый км (Соцгорода), с историей моей малой Родины, с историей жизни многих людей, моих родственников, моих родителей. Эта героическая страница открылась в 1943 году.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Выяснить какие особенности и трудности стояли перед строителями нефтеперерабатывающего завода в городе Куйбышеве. Обосновать вклад трудовой династии Умяровых в развитие КНПЗ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: история строительства НП завода, жизненный путь моих родственников – династии Умяровых.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: метод исторического анализа, поисковый.
ГИПОТЕЗА: жизненный путь семьи Умяровых тесно связан с историей КНПЗ и заслуживает достойного внимания и уважения.
Актуальность моей работы несомненна, особенно в год 80-летия Победы над фашистской Германией. 1945 год это год, когда завод стал работать в полную силу, год официального запуска завода. Сколько поколений моих земляков трудились на КНПЗ, и среди них – наша большая семья: трудовая династия Умяровых.
Глава 1: история строительства нефтеперерабатывающего завода в
г. Куйбышеве.
Еще во второй половине 1930-х годов Советским правительством было решено начать строительство в стране нефтеперерабатывающих заводов, для этого закупалось американское оборудование. В декабре 1941 г. специалисты Академии Наук СССР в докладной записке руководству Госплана отметили: «Существующая в СССР нефтепереработка сильно отстает от таковой в США по своей глубине и интенсивности. Выходы высокооктанового топлива низки (составляют единицы процента), так как основная масса его производится путем прямой гонки нефти...»[6].
В АН СССР полагали, что наилучшим решением проблемы был бы сделанный в США заказ на НПЗ по производству авиационного бензина. Американская фирма «Баджер» предложила Советскому Союзу продать завод по производству авиабензина.
Великая Отечественная война изменила все планы: за ценой не стояли - стратегические производства развертывались почти мгновенно. Стране нужна была нефть, и Самарская Лука превратилась во "второе Баку".
14 февраля 1943 г. ГКО принял решение о строительстве НПЗ в Куйбышеве и других городах.[6] 21 августа 1943г. на основании постановления Государственного Комитета Обороны Наркомат нефтяной промышленности СССР издал особый приказ, в котором говорилось: "Для обеспечения нужд Красной Армии, промышленности и сельского хозяйства страны в высококачественном горючем в период Великой Отечественной войны начать строительство крекинг - завода в районе города Куйбышева". [1]
Осенью 1943 геодезисты вбили первые колышки на месте будущего завода №443.
Строительство завода велось силами заключённых «Безымянлага» (около 10 тыс. чел.), здесь же были и мобилизованные татары из Крыма (около 1500 чел.), вольнонаемные строители, значительная часть которых в прошлом была заключёнными Безымянлага, а после освобождения они были закреплены за строительством в качестве трудмобилизованных.[8]
Рабочих не хватало, и Куйбышевский обком партии просил вышестоящие органы выделить дополнительно до 1,6 тыс. заключенных. Производство было засекреченным, работники подписывали обязательство о неразглашении специфики предприятия. На стройку приезжали молодые люди разных специальностей, из разных мест нашей Родины. Заселялись в общежитие. Свободных комнат не было поэтому, часто в одной комнате жили в одной стороне девочки, в другой - мальчики. Первым директором завода был Хаимов. Рабочим выдавали по два пропуска: один – на завод, другой – на выход с "зоны". На строительстве было много заключенных, строивших завод. Весь район строящегося предприятия был окружен колючей проволокой. Вольнонаёмные и заключённые работали и жили по соседству. Рабочее время делилось на 12 часовые смены. Неделю работали в первую смену, неделю во - вторую, с одним выходным.
Основным поставщиком оборудования стала американская фирма «Баджер».
Основой нефтеперерабатывающего завода в Куйбышеве должен стать соляровый крекинг. Наиболее современными из установок, были установки «Гудри». Первая заводская установка системы «Гудри» была построена в США в 1936 г. На установке «Гудри» процесс перегонки нефти был усовершенствован в непрерывный и получил название «термофорная система».
В сентябре 1943 г. на стройплощадки стало прибывать оборудование.
Общий вес ввозимого из США оборудования и материалов для НПЗ в Куйбышеве должен был составить 23 тыс. тонн, из них на 1 января 1944 г. было получено лишь 12,8 тыс. тонн; часть чертежей к марту 1944 г. из США также не поступила.[6] Первоначально планировалось пустить в эксплуатацию завод №443 к 1 декабря 1944 г. Однако, уложиться в эти сроки не удалось.[2] Чтобы пустить завод в эксплуатацию, требовалась большая и многосторонняя работа. Все первые механизмы и станки были импортными, монтажники и эксплуатационники ещё не имели опыта по их установки. Инженеры и рабочие вместе изучали замысловатые чертежи, со словарями английского языка переводили пояснительные технологические тексты, нередко переделывали начатую работу и всё-таки шли вперёд. Например, в здании механической мастерской номер 1 среди станочного оборудования имелись трубонарезные станки американской фирмы "Остин", сверлильный станок фирмы "Буффало", фрезерный и токарный станки "Цинциннати"[8]. Монтаж такого оборудования требовал не только технологической грамотности, но и смекалки, и даже определённый смелости. По сути дела, его осуществляли вчерашние крестьяне, совершенно далекие от сложной техники, тем более зарубежной.
В ноябре 1943 — феврале 1944 гг. состоялось несколько встреч советских нефтяников с американскими специалистами данной фирмы, на них были заданы сотни вопросов о доставляемом оборудовании для нефтеперерабатывающих заводов, строительство которых должно было начаться в СССР. В апреле—мае 1944 г. американские специалисты посетили Куйбышев, где в это время монтировалось оборудование. Первое, что они были вынуждены признать, это некомплектность поставок оборудования, что замедляло темпы работ.
В связи с задержкой поступлений импортного оборудования было решено перенести срок ввода в эксплуатацию завода на первый квартал 1945 г. К концу 2 квартала 1945 года главнейшие объекты нефтеперерабатывающего завода № 443 были закончены и сданы в эксплуатацию. Первый бензин из установки крекинга «Гудри» был получен 8 сентября 1945 г. "За время пускового эксплуатационного периода 1945 года с территории завода были отправлено потребителям десятки тонн автомобильного бензина А-56 и керосина для тракторов, котельное топливо".[1] Поэтому Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод официально празднует свой день рождения с 1945 г., но его история началась раньше – в далеком 1943.
В апреле 1947 г. оборудования для вторых очередей Куйбышевского НПЗ решением Конгресса США были запрещены, так как отношения с нашей страной были прерваны.
2008 году провели реконструкцию установки гидроочистки и выпуск первой партии дизельного топлива по экостандарту Евро-3.[6]
2015 году прошла полномасштабная модернизация Куйбышевского НПЗ.[8]
1.3. Рождения поселка 116 км
Нужно отметить, что пуск НПЗ дал старт новой задаче – предоставить стране, которой предстояло подняться из руин, топливо. Но на заводе работали люди, которым нужно было где-то жить, появлялись семьи, детям нужно было учиться в школе, да и сами строители многие еще не доучились. Развернулась невиданная по напряжению работа. Закладывались фундаменты домов и одновременно устанавливались пилорамы для нарезки досок, десятки строителей были занаряжены на работу в карьеры, обжиг кирпича, варку асфальта.
Непрерывным потоком поступал строительный материал: щебень, лес, кирпич, кровля. Со многих построек еще не были сняты леса. Здесь и там закладывались новые фундаменты. Город быстро рос. Три прямых улицы и несколькими десятками домов, огороженных аккуратными зелеными частоколами, обсаженные двадцатью тысячами кустарников и деревьями приятно радовали глаз.[5] Сегодня - это наш родной Куйбышевский район, наш завод. Ценой напряженных усилий и беззаветного труда нескольких поколений рабочих и специалистов Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод превратился в современное производство с передовыми технологиями.
Рожденный Победой: Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод - Гордость Самарской земли.
Глава 2: Трудовая династия Умяровых
Пожалуй, не часто сейчас встретишь людей, преданных своей профессии на протяжении всей жизни. А тех, кто десятилетиями трудится на одном предприятии, и того меньше. Но Куйбышевский НПЗ богат династиями производственников. Семья Умяровых – моя семья, яркое тому подтверждение. С 1952 года на заводе работали и продолжают работать представители династии Умяровых.
Основоположником династии был дядя моего дедушки - Котов Фоат Абдулхакович. Он родился в 1924 году в Ульяновской области, Николаевском районе, в селе Большой Чирклей. Был участником Великой Отечественной Войны. Воевал на 2-м Белорусском фронте, участник Курской битвы, был ранен. Награжден медалями: За боевые заслуги, За победу над Германией, 30 лет Советской Армии и Флота. В 1952 году пришел на завод мастером цеха №10, затем оператором установки ЭЛОУ-2. Он посвятил родному предприятию 25 лет своей жизни. Его жена – Сания Мусеевна, 36 лет проработала лаборантом в цехе №11. В 1952 году на стройучасток цеха №9 пришёл работать мой прадедушка – Умяров Харис Халилович. Спустя годы он стал машинистом установок АТ-3,4 и МТК цеха №2. Из его воспоминаний понятно, что приходилось очень трудно. В то время насосы на установках требовали постоянного внимания со стороны операторов и машинистов: резервного оборудования не было. Если насосостанавливался, то останавливалась и установка. Но Харис Халилович на трудности никогда не не жаловался. Относился к работе с душой, был ответственным и добросовестным. Дедушка отработал на заводе 44 года. За это время, его труд неоднократно был отмечен руководством завода. Особенно он гордился Почетной грамотой за высокие производственные показатели и активное участие в общественной жизни. Также дорого ему было Благодарственное письмо Куйбышевского райкома КПСС и исполкома районного Совета народных депутатов «За активное участие в выполнении социалистических обязательств. Уходил он на пенсию слесарем-ремонтником цеха №13 в возрасте 66 лет. Расставание с заводом далось ему очень тяжело. Каждый вечер за семейным ужином он подробно расспрашивал о событиях, что произошли за день и с теплотой вспоминал свои трудовые будни». Следующим, кто связал свою жизнь с Куйбышевским НПЗ, стал Умяров Юнес Харисович. В 1973 году семнадцатилетнего юношу приняли газоэлектросварщиком в цех №9. Затем была служба в армии, рабфак и зачисление на химико-технологический факультет Куйбышевского политехнического института. После окончания института дедушка был принят инженером по ревизии и ремонту вентиляционного оборудования, резервуаров, печей в службу технического надзора КНПЗ. Юнес Харисович был назначен механиком блоков №1, 2, 3 установки 43-102. Эта работа позволила ему получить богатый опыт. Ремонтный цикл этих установок был таков, что ремонтировать каждый из объектов приходилось дважды в год, на одной установке заканчивался ремонт, а на другой начинался. Было трудно, но благодаря мудрому и технически грамотному наставнику, Муравикову Юрию Семеновичу, и слаженной работе всего цеха, удавалось решать все возникающие проблемы. В 1987 году мой дедушка был награждён Почётной грамотой как лучший инженер-механик. В 1989 году дедушка был переведён механиком в цех №1. На работе ему пришлось проводить еще больше времени. Как рассказывала моя мама, дедушка уходил засветло, приходил затемно. И выходные, проведенные дома, были подчас непозволительной роскошью. За время работы в цехе №1 Юнес Харисович успешно решил вопросы модернизации установок Л-35-11/300 №1, ЛГ-35-11/300 №2, 22/4, Л-24/6. Также была построена и введена в эксплуатацию азотная станция «Атлас Копко». Им было подано 38 рацпредложений, направленных на продление срока службы технологического оборудования и снижение затрат на ремонт. Продолжилась его трудовая биография в службе капитального строительства, где он занял должность заместителя главного механика. Он принимал непосредственное участие в строительстве установки АВТ-5. В 1999 году занял должность заместителя генерального директора по капитальному строительству. Под его руководством был построен жилой дом для заводчан, проложена трасса продуктопроводов, соединяющая Куйбышевский НПЗ с Кряжской нефтебазой и буферной базой, созданы узлы учета на Кряжской нефтебазе и Воскресенской ЛПДС. Юнес Харисович уже достиг заслуженного отдыха, и с 2017 года он на пенсии. Умярова Фания Касымовна (моя бабушка) – за 30-ти летний стаж ни разу не пожалела, что выбрала профессию инженера - механика. На завод устроилась в 1986 году по приглашению главного механика – начальника отдела Александра Александровича Платонова. Вспоминая рабочие будни отмечает, что текущие и капитальные ремонты производились не раз в год, как сейчас, а ежемесячно по 2-3 установки. Отчеты по направлению деятельности завода, в том числе главного механика, направлялись в Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. В отделе был установлен прямой телефон с министром, и в случаях, когда происходили инциденты на заводе, звонил сам министр. Моя бабушка 34 года проработала в одном отделе и уже два года на заслуженной пенсии. Награждена Благодарностью АО «КНПЗ», является ветераном АО «КНПЗ», и имеет Почетную грамоту Министерства энергетики РФ. Родной брат моего дедушки - Умяров Наиль Харисович. Он начинал свою трудовую деятельность в цехе №9 электросварщиком и закончил мастером ремонтно-строительного участка №4. На Куйбышевском НПЗ он отработал семь лет. Его сын Константин устроился на завод в 2009 году оператором установки 43-102 №1. Успешно совмещал работу и учебу в Сам ГТУ. Сейчас он трудится в отделе технического сопровождения проектов ведущим специалистом по сопровождению проектов.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ. ![]() Документ, подтверждающий командировку директоров НПЗ в США, с целью заключения контракта о поставке оборудования в СССР, необходимого для строительства КНПЗ. Первые шаги в строительстве КНПЗ |
Первые улицы Соцгорода. Первые дома по улице Бакинской. |
(вырезка из газеты «Волжская коммуна»)
Котов Фоат Абдулхакович.
Умяров Харис Халилович.
Умяров Юнес Харисович.
Умярова Фания Касымовна с сыном
Наша большая семья династии Умяровых
Литература и источники.
Газета «Волжская коммуна» 1945-1981гг.
[1] «Волжская коммуна» от 8 сентября 1945
[2] «Волжская коммуна» от 21.11.1945.
[3] «Волжская коммуна» от 19.01.1957
[4] «Волжская коммуна» от 29.11.1957
[5] «Волжская коммуна» от 09.01.1959
[6]Сборнова Елена. «Грани мастерства. К 70-летию КНПЗ». Самара, 2017 год.
[7]https://sto16km.wordpress.com/tag/%D0%BA%D0%BD%D0%BF%D0%B7/
[8]http://progorodsamara.ru/news/view/168417
[9] А.Д. Иголкин. Нефтеперерабатывающие заводы, поставленные в СССР из США по ленд-лизу. ж. "Бурение и нефть.2017.
11.[10] Семейный архив.
19