12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слотвинская Ольга1148
Слотвинская Ольга Васильевна
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нефтеюганск
Материал размещён в группе «Учительские династии»
11

Проектно-исследовательская работа «Учительская династия Шапоренко»

РЕФЕРАТИВНО-ПОИСКОВЫЙ ПРОЕКТ «Учительская династия Шапоренко»

 
Выполнили: Слотвинский Матвей, 13 лет, и Слотвинская Александра, 12 лет, - обучающиеся 7 и 6 классов Мокроусовской средней общеобразовательной школы №2 Мокроусовского района Курганской области. Творческий руководитель: Слотвинская Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ МСОШ №2

 

С. Мокроусово
Январь  2016
 
 
Содержание
Глава 1 Теоретическая.
1. Тема……………………………………………………………….2
Актуальность исследовательской работы
Цель исследования
2. Введение…………………………………………………………4
 
Глава 2 Исследовательская.
1. Родители:
Шапоренко Василий Михайлович
Шапоренко Фраина Ивановна
2. Дети:
Шапоренко Александр Васильевич
Слотвинская (Шапоренко) Ольга Васильевна
Печерских (Шапоренко) Татьяна Васильевна
Глава 3 Заключительная
 
Заключение.
Приложение.
 
   Глава 1.
Тема.
Тема нашей исследовательской работы  «Учительская династия Шапоренко». С древнейших времен и до наших дней профессия учителя была и остается одной из самых важных у всех народов. Благодаря учителям от поколения к поколению передаются знания, опыт, накопленный человечеством. Ни один человек, простой или выдающийся, не смог бы стать личностью, достичь тех или иных  высот без учителей. Учитель – не просто профессия, это состояние души, если это настоящий учитель.
 
В то же время, профессия учителя одна из самых трудных, требующих полной  отдачи своим ученикам не только своих знаний, но и всех душевных и физических сил, которых почти не остается на свою семью и свой дом. Часто дети учителей, видя самоотверженный труд своих родителей, говорят, что ни за что не будут  учителями. Поэтому особо хочется поклониться и сказать огромное спасибо тем учителям, которые не только сами посвятили себя этому благородному труду, но и прививают любовь к этой нелегкой, но очень интересной и творческой профессии своим детям, последовавшим по их стопам, и, как их родители, тоже стали учителями
В своей поисковой творческой работе мы поставили цель рассказать об удивительных людях, посвятивших себя делу просвещения – династии учителей Шапоренко. Тем более, что мы являемся представителями этого семейства: Шапоренко Василий Михайлович и Шапоренко Фраина Ивановна – наши родные дед и бабушка. Их дочь Ольга – наша мама, а сын Александр и дочь Татьяна – наши дядя и тетя. Мы захотели пополнить наш семейный архив сведениями на эту тему для последующих поколений, а также поделиться с другими семейным опытом воспитания детей наших прародителей. Таким воспитанием и примером, чтобы дети захотели продолжить дело своих родителей и не просто захотели, а продолжили и при этом добились успеха.
Введение.
Династия – это преемственность поколений одного рода в том или ином виде деятельности. Есть династии монархов, художников, артистов, учителей. Вот только о династии учителей как-то мало говорят, пишут. В народе говорят, что жизнь прожита не зря, если ты вырастил сына, построил дом, посадил дерево. Но если ты не просто вырастил человека, а еще и передал ему дело своей жизни – профессию, то по праву можешь считать себя состоявшимся человеком. Жизненный путь наших предков был не простым, но они с достоинством преодолевали все трудности. Наша семья является представителем династии учителей. Профессия учителя - одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Быть учителем очень трудно. Хороший учитель для своих учеников должен быть лучшим другом и помощником. Учитель должен знать и уважать интересы своих учеников. Учитель по призванию всегда может понять ученика и найти к нему правильный подход. 
Именно этими словами хочется начать свой рассказ о нашей учительской династии. 
 
Глава 2. 
Родители.
Две дороги, две тропинки бегут, вьются независимо одна от другой, не подозревая, что где-то там, впереди,  они встретятся и вместе пойдут одной большой, не совсем легкой дорогой.
Василий Михайлович (26. 04. 1949) родился на Сахалине, немного жил в Брянской области, волею судьбы оказался вместе с матерью и отчимом в с. Одино  Курганской области Мокроусовского района. И Фраина Ивановна  (11. 10. 1952) родилась и выросла здесь, в Мокроусовском районе, в с. Одино. Они жили в одном селе, учились в одной школе. Каждый шел своим путем. (Приложение №1 Детские фото Василия и Фраины).
Василий Михайлович окончил Семискульскую среднюю школу  в 1967 году и начал работать в родной школе учителем физкультуры (был спортивным человеком, занимался легкой атлетикой лыжами, футболом), играл на баяне, самостоятельно освоил нотную грамоту, заочно учился в Московском университете народной культуры. Затем служба в армии, а после демобилизации – снова на работу в школу. Учитель физкультуры, классный руководитель. В школе не было спортивного зала, все уроки в любое время года проводились на улице. Дети любили заниматься и показывали хорошие результаты. На районных спортивных соревнованиях занимали призовые места, за что в 1967г. Мокроусовский совет ДСО «Урож ай» награждает молодого учителя физкультуры грамотой за хорошую работу по подготовке к олимпиаде и успешное выступление команды в районной «Зимней олимпиаде». Когда было нужно, работал в школьной производственной бригаде.  (Приложение №2 Армейское фото, фото деятельности учителя физкультуры и классного руководителя).  
 
Фраина Ивановна, окончив в 1970 году среднюю школу, устроилась старшей пионервожатой в свою Семискульскую среднюю школу. Пионерские сборы, линейки, Фестивали дружбы, различные конкурсы, сборы металлолома и макулатуры, концерты – все захватывало; было интересно работать, жить. С удовольствием посещала семинары старших пионерских вожатых в районе, области, где учили всему: и правильным пионерским ритуалам, атрибутике, символике, игре на барабане и… танцам!  Работала и с отрядом мальчишек, в котором ребята должны были ,в первую очередь, следить за своей учебой. В 1972 г. награждена  грамотой Мокроусовского райкома ВЛКСМ. (Приложение №3)
Так и начали работать вместе в одной школе, а потом вместе вели уроки музыки.  В школе пропадали целыми днями и вечерами (было две смены: (более 500 учащихся) .Школа  располагалась в нескольких зданиях и за 10 минут перемены необходимо было успеть «перебежать» на урок в другое здание,  а Василию Михайловичу ещё и с баяном в руках).  Много времени и сил приходилось отдавать при подготовке к смотрам художественной самодеятельности. Получалось! За активное участие в подготовке смотров художественной самодеятельности, смотра агитбригад Василий Михайлович был неоднократно награжден грамотами РОНО. (Приложение№4 Фото художественной самодеятельности, грамоты).
22 апреля Василий Михайлович и Фраина Ивановна поженились. К этому времени Фраина Ивановна уже училась заочно в Курганском педагогическом институте на филологическом отделении. Училась заочно, совмещая работу, учебу и воспитание маленького Саши, с которым вместе ездила на сессии. В 1976году она получила диплом, и сразу Василий Михайлович поступил в Курганское культурно-просветительное училище, успешно окончил его, а затем и Курганский пединститут историческое отделение, получил диплом учителя истории. Работал в школе учителем истории и в интернате при школе воспитателем. До сих пор ребята, которые проживали в интернате, с благодарностью вспоминают то время, когда жили одним коллективом, проводили вечера, Новогодние ёлки. 
Время не стоит на месте. Родились две дочки: Ольга и Татьяна. Супруги работали в школе. Вели хозяйство, огород вместе с детьми. Дети были приучены к работе, во всем помогали родителям. Как воспитывали? Нотациями? Наказаниями? Нет! Только личным примером и совместным трудом, любовью к чтению книг.
 
Фраина Ивановна с 1973 года стала преподавать русский язык и литературу. Всю себя отдавала любимой работе: уроки, тетради, подготовка к урокам, работа классным руководителем. Про нее говорили: «Бедовый классный руководитель!» Опыт работы пионервожатой помог ей. Она могла зажечь своих питомцев на любые дела. Походы, экскурсии на природу, вечера отдыха. С благодарностью вспоминает свою первую учительницу Тимофееву И. Ф.  и учительницу русского языка и литературы, классного руководителя, Ныркову Л. Ф., которые и определили ее жизненный, профессиональный  путь.
С хорошим учительским настроем начинала каждый учебный год, хотя и было нелегко. Ответственно относилась к любому поручению. Находила время и для участия в художественной самодеятельности села, за что была награждена Почетными грамотами. Принимала участие в Школе передового педагогического опыта, давала открытые уроки в других школах района, получила «паспорт за творческие поиски и находки в работе»  В 2001-2003гг – Благодарственные письма Губернатора Курганской области Богомолова О.А. за многолетний добросовестный труд, творческое отношение к делу, большой личный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения. В 2004году Глава Администрации муниципального образования Мокроусовского района М.А. Качанов вручил Грамоту «за большой вклад в социально-экономическое развитие села и в связи с 80-летием образования Мокроусовского района». В 2005 году принимала участие в районной выставке  «Мир обучения» в номинации «Элективный курс», получила грамоту районного отдела образования. Постоянно повышала свой профессиональный уровень, ездила на курсы, имела первую квалификационную категорию, много читала художественной и методической литературы.
В 2007 году получила нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации». (Приложение №5).
Ни один праздник Нового года не проходил без ее участия. Вела драматический кружок, где любой мог раскрыть свои таланты, готовила команду девятиклассников на районный КВН, где заняли призовое место. Все это сплачивало классный коллектив. А «Приколисты», так называлась команда, все еще помнят свое выступление. Так в совместной работе, учебе, внеклассной жизни незаметно пролетали очередные семь лет (именно столько классный руководитель идет с каждым набором детей). Но время шло, учащихся становилось все меньше, и последний ее выпуск – всего семь одиннадцатиклассников.  Грустно сознавать, что пустеют классы, пустеет деревня, грустно сознавать, что и жизнь проходит, но отрадно то, что не зря прожита жизнь, она продолжается в ее выпускниках, в их воспоминаниях, в их сердцах. 
 
Сейчас Шапоренко Василий Михайлович и Фраина Ивановна на заслуженном отдыхе. Дети выросли, внуки подрастают (два внука и четыре внучки). Дети продолжили дело своих родителей – все трое стали учителями. А внуки… Мы  любим очень, когда деда Вася играет на баяне, сами тоже осваиваем музыкальные инструменты: фортепиано и гитару.
 
 
 
Дети.
Шапоренко Александр Васильевич (16. 04. 1973) -  учитель истории, обществознания и права. В  1990году окончил Семискульскую среднюю школу и поступил на очное отделение исторического факультета Курганского государственного пединститута. В 1995году  по окончании пединститута вместе с женой, Шапоренко Светланой Владимировной (учителем русского языка и литературы),  уехали в Киргизию и 10 лет работали там в школе. В настоящее время семья Александра Васильевича живет в Ростовской области. Супруги работают в Багаевской школе №3 Ростовской  области. Стаж работы  - 20 лет.
Алесандр Васильевич работает над методической темой «Использование ИКТ и ЦОРов на уроках обществознания как условие повышения качества знаний учащихся». Является классным руководителем, возглавляет школьное методическое объединение учителей истории, географии. В 2007году стал призером районного конкурса методических разработок «Школа выборов». 
В 2007-2008 учебном году – победитель районного конкурса «Учитель года Дона 2008». Участник областного конкурса «Учитель года Дона 2008». Вошел в число 15 лауреатов конкурса (7 место). Детским жюри конкурса присуждено 1-е место.
Александр Васильевич пишет краеведческие статьи. Публикации: «Багаевский городок в старинных манускриптах»,  «Остров сокровищ или остров влюбленных? (об острове «Буян»), «Сокровищница имен малой родины (о происхождении некоторых названий).
Участвует в семинарах, в работе методобъединения района, дает открытые уроки в Ростове, в 2009 показывал свой урок в Москве.
В августе 2009 года награжден Грамотой Министерства образования. Присвоена Высшая квалификационная категория. В 2010 голу получил Благодарственное письмо от Законодательного Собрания Ростовской области за вклад в формирование и реализацию социально-экономической политики Ростовской области. В  2011 году  награжден дипломом за активное участие во Всероссийском международном чемпионате по обществознанию. 2012 год – Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального областного образования Ростовской области за творческий вклад и подготовку победителя  заочного этногеографического конкурса «Славен Дон – 2012» . Апрель 2012 года – Диплом  лауреата  финала конкурса «Учитель года Дона – 2012». В 2013 году награжден дипломом как руководитель проекта-победителя IХ Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле». Александр Васильевич является победителем конкурса лучших учителей в рамках ПНПО в 2011 году. (Приложение №6)
Человек творческий: пишет стихи, песни, играет на гитаре, коллекционирует старинные монеты. Много находок раскопал на берегу озера Семискуль. Пишет статьи об истории Мокроусовского района, Семискульского совхоза. Во время отпуска всегда приезжает на свою малую родину, встречается со старожилами, записывает их рассказы. (Приложение № 7)
 
Слотвинская  (Шапоренко) Ольга Васильевна (18. 04. 1977) – учитель русского языка и литературы Мокроусовской средней общеобразовательной школы №2. Это наша мама. В 1992 году окончила 9 классов Семискульской средней школы.
В 1996 году окончила Курганский педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов и ИЗО». В 2003 году окончила Курганский государственный университет, получила специальность «Филолог-преподаватель». Первый раз пришла в школу как учитель в 1996г после окончания педколледжа. Работала учителем рисования в Мокроусовской школе №2.  Были и расставания со школой: с 1999 года по 2009 год работала в районном Доме культуры, но и здесь деятельность была связана с воспитанием детей. Ее воспитанники занимали призовые места в областных конкурсах вокалистов. В 2001-м и в 2007-м году  - дважды ей был вручен Диплом лауреата районной  молодежной премии имени Валерия Собанина за высокие трудовые достижения. Очень любит музыку, сама хорошо поет. Неоднократный призер районного конкурса гитарной песни , лауреат Уральского фестиваля бардовской песни «Осенний аккорд» 2001г.
 В 2009 году снова пришла работать  в школу учителем русского языка и литературы.  Сразу погрузилась в ЕГЭ, ГИА, в работу классного руководителя. Нелегко было окунуться с головой в школьную жизнь после долгого перерыва, но помог пример родителей-учителей. И повторилось все как несколько лет назад: открытые уроки, конкурсы, поездки с детьми, походы. В 2010 году Мокроусовский районный отдел образования награждает Ольгу Васильевну грамотой за победу в районном конкурсе «Вдохновение. Творчество. Талант». В 2012 году и в 2014году – за 1 место в районных конкурсах «И мастерство, и вдохновение».  За эти несколько лет Ольга Васильевна прошла множественные курсы повышения квалификации, получила первую квалификационную категорию. Ученики Ольги Васильевны неоднократно за эти  6 лет становились призерами и победителями районных олимпиад по русскому языку и литературе. Наша мама уже третий раз является нашим творческим руководителем в исследовательских проектах. Первый раз  (в 2013г.) мы выступали в районной научно-практической конференции «Мой первый доклад» с проектом «Музыка в нашей семье», где мы заняли 1 место. Второй раз  - в 2015-м в районных краеведческих чтениях «Мой край, мое Отечество» с исследовательской работой «Живу и помню» и тоже заняли 1 место. В 2015 году Ольга Васильевна со своей ученицей 11 класса Симухиной Машей стали победителями в районной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» с проектом «Мое литературное открытие». Результаты ЕГЭ и  ОГЭ по русскому языку радуют и детей, и школу .  Самым высоким показателем в районе стал результат сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2015году ее учеников. Самый высокий балл – 98, а средний балл в этом классе – 73. Привить любовь к родному языку, к русской литературе, приобщить детей к театру, научить любить природу и родную землю – вот главные задачи Ольги Васильевны (Приложение  № 8).
Печерских (Шапоренко) Татьяна Васильевна (18. 04. 1984) –учитель технологии Антипаютинской школы-интерната Тазовского района ЯНАО. 
В 2002 году окончила Семискульскую среднюю школу.
В 2005 году с отличием окончила Курганский технологический колледж, поступила в КГУ на педагогический факультет, получила в 2008 году диплом преподавателя технологии и предпринимательства. Педагогическую деятельность начала в Куртамышском специальном профессиональном училище №1 закрытого типа мастером производственного обучения, преподавателем предметов «Спецрисование и основы композиции» и «Технология». Чтобы охарактеризовать ее работу в то время, обратимся к документальному отзыву о ее работе. (Приложение № 9).
Что же привело и третьего ребенка этой семьи в педагогику? Лучше, чем сама Татьяна Васильевна, никто об этом не расскажет. Приводим дословно  ее статью на эту тему:
«Передо мной с любопытным выражением лица сидит группа детей. С косичками и хвостиками, в юбочках и шортиках. «Они ждут, когда я открою книгу и начнется урок»,- подумали вы?  Да нет, мне 4 года , и сижу я перед своими ровесниками группы  детского сада. Уверенно оглядев всех детей, я открываю книгу и начинаю «читать», по крайней мере, в это верили сами дети. Чтением на тот момент времени я еще не владела, зато сказки знала наизусть.  Воспитатели, с уверенностью думая, что ребенок из семьи учителей читает с пеленок, давали мне в руки книгу, освобождая тем самым себя от этого наскучившего им дела. Вот я листаю страницу, вожу пальчиком по строчке букв и, о, ужас! забываю, о чем идет речь дальше! Я останавливаюсь, перевожу взгляд на открывших рот сверстников и, выдержав паузу,  спокойно прошу свою публику вспомнить, о чем в книге дальше рассказывается, потому как понимаю, что если я сознаюсь в неумении читать, то меня засмеют. 
Продолжи рассказ -  чем не педагогический прием? Видимо, эта жилка была заложена с самого раннего детства. Но никогда не могла согласиться с утверждением: «Ты будешь учительницей!» Став чуть взрослее, я наблюдала за своими родителями. Как мама до полуночи сидит, проверяет тетради с диктантами и изложениями, написанными почерком детей так, что  разобрать  где «а» где «о», казалось, может только она - учитель русского языка и литературы.  Протест быть учителем становился тверже. Папа же утверждал, что у них самое лучшее образование - педагогическое, будучи сам учителем истории, призывал читать, учить, дабы не быть бестолковым. Детство в домашних «педсоветах» закладывало в характер незаметные страницы с профессиональными убеждениями.
 Уверенность не связывать свою жизнь  с педагогикой привела к тому, что пошла получать профессию конструктора-модельера с дополнительной подготовкой в области дизайна. Обучение там принесло мне огромную пользу: я научилась творить красивые вещи. А потом, невзирая на отрицательное убеждение против педагогики, обстоятельства заставили меня получить все-таки педагогическое образование. И получилась неплохая «смесь» для того, чтобы стать учителем технологии. 
  Творчество плюс педагогика -  для меня основополагающие элементы при работе с детьми. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует появление одаренности. Дети радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Детское творчество основано на подражании.         Моя задача, как педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений.  
Чтобы в  достаточной степени реализовать эту задачу, я выбрала для себя использование при разработке уроков структуру технологии «педагогическая мастерская». Данная технология позволяет осуществить саморазвитие ребѐнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.
Самый важный результат в мастерской - приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе. Почему данная технология получила название «Мастерская»? Своѐ название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаѐт быть учителем - он становится мастером. Мастер создаѐт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов. Позиция ведущего мастера  - это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской - это путь от хаоса к порядку, из неопределѐнности в понимание.  Мир открывают сами дети, а учитель дает ключ и метод для того, чтобы открытие состоялось без лишних трудностей. Я считаю ,что если я и не нашла такой ключик, то нахожусь на верном пути к нему. 
Творчество, сопереживание в творчестве, эмоции пополам с ребенком, поддержка при неудаче - все должно быть на одной волне. В противном   случае  получатся две параллели - педагог и ребенок, которые никогда не пересекутся. Как хлопок одной рукой не получится сделать, так и равнодушие порождает пустой звук. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Что такое одаренность? Толковый словарь Ожегова объясняет слово «одаренность» следующим образом: «То же, что талантливый». А уж талантливый - «…это человек,  обладающий врожденными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к истине, что неталантливых, а, следовательно, неодарённых от природы людей не бывает. А уж детей тем более. Зажечь искру в учениках можно лишь в том случае, если горишь сам. Даже на потухших угольках можно раздуть язычки пламени, которые будут греть своим ростом и развитием.
Сколько угодно можно противопоставлять «вчера» и «сегодня». Но для одного и самого главного, пожалуй, нельзя найти противопоставления - для главной черты учительского характера. Это - любовь к детям, которая и привела меня в педагогическую сферу. Мало прекрасно владеть различными современными технологиями обучения, повелевать компьютером, как самый «продвинутый» пользователь, и  ставить для себя одну лишь цель: утвердиться в звании умного специалиста - верный  путь никогда не стать Учителем с большой буквы.  
Сейчас передо мной группа девочек, с косичками и хвостиками, в юбочках и платьицах школьной формы, они смотрят на меня с любопытным выражением  лица, и ждут, когда я начну урок. Уверенно оглядев всех детей,  я открываю для них каждый урок новую страницу знаний и умений. Я не боюсь забыть строчку в сказке, я научилась читать интерес в детских глазах».
В 2011 году Татьяна Васильевна становится лауреатом областного фестиваля работающей молодежи «Без границ» в направлении «Социальная реклама», она получает диплом лауреата и благодарственное письмо от областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки. В этом же году Татьяна Васильевна получает диплом за участие в «Фестивале медиауроков -2011» среди педагогов Курганской области в номинации «Музыка, ИЗО, черчение, МХК».  В 2013 году участвует в районном конкурсе «Педагог года – 2013» и побеждает в номинации «Творчество и оригинальность».  В 2014 году Татьяна Васильевна становится победителем школьного конкурса «Педагогический дебют – 2014». Татьяна Васильевна сама, как педагог,  активно принимает участие в различных конкурсах, а также и своих учеников успешно готовит к конкурсам  и одерживает победы . (Приложение № 10).
 
Татьяна Васильевна на все руки мастер: шьет, вяжет, рисует. Любит петь, постоянно участвует в художественной самодеятельности. (Приложение № 11).
 
 
Глава 3. Заключительная.
 
Не созданы мы для легких путей,
И эта повадка у наших детей.
Мы с ними уходим навстречу ветрам, 
Вовек не состариться нам…
 
Наши бабушка и дедушка были учителями. Их дети, Александр, Ольга и Татьяна, выбрали для себя путь своих родителей: тоже стали педагогами. Всех их объединяет трудолюбие, любовь к музыке (Саша и Оля играют на гитаре, а Таня – на гармошке), к книгам, к детям.
 
Из двух тропинок образовалась большая дорога, которая вновь разветвилась, но только уже на три самостоятельные дороги. И у всех этих дорог одно направление, одна цель – растить, учить и воспитывать подрастающее поколение.
 
Презентация "Учительская династия Шапоренко
Весь проект с приложениями
Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (2)

Ковалева Галина Валентиновна, 20.11.16 в 14:11 0Ответить Пожаловаться
Отличный проект! Проект -портфолио! Браво!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.