<<Гвардии рядовой Серёжа Алёшков>>
Автор публикации: А. Шаповалов, ученик 8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1
Посвящается 75-летию Великой отечественной войны
Исследовательский проект
<<Гвардии рядовой Серёжа Алёшков>>
Автор работы: Александр Шаповалов,
учащийся 8 класса
Руководитель: Фиалкина Елена Александровна,
учитель биологии
2021
Содержание работы:
1.Введение……………………………………………………………....3
2. Основная часть……………………………………………………….4-7
2.1. Шестилетний гвардии рядовой Серёжа Алёшков……………...4
2.2. Приёмные родители……………………………………………….4-5
2.2. Чечётка с генералом…………….……………………………......5-6
2.3Суворовец…………………………………………………………..6-7
3.Практическая часть……………………………………………….7
4.Заключение……………………………………………………….8
Список использованных источников…………………………...12
Приложения…………………………………………………………....11
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
1. Введение.
Меня всегда интересовала тема Великой Отечественной войны, военная история моего края.14 февраля 1943 года город Красный Сулин был освобождён от немецко-фашисткихзахватчиков. В рядах воинов-освободителей шёл восьмилетний гвардеец Серёжа Алёшков.Слева на груди у Серёжи была медаль ''За боевые заслуги'', справа-почётный знак ''Гвардия''.И всё это мальчик заслужил в бою.Красносулинцы со слезами на глазах встречали своих освободителей, преподнося им подарки.Одна из жительниц города(к сожалению, имя её не известно) вручила маленькому гвардейцу Серёже Алёшкову дорогую реликвию-портрет В.И.Ленина.С ним он прошёл всю войну.
Актуальность работы состоит в том, что и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».
Я выбрал эту тему, потому что я сам ребёнок, и я не хочу войны, а также мне не безразлична судьба тех людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.
Цель исследования:
Доказать на примере жизни Алёшкова Серёжи, что дети войны так и не узнали настоящего детства; восстановить связь между поколениями.Возрождение интереса молодежи к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.
Задачи работы:
1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны.
2.Рассказать о жизни Серёжи Алёшкова.
3. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.
Методы исследования:
Теоретические исследования:
1.изучение теории вопроса на основе литературных источников
2. Описательный метод
Практический исследования:
1. анкетирование
метод сравнительного анализа
Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.
2.Основная часть.
2.1. Шестилетний гвардии рядовой Серёжа Алёшков.
Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Дети и война – на первый взгляд два несовместимых понятия. Но несмотря ни на что дети жили и работали наравне с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. Их воспитала война.Самым маленьким из них был Серёжа Алёшков.
Деревню, где жила семья Сережи, в 1941 году заняли немцы. Маму и старшего брата Сережи Петра за связь с партизанами казнили. Сереже удалось сбежать.
«Шестилетний мальчик бежал в лес, казнили оглянуться назад. Силы покидали его. Казалось, что он упадет и больше не встанет. Тут и догонит его немец, большой, страшный, зеленый, — описывала в 1944 году его историю тульская газета „Коммунар“. — Сережа падал, но, превозмогая боль, поднимался и бежал все дальше. Вот уже лес сомкнулся за ним, а ребенок продолжал бежать. Когда силы совсем оставили мальчика, он сел на траву и заплакал.
— Мама!..
Но мамы больше не было. Никого из родственников не осталось у ребенка. Отец умер, когда Сережа еще только учился ходить. А мать и брата расстреляли немцы, от которых и убежал мальчик в лес.
Здесь он жил несколько дней, как затравленный зайчонок, питаясь травой, ягодами, желудями. Сердце ребенка поминутно сжималось от страха. Боялся он не темноты и одиночества, и не диких зверей. Он боялся тех человекоподобных зверей, которые ни за что ни про что убили его мать — орловскую колхозницу Настасью Алешкину и ее 19-летнего сына Петра.
Как-то, блуждая по лесу, Сережа встретил красноармейца-разведчика. Красноармеец доставил малыша в свою часть».
Разведчики 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии перенесли мальчика на руках через линию фронта, к своим.
Деревня Грынь, где жил Сережа, теперь находится в Ульяновском районе Калужской области. Но в первые годы войны этот район входил в состав Орловской области, потому и мама Сережи названа орловской крестьянкой. Фамилия же Алешкина появилась со слов самого мальчика. Когда его спросили, как зовут, он важно ответил:
- Алешкины мы.
Путаницу с фамилией разгадали не сразу. Сейчас самого юного сына полка той войны все знают как Алешкова.
Мальчика оставили в части. Справили ему настоящую форму, и он, как мог, служил родине вместе со своими боевыми товарищами: носил почту и патроны, в период затишья читал стихи, пел песни. «Своей жизнерадостностью, любовью к части и окружающим, в чрезвычайно трудных моментах вселял бодрость и уверенность в победе. Товарищ Алешкин — любимец полка», — писали в боевой характеристике.
2.2. Приемные родители.
Особенно мальчик привязался к молодому командиру полка. Михаилу Даниловичу Воробьеву, бывшему крестьянину из Челябинской области, в 1942-м всего-то 35 лет. На войне с первых дней. Участник обороны Тулы, куда его 154-я стрелковая дивизия прибыла еще 29 октября. Вспоминает М.Д.Воробьёв о комсомолках — тулячках, пополнивших медико-санитарный батальон дивизии.
«На них без улыбки нельзя было смотреть. Почти все в шинелях и шапках непомерно больших — дивизионные снабженцы не могли предусмотреть появления в числе своих подопечных солдат такого роста.
Там, под стенами Тулы, я встретился со своей будущей женой. Нина Андреевна вместе со мной прошагала потом тысячи километров военных дорог и закончила войну в Берлине».
Нина Андреевна Бедова — совсем молоденькая девушка. В дни обороны Тулы ей всего-то 17, на 12 лет старше, своего будущего приемного сына. В войну она была награждена боевым орденом Красной Звезды.
Свадьбу свою, в короткий период между боями, после которой Сергей Алешков получил не только отца, но и маму, Михаил Воробьев вспоминал с теплотой. «На лужайке, на лесной опушке расстелили брезент — вот и стол готов. На костре напекли пирожков. Наполнили водкой алюминиевые кружки и банки из-под консервов. Приехали из дивизии верные друзья Василий Минаевич Шугаев и Павел Захарович Мусатов, сестра Нины Андреевны — Лиза. Были тосты за победу и, конечно, за счастье молодых, у которых уже сын герой. За то, чтобы всегда встречать вот так же — этот день. И таким же составом близких людей.
Мы, конечно, были великими фантазерами. Ведь пройдет всего несколько месяцев, и не станет среди нас Лизы Бедовой — „трассирующей“ Лизы, как ее называли в полку за быстроту, с которой она всегда выполняла приказы начальников.
Нину и Лизу солдаты любили, но очень немногие верили, что они — сестры. Считали, что просто однофамильцы. Нина — худенькая, черноволосая, веселая.
Сам Михаил Данилович был четырежды ранен, дважды — тяжело. Был награжден орденом Ленина, тремя орденами Боевого Красного Знамени, двумя — Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, многими медалями. Был участником кровопролитного штурма Зееловских высот в Берлине. Лично присутствовал при подписании акта о капитуляции столицы Германии. В тот же день 2 мая вместе с женой, старшиной медицинской службы, они пришли к рейхстагу. «Воздух Берлина еще пахнет гарью, а дышится легко, вольно: мир»! — вспоминал он.
2.3Чечетка с генералом.
Но вернемся к рассказу о юном герое.Однажды Алешков помог обезвредить немецко-фашистских разведчиков, заметив, что в скирде соломы спрятались какие-то двое людей он прибежал в блиндаж и доложил об этом, бойцы схватили немцев. У тех двоих оказалась с собой рация и они пробирались в тыл чтобы скорректировать огонь немецкой артиллерии. Так Серёжа не дал осуществиться проискам врага. А 27 апреля 1943 года
А 27 апреля 1943 года Федор Афанасьевич Осташенко вручил солдату Алешкову медаль «За боевые заслуги» — за спасение жизни командира полка. Шел ему тогда седьмой год.
Случилось так, что, когда Сережа с командиром шли на КП, неожиданно налетели «юнкерсы».
«Сережа, быстро в щель! — скомандовал я. А сам перебежками — к блиндажу. Только заскочил в него, как прямое попадание бомбы.
Это, оказывается, видел Сережа. Самолеты еще не отбомбились, а он уже был на КП. Попробовал сдвинуть балку, преградившую вход, но было не по силам. Сережа бросился к саперам.
- Там, — еле переводя дух, крикнул он, — папа!..
Саперы откопали меня, я был ранен и контужен».
«По случаю вручения Сталинградской армии генерал-полковника В. И. Чуйкова гвардейского знамени был в частях торжественный обед. Были тосты, песни
и отчаянные пляски. К нам в полк приехал командарм. В разгар веселья увидел Сережу, подошел.
- Что же спляшем с тобой, герой? — спросил, улыбаясь.
- Сесетку.
Он еще плохо выговаривал отдельные буквы. Но плясал тогда чечетку с прославленным генералом, по нашему общему мнению, отменно.
Об этом они — Маршал, дважды Герой Советского Союза и сын гвардейского полка — вспомнили при встрече, состоявшейся уже через двадцать восемь лет. Тогда Сергей приехал из Челябинска в командировку в Москву. И решил навестить Василия Ивановича Чуйкова. Маршал, оказывается, не забыл его. Крепко обнялись, расцеловались. А потом долго беседовали. О том, как плясали тогда, в сорок четвертом, „сесетку“, как командарм.
2.4 Суворовец
Приемная комиссия училища не допускала Сережу до занятий, сочтя его здоровье слабым. Пришлось снова вмешиваться Василию Ивановичу Чуйкову, и это помогло.
«Вот он четким шагом идет в строю воспитанников Тульского суворовского училища, и даже товарищи, среди которых имеется не один десяток юных орденоносцев и медаленосцев, с уважением посматривают на восьмилетнего героя, — рассказывал «Коммунар» в очерке «Суворовцы», посвященному началу занятий в училище.
В рядах тех юных суворовцев были участники обороны Ленинграда, Москвы, воспитанники воинских частей — испытанные, смелые разведчики. Здесь учились 83 мальчика из блокадного Ленинграда, более 30 сынов полка и юных партизан.
. «Вчера в училище начались занятия. Ровно в 6 часов 30 минут утра труба горниста прозвучала по всем этажам интерната, — продолжал журналист. — Ожили молчаливые дортуары. Юные суворовцы быстро поднялись с постелей, провели физкультурную зарядку, умылись, оделись, позавтракали. В 8 часов будущие офицеры уже сидели в классе. Занятия начались строго по расписанию. У одних — урок русского языка, у других — арифметика, у третьих — история. В здании училища — порядок и чистота. В спальнях (дортуарах) аккуратно заправлены постели. В коридоре в строгом порядке висят форменные шинели с алыми петлицами и погонами, на полках поблескивают лаком козырьков фуражки.
В учебном плане особе внимание отводится строевой и физической подготовке. Математика здесь будет проходиться в более обширном объеме, чем в средних школах. Обязательными предметами являются два иностранных языка. Воспитанники будут также обучаться музыке, пению, рисованию, танцам».
На каникулы он приезжал к своим приемным родителям. А пока они были на фронте, писал письма.
«Дорогой папа! Учусь я хорошо. Преподаватели довольны. Очень скучаю без Вас. Здесь много таких, как я, детей офицеров. Папы у некоторых погибли на фронте. Мы дружим между собой. Ваши письма читаем вместе. Вслух. И всегда очень ждем фронтовых вестей. Расскажите о последних битвах подробнее. Привет Вам от моих товарищей». Сергей окончил училище в 1954 году. Поступил в Харьковский юридический институт.
Работал юристом, потом прокурором в Челябинске — там, где жила его новая семья, Михаил и Нина Воробьевы. В 1985 году был награжден орденом Отечественной войны I степени. Умер рано, в 1990 году.
3. Практическая часть
Работая над этой темой, я очень хотел узнать, насколько хорошо знают историю родного края мои сверстники, обучающиеся со мной в одной школе, «Если мы войну забудем, вновь придет война». С этой целью я провеланкетирование среди учащихся 5 классов нашей школы.
Хочу отметить, что вопросы, которые я предложил учащимся, их заинтересовали. Ни у кого мои анкеты не вызвали недоумения. Результаты анкетирования таковы:
Тест «Что Вы знаете о ВОВ?»
Принимали участие 50 учащихся нашей школы. Было предложено 8 вопросов по основным датам ВОВ.
Результаты анкетирования:
1вопрос: 100% ответили правильно, это говорит о том, что учащиеся хорошо знаюткогда началась Великая Отечественная война
2вопрос:75% ответили правильно, они знают, в каком месяце, началась война, 25% ответили неверно
3вопрос:100% ответили верно, ребята знают, с кем воевали наши солдаты
4 вопрос:100% ответили верно. Учащиеся хорошо помнят, когда закончилась война
5вопрос: 50% хорошо знают день водружения знамени Победы над Рейхстагом, 50% дали неправильный ответ
6вопрос: 100% ответили правильно, они знают, в какой день празднует наша страна День Победы
7вопрос: 25% ответили верно, дали правильный ответ, почему война называется Великой Отечественной, 75% ответили неверно
8 вопрос:100% ответили верно, ребята знают, как называлась наша страна вовремя ВОВ.
Вывод: Результаты анкетирования показали, что учащиеся 5 классов нашей школы знают о Великой Отечественной войне, они обладают хорошими знаниями, связанные с памятными датами. Мало учащихся знают подробности военных лет на нашей территории. Интерес у учащихся к нашей работе свидетельствует о достаточном уровне патриотического воспитания в нашей школе.
4. Заключение.
Память – наша история. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле.Дети войны - самые мужественные дети. Дети, почувствовавшие войну на вкус. И я мечтаю, чтобы подобных страданий для детей никогда больше не повторялось. Я верю в светлое, мирное будущее. И низкий поклон всем тем, кто пережил эти страшные годы и спасибо всем тем, кто боролся за наше будущее.
Список литературы
Алешков Сергей Андреевич //Помни меня
Алёшков, Сергей Андреевич — Википедия
Сережа Алешков (Алешкин) — самый юный защитник Сталинграда//nhero.ru
Солдатик: История туляка Сережи Алешкова, самого маленького героя войны//myslo.ru
Приложение 1
Вопросы анкетирования
1) Когда началась Великая Отечественная война?
2) В каком месяце, началась война.
3) С кем воевали наши солдаты?
4) Когда закончилась война?
5) День водружения знамени Победы над Рейхстагом?
6) В какой день празднует наша страна День Победы?
7) Почему война называется Великой Отечественной?
8) Сколько детей войны в нашем селе?
Приложение 2
Сережа и генерал Чуйков.
Приемные родители Сережи Алешкова.
Михаил Данилович Воробьёв. Серёжа Алёшков
13