«Мамонты – древние великаны»
Автор публикации: М. Махьядиева, ученица 3Б класса
Автор публикации: Л. Хакимова, ученица 3Б класса
Автор публикации: В. Шабунина, ученица 3Б класса
16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32
Тема доклада
«Мамонты – древние великаны»
Секция
«Природное наследие земли югорской»
Авторы:
Махьядиева Милана Джабраиловна,
Хакимова Лиана Хазановна,
Шабунина Варвара Витальевна,
учащиеся МБОУ СОШ №32, 3Б класса.
Руководитель:
Савинова Гульназ Вакилевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №32.
2023-2024 учебный год.
Перед каникулами наш класс вместе с классным руководителем в рамках проекта «Культура для школьника» посетил один из школьных музеев под названием «Быт русского народа». Для нас было большой неожиданностью и открытием увидеть там экспонаты – бивень и другие кости мамонта. (Приложение 1.) Все эти экспонаты найдены на правом берегу реки Иртыш в районе поселка Иртыш Вагайского района Тюменской области. Трудно представить, что эти гигантские животные обитали в Сибири. Кроме того, там нашли кости носорогов и рог широколобого лося, возраст которого 200-400 тысяч лет.
Тема обитания мамонтов в наших краях заинтересовала нас. Вызвало удивление тот факт, что в ледниковый период мамонты могли успешно существовать в суровых условиях Сибири. Артефакты и археологические находки убедительно свидетельствуют о том, что тысячи лет назад условия жизни на нашей территории значительно отличались.
Цель доклада: анализируя среду обитания и изучая древних великанов, расширить свои знания о мамонтах и заинтересовать одноклассников.
Задачи.
1) Изучить внешний вид мамонта (рост, вес, форма тела и строение тела);
2) Изучить время и среду обитания мамонтов;
3) Чем питались мамонты;
4) Рассмотреть теории вымирания мамонтов;
5) Оценить вероятность их существования в нашем регионе в прошлом.
6) собрать скелет мамонта (из пластилина и других материалов).
Методы работы:
- теоретический анализ и обобщение научной и художественной литературы и интернет - ресурсов;
- экскурсия в школьный музей и виртуальное путешествие «В древний мир к мамонтам»;
- фотографирование;
-моделирование.
Практическая значимость работы: изучение истории мамонтов может быть очень интересным и познавательным для учащихся. Мамонты были очень интересными животными, которые жили на Земле много тысяч лет назад. Они были очень большими и имели длинную шерсть, которая помогала им выживать в холодном климате.
Кроме того, изучение причин их вымирания может помочь детям понять, как изменение климата и других факторов могут влиять на жизнь животных.
Основная часть.
Изучая научную, художественную литературу и интернет – ресурсы, мы узнали о внешнем строении, времени и среде обитания, питании мамонтов. Выяснили обитали ли мамонты в ХМАО-Югре и ознакомилась с теориями вымирания мамонтов.
Древний мамонт был млекопитающим, относящимся к семейству слоновых. Основные виды имели размеры, соизмеримые с параметрами их ближайших родственников - слонов. Их масса наиболее редко достигала 900 кг, а рост не превышал 2 м. При этом существовали и более «представительные» разновидности, вес которых достигал 13 тонн при росте 6 метров. По сравнению со слонами у мамонтов было более массивное туловище, короткие ноги и длинная шерсть. Этот признак – изогнутые большие бивни, которые используются для выкапывания из-под снежных заносов пищи доисторическими животными. Они были еще вооружены коренными зубами с большим количеством дентиноэмалевых тонких пластинок, предназначенных для переработки грубого и волокнистого корма. Структура скелета, которым располагал древний мамонт в многом похожа на строение слона из Индии. Гигантские бивни, которые могут достигать 4 метров в длину и весить до 100 кг, являются самой интересной особенностью, расположены в верхней челюсти, выступают и скручиваются, распространяясь в стороны. Хвост и уши у него были маленькие, на голове было прямое черное пятно, а на спине — выступающая наружу шишка. Череп также находился внутри этого тела. Здоровенная форма со слегка заниженной задней частью была построена на прочных ножках-колоннах. Их подошва была настолько толстой, что напоминала богато украшенный предмет диаметром 50 см. Шерсть имела слегка коричневый или желтоватый окрас. (Приложение 2.)
Таким образом, если сравнивать внешний вид древнего мамонта со слоном, он имел более крупный вес туловища, бивни гигантские, отличаются голова, уши, шишка на спине. Тело покрыто шерстью.
Мамонты обитали в следующих местах:
- Южной и Центральной Европе.
- Чукотских островах.
- Территории Китая.
- Острове Хоккайдо.
- Сибири и Якутии.
Приход ледниковых периодов наступал постепенно, и различные виды животных страдали в зависимости от их способности приспособиться. Мамонтам удалось выжить и приспособиться к новым условиям существования, поэтому они продолжили жить на территории Сибири, уже на следующем этапе эволюции. Они постоянно мигрировали, перемещаясь с места на место, чтобы обеспечить себя пищей. Такая кочевая жизнь объясняет то, почему мамонты были обнаружены на обширных территориях. Наличие близкого водного источника было важным для них. (Приложение 3.)
Итак, мамонты жили очень давно, примерно 2-3 миллиона лет назад. В это время большая часть Земли была покрыта льдом, и климат был очень холодным.
Питание мамонтов богата разнообразием кормовых растений. По данным ученых, исследовавших останки этих древних гигантов, мамонты предпочитали лакомиться сочными листьями молодых деревьев, яркими цветами, питательным мхом и злаковыми растениями. Летом им не составляло труда найти себе достаточно пищи, однако зимой возникал вопрос, как они утоляли голод. Оказалось, что зимние дни мамонты наполняли поисковой работой, раскапывая снег и ломая заледеневшие корки, тем самым обнаруживая скрытые запасы пищи. Ученые установили, что мамонту для нормального пропитания требовалось почти 180 килограммов пищи в день, и большую часть своей жизни они проводили в непрерывном поиске пищи. (Приложение 5.)
Таким образом, мамонты питались преимущественно растительной пищей: в основном травами, листьями и ветками деревьев, а также могли есть мох и лишайники.
Существует несколько теорий вымирания мамонтов:
1. Изменение климата.
Мамонты были адаптированы к холодному климату и растительности, характерной для тундры и лесотундры. Однако по мере потепления климата растительность менялась, становясь более разнообразной и доступной для других животных, которые могли лучше приспособиться к новым условиям.
В результате мамонты столкнулись с конкуренцией за пищу и территорию, что могло привести к их вымиранию.
2. Охота человека.
Невзирая на природную охрану мамонтов как огромных размеров, толстой кожи и мощных бивней она имела возможность быть она имела возможность быть слабосильной перед искусственными орудиями и стратегией охоты. Перед первобытными охотниками стояла задача выживания и люди желали получить разом насколько можно больше мяса.
3. Генетическое заболевание или эпидемия.
Болезни, поражающие экосистемы не уникальность в истории Земли. Может быть 10 тыс лет до н.э. могла быть истинная чума, истребившая не только лишь мамонтов, но и других животных: шерстистых носорогов, саблезубых кошек, пещерных медведей, большерогих оленей...
4. Тупиковая ветвь хоботных.
Тупиковая ветвь хоботных - это теория, которая предполагает, что мамонты и другие крупные хоботные вымерли из-за конкуренции с другими видами животных за пищу и ресурсы.
5. Падение кометы.
Падение комет могло вызвать массовые вымирания видов на Земле, включая мамонтов. Согласно одной из теорий, крупное небесное тело, такое как комета или астероид, могло столкнуться с Землей и вызвать глобальные катастрофы, такие как массовые пожары, землетрясения и цунами, которые привели к вымиранию многих видов. (Приложение 6.)
Таким образом, теории вымирания мамонтов точно не доказаны. Считаем, что изменение климата-более доказательная причина вымирания мамонтов.
Мамонты обитали в северных широтах, где было много снега и льда. Они жили в тундре и степях.
В интернет - ресурсах нашли статью корреспондента «URA.Ru» Эльдара Булатова «Под Ханты-Мансийском обнаружено древнее гигантское существо. «Так близко к цивилизации мы их еще не находили»», где пишется о том, что в ХМАО обнаружены останки мамонта. Фрагменты скелета древнего существа нашли нефтяники при проведении работ по рекультивации земель вблизи Нягани. Животное покоилось на глубине трех метров. По данным официальной группы компании «Роснефть» в социальной сети «ВКонтакте», уникальную находку сделал слесарь Владимир Бедняков. После того, как его экскаватор снял слой почвы, слесарь обратил внимание на необычный предмет, торчащий из ковша. Этим предметом оказался бивень. При помощи лопаты нефтяники откопали и другие останки: еще один бивень, берцовую кость, ребра, фрагменты черепа и зубов.
О находке нефтяники сообщили ученым. На месте раскопок работали специалисты Музея природы и человека из Ханты-Мансийска. По их словам, найденный мамонт жил в период от 30 до 10 тысяч лет назад, к моменту гибели ему было от 30 до 40 лет. Как утверждают ученые, так близко к Нягани мамонтов еще не находили. Палеонтологам предстоит провести ряд исследований, чтобы определить абсолютный возраст животного, выяснить, к какой популяции древних мамонтов относилась данная особь — американской или евразийской. Так же «URA.Ru» сообщало, ранее останки мамонта в Югре были обнаружены недалеко от поселка Андра Октябрьского района. Животное было найдено совершенно случайно: осыпался высокий берег Оби и из-под слоя песка показался фрагмент головы взрослого мамонта — почти целый бивень, носовые пазухи, кости лобной части, фрагмент левой части черепа.
Нашла так же информацию о Луговском местонахождение мамонтов в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области. Луговское местонахождение приурочено к эродированной краевой части I надпойменной левобережной террасы Иртыш - Обской протоки, являющейся самой южной протокой современной долины Оби (где были найдены и кости с нашего школьного музея). На участке местонахождения протока называется Марамка. Луговское местонахождение мамонтовой фауны известно с конца 1950-х годов. К началу 2002 года было собрано более 4,5 тыс. ископаемых остатков позвоночных (в основном мамонтов).
В 2008 году был создан памятник природы регионального значения «Луговские мамонты». (Приложение 4.)
Таким образом, находки нефтяников, людей, информация с интернет ресурсов доказывают, что мамонты обитали 2-3 миллиона лет назад на территории ХМАО-Югры, как и во всей Сибири, здесь были условия, подходящие для их обитания.
По теоретической части проекта можно сделать следующие выводы:
1. Мамонты были большими животными, которые жили очень давно.
2. Они имели длинную шерсть и большие бивни.
3. Мамонты питались растениями и травой.
4. Они жили в холодном климате и могли переносить низкие температуры благодаря своей длинной шерсти.
5. Мамонты вымерли из-за изменения климата и охоты на них со стороны людей.
После теоретической части мы провели практическую часть в школе № 32, в 3 «Б» классе. В классе 28 ребят.
Нам стало интересно, а что знают наши одноклассники о мамонтах. И мы при помощи классного руководителя, подготовили и провели анкету «Что я знаю о мамонтах» (Приложение 6).
Цель: узнать, знают ли наши одноклассники о мамонтах. Что хотели бы для себя узнать о мамонтах.
Каждому участнику были выданы анкеты с вопросами о мамонтах. Всего в анкете было 7 вопросов. Первые 6 вопросов требовали выбора правильного ответа, а на последний вопрос участники должны были написать свой собственный вариант ответа в таблице. После заполнения анкеты были собраны и проанализированы результаты. Вот что показали ответы. (Приложение 7.)
Интересно, что большинство участников слышали о мамонтах, хотя бы поверхностно. Однако, некоторые ответы на вопросы о размерах, весе и длине шерсти мамонтов были неверными или содержали неточности. Например, мамонты достигали в высоту примерно 3-5 метров, а их вес варьировался от 5 до 10 тонн. Что касается продолжительности их жизни, то они обычно жили около 80 лет. Исчезновение мамонтов произошло около 10 тысяч лет назад, что было известно большинству участников. Однако, некоторые ошибочно указали период в 5 тысяч лет назад. Что касается питания мамонтов, то большинство участников указали, что они питались травой, но также были и те, кто предположил, что они могли есть мясо. (Приложение 7).
Таким образом, результаты анкетирования позволяют мне лучше понять, насколько информированы учащиеся моего класса о мамонтах и их основных характеристиках: большинство знакомы с мамонтами, но не имели возможности изучать их подробнее. Удивительно, но есть дети, которые даже не слышали о существовании этих вымерших животных. Многие заинтересованы узнать о мамонтах. Хотели бы посмотреть документальные фильмы, книги с яркими иллюстрациями, предложили виртуальное путешествие «В древний мир к мамонтам». Это обнаружение подчеркивает актуальность моей работы по этой теме.
Так как ребята допустили много ошибок в ответах анкетирования, мы решили провести в классе виртуальное путешествие «В древний мир к мамонтам» в виде активной презентации. (Приложение 8.) Помогла нам классный руководитель. Провели на уроке окружающего мира с целью улучшения знаний о древних мамонтах. В конце урока ребята с интересом обменивались, задавали вопросы, решили дома больше узнать из Интернета. Считаем, это уже результат.
Затем с ребятами класса посетили школьный музей. Где хранятся кости скелета мамонта, прописаны особенности и характеристики. Это позволило ребятам лучше познакомиться с темой «Что я знаю о мамонтах». Уголок палеонтологии расширил кругозор знаний одноклассников по теме исследования. Ребята реагировали и с восторгом, и молчанием. Интерес вызван.
Осмотрев кости хранящийся в школьном музее, можно сделать следующие выводы:
- подтверждают факт существования этих огромных животных в прошлом;
- мамонты обладали более массивным скелетом;
- анализ костей указывает на то, что мамонты питались в основном растительной пищей, а их зубы приспособлены для пережевывания грубых кормов;
- в бивне мамонта, мы обнаружили царапины на одной стороне и пришли к выводу, что мамонты использовали бивни в пищу – снимали с них кору, ломали ветки и, как следствие, внешнюю часть защиты
- мамонты обитали в нашем округе.
Так как ребята в начале практической части допустили много ошибок в анкете «Что я знаю о мамонтах». Мы решили, после виртуального «Путешествия в мир мамонтов» и посещения уголка палеонтологии в школьном музее, провести еще одно анкетирование.
Цель: узнать, знают ли мои одноклассники о мамонтах. Что хотели бы для себя узнать о мамонтах.
Результаты таковы. Представлены на слайде. (Приложение 9)
Правильно ответили на вопрос№ 1 -28 человек, на вопрос №2-27 человек, на вопрос 3 -27 человек, на вопрос 4-28 человек, на вопрос 5 – 27 человек, на вопрос 6 написали правильные ответы 28 человек (Приложение 9) Значит, виртуальное путешествие «В древний мир к мамонтам» в виде активной презентации, посещение школьного музея, положительно повлияли на результаты анкетирования и обогатили знания одноклассников.
Узнав много интересного о мамонтах, изучив скелет мамонта и его строение, мы решили собрать скелет мамонта из материала для лепки. Цель: представить скелет мамонта из материала для лепки одноклассникам, заинтересовать их.
Для решения данной задачи был составлен план, состоящий из нескольких этапов:
Подборка материалов;
Определение размеров скелета;
Зарисовка эскиза;
Лепка костей скелета;
Сборка скелета.
Представили полученный скелет из материала для лепки одноклассникам. Интерес был повышенный, задавали вопросы. Ребятам рассказали этапы работы. Одноклассники на переменах стали рисовать мамонтов, решали, из какого материала они могут выполнить такую работу. Некоторые ребята думали о помощи родителей.
Вывод по практической части истории изучения мамонтов заключается в
следующем:
1. Мы провели исследование по теме “Мамонты – древние великаны” в рамках своего доклада. Провели анкетирование одноклассников, виртуальную экскурсию о жизни мамонтов, посетили с одноклассниками музей с настоящими костями скелета мамонта и даже попробовали себя в роли скульптора, создав макет скелета мамонта из пластилина.
2. В результате анкетирования выяснили, что большинство наших одноклассников мало знают о мамонтах и их особенностях. Виртуальная экскурсия помогла им узнать больше о том, как жили мамонты, какие условия были на Земле в те времена, и какие животные обитали рядом с ними. В музее они смогли увидеть настоящие кости скелета мамонта разных возрастов и размеров, что позволило им лучше понять масштаб этих древних животных.
3. Лепка скелета мамонта стала для нас не только интересным творческим процессом, но и способом лучше запомнить полученные знания. Создавая макет скелета, мы смогли более детально изучить его строение и особенности. Таким образом, мы приобрели не только новые знания, но и опыт исследовательской работы, который может позволить нам в будущем стать настоящим ученым.
4. Наши одноклассники тоже приобрели определенные знания о мамонтах благодаря нашему исследованию. Анкетирование помогло им понять, что они знают о мамонтах, а чего нет. Виртуальная экскурсия и наш рассказ расширили их кругозор и сделали тему мамонтов более интересной. Посещение музея и просмотр костей скелета мамонта позволили им увидеть реальные доказательства существования этих животных в прошлом. Лепка нами скелета мамонта сделала тему более доступной и наглядной, что также помогло лучше усвоить информацию.
Заключение
Итак, проведя данное исследование «Мамонты – древние великаны», мы пришли к следующим выводам:
Мамонты жили в эпоху ледникового периода около 300 тысяч лет назад на большей части Евразии, а также в Северной Америке, в т.ч. на территории Ханты – Мансийского округа. Они были в два раза тяжелее самых крупных современных животных — африканских слонов и были безобидными травоядными млекопитающими, обитающими в прохладных и сухих тундрах северного полушария Земли.
2) Изучение мамонтов помогает нам лучше понять прошлые экологические условия и адаптации животных к ним.
3) В нашем докладе мы собрали информацию о мамонтах из различных источников, включая научные статьи, книги и документальные фильмы. Мы узнала, что мамонты были социальными животными, образовывавшими стада для защиты и поиска пищи. Они предпочитали обитать в холодных климатических условиях, где им было проще находить пищу, такую как трава и лишайники.
4) Причины их вымирания до сих пор вызывают дискуссии у ученых. Возможно, изменение климата или охота на мамонтов со стороны первобытных людей сыграли свою роль в исчезновении этих величественных созданий.
Наша работа посвящена расширению знаний о мамонтах среди одноклассников. Мы собрали скелет мамонта и подготовили презентацию, в которой рассказывали о мамонтах, их образе жизни, а также о значимости изучения и сохранения их истории. Таким образом, проведенное мной исследование, не только обогатило меня новыми знаниями и навыками, но и сделало тему мамонтов более понятной и интересной для одноклассников.
Список использованных источников информации
Аникович М.В. Повседневная жизнь охотников на мамонтов Издательство: Молодая гвардия, 2004 г.
Боескоров Г.Г. Музей Мамонта// Наука и техника в Якутии. 2006 (11). С. 85-89.
Тихонов А. В. Мамонт и другие доисторические животные. Издательство: АСТ, 2016 г. Серия: 100 умных книжек для малышей и малышек.
Тихонов А.Н. Мамонт. Серия «Разнообразие животных» вып.3. Товарищество научных изданий КМК. М., Санкт-Петербург, 2005 г.
Протопопов А., Мащенко Е. и др. Мамонт и другие древние животные Сибири. Энциклопедия. Издательство «Бичик», 2018.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мамонты
https://www.ntv.ru/novosti/1385576/
https://ura.news/news/1052203952
https://nashural.ru/mesta/hanty-mansijskij-ao/hanty-mansijsk/arheopark-hmao/
Приложение 1.
Кости мамонта в школьном музее.
Приложение 2.
Внешний вид мамонта.
Приложение 3.
Среда обитания мамонтов.
Приложение 4.
Питание мамонтов.
Приложение 5.
Мамонты на территории ХМАО-Югры.
Приложение 6.
Анкета о мамонтах.
1. Вопрос: "Слышал ли ты о мамонтах?"
- Да
- Нет
2. Вопрос: "Какого размера был мамонт в высоту?"
- 2 метра
- до 5 метров
- Другой ответ_________________
3. Вопрос: "Сколько весил мамонт?"
- 5 тонн
- 8 тонн
- 10 тонн
4. Вопрос: "Сколько жил мамонт?"
- 50 млн.лет
- 8 млн. лет
- 4 млн. лет
5. Вопрос: "Длина шерсти мамонта?"
- 30 см
- 80 см
- 5 метров
6. Вопрос: "Когда исчезли мамонты?"
- 11-15 тысяч лет назад
- 5 тысяч лет назад
7. Вопрос: "Чем питался мамонт?"
Ответ____________________________
Приложение 7.
Результаты первого анкетирования:
Вопросы | Ответы | ||
Слышал ли ты о мамонтах? | Да - 22 человек | Нет -6 человек | |
Какого размера был мамонт в высоту? | 2 метра: 10 человек | До 5 метров: 13 человек | Другой ответ: 5 человек |
Сколько весил мамонт? | 5 тонн: 4 человека | 8 тонн: 10 человек | 10 тонн: 14 человек |
Сколько жил мамонт? | 50 млн. лет: 2 человек | 8 млн. лет: 12 человек | 4 млн. лет: 14 человек |
Длина шерсти мамонта? | 30 см: 9 человек | 80 см: 10 человек | 5 метров: 9 человек |
"Когда исчезли мамонты? | 11 тысяч лет назад: 19 человек | 5 тысяч лет назад: 9 человек | |
Чем питался мамонт? | Трава: 10 человек | Мясо: 8 человек | Не знаю/не ответил: 10 человек. |
(Приложение 8).
Видео
«Виртуальное путешествие в древний мир к мамонтам».
(Приложение 9)
Результаты второго анкетирования.
Вопросы | Ответы | ||
Слышал ли ты о мамонтах? | Да - 28 человек | Нет -0 человек | |
Какого размера был мамонт в высоту? | 2 метра: 1 человек | До 5 метров: 27 человек | Другой ответ: 0 человек |
Сколько весил мамонт? | 5 тонн: 0 человека | 8 тонн: 27 человек | 10 тонн: 1человек |
Сколько жил мамонт? | 50 млн. лет: 0 человек | 8 млн. лет: 0 человек | 4 млн. лет: 28 человек |
Длина шерсти мамонта? | 30 см: 1 | 80 см: 27человек | 5 метров: 0 человек |
"Когда исчезли мамонты? | 11-15 тысяч лет назад: 28 человек | 5 тысяч лет назад: 0 человек | |
Чем питался мамонт? | Трава: 28 человек | Мясо: 0 человек | Не знаю/не ответил: 0 человек. |