Автор публикации: Я. Отляков, ученик 9В класса
Математическая тревожность учащихся 9 классов
Отляков Ян,
обучающийся 9 класса
БОУ «Тарская гимназия №1»
На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие ребенка в школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности.
В современных условиях развития общества, в частности, системы образования школьники неизбежно сталкиваются с необходимостью решения сложных вопросов, связанных, в первую очередь, со сдачей выпускных экзаменов, решением учебных задач или выбором профессионального пути. Увеличение количества тревожных подростков, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью, определило выбор данной темы исследования. Подростковая тревожность выступает как неконструктивная, вызывающая состояние паники, сомнение в своих силах и способностях, трудности в решении определенных жизненных ситуаций, в частности, в ситуации решения контрольных работ, самостоятельных работ, а также государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего образования в 9-ом классе.
В педагогике и психологии накоплен достаточный опыт по изучению тревожности школьников (Г.Г. Аракелов, Л.С. Выготский, Ю.А. Зайцев, С.О. Кьеркегор, Дж. Локк, А.М. Прихожан, Б. Спиноза, З. Фрейд.), однако аспект проявления математической тревожности у учащихся девятых классов остается наименее исследованным.
Таким образом, исходя из наших интересов мы определили тему индивидуального проекта «Математическая тревожность учащихся 9 классов», в ходе работы над которой мы отвечаем на ключевой проблемный вопрос – свойственно ли проявление математической тревожности обучающимся 9 классов в гимназии?
Исходя из темы исследования, мы определили:
Объект исследования: тревожность учащихся 9 классов.
Предмет исследования: математическая тревожность учащихся 9 классов.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально исследовать математическую тревожность учащихся 9 классов.
Исходя из цели исследования, мы поставили задачи, которые определили логику нашего исследования:
Изучить понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе;
Проанализировать проблемы и причины школьной тревожности.
Изучить особенности математической тревожности как вида ситуативного стресса;
Определить этапы, методы, методики исследования;
Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Разработать продукт проектной деятельности.
Согласно логике исследования, сначала мы обратились к литературе, с целью теоретического изучения вопроса.
В теоретической главе работы мы рассмотрели более 10 авторских определений понятия «тревожность» и «математическая тревожность», представленных в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе.
Специалисты, занимающиеся вопросом изучения математической тревожности у учащихся, считают, что многие школьники тревожатся, когда приходится что-то решать. Причём «страх перед цифрами» вовсе не означал, что человек в целом тревожится больше остальных. Его психологическое состояние может быть в норме, но тревога подскакивает именно во время решения математических задач.
Тревожность принято различать как:
эмоциональное состояние личности (ситуативная тревожность);
устойчивая черта, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (личностная тревожность).
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность и переживается чувствами неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др.
На физиологическом уровне тревожность может проявляться в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
В нашем исследовании ставилась задача дать более полное представление о математической тревожности, рассмотреть проблемы и причины математической тревожности, а также изучить особенности математической тревожности как вид ситуативного стресса.
Исследование проходило в три этапа в логике поставленных исследовательских задач:
1 этап – подбор вопросов, необходимых для проведения исследования и позволяющих выявить уровень развития математической тревожности у подростков;
2 этап – тестирование испытуемых;
3 этап – сравнительный анализ результатов исследования, включающий количественную и качественную обработку результатов.
Исследование по оценке уровня математической тревожности у учащихся 9 класса проходило на базе Бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова».
Исследуемая группа состояла из 20 учащихся 9 «В» класса в возрасте 15 – 16 лет, из них 12 учащихся женского пола и 8 мужского пола.
Наше исследование было направлено на изучение тревожности у школьников с различным уровнем математической подготовки. С целью выявления особенностей проявления тревожности у учащихся 9 «В» класса, было проведено тестирование. Тест предназначен для определения уровня математической тревожности и адаптирован для участников, изучающих математику. Тест включает в себя 15 математических ситуаций, на которые участники отвечают от «почти никогда» до «почти всегда». Подсчет результата производится суммированием баллов.
Для получения результатов теста, мы отправили на электронную почту каждому опрашиваемому ссылку на приложение для прохождения опроса в электронном виде. После прохождения теста, я мог просмотреть результаты и количество учеников прошедших тестирование. Таким образом, через 2 дня у меня в приложении были результаты 20 опрошенных учеников.
Рассматривая результаты, графически полученные после проведения тестирования, видно, что большая часть группы учеников проявляют «частое» или «иногда» проявляющее волнение при занятии математикой. Вариант «почти никогда» не проявляется тревожность, превысил остальные варианты («иногда», «часто», «почти всегда») только на 1 заданный вопрос под номерами №5 – «Я начинаю волноваться задолго до важной контрольной». Очевидно, у участников анкетирования математическая тревожность наступает непосредственно перед занятием или важной контрольной работой.
Для большей наглядности мы построили диаграмму (Рис.1.), которая наглядно показывает процентное отношение ответов учащихся на вопросы теста.
Рис.1. Процентное отношение ответов учащихся на варианты «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда».
В результате полученных данных мы можем сказать, что у данной группы опрошенных, математическая тревожность свойственна «иногда» - 30% обучающихся, «часто» – 32,7%, «почти всегда» – 20,3% и вариант «почти никогда» присущ только 17% опрошенных.
Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества опрошенных учащихся 9 «В» класса, фактором высокой тревожности оказался страх перед или во время важной проверочной работой по математике. В результате анализа было установлено, что повышенная тревожность проявляется вне зависимости от пола и успеваемости учащихся.
В данном исследовании мы изучили, проанализировали психолого-педагогическую и методологическую литературу по теме исследования, раскрыли ключевые понятия исследования «тревожность», «математическая тревожность», разработали и провели тестирование на выявление математической тревожности у учащихся 9 «В» класса, проанализировали полученные результаты.
В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать математическую тревожность дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
В результате проведенного проектного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Учащиеся 9 «В» класса испытывают тревожность перед уроком математики довольно часто;
2. Существует много причин проявления тревожности, но большинство связано с боязнью получить плохую отметку.