12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дерюгина Р.Ф.139

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ

ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР «СЕМЬЯ»



«Согласовано»

Заместитель директора ГБУ РБ

Западный МЦ «Семья»

_____________Г.Г Залютдинова

«____» __________2019г.

«Утверждаю»

Директор ГБУ РБ

Западный МЦ «Семья»

__________Р.Н. Ахметзянова

«____»____________2019г.







ПРОГРАММА КЛУБА «МЕСТО ВСТРЕЧИ»







Автор-составитель:

специалист по работе с семьей

Дерюгина Р.Ф.

Руководитель:

Камалова А.Г.

зав.отделением

в г. Октябрьский










Г. ОКТЯБРЬСКИЙ

2019 ГОД



1. Паспорт программы

Наименование программы

«Место встречи»

Автор программы

Дерюгина Р.Ф. специалист по работе с семьей

Территориальная реализации программы

г. Октябрьский РБ

Учреждение реализующее программу

ГБУ РБ Западный межрайонный центр «Семья»

Руководитель программы

Камалова А.Г. заведующий отделения в г. Октябрьский ГБУ РБ Западный МЦ «Семья»

Актуальность проблемы

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье. Ребенок с особыми нуждами способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

Взаимодействие родителей с ребенком происходит в быту, в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных знаний, дополнительных мер, средств и усилий. Одной из составляющих реабилитации является ранняя педагогическая помощь ребенку.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с здоровыми детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Специалисты центра «Семья» предлагают для семей с ограниченными возможностями здоровья развивать в детях свои способности, реализовывать свои интересы, желания. Тогда в развитии они не будут чувствовать себя ущемленными, обиженными, обделенными. Каждый ребенок – это личность. Главный девиз педагогов – это личность, которую надо уважать и создать условия для ее развития. Каждый успех ребенка должен вызывать восторг у родителей и самих ребят.

Коррекционная работа дает положительный результат, когда специалисты и родители действуют согласованно, и только комплексное воздействие способно привести к эффективным результатам. Чем раньше дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние.

Наиболее важной составляющей частью коррекционной работы является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это способствует повышению самооценки и расширению его кругозора

Целевая группа

Дети в возрасте 7-18 лет

Цель программы

- способствовать укреплению внутрисемейных отношений участников клуба, развить духовные и нравственные устои семьи;
повысить воспитательный потенциал родителей и их психологопедагогической компетенции;

сохранить и популяризировать традиционную культуру семейной жизни.

Задачи программы

создавать благоприятные условия для вовлечения как можно большего количества семей в работу семейного клуба, в том числе семей;

способствовать налаживанию детско-родительских отношений;

обучать родителей продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;

заниматься психолого-педагогическим и правовым просвещением;

содействовать организации совместного семейного творчества;

организовывать совместную досуговую деятельность детей и взрослых;

инициировать обмен опытом, обсуждение возникших проблем в воспитании детей.

Ожидаемые результаты

1 Создание атмосферы общности
интересов семей, оказание практической помощи семье в разрешении конфликтов и затруднений в детско-родительских отношениях,

2. формирование партнерских отношений с семьями, укрепление авторитета семьи.

3. Способствованию активизации и обогащению воспитательных умений родителей и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка.

Целевые индикаторы

Значение индикатора (показателя)

Посещение детьми и родителей занятий, мероприятий с положительным мотивационным и психолого-педагогическим настроем на эффективный результат взаимодействий в семье и социуме.

Этапы и сроки реализации

Организационный 2 недели, практический – долгосрочный, бессрочный, аналитический - итоговый в конце каждого отчетного периода.


Формы и методы работы

Работа с взрослыми: консультации, беседы, обсуждение проблемных вопросов, творческие мастерские, дискуссии, тренинги, психодиагностика, соконсультирование, лекции и др.

Работа с детьми: игровые развивающие занятия, творческие мастерклассы, сюжетно-ролевые игры, сказкотренинг, театрализация, спортивные состязания и др.

Совместные занятия с детьми и родителями: семейные праздники, конкурсы, практикумы, деловые игры, творческие мастерские, совместные игровые занятия, проведение праздников, чаепитие, элементы психологического тренинга, экскурсии, походы и др.

Ресурсы

Кадровые, материально-технические, нормативно правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий

Направления и их содержание

Для достижения поставленной цели данная программа направлена контекст ранней профилактики семейного неблагополучия. Приоритетным направлением представляется обращение к внутренним резервам семьи, оптимизация внутрисемейных отношений, создание условий для ответственного родительства.

Мероприятия программы

Программа для детей, родителей и специалистов, объединенных общими взглядами на роль семьи в воспитании и развитии детей, общностью интересов и потребностей в совместной деятельности, как место для коллективной деятельности специалистов и семей,
приходящих в клуб, где взрослые и дети получают возможность развиваться и самореализовываться, а также продуктивно проводить свободное время


















2. Пояснительная записка

2.1. Обоснование актуальности


Одной из проблем современности является широко распространяющийся
кризис семейного образа жизни (высокая занятость родителей, сокращение числа
детей, финансовые затруднения, нестабильность, угроза утраты традиционных
семейных, нравственных и духовных ценностей, насилие в семье, экранная
зависимость детей и т. д.), который приводит к уменьшению педагогического
потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и
психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению
воспитательных функций родителями, эмоциональном неблагополучии детей.
В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия
приоритетным направлением представляется обращение к внутренним резервам
семьи, оптимизация внутрисемейных отношений, создание условий для
ответственного родительства. Для этого целесообразно устанавливать более
тесные неформальные контакты между семьей и специалистами сферы семьи и
детства через апробацию новых форм партнерских отношений: тренинги,
семейные конкурсы, фестивали семейного творчества, где в атмосфере
сотрудничества, доверия и взаимоуважения решались бы педагогически и
психологически значимые задачи. Такой оптимальной и особенно актуальной
формой работы является семейный клуб.
Семейный клуб можно рассматривать как сообщество детей, родителей,
специалистов, объединенных общими взглядами на роль семьи в воспитании и
развитии детей, общностью интересов и потребностей в совместной
деятельности, как место для коллективной деятельности специалистов и семей,
приходящих в клуб, где взрослые и дети получают возможность развиваться и
самореализовываться, а также продуктивно проводить свободное время.

Семейный клуб – это технология вовлечения родителей и других членов
семьи в совместную деятельность.

Клуб (от английского club) — общественная организация, объединяющая
группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также
для совместного отдыха и развлечений. Клубы, как правило, имеют
определенную тематическую направленность, присущие исключительно ему
традиции, стиль и методы работы, которые дают возможность максимально
учитывать особенности участников клубной деятельности. Таким образом,
ключевые отличительные черты клуба — это обязательно добровольная
деятельность; определенная групповая принадлежность; общность интересов;
организация совместного отдыха участников. Клубные объединения могут быть
созданы на базе различных социальных и образовательных учреждений.
Принципиальным отличием семейного клуба от других организационных
форм является отсутствие возрастных ограничений, комплексное использование
разнообразных направлений и методов психолого-педагогической деятельности,
направленных не только на детей, но и их родителей.

Многообразие видов деятельности определяется интересами семей членов
клуба. Существенной характеристикой семейных клубов является их психолго-педагогическая и досуговая направленность. Особенностями организации клуба являются свобода выбора деятельности, возможность реализации своих
интересов и способностей в творчестве и общении.

Среди основных направлений деятельности семейных клубов — оказание
психолого-педагогической помощи семьям, пропаганда активного и позитивного
семейного образа жизни, повышение компетентности родителей в вопросах
развития и воспитания детей, организация полезного семейного досуга,
расширение сферы взаимодействия семьи с другими социальными институтами и
партнерами.
Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности
интересов семей, оказание практической помощи семье в разрешении
конфликтов и затруднений в детско-родительских отношениях, формирование
партнерских отношений с семьями, укрепление авторитета семьи. Также данная
работа будет способствовать активизации и обогащению воспитательных умений
родителей, реализации ими в полном объеме родительских функций,
направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Важным для учреждения является положительный психолого – эмоциональный климат в процессе социализации.  Мероприятия должны проводятся грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой деятельности, чтобы каждое мероприятие был для детей маленьким островком радости. Главное - радоваться успеху вместе с ребенком. Необходимо признание роли семьи. Что получает ребёнок в семье?

социальные нормы,

стиль жизни,

знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей,

познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность,

семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.

Поскольку мы заговорили о значимости семьи в процессе общения, остановимся на формах работы с родителями, включающими как коллективные, так и индивидуальные мероприятия:

коллективные формы взаимодействия с родителями. Задачи: знакомство с участниками мероприятия, передача положительного опыта.

групповые родительские собрания. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и формы работы; сообщения о формах и содержании работы с детьми в семье; решение текущих организационных вопросов.

Встречи в клубе.

Формы проведения: консультации; тренинги; круглые столы, мастер-классы, всевозможные мероприятия.

Задачи: знакомство и обучение родителей приемам оказания психолого – педагогической помощи детям, друг – другу, развитие творческих способностей по интересам, общение.

Проведение детских праздников. Задачи: поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, привлечение в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьей.  Беседы и консультации специалистов. Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам воспитания; оказание индивидуальной методической помощи родителям.

На решение обозначенных проблем и направлена клубная программа поддержки семьи «Место встречи».

При составлении программы работы с родителями учитываются три основные составляющие:

1) информационная поддержка;

2) знакомство родителей с эффективными методами детско-родительских отношений;

3) психолого – педагогическая поддержка и помощь других специалистов.


2.2. Целевая группа


Посещение детьми и родителей занятий, мероприятий с положительным мотивационным и психолого-педагогическим настроем на эффективный результат взаимодействий в семье и социуме.


2.3. Цель программы


способствовать укреплению внутрисемейных отношений участников
клуба, развить духовные и нравственные устои семьи;

повысить воспитательный потенциал родителей и их психологопедагогической компетенции;

сохранить и популяризировать традиционную культуру семейной
жизни.


2.4. Задачи программы


создавать благоприятные условия для вовлечения как можно большего количества семей в работу семейного клуба, в том числе семей, находящихся на сопровождении;

способствовать налаживанию детско-родительских отношений;

обучать родителей продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;

заниматься психолого-педагогическим и правовым просвещением;

содействовать организации совместного семейного творчества;

организовывать совместную досуговую деятельность детей и взрослых;

инициировать обмен опытом, обсуждение возникших проблем в воспитании детей.


2.5 Ожидаемые результаты


Целевые индикаторы и методы их оценки

Таблица 1 - Целевые индикаторы

п/п

Значение индикатора (Показателя)

2019 г.

1 квартал

2019 г.

2 квартал

1

численность детей участвующих в программе клуба

12


2

общая численность взрослых мамы принимающих участие в программе клуба

12


3

число специалистов принимающих участие в клубе

5


4

количество мероприятий по программе клуба

2


5

число публикация в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы

6


6

число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах

6





















3. Механизм реализации программы « Семейный очаг»

3.1 Этапы и сроки реализации программы


Процесс реализации программы состоит из трех этапов предоставленных в Таблице 2.

Таблица 2 - Этапы реализации программы

Направление деятельности

Сроки. Ответственные исполнители

форма отчетности/срок ее предоставления

Организационный (подготовительный)

2 недели. Специалисты Западного межрайонного Центра «Семья»

Предупредительный контроль. В течение 20 дней.

Проектировочный




Практический (основной)

долгосрочный, бессрочный. Специалисты отделения.

Текущий контроль. В течении всего периода программы.


Итоговый (аналитический)

В конце каждого отчетного года. Заведующий отделением, специалисты отделения.

По завершению деятельности.

В течение 10 дней.


Организационный (подготовительный) - 2 недели. В ходе данного этапа предполагается осуществить программу разработку программы деятельности:

создание рабочей группы по организационным вопросам;

определение состава участников;

поиск и подготовка помещения;

Проведение рекламной компании (соц. сети, СМИ, афиши и др).

Проектировочный:

Разработка календарно-тематического плана (КТП) работы клуба на 3 месяца, разработка программ встреч, составление графика и длительности встреч; определение форм и методов работы.

Привлечение компетентных специалистов из различных ведомств и организаций: педагогов, врачей, юристов, тренеров, психологов, социальных работников, педагогов дополнительного образования, представителей учреждений культуры и творческих мастерских, волонтеров.

Определение финансовых возможностей: составление сметы расходов, привлечение спонсорской помощи, грантовой поддержки, краудфандинга.

Внедренческий:

Непосредственная реализация программы мероприятий;

Регулярная работа по анонсированию встреч семейного клуба в социальных сетях: создание страниц и групп, размещение фотографий, привлечение новых участников.

Аналитический:

Мониторинг эффективности деятельности клуба, фиксирование и оценка результатов , корректировка и составление рекомендаций для дальнейшей работы с учетом полученных данных, подведение итогов за 3 месяца работы клуба.


3.2 Формы и методы работы

Формы работы (групповые и индивидуальные)

Работа со взрослыми:

Работа с детьми:

Совместные занятия с детьми и родителями:

Консультации, беседы, обсуждение вопросов, творческие мастерские, дискуссии, тренинги, психодиагностика, соконсультирование, лекции и др.

Игровые развивающие занятия, творческие мастер-классы, сюжетно-ролевые игры, сказкотренинг, театрализация, спортивные состязания и т.д.

Семейные праздники, конкурсы, практикумы, деловые игры, творческие мастерские, совместные игровые занятия, проведение праздников , чаепитие, элементы психологического тренинга, экскурсии, походы и д.р.


Методы работы:

Организационные:

Практические:

Итог:

информирование населения о клубе; формирование группы;

разработка перспективных планов, расписания занятий, мероприятий, совместные встречи, консультаций, круглый стол и т.д.;

привлечение городских организаций, учреждений в мероприятиях клуба;

привлечение волонтеров и спонсоров;


анкетирование;

работа с родителями, семьями и специалистами: психологом, логопедом, дефектологом;

оформление помещений;

репетиция.


групповые и индивидуальные занятия;

беседы;

кружки;

мастер-классы;

праздники, развлечения;

театрализованные постановки;

соревнования;

выставки;

концерты;

выезды.




3.3 Ресурсы

Кадровые:

Специалисты по социальной работе организуют и проводят опрос, беседы, консультации для участников программы.

Специалисты проводят и организуют психолого-педагогические встречи, мероприятия, индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми, вовлекает спонсоров, аниматоров и волонтеров.

2. Материально-технический: Актовый зал, игровые комнаты, песочная терапия, театральная.

3. Цифровая техника: игровые пособия, игрушки, оборудование для арт-терапии, театральной студии.

2. Методические:

Нормативно - правовые документы:

Данная программа направлена на работу с семьями с малолетними детьми.

«Конвенция прав ребенка», принятая резолюцией 44/25 Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.

Декларация прав ребёнка

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

ФЗ № 273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г.

Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п

«О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»

О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы - Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012г.

Методические пособия при разработки программы:

Белъмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З., Кручинин В.А., и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). - Москва : «Экзамен», 2003.- 173с.

Бажанова О.С. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий психолога с детьми с ограниченными возможностями и интерактивный подход в работе с семьей в рамках проекта «Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся в семьях и интернатных учреждениях» при поддержке грантового фонда конкурса Социальное партнерство. Окружной ярмарки социальных и культурных проектов.- Саратов.- 2001.

Ковалева Е.Ю. Авторизированная программа по коррекционной педагогике « Ступени» - Краснодарский край г. Новокубанск – 2006 г.

Методические разработки:

Бусова Е.Д. Современные технологии помощи инвалидам: Монтессори-педагогика в реабилитации/ Казань: Глаголь, 2014.-56с.

Гармонова А.А. Методы игротерапии в социализации детей с ОВЗ.//Казань: Веда, 2014. – 78с.

Груздева М.И. Современные технологии помощи инвалидам, в том числе детям с ОВЗ: игровые средства и оборудование в лекотеках./ Казань: Глаголь,2014.-68с.

Яценко О.А. Из опыта работы с семьей по социализации детей с детским церебральным параличом в условиях лекотеки. // Коррекционная педагогика.2012- №1(48)-С. 39- 46.

Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.


3.4 Направление деятельности и их содержание


Образовательно-просветительская деятельность- повышение психолого- педагогической, юридической, финансовой, медицинской культуры родителей (повышение родительской и супружеской компетенции, обмен опытом семейного воспитания.)

Спортивно- оздоровительная деятельность – формирование культуры здорового и безопасного образа жизнь.

Эмоционально- творческая деятельность – полноценное эмоциональное общение, проявление творческих способностей, (выявление и развитие творческого потенциала, организация культурного-позновательного досуга и пр.), повышение заинтересованности родителей в совместной деятельность.

Многообразие методов работы с участниками программы позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и вооружить новыми знаниями и приемами грамотного общения с подростками, а детей обучать приемами конструктивного общения со сверстниками.

Мероприятия проводятся один раз в месяц, время проведения: в учреждении от 1,30 часа до 2 часов, вне учреждения от 1,30 минут до 2 часов.


3.5 План мероприятий


Таблица 4 – Календарно-тематический план семейного клуба «Место встречи» на 2019 год

Тема встречи

Сроки

1

«Мы отражение друг друга»

Январь

2

«Полезные игра для ребенка»

Февраль

3

«Красота спасет мир», посвященная 8 марта

Март

4

«Как оставаться спокойной мамой»

Апрель

5

«Семейный досуг»

Май

6

«Ребенок непоседа»

Июнь

7

«Роль сказки в жизни ребенка»

Июль

8

«Как снизить градус ревности между детьми»

Август

9

«Наказывать или не наказывать»

Сентябрь

10

«Детские страхи»

Октябрь

11

«Мотивируем ребенка на работу по дому»

Ноябрь

12

«Новогодняя сказка», посвященная Новому году

Декабрь


3.6 Контроль и управление


Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:

1)непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования;

2)предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены.

3)отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.

Имеются три вида контроля.

1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, встреч. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, подготовка к мероприятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.

2.Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендации, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.

3.Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.



3.7 Оценка результатов программы


Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 5 - Оценка результатов программы

п/п

Ожидаемые результаты

Целевые индикаторы

Методов оценки

До

Реализации программы (2018 г.)

После реализации программы

1

Увеличение числа детей, творческих мероприятий различного уровня.

14 детей



2

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях.

6 семей



4

Повышение возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия.

5 детей



5


5 детей



6

Вовлечение общественности города, волонтеров в работе программы клуба

3 уч.



















Список литературы


Бурменскя Г.В., Карабанова О.А., Лидера А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы развития детей). М.: Изд-во Моск.универ, 1990 г.

Габдрахимова Э.Ф. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ / Э.Ф. Габдрахимова// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2016/1933/23471 (дата обращения: 24.03.2017).

Зарубина Ю.Г. Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг – М.:Теревенф, 2009. -56с.

Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.

Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172

Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.

Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342. – URL: http://e- koncept.ru/2016/76543.htm .













17



Автор материала: Р. Дерюгина (6 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.