Автор публикации: С. К, ученица 4 класса
Мини-исследование по литературному чтению: «Золотая рыбка»
Автор: София К., ученица 4 класса
МКОУ Судайская средняя школа
Руководитель: Е. А. Бурилова
2023-2024гг
Актуальность: однажды нас спросила учительница: «Какие нравственные представления русского народа демонстрирует «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?». Заинтересовавшись, решила провести исследование.
Цель: расширение знаний о величайшем произведении русской литературы
Задачи:
- определить отношение к персонажам;
- воспитывать положительные качества;
- найти народную мораль.
Гипотеза: мне удастся сформулировать нравственную основу сказочной истории
Методы: поисковый, опрос, анализ, обобщение
Теоретический блок:
1. Для начала перечитала стихотворное произведение знаменитого классика. События происходят на берегу моря, где живут бедные старик со старухой. Однажды ему попадает в сети золотая рыбка, которую главный герой, пожалев, отпускает.
Жена не оценила благородный поступок мужа. Накричав, выпроводила старика обратно к морю.
2. Затем рассмотрела, как менялись по сюжету желания старухи:
- сначала запросила новое корыто;
- потом – избу;
- возжелала стать столбовой дворянкой;
- вольною царицей;
- владычицей морскою.
Разгневанная рыбка наказала злобную героиню за жадность и не выполнила ее последнюю просьбу. Как результат, в финале наступила справедливая расплата – сидит бабка в старой землянке, а рядом с ней разбитое корыто.
Фраза «остаться у разбитого корыта» тут же ушла в народ. Данный фразеологизм существует в русском языке по сегодняшний день. Смысл образного выражения тот же, как у поэта, – потерять ценное, т.е. лишиться всего.
3. Александр Сергеевич воспел в бессмертном литературном шедевре достоинства, ценимые народом:
- доброта
- верность данному слову
- умение быть благодарным
- щедрость
- благородство
Практический блок:
1. Мне стало любопытно, а как понимают одноклассники смысл сказки. На вопросы анкеты отвечало 17 человек. Обработав данные, выявила, что все участники правильно сформулировали главную мысль произведения:
- важно не быть жадным в своих желаниях;
- жажда разбогатеть ожесточает сердце;
- надо знать меру при достижении желаемой цели;
- непомерная жадность наказуема и др.
2. Составила синквейн к образу пожилой женщины. Вот что у меня получилось:
Старуха
Глупая. Алчная
Требует. Командует. Бранится
Не знает меры в собственных капризах
Злоба
Заключение: мое предположение подтвердилось. Человек должен всегда жить в ладу и согласии с окружающим миром и собственной душой.