Мнемотехника в тригонометрии

3
0
Материал опубликован 26 November 2023

Автор публикации: А. Хороших, ученица 10А класса

t1701017195aa.gift1701017195ab.gift1701017195ac.gifМинистерство образования Иркутской области

МОУ «Бозойская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

при ФКУ ОИК-1»





ПРОЕКТ

Мнемотехника в тригонометрии


Подготовил: Хороших Александра Владимировна 10а класс

Учитель-консультант: Малаханова Валентина Георгиевна


























п. Бозой

Содержание

Актуальность исследования……………………………………………….3

История возникновения мнемоники………………………………..…......4

Изучение приемов мнемотехники в тригонометрии………………….....5

Заключение…………………………………………………………...........8

Список использованной литературы……………………………….........10






















Актуальность исследования

Образовательная система в пенитенциарной школе ориентирована на обучение осужденных. Проблема обучения данной категории учащихся состоит в слабой степени запоминания изучаемого материала. В связи с длительными перерывами в учении у некоторой части осужденных наблюдается пониженная точность и готовность памяти, отсутствие навыков смыслового запоминания и заучивания учебного материала.

Существенно ослабляют память осужденных алкоголь и другие возбуждающие средства. Осужденные часто живут непроизвольными воспоминаниями о прошлой жизни. Прежде всего, закономерности развития памяти надо учитывать в организации учебного труда осужденных, для обеспечения его эффективности.

Цель исследования: определить влияние использования мнемотехники на запоминание правил тригонометрии.

Задачи:

Изучение литературных источников по данному вопросу, подбор необходимой литературы;

Формирование комплекса методик, отвечающего задачам, исследования;

Выявление влияния мнемических опор на уровень усвоения изучаемого материала;

Выступить с презентацией моей исследовательской работы, опубликовать буклет «Мнемотехника в тригонометрии» (Приложение).

Объектом исследования является метод мнемоники.

Предметом исследования является использование приемов мнемотехники на уроках математики и в повседневной жизни.

Гипотеза: включение в объяснительный материал уроков математики приемов мнемотехники может способствовать лучшему усвоению изучаемого материала.

Практическая значимость: данный проект можно использовать в учебной деятельности при изучении тригонометрических функций

История возникновения мнемоники

«Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность особых приёмов и способов, которые помогают запоминать информацию и увеличивают объём памяти через образование ассоциативных связей.

Мнемотехника существует около двух тысяч лет. Одни утверждают, что она была знаменита на востоке, другие считают ее основоположником был греческий поэт – Симонида (умер 469 до н.э.), о чем существует легенда: «Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, ему доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тот час же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. А в это время, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Родственники погибших попросили Симонида вспомнить, кто и где сидел. Он действительно вспомнил, в каком порядке сидели пирующие за столом и места, ими занимаемые. Этот случай и привел к открытию особенности памяти, что по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ».

Римский учитель риторики Цицерон в своих работах впервые описал мнемонику. Мнемонику применяла как инструмент, который помогал точно запоминать большие объемы информации.

В средние века искусство мнемоники пользовалось значительным успехом. Нужно было знать наизусть чрезвычайно много, например, Священное Писание надо было знать наизусть. Все эти трудности преодолевались при помощи мнемоники.

Мнемотехникой увлекались Аристотель, Александр Македонский. Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт благодаря мнемонике обладали феноменальной памятью.


Изучение приемов мнемотехники в тригонометрии

t1701017195ad.jpgНа уроках математики надо выучить много правил, это касается изучения тригонометрии. Чтобы запомнить формулы с наименьшей нагрузкой на механическую память, я решила изучить приемы мнемотехники при изучении тригонометрических функций.

Лошадиное правило

В старые добрые времена жил рассеянный математик, который при поиске ответа менять или не менять название функции (синус на косинус), смотрел на свою умную лошадь. Она кивала головой вдоль той оси координат, которой принадлежала точка, соответствующая первому слагаемому аргумента π/2 ± а (3π/2 ± а) или π ± а (2π ± а). Если лошадь кивала головой вдоль оси ОУ, то математик считал, что получен ответ «да, менять», если вдоль оси ОХ, то «нет, не менять».

Тригонометрические формулы в стихах

Выучить тригонометрические формулы очень часто непросто. Учить стихи гораздо легче!

Предлагаю оригинальный способ запоминания тригонометрических формул через стихи:


ПОНИЖЕНИЕ СТЕПЕНИ ПОЛОВИННОГО УГЛА



t1701017195ae.gif



Косинус квадрат половинного угла -
Легко я запомню, и лучше с утра:
Единицу плюс косинус смело возьмём,
а половину мы быстро найдём!




t1701017195af.gif



Синус квадрат половинного угла:
Только чудак не запомнит тогда:
Слева - синус, справа - минус!



ДВОЙНОЙ АРГУМЕНТ




t1701017195ag.gif



Синус запомним двойного угла:
Это два синус и косинус а!




t1701017195ah.gif



Косинус знаем двойного угла!
Тождество главное вспомним тогда:
Плюс мы скорее на минус заменим,
Формулу эту мы быстро применим!




t1701017195ai.gif



Выучим тангенс двойного угла.
Дробь эта будет загадок полна:
В числителе два тангенса альфа мы пишем,
а в знаменателе разность мы ищем
единицы и тангенса квадрат.
Формулу эту я выучить рад!



СУММА СИНУСОВ




t1701017195aj.gif

t1701017195ak.gif



Чтобы сумму синусов найти, нужно постараться:
Синус полусуммы на косинус полуразности в пути будут умножаться,
Теперь произведение надо удвоить.
Легко эту формулу можно усвоить!


ТАНГЕНС СУММЫ И ТАНГЕНС РАЗНОСТИ





t1701017195al.gif


t1701017195am.gif



Слева - тангенс суммы/разности,
Справа - дробь, в числителе -
Сумма/разность тангенсов,
В знаменателе - единица, да их произведение.
Если сверху пишем плюс, снизу точно ставим минус,
Если сверху будет минус, снизу точно пишем плюс!







На ладони

t1701017195an.png

t1701017195ao.png

t1701017195ap.png



Притча о трех дамах


Пошли три дамы гулять. Сначала вышла первая дама (1), потом - вторая дама (2), а за ней - третья дама (3).


30º

45º

60º

sin

1

2

3

cos





Вt1701017195aq.gif друг неожиданно пошел дождь. Все дамы открыли зонтики (t1701017195ar.jpg) и одели по паре калош (2). Прогулка была закончена. Дамы пошли домой, но в обратном порядке: сначала шла третья дама (3), потом - вторая дама (2), а за ней шла первая дама (1), на их ногах также были надеты калоши (2), а над головами были раскрыты зонтики (t1701017195ar.jpg)


α

3

45º

60º

sin

t1701017195as.gif

t1701017195at.gif

t1701017195au.gif

cos

t1701017195au.gif

t1701017195at.gif

t1701017195as.gif


После изучения приемов мнемотехники я уверена, что мнемотехника позволяет сделать обучение доступным и простым, что ее использование необходимо. Так как мнемотехника реализуется на практике, развивает память, воображение, внимание, и, конечно же, потому, что мои одноклассники заинтересовались этим приемом запоминания изучаемого материала.

Заключение

Не каждый человек от природы обладает совершенной памятью, способной изучить необходимую ему информацию, а приемы мнемотехники помогут это сделать.

Математика и мнемотехника взаимосвязаны. Я уверена, что современным школьникам использование всевозможных мнемонических приемов и методов поможет учиться, что мнемотехника значительно повысит успеваемость по любым дисциплинам. Использование мнемотехники не требует никакого оборудования, технических средств и материальных затрат. Я сама буду продолжать изучать мнемотехнику и советовать ее своим родным и знакомым.

Я считаю, что мое исследование достигло поставленных целей, все намеченные задачи решены. Гипотеза о том, что включение в объяснительный материал уроков математики приемов мнемотехники может способствовать лучшему усвоению изучаемого материала, подтвердилась.




















Список литературы:

1. Энциклопедия Википедия.

2. А.И.Люберанский. Формулы и мнемонические правила. Журнал «Математика в школе» №6, 1999 год, стр.48.

3. И.Б.Гусева, Г.В.Сычева. Учимся преобразовывать тригонометрические выражения. Журнал «Математика в школе» № 10, 2000 год, стр.3

4. Материалы из интернет-ресурсов.


























Приложение


t1701017195av.jpg


История возникновения тригонометрии

Тригонометрия – математическая дисциплина, изучающая зависимость между сторонами и углами треугольника. (Trigonon – «треугольник» и metreo – «измеряю»).

Тригонометрия возникла из практических нужд человека. С её помощью можно определять расстояние до недоступных предметов и существенно упрощать процесс геодезической съёмки местности для составления географических карт.

Тригонометрические функции возникли в Древней Греции в связи с исследованиями в астрономии и геометрии.

Отношения сторон в прямоугольном треугольнике встречались уже в III веке до нашей эры в работах Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского и др. Древнегреческий астроном Птолемей (II в.) вывел соотношения между хордами в круге, которые равносильны формулам.

Также важный шаг в развитии тригонометрии был сделан индийскими учёными, которые заменили хорды синусами. Благодаря этому новшеству тригонометрия постепенно превратилась из раздела астрономии в самостоятельную математическую дисциплину. Помимо синуса были введены и другие тригонометрические функции, и для них были составлены таблицы.

Сt1701017195aw.jpgt1701017195ax.png овременную форму теории тригонометрических функций и вообще тригонометрии придал Л.Эйлер Он ввёл в математику привычные нам формулы тригонометрии на плоскости:

Тt1701017195ay.jpg ригонометрию в средней школе изучают до сих пор по Эйлеру.



Общепринятые понятия тригонометрии, а также обозначения и определения тригонометрических функций сформировались в процессе долгого исторического развития. Благодаря введению новых понятий, а также в результате разработки и усовершенствования математической символики, тригонометрия приобрела совершенный вид, наиболее удобный для решения вычислительных задач.



1


«На ладони»



t1701017195an.png


t1701017195ao.png



t1701017195ap.png



2


Тангенс суммы и тангенс разности


t1701017195az.gif


t1701017195ba.gif



Слева - тангенс суммы/разности,
Справа - дробь, в числителе -
Сумма/разность тангенсов,
В знаменателе - единица, да их произведение.
Если сверху пишем плюс, снизу точно ставим минус,
Если сверху будет минус, снизу точно пишем плюс!












7



Тригонометрические формулы в стихах

Выучить тригонометрические формулы очень часто непросто. Учить стихи гораздо легче! Предлагаю оригинальный способ запоминания тригонометрических формул через стихи:

Понижение степени половинного угла

t1701017195bb.gif

Косинус квадрат половинного угла -
Легко я запомню, и лучше с утра:
Единицу плюс косинус смело возьмём,
а половину мы быстро найдём!

t1701017195bc.gif

Синус квадрат половинного угла:
Только чудак не запомнит тогда:
Слева - синус, справа - минус!

Двойной аргумент

t1701017195bd.gif

Синус запомним двойного угла:
Это два синус и косинус а!

t1701017195be.gif


Косинус знаем двойного угла!
Тождество главное вспомним тогда:
Плюс мы скорее на минус заменим,
Формулу эту мы быстро применим!

t1701017195bf.gif


Выучим тангенс двойного угла.
Дробь эта будет загадок полна:
В числителе два тангенса альфа мы пишем,
а в знаменателе разность мы ищем
единицы и тангенса квадрат.
Формулу эту я выучить рад!

Сумма синусов

t1701017195bg.gif

t1701017195bh.gif


Чтобы сумму синусов найти, нужно постараться:
Синус полусуммы на косинус полуразности в пути будут умножаться,
Теперь произведение надо удвоить.
Легко эту формулу можно усвоить!



6


Притча о трех дамах



Пошли три дамы гулять. Сначала вышла первая дама (1), потом - вторая дама (2), а за ней - третья дама (3).



α

30º

45º

60º

sin

1

2

3

cos






Вдруг неожиданно пошел дождь. Все дамы открыли зонтики (t1701017195bi.jpg ) и одели по паре калош (2). Прогулка была закончена. Дамы пошли домой, но в обратном порядке: сначала шла третья дама (3), потом - вторая дама (2), а за ней шла первая дама (1), на их ногах также были надеты калоши (2), а над головами были раскрыты зонтики ( t1701017195bi.jpg)



α

30º

45º

60º

sin

t1701017195as.gif

t1701017195at.gif

t1701017195au.gif

cos

t1701017195au.gif

t1701017195at.gif

t1701017195as.gif















































3


t1701017195ad.jpg

Лошадиное правило


В старые добрые времена жил рассеянный математик, который при поиске ответа менять или не менять название функции (синус на косинус), смотрел на свою умную лошадь. Она кивала головой вдоль той оси координат, которой принадлежала точка, соответствующая первому слагаемому аргумента π/2 ± а (3π/2 ± а) или π ± а (2π ± а). Если лошадь кивала головой вдоль оси ОУ, то математик считал, что получен ответ «да, менять», если вдоль оси ОХ, то «нет, не менять».


t1701017195bj.jpg

11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации