На тему: Влияние занятий по плаванию на формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Автор публикации: Е. Бабушинова, студент 4 курса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Базовые и новые виды спорта
|
| Выполнила: группа № 9ф-41 Бабушинова Екатерина Васильевна
преподаватель С. В. Ликунов |
| Оценка» ______________
|
Москва – 2022
Содержание
|
Введение
Актуальность. Большинство детей не любят сидеть на месте и им просто необходимо много двигаться. Их тяжело угомонить, им все интересно, многое хотят попробовать и хотят знать всё. Детям необходимо выплескивать всю эту энергию, поэтому родители зачастую отдают их в спорт. Каждый вид спорта, в какой – то степени дополняет друг друга при формировании у детей практических навыков необходимых в жизни, но ни один из них за исключением плавания, не может подготовить человека к действиям в воде.
Плавание – один из более популярных и массовых видов спорта. Оно доступно всем и каждому в любом возрасте. Плавание имеет благотворное влияние на организм человека, его состояние, т.е. оздоровительно-гигиеническое лечебное значение. Это одно из эффективных средств закаливания человека. Повышая сопротивление воздействию температурных колебаний, оно воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Человек, занимающийся плаванием, также приобретает важные в жизни навыки гигиены. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат, гармонично развивает почти все группы мышц, способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника. Плавание отлично тренирует и укрепляет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вырабатывает правильный ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких, гармонично развивает такие физические качества как сила, быстрота, ловкость, выносливость, подвижность в суставах, координацию движений.
Плавание не только полезно для оздоровления и физического развития человека. Умение плавать, является навыком, необходимых человеку, в самых разнообразных ситуациях. Нет надобности, указывать на значительное количество несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать. Большой процент их падает на детей. Если же всех детей с самых ранних лет приучить, свободно держаться на воде, обучить проплывать хотя бы небольшое расстояние, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья.
Плавание — это шаг к здоровому образу жизни. Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Параметры исследования.
Объект: Обучение плаванию дошкольников
Предмет: Занятия по плаванию дошкольников
Цель: обосновать эффективность влияния занятий по плаванию на формирование ЗОЖ дошкольников.
Задачи:
Дать теоретический анализ влияния занятий по плаванию на формирование основ ЗОЖ в научно – педагогической литературе;
Выявить и применить в практике работы наиболее эффективные методы и приемы организации занятий по плаванию на ЗОЖ дошкольников;
Разработать методические рекомендации.
Гипотеза: Влияние занятий плаванием дошкольников на ЗОЖ будет проходить наиболее успешно, при соблюдении следующих условий:
- тесное сотрудничество с медперсоналом и родителями;
- использование разнообразных форм обучения;
Практическая значимость: Данную систему мероприятий можно использовать в практике работы других учреждений.
Глава 1. Теоретические основы влияния занятий по плаванию на организм дошкольников
Физиологические особенности детей 5-7 лет.
Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей, их физиометрические данные, в частности на величину показателей становой и кистевой динамометрии.
Эти данные свидетельствуют о том, что шестой год в описываемом плане неоднозначен. У мальчиков на протяжении года синхронизм, т. е. совпадение изменений основных антропометрических показателей, несколько снижается, нарушается. У девочек пяти лет он почти отсутствует, а к шести годам постепенно устанавливается.
Когда совпадение темпов увеличения массы тела, роста и других антропометрических признаков выражено ярко, четко прослеживается их взаимосвязь (корреляция) с физиометрическими признаками, особенно у мальчиков. В периоды, когда корреляция между самими антропометрическими признаками нарушается (например, у пятилетних девочек и шестилетних мальчиков), слабо выражена или даже отсутствует их связь с физиометрическими показателями.
Так, величина показателей становой динамометрии у шестилетних мальчиков может колебаться в пределах от 15 до 35 кг. Кроме того, мальчики имеют преимущество по этим показателям перед девочками. Увеличение физиометрических показателей на фоне недостаточно выраженной корреляции с антропометрическими признаками свидетельствует о том, что в данный период жизни они в значительной мере зависят от обучения, а также от индивидуального двигательного опыта ребенка.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.
Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см).
Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа
Диспропорционально формируются у дошкольников некоторые суставы. Например, в период до пяти лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них — это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др.
На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Дети чаще поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях по плаванию он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию инструктора от медленных движений к более быстрым. Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.
Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 — 95 ударов в минуту.
Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем — 1100—1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2— 7 раз, а при беге — еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.
1.2. Значение плавания в оздоровлении детского организма
Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Это один из самых полезных видов физических упражнений, укрепляет нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавание на развитие всего организма.
Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходит через меньшие промежутки.
Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развиты к 3 – 5 г. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простой динамичностью.
Сердечно – сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. При плавании органы кровообращения находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному механическому воздействию давления воды на поверхность тела. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывают благоприятное влияние на деятельность сердечно – сосудистой системы.
Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежная и легкая ранимость слизистых оболочек. Систематические занятие плаванием благотворно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Жизненная емкость возрастает.
Опорно – двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому у ребенка позвоночник мягкий, эластичный. В виду такой податливости он легко подвергается изгибам. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка, на поверхности облегчает тело, поэтому снижается давление на позвоночник. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности.
Центральная нервная система интенсивно развивается к 6 годам процессы возбуждения, еще преобладают над процессами торможения, поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение. У детей наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения.
Правильное физическое воспитание ребенка без закаливания его организма. Особенно эффективно плавание, купание, т.к. сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением. При систематическом плавании сосудистая система ребенка приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменением температуры воды. Ребенок привыкает длительно находится в среде с более низкой температурой. Возникает стойкое приспособление к холоду. Вот почему плавание является эффективным средством закаливания.
1.3. Формы влияющие на обучение плаванию.
Занятия плаванием представляют собой звено целостного процесса физического воспитания. Они включаются в режим дня детского сада, где им отводится строго определенное место. Это помогает организации детского коллектива, сокращает время на подготовку к занятиям. Кроме занятий проводятся соревнования, праздники – на воде это, прежде всего! Эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребенка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизировать свои силы в соревнованиях.
В практике работы спортивно-оздоровительного учреждения, в котором организовано обучение плаванию, температура воды в бассейнах, как правило, устанавливается в зависимости от длительности занятий, возраста детей, состояния их здоровья. Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни детей необходимо иметь соответствующий инвентарь и оборудование, игрушки предназначенные для наиболее эффективной организации занятий, проведения различных упражнений и игр. Применять вспомогательные средства нужно целенаправленно и методически правильно, в противном случае их использование не ведет к положительным результатам.
Чтобы обучение плаванию осуществлялось последовательно и систематически необходимо наличие перспективного и календарного планирования всех возрастных групп. Определены задачи каждого занятия, подобраны игровые упражнения, предусмотрены последовательность их разучивания и постепенное введение более сложных элементов.
Основаниями психическими факторами, тормозящими обучению плаванию, являются неприятные и болезненные ощущения, вызываемые попаданием воды на слизистую оболочку глаз, в уши, нос и особенно ротовую полость, где под действием глотательного рефлекса новичок часто невольно ее проглатывает; страх перед водой, связанный с прежним негативным опытом обучения, наблюдаемыми ранее несчастными случаями; негативное настроение, неверные представления и понятия, связанные с неверностью в своих силах, страхом.
Необходимо отметить, что в последнее время в детских садах появилось большое количество ослабленных детей. Поэтому использование плавания в работе с ними имеет свои особенности. Поскольку им противопоказаны дополнительные нагрузки, здесь вводятся регламентации: уменьшается физическая нагрузка при проведении упражнений по плаванию, сокращается длительность пребывания в воде.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
1.Изучить теоретические основы влияния занятий по плаванию на здоровый образ жизни.
2. Изучить содержание
3. Обосновать эффективность использования содержание
2.2. Методы исследования
Анализ научно-методической литературы.
Анализ научно-методической литературы применяется с целью изучить теоретические основы влияния занятий по плаванию на формирование основ здорового образа жизни.
При анализе литературных источников (учебников, пособий, журналов и т. д.) основное внимание уделяется работам, в которых рассматриваются вопросы истории возникновения и развития плавания.
Педагогическое наблюдение.
Это целенаправленное восприятие, какого – либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружен конкретным фактическим материалом или данными.
Содержание каждого педагогического наблюдения определяется задачами конкретного исследования. В данном исследовании проводится непосредственное наблюдение, т. е. такое наблюдение, когда исследователь сам выступает наблюдателем за происходящим педагогическим явлением, которое используется для сбора фактической информации.
Тестирование.
Успешное решение задач физического воспитания во многом зависит от возможного осуществления современного и правового контроля над оздоровительным процессом, в связи с этим в последнее время широкое распространение получил метод контрольного испытания, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений, тестирований.
Их применение, позволяет определить физическую подготовленность у дошкольников, уровень физического развития физических качеств, и других показателей, позволяющий в конечном итоге судить об эффективности образовательного процесса.
В данном исследовании тестирование использует следующие задачи:
Выявить на начальном этапе исследования общую физическую подготовленность с помощью тестирования, которые включают оценку функционального состояния внутренних органов и антропометрических измерениях.
Воспитать у дошкольников самостоятельность.
Проверить теоретические положения на практике и подтвердить единство и совпадение теории и практики.
Методы математической статистики.
Для оценки данного назависимого (абсолютного) педагогического эксперимента мы приняли такой метод математической статистики как «Определение достоверности различий по t- критерию Стьюдента».
2.3 Организация исследования
Исследование было организовано на базе ГБУ «СШ 76» Москомспорта в г. Москве
с 1 октября по 25 ноября 2022 г. Для решения задач исследования было организованно наблюдение за группой детей 5-7 лет.
Исследование было организованно в 3 этапа:
На первом этапе с 1 октября по 15 октября 2022 г. проходила работа по сбору информации, анализу литературных источников с целью выявления теоретических основ эффективности занятий по плаванию дошкольников на здоровый образ жизни.
На втором этапе с 16 октября по 19 ноября 2022 г. проводилась, исследовательская часть работы. Проводилось наблюдение за ходом обучения плаванию дошкольников и тестирование физической подготовленности.
На третьем этапе с 20 ноября по 25 ноября 2022г. проводились итоги исследования.
Выводы.
Таким образом, значение влияния плавания очень велико – оно закаливает организм, оздоравливает, способствует нормальному физическому развитию, приобщает к здоровому образу жизни. В процессе обучения плаванию у детей формируются нравственно – волевые качества.
Плавание:
закаляет организм, совершенствует механизм терморегуляции, повышает иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды;
прививает умение и навыки самообслуживания;
совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких;
укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия;
увеличивает работоспособность и силу мышц;
гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения;
повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.
Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. При обучении создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности, самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
Список используемой литературы
Ашмарин, Б. А. Виноградов, Ю. А., Вяткина, З. Н. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 « Физ. культура» / Под. Ред. Б.А Ашмарина, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина.– М. : Просвещение, 1990. – 287 с.
Булгакова, Н. Ж., Максимова, М. Н., Маринич, М. Н.Водные виды спорта: Учебник для высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н Маринич и др. – М. : Издательский центр « Академия», 2003. – 320 с.
Булгакова, Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
Большакова, И.А. «Маленький дельфин». Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А. Большакова.– М.:АРКТИ, 2005.-24с.
Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие / Л.Н.Волошина.– М.:АРКТИ, 2005.-108 с.
Кубышкин, В. И. Учите школьников плавать: книга для учителя. / В. И. Кубышкин.– М. : Просвещение, 1988. – 112с.
Левин, Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт, 1974.-95с.
Макаренко, Л.П. Юный пловец / Л.П.Макаренко.- М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
Макаренко, Л.П. Учитесь плавать на спине / Л.П.Макаренко.- М.: ФиС, 1984.- 32с.
Макаренко, Л.П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию//Плавание: Ежегодник. М.: ФиС, 1985.- С.27-38.
Приложение.
План-конспект урока по плавнию
Цель:
Задачи: 1. Образовательная — обучить работе рук в кроле на груди
Оздоровительная — развить выносливость
Воспитательная — воспитывать дисциплинированность
Возраст: 5-6 лет
Инвентарь: свисток, плавательные доски
Время проведения: 45 мин
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть | ||
Построение, приветствие, Сообщение задач занятия | 1 мин | Обратить внимание на внешний вид |
Разминка 1) и.п.- стойка, ноги на ширине плеч, руки к плечам 1-8 – вращение вперед в плечевых суставах, 1-8 - вращение назад в плечевых суставах 2) и.п.- стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе 1-2 наклоны вправо, левая рука над головой, 3-4 - наклоны влево, правя рука над головой 3) и.п.– наклон вперед, руки вверху «стрелочкой», 1- «гребок» правой рукой, в конце «гребка» - вдох, с поворотом головы вправо, 2,4 - пронос руки в и.п.- выдох, 3 - то же другой рукой 4) и.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади – работа ногами кролем Вход в воду | 7 мин | Локти поднимать как можно выше, максимальная амплитуда движения
Наклоны ниже, колени не сгибать, максимальная амплитуда движения, пальцы рук вместе. носки ног оттянуты
|
Основная часть | ||
Обучение работы рук в кроле на груди. 1. Плавание кролем на груди «с подменой», выполняется гребок одной рукой, другая вытянута вперед, после завершения серии, выполняется другой рукой. 2. Плавание кролем на груди, руки вытянуты вперед, поочередный гребок правой рукой, затем левой рукой. 3. Плавание кролем на груди на «сцепление»: одна рука вытянута вперед, другая у бедра – сделать 4 движения ногами, затем захват и гребок одной рукой с одновременным выходом из воды и проносом над водой другой рукой, после чего и. п. 4. Плавание кролем движение рук «мельница». | 30 мин | Вдох выполняется поворотом головы, в сторону гребка ноги работают без остановки, носки оттянуты, слегка повернуты внутрь продолжительные выдохи с погружением под воду вдох выполняется после второго гребка вдох можно делать, приподнимая голову, но лучше выполнять поворотом головы в конце гребка Голова опущена в воду, вдох выполнять поворотом головы в конце гребка, в сторону гребка |
Восстановление дыхания после нагрузки Выдохи в воду | 30 сек | Выполнить полный вдох и медленный продолжительный выдох |
1. Игра «Поплавок» - по свистку учителя учащиеся принимают положение «поплавок», плавают на поверхности – кто дольше | 3 подхода по 1 минуте | Игра на задержку дыхания |
Заключительная часть | ||
Выход из воды Построение Подведение итогов | 4 мин | Выход из бассейна по лестнице, не толкаясь оценить работу учащихся на уроке, их активность, самостоятельность, зачитать выставленные отметки |
18