НОД "Придумала мать дочерям имена. Вот лето и осень, зима и весна"
Автор публикации: Т. Бартенева, воспитанница 17 группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №9»
«Придумала мать дочерям имена.
Вот лето и осень, зима и весна»
Подготовила
воспитатель:
Бартенева Т.А.
Курск 2020г.
Цель: Воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное в каждом времени года.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с особенностями и природными явлениями всех времен года;
Учить передавать литературный текст последовательно, точно, без пропусков и повторений, используя модели - символы;
Формировать умение составлять небольшой рассказ из личного опыта, об одном из времен года;
Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий;
Подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, не нарушать ритма, заканчивать фразу, произносить двустишие с разной силой голоса.
Методические приемы: беседа, художественное слово, игровые упражнения, рассматривание, рассказывание, чтение, разгадывание загадок, помощь, поощрение.
Активизация словаря: замерзший, румяный, карманная, пестрыми, сенокос.
Оборудование: деревья, кустарники с разным цветом листьев и без них, плоды овощей, фруктов, цветы, ягоды, грибы, снеговик, вата, модели: времен года, ягод, рыб.
Предшевствующая работа: Чтение произведений о временах года, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
НОД:
\в группе расположены 4 времени года \
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
«Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки как рога….»
«У второго – синее небо и ручьи
В синих лужах стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки – кружева,
Первые проталинки, первая трава.
…. На картинке третьей красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть…
Лес и поле в зелени, синяя река
Белые пушистые в небе облака.
А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам,-
Кто же те художники?
Догадайся сам.»
Воспитатель: О каких художниках идет речь?
Дети: О временах года - зиме, лете, осени, весне.
Воспитатель: Есть ли у вас любимые времена года?
Дети: Да, зима, весна, лето и осень
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в ваши любимые времена года. Вы, ребята, покружитесь и в любимом времени года окажитесь.
\дети кружатся и останавливаются в своих любимых временах года \
Воспитатель: Сегодня утром мне сорока - белобока на хвосте принесла весть, что в лесу идет великий спор, между временами года, кто из них важнее и лучше.
\Входят четыре времени года, споря. \
Зима: Мне всегда все люди рады
Ведь от сильных снегопадов
Вся земля ковром покрыта
Белым, теплым, но не сшитым.
Весна: Ой, ребята не спешите
И по совести судите
Я весна вслед за зимой
Прихожу в ваш край родной
Мое солнце сильно греет.
Оседая снег чернеет.
Лето: Погоди весна – сестрица
Первым местом всем хвалиться
О себе сейчас рассказ
Начинаю без прикрас
Лето славится грибами
Ягодами и цветами.
Осень: Все вы много говорили
Очень уж себя хвалили
Я гораздо вас скромней
Нет во мне ни жарких дней
Ни веселых птичьих песен
Все ж наряд мой интересен!
Воспитатель: Ребята, давайте временам года поможем рассудить их спор.
Расскажите: какое время года вам нравится и почему?
Дети: весна – первые подснежники; лето – поездка на море; осень-красивый листопад; зима – дед Мороз приносит подарки.
Воспитатель: Я вижу, что вы все любите разные времена года. Времена года, послушайте еще один рассказ о вас. Он называется «Четыре желания» написал его Д.Ушинский.
Чтение рассказа.
Вопросы:
О чем говорится в этом рассказе? (О временах года)
Чем Мите понравилась зима? (катанием на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке)
Что ему понравилось весной? (бегал за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, рвал цветы)
Что запомнилось Мите летом?( ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене)
Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времён года)
Почему рассказ называется «Четыре желания»?(у каждого времени года есть что-то свое хорошее)
Воспитатель: Ребята, при пересказе мы будем пользоваться моделями – символами. Какими моделями, мы обозначим персонаж рассказа?
Дети: Митя – большой, синий круг, он в этом рассказе главный персонаж, папа - синий круг, но немного меньше.
Времена года - - овалы, - синий, красный, зеленый, желтый.
Санки - , горка , замерзшая река - - белый , карманная книга - -
коричневый квадрат -
\повторное чтение рассказа\
Пересказ детьми, используя модели.
Воспитатель: В каждое время года мальчику и вам казалось лучше предыдущего и
поэтому времена года могут помириться.
Каждая из вас важная.
Каждая нам нужна.
Но в свое же время года
Так устроена природа.
\времена года мирятся\
Времена года вместе с детьми водят хоровод: «Поссорились, подружились»
Воспитатель: Лето было хорошее, а осень лучше.
Весна теплая, а летом теплее.
Поздней осенью холодно, а зимой холоднее.
Снег чистый, а зимой чище, более чистый.
Зимой ветер сильный, а весной сильнее, более сильный.
Воспитатель: В рассказе говорится «пришла весна». А как можно сказать иначе?
Дети: Наступила.
Воспитатель: Набегался вволю –
Дети: Вдоволь.
Воспитатель: Нарвал цветов.
Дети: Набрал, насобирал.
Воспитатель: Если я скажу слово – большой, то какое противоположное?
Дети: Маленький.
\Хороший – плохой. Идти – стоять.
Холодный – теплый. Говорить - молчать\.
Воспитатель: Сейчас ребята, вы составьте предложение из 2 и 3 слов о своем любимом времени года.
\Дети составляют, записывают их моделями, разбирают последовательность слов.\
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по временам года, давайте на
прощанье для наших гостей споем песню.
Песня: «Времена года»( музыка П.И.Чайковского), затем прощаются с временами года.
Воспитатель: Вы ребята, покружитесь и в группе окажитесь.