НПК "ТАКОЕ РАЗНОЕ ДЕТСТВО"

0
0
Материал опубликован 19 January

Автор публикации: Ж. Камилла, ученица 4В класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47»

Советского района г.Казани













ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема:

«такое разное детство»











Руководитель: Бахтиярова Диана Фяритовна

Выполнила: ученица 4 «В» класса Жураева Камилла













Казань

2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть

1.Из истории развития подвижных игр………………………………………….5

2.Анкетирование родителей……………………………………………………...6

3.Результаты анкетирования……………………………………………………...7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы……………………………………………………………...12

Приложение……………………………………………………………………….13



























Введение

Мы современные дети часто слышим от родителей: «Сколько же у тебя игрушек?! У нас такого количества не было!». Если у них не было того, что имеем мы, как они проводили свободное время? Почему взрослые, вспоминая свое детство с небольшим количеством игрушек, не выглядят расстроенными? Разговаривая между собой или со своими друзьями, родители вспоминают: «А помнишь, как было здорово, когда мы в детстве…?»Когда я стала задавать вопросы родителям, то папа и мама мне ответили, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок не было, а по телевизору шёл один канал, и детских передач было очень мало, да и те шли по выходным. Всё остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей в разные игры.

И мне стало интересно, в какие же игры играли мои родители? Как и откуда вообще появилась игра? Что такое «коллективная игра» и чем она отличается от знакомых мне игр? Может быть, в их играх было что-то такое,что и нам будет интересно, а, может быть, и полезно?

Актуальность исследования игр наших родителей велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть в разные игры. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра - это источник радости. Игра учит нас не сдаваться, не пасовать перед трудностями. Игра помогает стать сильными, ловкими, быстрыми, сообразительными. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.

Целью моей исследовательской работы является изучение игр, в которые играли мои родители и родители учеников начальной школы.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Разработать вопросы для анкетирования родителей и учащихся.

2.Провести анкетирование родителей с целью классификации и выявления наиболее популярных игр их детства;

3. Изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила игр, названия различных игровых ситуаций.

4.Дать этим играм вторую жизнь, заинтересовать ими сверстников и определить актуальность в настоящее время.

Объектом исследования являются игры наших родителей.

Предмет исследования – содержание игр, в которые играли наши мамы и папы.

Методы исследования - при написании работы я использовала данные анкетирования, рассказы мам и пап об играх их детства; находила историю возникновения игр в книгах, журналах; обращалась к сети Интернет.

Мы выдвинули гипотезу исследования: если я теоретически изучу правила игр наших родителей , то будет ли нам интересно в них играть.

Перед тем, как начать исследование я провела анкетирование среди учащихся 3 классов, чтобы выяснить играют ли они в какие-либо игры. Учащимся было предложено три вопроса:

Какие «тихие» посиделочные игры ты знаешь?

В какие подвижные игры ты любишь играть?

С кем чаще всего ты играешь?

Анкетирование показало, что из 40 опрошенных 7 человек не знают вообще никаких «тихих» игр, а наиболее популярными являются лишь «Молчанка», «Шашки» и игры в телефоне. Подвижных игр дети тоже почти не знают. Многие просто любят бегать, 13 человек играть в «Догонялки», 12 в «Прятки» 8 в футбол и волейбол.

Ну, разве у современных родителей в свое время был такой досуг? НЕТ! В детстве наших родителей не было гламурной Барби и радиоуправляемых вертолетов. Зато был двор, откуда их было не дозваться. И главными позывными звучали слова: «Ты выйдешь играть?»

Я предположила, что если узнаю у своих родителей, в какие игры они играли в детстве, изучу правила этих игр, то смогу и сама играть в них с ровесниками во дворе, на перемене, на уроках физкультуры.

Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми. Вот с этого я и начала. Я изучила необходимую информацию в книгах и сети интернет, проанкетировала пап и мам и вот, что узнала.


Основная часть

1.Из истории развития подвижных игр

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах. На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. В игре происходила закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а так же умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.

Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня).

Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»).

Многие игры воспроизводили в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Капуста»).

Археологические раскопки говорят о высоком уровне развития русских игр и еще 1000 лет назад. На территории древнего Новгорода (10-13в.) обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.

Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово "игра" означало собой действия, свойственные детям. У римлян "игра" означало радость, веселье. У немцев слово "игра" означало лёгкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие "игра", "играть" разъясняет В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка": "Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие".

В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых, коллективных игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших.

Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.

2.Анкетирование родителей

Для того, чтобы узнать в какие игры играли наши родители, мною была составлена анкета для родителей. Туда были включены следующие вопросы:

1.В каких годах проходило Ваше детство?

2.В какие игры вы играли?(перечислите названия игр по сезонам)

3.С кем вы играли? Сколько обычно человек играло вместе свами?

4.В какие игры вы играли дома(в помещении),а в какие-на улице?

5.Как различались виды игр по возрасту(названия):детские,подростковые,юношеские?

6.Какие качества характера развивали у вас игры?(игра – качества;желательно игры и на улице,и в помещении)

В анкетировании приняли участие 20 родителей.При заполнении анкеты, родителям пришлось погрузиться в воспоминания своего детства. Было интересно слушать о том, как и где они играли, с кем играли, интересные случаи, которые произошли с ними или друзьями во время игр.

3.Результаты анкетирования

Обработав полученные данные анкет, я получила такие результаты.

Детство наших родителей проходило в 80- 2000 годы.

На вопрос о том, с кем играли, и сколько обычно человек играло с Вами, родители ответили так:

В основном играли от 3-х до 30 человек разных возрастов. Играли всей улицей.

В какие игры Вы играли на улице и дома (перечислите по сезонам)?

сезон

Игры на улице

Игры дома

зима

«Снежный бой» (снежки)

Строили окопы и пещеры.

Катались на лыжах, санках, коньках. Играли в хоккей.

«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Русское лото

Детское домино

Тетрис

Кубик-рубик

Игровая приставка «Денди»

весна

Делали кораблики из подручного материала и пускали по ручьям. А когда грязь высыхала, то играли в «летние» игры на поляне. В конце мая собирались за огородами, чтобы ловить майских жуков.

«Краски»

«Жмурки»


«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Детское домино

Тетрис

Кубик-рубик


лето

«Прятки»

«Жмурки»

«12 палочек»

«Красный-синий» (как вариант «Красный-белый»

«Догонялки» или «Башики»

«Штандер»

«Глухой телефон»

«Колечко-колечко»

«Вы поедете на бал?»

«Краски»

«Лапта»

«Кондалы-раскондалы»

«В козла»

Волейбол

Пионербол

Футбол

«В картошку»

«Резиночка»

«Десятка»

«Фанты»

«Утки-охотники»

Девочки прыгали на скакалке, играли в «Классики».

Мальчики играли в «Войнушки», играли с самодельными машинками.

Дома играли только тогда, когда на улице шел дождь. Игры были те же самые, что и в другие сезоны.

осень

В светлое время суток играли в те же игры, что и летом.

«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Русское лото

Детское домино

«Разрезные открытки» Тетрис

Кубик-рубик

Игровая приставка «Денди»


Как различались виды игр по возрасту (названия): детские, подростковые, юношеские?

Все родители на этот вопрос ответили примерно одинаково. Подвижные игры по возрасту не различали, играли все, кто хотел. Дети более младшего возраста учились играть в процессе игры или наблюдая за действиями старших. В волейбол, пионербол и футбол играли те дети, у которых хватало сил и умений. В игре «В школу» старший ребенок всегда был «учителем», а младшие – «учениками».

Какие качества характера развивали у Вас игры?

Наши родители ответили, что игры, в которые играли на улице, развивали у них ловкость, быстроту бега, меткость, стремление победить. Развивали уверенность в себе, сдержанность, терпение, сплоченность в коллективе, учили общаться. Игры, в которые играли дома, развивали внимание, воображение, мышление, память, пополняли словарный запас и расширяли кругозор. Но, самое главное, все игры учили быть добрыми, отзывчивыми, честными, заботливыми, учили сопереживать за других, готовили к будущей взрослой жизни.






























Заключение

В ходе исследования я познакомилась с историей возникновения игр, узнала, в какие игры играли наши родители. Я поняла, что все дети и во все времена очень любили и любят играть.

Многие игры наших родителей остаются любимыми у детей нашего поколения: «Жмурки», «Прятки» и другие. Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила. Совместные уличные игры и гуляния учили их сплоченности и терпению, умению быстро принимать самостоятельно решения, проявлять инициативу, укрепляли не только дух, но и физически развивали их.Игрушки наших родителей не были такими яркими и разнообразными, как у нас, зато они больше дорожили ими и ценили их.

Некоторые неизвестные игры мы уже разучили с одноклассниками, а некоторые остались неизученными, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. Как только наступит теплое время года, мы обязательно постараемся научиться играть в такие игры, как: «12 палочек», «Фанты», «Вы поедете на бал?», «Краски».

Я считаю, что мне удалось заинтересовать школьников подвижными играми из детства наших родителей и с наступлением тепла, дети не будут засиживаться дома, а все выйдут на улицу. Мои одноклассники и ученики других классов с удовольствием принимали участие в играх.

Меня очень заинтересовала эта тема, и в дальнейшем я хочу изучить игры и игрушки наших бабушек и дедушек.










Список использованной литературы

1.Словарь В.Даля. http://dal.sci-lib.com/

2.Тимошина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008 г.

3.Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23

4. Л.Былеева. Подвижные игры. Москва "Физкультура и спорт"-1974г.

5.С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.

6.Г. М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами», Москва, 2003г.

7.Т.И. Осокина «Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии, Москва, 2013г.

8.П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие», Москва, 2013г.

9.В. Абраменкова «Ребенок в «заэкранье», Москва, 2012г.



























Приложение

Приложение 1

Анкетирование учащихся.

Перед тем, как начать исследование я провела анкетирование среди учащихся 3 классов, чтобы выяснить играют ли они в какие-либо игры. Учащимся было предложено три вопроса:

Какие «тихие» посиделочные игры ты знаешь?

В какие подвижные игры ты любишь играть?

С кем чаще всего ты играешь?

Анкетирование показало, что из 40 опрошенных 7 человек не знают вообще никаких «тихих» игр, а наиболее популярными являются лишь «Молчанка», «Шашки» и игры в телефоне. Подвижных игр дети тоже почти не знают. Многие просто любят бегать, 13 человек играть в «Догонялки», 12 в «Прятки» 8 в футбол и волейбол.



























Приложение 2

Анкетирование родителей

Для того, чтобы узнать в какие игры играли наши родители, было проведено анкетирование среди родителей. Туда были включены следующие вопросы:

В каких годах проходило Ваше детство?

В какие игры Вы играли? (перечислите названия игр по сезонам).

С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами?

В какие игры Вы играли дома (в помещении), а в какие – на улице?

Как различались виды игр по возрасту (названия): детские, подростковые, юношеские?

Какие качества характера развивали у Вас игры? (игра – качества; желательно игры и на улице, и в помещении)

















Приложение 3

Описание некоторых игр

Ниже мы приведем описание игр, в которые теперь играют редко или совсем не играют. А у наших родителей они были любимыми.

Игры для улицы

«Фанты»

Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего садили в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания, обычно, были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.

«12 палочек»

Для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на «катапульту» - небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край «катапульты».

Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край «катапульты», чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становиться водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до «катапульты», то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.


«Резиночка»

Правила игры в резиночку просты, как все гениальное. Для игры понадобится отрезок резинки, длиной от 2 до 4 метров и участники в количестве от 3 человек. Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3 участник начинает игру. В процессе игры резиночка поднимается по ногам все выше и выше, достигая положение от самого простого – на уровне щиколоток, до самого сложного – на поясе. После безошибочного выполнения всех упражнений на первом уровне, играющий повторяет их на следующем. Если же играющий ошибается в выполнении упражнения, ход переходит к следующему игроку, а допустивший ошибку занимает место в резиночке. Возможен вариант, когда в резиночку играют не 3, а 4 человека – парами. В этом случае партнер может выполнить упражнение вместо допустившего ошибку. Набор упражнений и последовательность их выполнения в разных вариантах игры могут быть различны

1.«Березка». Исходное положение: стоя к резиночке боком. Перепрыгиваем сначала через одну половинку резиночки, а затем через вторую таким образом, чтобы резинка оставалась между ногами. Выпрыгиваем за резиночку.

2.«Пешеходы». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на резиночку таким образом, чтобы прижать каждую половинку к земле ногой, затем меняем ноги.

3.«Ступеньки» . Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на ближнюю половину резиночки так, чтобы одна нога была под ней, а другая прижимала ее к земле. Перепрыгиваем на вторую половину резинки, меняя положение ног. Выпрыгиваем из резиночки и повторяем упражнение в обратную сторону.

4.«Бантик». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на ближнюю половину резиночки так, чтобы одна нога была под ней, а другая прижимала ее к земле. Не отпуская резиночку, прыгаем на вторую половину, располагая ноги симметрично. Выпрыгиваем за пределы резинки.

5.«Платочек». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на дальнюю половинку резинки, прижимая ее двумя ногами к земле. Ближняя половина резинки при этом должна зацепиться за ноги. Выпрыгиваем за пределы резиночки. В другом варианте необходимо не напрыгнуть, а перепрыгнуть через дальнюю половину резиночки.

6.«Конфетка». Исходное положение: внутри перекрученной, на подобие конфеты, резиночки. Подпрыгиваем, давая резиночке раскрутиться, и приземляемся ногами на половинки резинки.

Вариантов упражнений может быть огромное количество, могут также вводиться дополнительные, самые сложные уровни, когда резиночка натягивается на высоте подмышек и шеи. Без труда научившись, как играть в резиночку на простейших уровнях, ребенок сможет проявить свою фантазию, выдумывая все новые и новые упражнения. Кроме очевидной пользы здоровью, игра в резиночку станет хорошим способом найти новых друзей и стать лидером.


"Десятка".

Десятка - это игра с мячом в основном для девочек, которая проводится у стены.

Игроки по очереди должны "пройти 10 классов", то есть выполнить 10 заданий и "сдать экзамен".

Десятки - игрок бьет 10 раз подряд мячом об стену, мягко отбивая его пальцами, как при игре в волейбол.

Девятки - игрок бьёт 9 раз подряд мячом об стену, ударяя по мячу ладонями снизу.

Восьмёрки - игрок кидает мяч 8 раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловит в руки.

Семёрки - игрок повторяет предыдущее упражнение 7 раз, но под левую ногу.

Шестёрки - игрок становится лицом к стене и 6 раз кидает мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловит в руки.

Пятёрки - это то же, что в предыдущем упражнении, но стоя спиной к стене повторяя 5 раз.

Четвёрки - кидается мяч об стену 4 раза так, чтобы он отскочил от неё на землю, с отскока от земли снова бьёт об стену, а потом ловит.

Тройки - ладонями, сложенными лодочкой, игрок бьёт 3 раза мяч об стену.

Двойки - сложенными вместе двумя кулаками игрок бьёт мячом об стену 2 раза подряд.

Единицы - бьётся мячом об стену прямым пальцем 1 раз.

Экзамен - играющий выполняет по 1 разу элемент каждого

упражнения и при этом не должен разговаривать или смеяться. Этим заканчивается первый кон.

Второй кон начинается с "девят", третий - с "восьмер" и так далее. Победителем становится тот, кто первым закончит десятый кон.

В конце каждого упражнения игрок должен поймать мяч в руки, не давая ему упасть на землю.

Если во время игры играющий уронит мяч или ошибётся, то он уступает мяч следующему игроку и доигрывает этот кон, когда снова придет его очередь.

«Десяточки» (на скакалках)

10 раз — прыгаем через скакалкусамым обычным способом, двумя ногами одновременно, скакалку крутим вперед.
9 раз — прыгаем через скакалку на одной ноге, но меняем ноги — то правая, то левая — получается своеобразный «бег» через скакалку
8 раз — прыгаем через скакалку на правой ноге
7 раз — прыгаем через скакалку на левой ноге
6 раз — прыгаем через скакалку обычным способом, но скакалку теперькрутим назад
5 раз — прыгаем через скакалку бегом
4 раза — скакалку крутим вперед.прыгаем один раз как обычно, один разперекрещивая руки, снова как обычно, снова перекрещивая.
3 раза — сложили ноги крестиком, прыгаем через скакалку вперед
2 раза — садимся на корточки, прыгаем лягушечкой.

Когда закончили, начинается следующий тур с 9, потом с 8,7 ит.д. пока не дойдем до 0.


«Заяц ,заяц сколько время? Я спешу на день рождения»

Количество участников – не менее трех. Водящий называется зайцем. Участники встают перед зайцем (он стоит, отвернувшись) и задают ему вопрос: «Заяц-заяц, сколько время, Я спешу на день рождения…» . Заяц, не глядя на участника, угадывает расстояние до него, используя условные единицы измерения: гигант – большой шаг, зонтик – прыжок с оборотом вокруг себя, лилипут – маленький шаг, плевок – участник плюет и встает на месте плевка. Если заяц верно определил расстояние и смог осалить участника, тот становится новым водящим.


«Казаки и разбойники»

Вряд ли можно найти среди нынешних мам и пап тех, кто не играл в детстве в эту захватывающую игру, которая была самым настоящим приключением, азартной погоней. И каждый чувствовал себя опытным следопытом, распутывающим хитросплетения чужих следов и меток. Участвовали две команды. Одна в оговоренном месте считала до определенного числа (если все умели, то до 100), другая тем временем удирала, по пути оставляя мелом стрелки, указывающие направление своего движения. Стрелки ставились не слишком часто и не всегда на видном месте. Они появлялись и на стволах деревьев, и на стенах домов, и на деревянных скамейках. На перекрестках и развилках дорог стрелки раздваивались, чтобы запутать преследователей. В общем, одни удирали, другие догоняли, решая по пути массу логических задачек и учась ориентироваться в пространстве.


«Кондалы»

Берутся 2 равные команды, становятся противдруга на расстоянии 4-6 метра берутся за руки крепко. По очереди каждой командой говорятся следующие слова: «Кондалы» - первая команда, «Закованы» - вторая команда, «Раскуйте нас» - первая, «Кем из нас» - вторая. Затем первая команда выбирает с противоположной любого человека, и он должен разбить их цепь, если он не разбивает, то входит в состав первой команды. Затем команды меняются, т.е. слова начинают говорить вторая команда. Играем пока в одной из них не окажется ни одного человека.


«Вышибалы»
t1705641236aa.jpgВсе игроки, кроме двух, становятся в шеренгу в центре просторной площадки. Двое «выбивающих» с мячом располагаются по краям площадки. В их задачу входило, перебрасывая друг другу мяч, выбить с площадки всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит из игры. Труднее всего выбить последнего, самого ловкого игрока, остававшегося под обстрелом. Когда и его настигает мяч, игру начинают сначала.




«Классики»

На асфальте расчерчивали игровое поле из десяти клеток примерно 30x30 см. Клетки шли двумя столбиками. Первый нумеровался от 1 до 5, второй в обратном направлении от 6 до 10. Самое главное в «классиках» - хорошая бита. Делали ее из круглых жестяных коробочек от леденцов или баночек от обувного крема. Внутрь насыпался песок. Иногда биту заменял камешек. Играло несколько человек. Первый игрок бросал биту в «первый класс» - клеточку с цифрой «1». Задача игрока, прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классам и выбить с игрового поля. При этом ни игрок, ни бита не должны были попадать на линии. Если это случалось, говорили, что игрок «стратил», и ход переходил к следующему участнику. Если же первый класс проходился успешно, игрок переходил во второй класс. Теперь ему нужно было, не заходя на игровое поле, бросить биту в клетку с цифрой «2» и уже оттуда гнать ее из клетки в клетку.


«В клетку»

В эту игру играют девочки. Само название игры имеет исторические корни. В словаре В.Даля дается такое толкование: клеть – жилая холодная половина избы или отдельная избушка без печи; тесное помещение, клетушка.

Девочки собирали разную посуду и строили около дома «клетку» - комнату-кухню. Там они «готовили еду» из того, что было под рукой (вода, почва, растения), «кормили» своих подружек, кукол, мыли посуду, т.е. играли «в семью» подражая взрослым.

«Краски»

По правилам игры выбирается продавец и покупатель. Все остальные краски. Каждая краска загадывает свой цвет и тихонько сообщает его продавцу.

Итак, краски и продавец садятся на скамеечку. Покупатель подходит к игрокам и говорит:
"Тук-тук".
Продавец:
"Кто там?"
Покупатель:
"Я монах в синих штанах"
Продавец:
"Зачем пришел?"
Покупатель:
"За краской!"
Продавец:
"За какой?"
Покупатель:
называет краску.

Если такой краски нет, продавец отвечает:
"Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!"

Тогда покупатель прыгает кружок на одной ножке вокруг скамейки (или рядом с ней) и возвращается за новой краской.

Если же такая краска есть, то продавец говорит:
"Есть такая, платите столько-то"

(называет число, как правило, возраст игрока), но не показывает, кто это. Покупатель должен быстро расплатиться (похлопать по ладошке продавца столько раз, сколько нужно заплатить).

Краска в это время вскакивала со скамейки и убегала так далеко, как могла. После этого покупатель должен был поймать краску. Если получалось, то пойманный игрок становился покупателем. Если краске удавалось вернуться на скамейку непойманной, игра начиналась сначала с прежним покупателем.



Игры в доме

«Разрезные открытки»

Эта игра похожа на современныепазлы.

Для игры разрезали несколько открыток на 4-6 частей. Все части перемешивали и делили между участниками игры равными частями. Цель игры – первому собрать открытку. Участники во время игры могли обмениваться деталями между собой. Кто первый соберет, тот и выиграл.


«Города»

Для этой игры расчерчивали тетрадный лист на колонки. названия колонок были такими: имя женское, имя мужское, город, река(море), растение, животное, песня, название фильма и т.д.Один из игроков с закрытыми глазами ставил ручку на газету. На какую букву он попал, с этой буквы и должны начинаться слова в колонках. Как только все участники заполняли колонки, начинали проверять. За правильные ответы ставили очки. Если у игрока слово ни с кем не совпало, то ему давали большее количество очков. Тот игрок, у кого все колонки заполнены и меньше всего совпадений с другими игроками, и выигрывал.








Приложение 4

Детские считалочки (старинные).

 Будем в прятки мы играть

Раз два—три—четыре—пять, 
Будем—в прятки—мы—играть.
 
Небо—звёзды—луг—цветы
 
Ты—пойди-ка—пово—ди!


 Ягодка-малинка

Ягодка—Малинка, 
Медок—Сахарок.
 
Вышел—Иванушка
 
Сам—Королёк.

 Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт, 
Выше бережка головушку несёт.
 
Белым крылышком помахивает,
 
На цветы водицу стряхивает.
 


Аты-баты

Аты—баты—шли—солдаты, 
Aты—бaты—на—базар.
 
Аты—баты—что—купили?
 
Аты—баты—само—вар.
 
Аты—баты—сколько—стоит?
 
Аты—баты—три—рубля
 
Aты—бaты—он—какой?
 
Аты—баты—золо—той. 


На златом крыльце сидели

На златом—крыльце—сидели: 
Царь—царевич—король—королевич,
 
Сапожник—портной
 
Кто ты—будешь—такой?
 
Выходи<говори>—поскорей—не задерживай
 
Добрых—и честн
ых—людей!


 Ахи, ахи, ахи, ох

Ахи—ахи—ахи—ох, 
Маша—се—яла—горох,
 
У—родился—он—густой,
 
Мы—помчимся—ты—постой!




 Конь

Конь—ретивый—долго—гривый 
Скачет—полем—скачет—нивой.
 
Кто—коня—того—поймает,
 
С нами—в салоч—ки—Играет.


Над горою солнце встало

Над—горою—солнце—встало 
С неба—яблоко—упало,
 
По—лазоре—вым—лугам
 
Пока—тилось—прямо—к нам!
 
Пока—тилось—пока—тилось,
 
В речку—с мос—тика—свалилось,
 
Кто—увидел—не—дремли,
 
По—скорей—его—лови!
 
Кто—поймал—тот моло—дец,
 
Ведь—счита—лочке—конец!


 Шли бараны по дороге

Шли—бараны—по—дороге 
Про—мочили—в луже—ноги
 
Стали—ноги—вы—тирать:
 
Кто—платочком,
 
Кто—тряпицей,
 
Кто—дырявой—рука—вицей!


 Чайка

Подо—грела—чайка—чайник, 
Пригла—сила—восемь—чаек:
 
- Прихо—дите—все на—чай!
 
Сколько—чаек?—Отве—чай!


 Тучи

Тучи—тучи—тучи—тучи, 
Скачет—конь—большой—могучий.
 
Через—тучи—скачет—он,
 
Кто—не верит—выйди—вон!


 Кукушка

Шла—кукушка—мимо—саду, 
По—клевала—всю—рассаду.
 
И—кричала—ку-ку—мак,
 
Отжи—май—один—кулак!

Шла—кукушка—мимо—сети, 
А—за нею—малы—дети.
 
Все—кричали—"Куку—мак!"
 
Уби—рай—один—кулак!
 


 Шалуны-балуны

Шалуны—балуны, 
Выбегайте—во дворы,
 
Становитесь-ка—играть,
 
Воеводу—выбирать.
 
Воевода—из народа,
 
Выходи—из хоровода.
 
А ты—добрый молодец,
 
Становись—в самый конец!


 Трынцы-брынцы

Трынцы—брынцы—бубен—цы, 
Раз—звонились—удальцы,
 
Диги—диги—диги—дон,
 
Выхо—ди—скорее—вон!


Современные детские считалочки

 Зайчик

Раз, два—три—четыре—пять, 
Негде—зайчику—скакать,
 
Всюду—ходит—волк—вoлк,
 
Он—зубами—щёлк—щeлк!
 
А мы—спрячемся—в кусты,
 
Прячься—за—инька—и ты.
 
Ты—волчище—пого—ди,
 
Как—попря—чемся—<иди> ищи!


 Вышел ёжик

вышел—ежик—из—тумана 
выпил—сока—пол—стакана
 
по—смотрел—в пустой—стакан
 
и—опять—ушёл—в туман


 Энибэни, Интернет 

Эни—бэни—рики—паки
 
Турба—урба—сенти—бряки.
 
Может—выйдет—может—нет,
 
В общем—полный—Интер—нэт
 


Эни—бени—рики—таки
 
Турба—урба—синти—бряки.
 
Эус—бэус—красно—бэус—БАЦ!
 

Эни—бэни—рики—паки,
 
Буль-буль—буль—каляки—шмаки.
 
Эус—бэус—космо—бэус—БАЦ!


 Ежик

Ежик—ёжик—чуда—чок, 
Сшил—колючий—пиджа—чок.
 
Встал—в кружок—и ну—считать -
 
Нам—водилку—выби—рать!


 Черепаха хвост поджала

Чере—паха—хвост—поджала 
И—за зайцем—побе—жала
 
О—казалась—впере—ди,
 
Кто—не верит—выхо—ди!


Плыл по морю чемодан 

Плыл—по морю—чемо—дан,
 
В чемо—дане—был—диван,
 
На—диване—ехал—слон.
 
Кто—не верит—выйди—вон


Ехала карета

Ехала карета тёмным лесом 
За каким-то, там, за интересом
 
Инте инте интерес
 
Выходи на букву "эс".


Вышел зайчик погулять

Раз два—три—четыре—пять, 
Вышел—зайчик—погу—лять,
 
Вдруг—охотник—выбе—гает,
 
Прямо—в зайчи—кастре—ляет
 
Пиф—паф—ой-ой—ой
 
Уми—рает—зайчик—мой.
 
При—везли—его—в больницу,
 
Отка—зался—он—лечиться,
 
При—везли—его—домой,
 
Ока—зался—он—живой.

 





























Приложение 5

Правила честной игры:

Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре – законы, которые надо соблюдать.

В игре проявляйте побольше выдумки, смекалки (не нарушая принятых правил).

Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).

В играх-поединках выбирайте противников, равных по силам.

Старайтесь всё время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.

Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.



27


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации