12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алия Рамилевна13
1

«О чём рассказала старая фотография»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Акбашевская средняя общеобразовательная школа»








Проект

Тема: «О чём рассказала старая фотография»

Тип проекта: информационно-познавательный








Автор проекта: обучающаяся 7а класса

Кучугулова Алсу Тимуровна

Наставник проекта: пед.библиотекарь, учитель технологии

Кучугулова Алия Рамилевна






2019


Аннотация.

В своей работе «О чём рассказала старая фотография» автор собирает информацию о родных и предках, входящих в генеалогическое древо, о башкирском национальном женском костюме, о времени, когда было сделано фото. Так же автор представил презентацию, генеалогическое древо.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Работа носит познавательный характер и будет интересна и полезна как учащимся, так и учителям. Данная работа развивает коммуникативные способности учащегося, учит получать информацию из разных источников (в том числе и сети интернет), осмысливать её и применять в своей деятельности.

Содержание








Введение

Что послужило основанием для начала исследования? Приехав в гости к своим дедушке и бабушке, на выходные, я решила пересмотреть семейный фотоальбом и нашла в нём пожелтевший от времени снимок. Мне захотелось узнать о судьбах людей, изображённых на снимке.

Тема актуальна, так как даже самая маленькая фотография может рассказать намного больше, чем несколько страниц исторической книги. Чем старее снимок, тем интереснее его исследовать.

Проблема, поднимаемая в работе, заключается в том, что сегодня мы мало знаем о людях, которые жили на нашей земле и творили её историю.

Актуальность данной проблемы несомненна. Во-первых, изображённая на снимке маленькая девочка - моя прабабушка, во-вторых, меня заинтересовала дальнейшая её судьба.

Целью работы является:

- больше и подробнее узнать о жизни и деятельности моих предков, как отдельных, так и их семей.

-пополнить семейный архив фотографиями и историческими документами.

Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:

анализировать семейный фотоархив;

отобрать интересные фотографии;

собрать информацию о людях, изображённых на фотографии;

обобщить собранный материал;

оформить его в виде проектной работы.

Объект проектной работы является – моя прабабушка Баймуратова Факия Хакимовна.

Предметом – фотография, на которой изображена моя прабабушка.

Методы исследования: поиск информации; изучение литературы, источников сети Интернет; интервьюирование, сбор информации через родственников.

Основные этапы работы.

Первыми шагами в исследовательской работе было тщательное изучение фотографии. По имеющейся у нас информации мы определили дальнейшие пути нашего исследования.

Затем был начат сбор материалов по теме в сети Интернет. Здесь мы нашли информацию о годах коллективизации, о башкирских костюмах.

Одновременно со сбором информации создавали базу данных, в которой накапливали копии документов, фрагменты текстов из книг, Интернет-подборки, фотографии, записи воспоминаний.

На втором этапе работы мы изучали и анализировали информацию, ее достоверность и историческую ценность.

Научная значимость исследования в том, что в работе приведён недостающий факт из жизни моей прабабушки

Практическая значимость исследования: данный материал будет мной использован для дальнейшего изучения своей родословной.


Глава 1. О чём рассказа старая фотография 1.1.Особенности изготовления портретных снимков

За относительно короткую историю своего существования фотография, датой рождения которой считают 7 января 1839 года, проникла и органично вписалась во все сферы жизни и деятельности человека. Универсальность технических и творческих приёмов и средств, способность отображать практически любые объекты, события и явления материального мира), возможность передавать эмоциональное состояние человека позволяет фотографии быть уникальным средством запечатления истории и культуры народов, эффективным методом научного познания, естественным и понятным посредником в общении между людьми. Этим объясняется непреходящий интерес к фотографии. Фотоснимок зачастую является главным и единственным объективным свидетелем прошедшего времени.

В конце 19 в начале 20 столетия это было дело профессионалов. Фотографию сравнивали с «чудом» и это было очень дорогим удовольствием. Далеко не каждая семья могла позволить себе иметь фотографические снимки. Как свидетельствует история, первый советский любительский фотоаппарат был выпущен московской фабрикой в 1930 году. И только после Великой Отечественной войны фотография становится привычным делом и переходит из профессиональной в любительскую.

Разглядывая эту старую фотографию, мы думали о том, что время безжалостно, ничего нельзя вернуть и исправить, чтобы подробнее узнать о тех людях и событиях, которые происходили до нас. Не из учебника истории, а именно через судьбы конкретных людей.

1. 2. Анализ предмета изучения Описание фотоснимка

Фотография сделана в 1933 году

На фотографии изображены: моя прабабушка и прапрабабушка

Одеты женщины и дети, изображённые на фотографиях, в башкирские национальные костюмы.

Автор неизвестен.

Фото выполнено в черно-белом цвете.

Сохранность: небольшие потертости, края немного помяты.

На обратной стороне фотографии имеется надпись: 1933 год

Фотография хранится в семейном архиве.

Ранее нигде не публиковалась.


1. 3. Страницы необыкновенной жизни.

Однажды, разглядывая семейный фотоальбом, я наткнулась на очень старую фотографию 1933 года. Лишь одна фотография дала мне понять какие предки были у моей бабушки. Фотография мне показалась очень интересной, и я обратилась к своей бабушке, чтобы она объяснила кто же эти люди на фотографии. В самом центре старинной фотографии была изображена мама моей бабушки. Я увлеклась этой фотографией, и мне стало интересно, я хотела понять, что же это за люди, кто ещё изображён на этом снимке? Помимо моей прабабушки, были изображены ещё три женщины в очень красивых национальных, башкирских костюмах и два ребёнка. А также на женщинах были изящные головные уборы.

Девочке на фотографии три года, это мама моей бабушки, зовут её Факия, за ней в середине мама моей прабабушки, зовут её Марфуга - моя прапрабабушка. У прапрабабушки, которая воспитывала мою прабабушку Факию, было три сына: старший сын - Хаким, отец моей прабабушки, средний сын Самат и младший Маннан, Байбулатовы. На фотографии изображены их жёны.

Моя прабабушка Факия рано осталась одна без родителей. Её папа был председателем колхоза. В 1935 году его убили кулаки, когда прабабушка была в возрасте пяти лет, а спустя два года от болезни умерла мама. Её воспитывала бабушка. Жили они в большой семье дяди, в деревне Старо-Соболева Аргаяшского района. Окончив начальную школу в 1940 году, она обучалась в Аргаяшской семилетней школе. Это были трудные военные годы. Во время учёбы в Аргаяше она проживала в интернате. Её бабушка пешком провожала до Аргаяша и встречала тоже пешком.

Окончив семилетнею школу, она поступила в Аргаяшское педагогическое училище. В 1947 году окончила педагогическое училище. 22 июля 1947 года её назначили учителем начальных классов в Ново-Соболевской школе. Её первые ученики были почти её ровесниками, у которых учёба была прервана войной. Но, несмотря на свой молодой возраст, она быстро завоевала уважение и авторитет среди своих учеников и их родителей.

В 1948 году она вышла замуж за моего прадедушку Баймуратова Гафура Мухибуллиновича, который прошёл войну в рядах Уральского добровольческого корпуса, отслужил срочную службу и уже работал в органах милиции в Аргаяше. У них родились пять девочек, старшая моя бабушка – Люция Гафуровна 1953 года рождения, следующие Нажия, Нафиса, Эльмира и Зиля.

Но в 1966 году умер прадедушки, прабабушка одна осталась с пятью детьми в возрасте 36 лет, детям было от 5 до 13 лет. Но несмотря на все трудности, она продолжала работать, занималась общественной деятельностью, была членом женсовета деревни. Вместе с девочками вели домашнее хозяйство: держали корову, овец, летом вручную заготавливали сено дрова. И в то же время девочки учились хорошо. В детях она воспитала трудолюбие, ответственность, доброту. Дети выросли, выучились, только старшая дочь, моя бабушка пошла по стопам прабабушки, стала учителем.

В 1980 году отработав в школе 33 года, прабабушка вышла на пенсию в трудовой книге у неё две записи: принята и уволена в связи уходом на пенсию. За многолетний труд она награждена множеством похвальных грамот, юбилейной медалью, также удостоена медалью материнской славы.

Выйдя на пенсию, она помогала своим детям воспитывать внуков, была жизнерадостной и доброй бабушкой. Потом были долгие годы болезни, но она до последних дней жизни стойко переносила свой недуг, всегда добрым словом поддерживала своих детей, внуков.

В 1988 году прабабушка умерла, но память о ней жива.

Глава 2. Изучение фотографии

2.1. Башкирский национальный костюм. Женская одежда.

Рассматривая фотографию, меня очень заинтересовал их наряд. И я решила подробнее узнать о башкирском национальном костюме, а вернее о женской одежде.

Ни одна девушка не могла представить себя без национального платья под названием кулдэк. Платье украшалось с помощью вышивки. Изначально кулдэк характеризовался широкими вырезами, отложным воротничком и бечевкой в районе грудной клетки, но двадцатый век привнес в привычный вид платья изменение. Одеяние обзавелось отворотом и защипами на груди.

Поверх платья находился нагрудник. Считалось, что это изделие защищает от злых духов.

Богатые башкирки могли себе позволить надеть еще и камзол. Этот атрибут выражал положение человека на социальной лестнице. Камзол украшали большим количеством серебряных монет.

Под кулдэком девушки носили ыштан – удобные штаны.

Алъяпкыс (передник) башкирки используют в двух случаях – либо занимаясь домашними делами, либо отправляясь на торжественное событие. Передник, предназначенный для праздников, выглядит намного наряднее.

t1580716585aa.jpg t1580716585ab.jpg

По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя был праздничным головным убором. Замужние женщины носили кашмау.

Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.

На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.

Очень много нового и познавательного я узнала о башкирских национальных костюмах. Так же я вспомнила из рассказа от моей бабушки об отце моей прабабушки и решила узнать подробнее о годах коллективизации, так как я поняла, что ничего конкретного не знаю об этих временах. И решила узнать подробнее о времени коллективизации.


2. 2. Коллективизация

Любое событие, которое происходило в истории нашей страны важно, и коллективизация в СССР кратко не может быть рассмотрена, так как событие касалось большого слоя населения. В 1927 году состоялся XV съезд, на котором было принято решение о необходимости изменения хода развития сельского хозяйства. Сущностью обсуждения стало объединение крестьян в одно целое и создание колхозов. Так и начался процесс коллективизации.

Причина коллективизации. Для того чтобы начать любой процесс в стране, граждане этой страны должны быть подготовлены. Так и случилось в СССР. Жителей страны готовили к процессу осуществления коллективизации и обозначали причины ее начала:

Стране требовалась индустриализация, которая не могла проводиться частично. Необходимо было создать сильный аграрный сектор, который объединит крестьян в одно целое.

В то время правительство не смотрело на опыт зарубежных стран. И если за границей процесс аграрной революции начался первым, без промышленной революции, то у нас было принято решение совместить оба процесса, для правильного построения аграрной политики.

Кроме того, что деревня могла стать основным источником поставки продовольствия, так она еще и должна была стать каналом, через который можно производить основные вложения и развивать индустриализацию.

Все эти условия и причины стали основным отправным пунктом в процессе начала процесса коллективизации в русской деревне.

Цели коллективизации. Как и в любом другом процессе, прежде чем дать ход проведению масштабных изменений, необходимо поставить четкие цели и понимать, чего нужно добиться от того или иного направления. Так же и с коллективизацией. Для того чтобы начать процесс, требовалось установить основные цели и планово идти к ним:

Процесс должен был установить социалистические производственные отношения. Таких отношений в деревне до коллективизации не было.

Учитывалось то, что в деревнях практически у каждого жителя было свое хозяйство, но оно было небольшим. Путем коллективизации планировалось создать крупное колхозное хозяйство, объединив маленькие хозяйства в колхозы.

Необходимость избавления от класса кулаков. Это можно было сделать, только исключительно используя режим раскулачивания. Чем и занялось Сталинское правительство.

Как проходила коллективизация сельского хозяйства в СССР. Правительство Советского Союза понимало, что западная экономика развивалась за счет существования колоний, которых в нашей стране не было. Зато были деревни. Планировалось создавать колхозы по типу и подобию колоний зарубежных стран. В то время газета «Правда» было основным источником, из которого жители страны получали информацию. В 1929 году в ней была напечатана статья под названием «Год Великого перелома». Именно она стала началом процесса. В статье вождь страны, авторитет которого в этот период времени был достаточно велик, сообщил о необходимости уничтожения индивидуального империалистического хозяйства. В декабре того же года было заявлено о начале Новой Экономической политики и о ликвидации кулаков как класса. Разработанные документы характеризовали установление жестких сроков выполнения процесса раскулачивания для Северного Кавказа и Средней Волги. Для Украины, Сибири и Урала был установлен срок два года, три года было установлено для всех остальных регионов страны. Таким образом, в первую пятилетку все индивидуальные хозяйства должны были превратиться в колхозы. В деревнях одновременно шли процессы: курс на раскулачивание и создание колхозов. Производилось это все насильственными методами, и уже к 1930 году бедными стали около 320 тыс. крестьян. Все имущество, а его было немало — около 175 млн. рублей — было передано в собственность колхозов. 1934 год считается годом завершения коллективизации.

Так же меня заинтересовали такие вопросы как: «Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?» Процесс перехода к колхозам не мог быть проведен другим способом. Добровольно в колхозы шли только бедные крестьяне, которые не могли ничего передать для общественного пользования. Более зажиточные крестьяне пытались сохранить свое хозяйство для того, чтобы его развивать. Бедняки были против данного процесса, так как им хотелось равенства. Раскулачивание было вызвано необходимостью начать всеобщую насильственную коллективизацию.

В какой книге ярко описывается период коллективизации? В 30-40-е годы было огромное количество литературы, где описывались процессы коллективизации. Одним из первых на данный процесс обратил внимание Леонид Леонов в произведении «Соть». Роман «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова рассказывает о том, как создавались колхозы в сибирских деревнях. Ну и конечно, «Поднятая целина» Михаила Шолохова, где можно ознакомиться со всеми процессами, происходившими в то время в деревне.

Плюсы и минусы коллективизации?

Положительные моменты:

в колхозах увеличилось количество тракторов и комбайнов;

благодаря системе распределения продуктов,

во время ВОВ получилось избежать массового голода в стране.

Отрицательные моменты перехода на коллективизацию:

привело к уничтожению традиционного крестьянского уклада;

крестьяне не видели результатов собственного труда;

последствие сокращения поголовья рогатого скота;

класс крестьян перестал существовать как класс собственников.

Итоги коллективизации в СССР. После того как процесс был завершен, страна начала считать убытки, и итоги были неутешительными:

на 10% сократилось производство зерна;

количество крупного рогатого скота сократилось в 3 раза;

1932-1933 годы стали ужасными для жителей страны. Если ранее деревня могла прокормить не только себя, но еще и город, то теперь она не могла кормить даже себя. Это время принято считать голодным годом;

несмотря на то, что люди голодали, за границу были проданы практически все запасы зерна.

Процесс массовой коллективизации уничтожил зажиточное население деревни, но при этом в колхозах осталось большое количество населения, которое удерживалось в нем насильно. Таким образом, осуществлялась политика становления России, как индустриального государства.


Заключение.

В результате работы мы узнали интересные факты из истории развития фотографии, узнали подробности биографии моих предков. Фотография рассказала о судьбе человека. Изучив биографию моей прабабушки, я как будто окунулись в прошлое. Ведь недаром считается: «Судьба человека и его страны неразделимы».

Практическая значимость работы в том, что материал будет использован мною для дальнейшего изучения своей родословной.

Задачи работы выполнены, цель достигнута.

В результате работы мы пришли к следующим выводам:

1. Одна фотография может содержать в себе неисчерпаемую информацию.

2. Прошлое, запечатленное на старой фотографии, близко и дорого нам. Оно учит помнить своих предков, с уважением относиться к их жизни.

3. Исследуя старые фотографии, соприкасаешься с историей страны и судьбами людей, которые вложили свой скромный вклад в служение обществу и стране.

4. Необходимо изучать историю своей малой родины, потому что без знания прошлого нельзя построить будущее.
















Список литературы.

Энциклопедия уч-ся. https://1001student.ru/istoriya/kollektivizaciya-sssr.html

Родные.

Интернет-ресурсы.



Приложение 1

Я провела социологический опрос среди своих двоюродных и троюродных братьев и сестёр. Всего в этом опросе приняли участие 9 человек. В возрасте от 10 до 25 лет

Вопросы опроса:

1. Знаешь ли ты своих прабабушку и прадедушку, по линии бабушки, большинство опрошенных ответили, нет.

2. Есть ли в вашей семье генеалогическое дерево, на этот вопрос ответили да все внуки и внучки моей бабушки, так как древо семьи Кучугуловых составлял мой дедушка Ильмир, но со стороны бабушки Люции генеалогического дерева нет.

3. А хотели бы вы знать свою родословную со стороны бабушки? Все ответили положительно.

Приложение 2

t1580716585ac.jpg


19



Автор материала: А. Кучугулова (7 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.