12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малафеева Юлия Васильевна366
Россия, Татарстан респ., Камское Устье

О чем мечтали дети войны?

Дети- подранки –

Дети войны.

Как же ранимы Вы

И в жизнь влюблены.

Сколько тоски,

Сколько горя в глазах

При воспоминании

О тех временах


 

Эти строки родились у меня сразу, когда я напрямую пообщалась с детьми

войны.

Первое, что я увидела, обратившись к убелённым сединой бабушкам с вопросом, о чем они мечтали в детстве,- это слезы в глазах.

Сколько бы ни прошло лет, а война жива в памяти тех, кто её пережил.

Дети Великой Отечественной войны”- так называют сегодня людей, которым по 70 лет и более. Их воспитала война. Их детство совпало с великой трагедией, которая обрушилась на нашу страну. В один день, в один миг 22 июня 1941 года война разрушила мирную жизнь, разрушила детские мечты… Дети сразу повзрослели.

По словам мамы, Маряшиной Анны Яковлевны, мой отец ушел на войну, когда мне не было и 3-х лет, вскоре он подорвался на мине (был сапёром),”- вспоминает моя соседка Федотова (Маряшина) Антонина Михайловна, которая родилась в 1939 году.

Я слушала её рассказ, и сердце сжималось от боли.

- Мама в 24 года осталась вдовой, часто говорила:” Война закончится когда-нибудь, а наши мужики, видно, не вернутся. ” А потом была Победа! Вскоре к нам пришел дядя Петя Нуждин и сказал маме: ”Не жди Мишку, на моих глазах его разорвало….в клочья…”

А там и похоронку получили. Назначили нам пенсию 90 рублей на двоих с моей сестренкой Валей…

Мама постоянно была на работе, если оставалась дома, тут же бригадир дядя ПашаСавосин приходил и просил выйти в колхоз.Дома были одни, вели хозяйство. У нас была корова, но молоко мы сдавали (иногда и нам перепадало), скотина была : к осени 2 овцы и 4 ягненка оставляли, а всё остальное сдавали в колхоз. Был налог на всё: сдавали молоко, мясо, шерсть, яйца…

Питались диким луком, ездили в луга за ним, ели ужовик, козлёвик (я, признаться, такие слова впервые слышала, оказывается, так трава называется). На таганке варили крапиву. Собирали колоски.

В 1947 году пошла в школу, училась в Заовражных Каратаях, у нас начальная школа тогда была, которой руководил Исаев Михаил Федорович. С первого класса гоняли на ток.

Данилыч- так звали завтоком Потапова Александра Даниловича-придет в школу, бывало, и просит Михаила Федоровича послать нас на ток. “Да что с них возьмешь?”- спрашивает наш учитель, а Данилычв ответ: ”Да хоть лопатой пусть зерно ворошат, всё польза будет”.

Смотрю на свою собеседницу и приставляло её маленькой, худенькой. Да, сколько же пришлось пережить таким, как Антонина Михайловна! Чувствую, что и говорить ей трудно, воспоминания острой болью отражаются и на её лице. Слушаю, не перебиваю.

- Доченька,- продолжает Антонина Михайловна,- ты вот спрашиваешь, о чем мы мечтали. О том, чтобы война скорее кончилась и никогда её не было, да отец быстрее бы вернулся. Война кончилась, но отец… не вернулся, (я уже говорила об этом), сполна познала сиротскую долю. Не дай Бог никому.

Очень часто слышу: « Если чего-то очень сильно хотеть, то обязательно сбудется». Я очень хотела, чтобы отец вернулся… Но не все мечты …сбываются. Война, одно слово.

Да, война…

И детские судьбы очень похожи. В этом я смогла убедиться, встретившись с бывшей учительницей математики Юсуповой Кларой Исмагиловной, которая, в отличие от моей первой собеседницы, росла в многодетной семье.

- Отца призвали в июне 1941, мне тогда было шесть с половиной лет. Помню: мужчин посадили на телегу, а позади упряжки женщины идут, ревут. Мама меня за руку вела, - не спеша рассказывает Клара Исмагиловна.

В конце 1942 года отца привезли из Москвы из госпиталя … умирать. Он был весь обморожен, оборонял Москву, был в дивизии Панфилова, стоял на Волоколамском шоссе…

Завернули в тулуп и положили на печку, пролежал он там четыре месяца. Мама выходила его, кормила из ложечки…

Папа поднялся. Сняли его с печи, посадили на топчан, обложили подушками… По вечерам собирались женщины, слушали рассказы отца о войне, плакали…

Отец пошёл на поправку… Сколотил мне из фанеры портфель, когда в 1943 году пошла в первый класс. В семье нас было шестеро, я старшая.

Было очень голодно, постоянно хотелось есть. Ладно, была корова, но молоко сдавали в колхоз.

У меня, как у старшей, были свои обязанности: в четыре часа затопить казан, приготовить завтрак на всю семью. Понятно, что была маленькая, не доставала до казана, стул подставляла. Мама на работу уходила, папа – инвалид сколачивал ящики для маслозавода, делал это дома.

Очень тяжело было. Собирали крапиву, щавель, варили зелёный суп. Ели листья свёклы. Весной собирали мерзлую гнилую картошку, перетирали через тёрку, мама пекла лепешки. Вкусные были!

Одежда носилась по очереди, переходила по наследству. Помогали соседи, особенно часто была у нас тётя Саня Дырёнкова. Родственники из деревни поддерживали.

А ещё в школе, когда я училась первые три года, давали на класс по одной буханке хлеба. Радовались, если досталась горбушка (она потолще была). А в классе 30 человек.

Дома хлеба не хватало: давали по талонам на семью одну буханку, за которой стояли в очереди с 3-х – 4-х часов утра, так как хлеба доставалось не всем.

За Волгу в луга ездили за диким луком, собирали шиповник и сдавали в аптеку…

Две детские судьбы, но как они схожи! Эти люди пережили детство, которое омрачила война и оставила горестные воспоминания. Это дети – подранки. Хоть и далеко от них проходила линия фронта, но лиха хватили они сполна. Теперь я понимаю, почему люди этого поколения так ценят жизнь, так самостоятельны были с раннего детства (они рано повзрослели и надеялись только на себя). Трудности их закалили…

 Вторая героиня моего сочинения, как и первая, мечтала о мире, о хорошей жизни:

- Хотелось, чтобы жилось всем хорошо, скорее бы наступил мир. Поесть сытно хотелось, одеться хотелось… образование получить.

И Клара Исмагиловна, заработав на рубке леса в Заовражных Каратаях 90 рублей, поехала в Казань и поступила на физмат Казанского педагогического института,который заканчивала в маминой юбке и кофте, меняла только воротнички.

После войны из отцовской шинели ей сшили пальто, тёплое, красивое. Вот счастья-то было!

Хорошо помнит она и День Победы. Училась она тогда в третьем классе. Все вышли на улицу, обнимались. Люди радовались, кто-то плакал… Жили они тогда на улице Кирова в Камском Устье.

Этот День Победы и не может не быть самым памятным. Это самый светлый день. Поэтому мы и отдаем дань уважения всем тем, кто имел и имеет отношение к приближению Победы 9 мая.

«Поклонимся великим тем годам»,- поется в песне. Хочется добавить: «Поклонимся и мёртвым, и живым, взрослым и детям. Поклонимся Миру и Солнцу. Поклонимся чистому голубому Небу.

Пусть никогда не будет войны! Пусть будут живы папы и мамы! Пусть будет счастливая пора у детей.

И если

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна.

И как огонь с водой

несовместимы,

Несовместимы

Дети и война!

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.