"О Русь моя...по произведениям поэтов серебряного века"

9
0
Материал опубликован 8 August 2023

Автор публикации: София Багатеева, ученица 7Б класса


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 им. К.А. Сидоркиной».












Проект по литературе:


«О Русь моя...» по произведениям русских поэтов ХХ века».






Выполнила: Багатеева София Равилевна, ученица 7 «Б» класса.

Руководитель: Никулина Светлана Юрьевна.








Бугульма, 2023г.

Содержание:

Введение...............................................................................................................................3

Обращение поэтов к Родине в произведениях поэтов ХХ века........................................................................................................................................5

1.1.Образ Родины в творчестве поэтов ХХ века...................................................8

Заключение.........................................................................................................................22

Список литературы............................................................................................................25

Приложение........................................................................................................................26





















Введение

«...Я буду воспевать
     Всем существом в поэте
     Шестую часть земли
     С названьем кратким «Русь».
     С.Есенин

Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый её гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода, революций. И именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, как «Слово о полку Игореве», призывавшее объединиться против сильного врага, поэма «Кому на Руси жить хорошо», предлагавшая задуматься о проблемах русской деревни, а также множество других произведений, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.
     Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.

Гипотеза: правда ли образ Руси и её символизм, настолько популярен в литературе, среди авторов произведений ХХ века.

Цели: проанализировать строчки стихотворений авторов ХХ века, охарактеризовать их смысл, придти к выводу о их содержании, сравнив их.

Задачи проекта:

Ознакомиться с выбранными для анализа литературными произведениями авторов ХХ века, в которых встречается упоминание о Руси.

Проанализировать их и выявить художественный смысл данной темы.

Охарактеризовать полученный материал.

Сравнить отношения разных авторов к Руси.

Сделать выводы по полученному анализу.

Методы исследования:

1.Поисковый метод:

Изучение литературы русских писателей ХХ века о Руси;

Сбор данных о произведениях литературы, в которых встречается упоминание о Руси.

2.Аналитический метод:

Анализ отрывков стихотворений;

Сбор и систематизация материалов.

Актуальность данной темы заключается в том, что образ Родины имеет достаточно большую актуальность в художественной литературе, предавая ей всё больший смысл. Тема нашего родного края, нашей страны, сейчас очень актуальна, поэтому я и выбрала данную тему для своего проекта.

Глава 1

Теоретическая часть

1.1.Теоретические причины изучения темы Родины в поэзии ХХ века


Патриотические и гражданские чувства, преданность Родине, гордость за неё, желание беречь и приумножать её богатства – такие качества начинают формироваться уже в школьном возрасте. Трудно сформировать положительные черты характера, полноценную личность без приобщения к шедеврам русской литературы.

В школьной программе курса литературы тема Родины в произведениях начала ХХ века раскрыта неосновательно, что является актуальной проблемой, требующей рассмотрения.

Решением данной проблемы может стать реализация данного проекта, так как подобный метод позволяет усвоить и подробнее рассмотреть сложный литературоведческий материал через совместный поиск решения проблемы. Метод проекта мотивирует познавательный интерес, развивает творческие способности обучающихся и сам педагог повышает свою компетентность.

В проектной работе, раскрывающей тему Родины в произведениях литературы начала ХХ века, отмечено, что именно в переломный период мотив любви к Родине становится наиболее актуальным, острым. « На рубеже ХIХ – ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Это время характеризовалось напряжённостью, трагичностью времени. Очевидна была необходимость перемен, перестройки. Литература, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Многие представители русской интеллигенции не смирились с новыми идеями. Одни вынуждены были покинуть Родину, другие были расстреляны и сосланы в лагеря, где погибли. Их имена десятилетиями были забыты. Лишь небольшая часть поэтов Серебряного века приняла новую власть, но это обернулось для них утратой своего таланта и индивидуальности. О себе и своих современниках поэт А.Блок сказал:

«Мы – дети страшных лет России»

Да и такой, моя Россия,

Ты всех краёв дороже мне [6 c.53]

1.2.Обращение поэтов к Родине в стихотворениях ХХ века.

Рассмотрим разнообразные обращения поэтов к своей малой Родине на примере стихотворений. Стоит обратить своё внимание на то, как ласково и нежно поэты обращаются к России в своих поэтических текстах. Некоторые из писателей называют Родину мамой, сестрой. Такие образы символизируют ласку и заботу о родной земле. Очень часто поэты используют личные местоимения «ты», обращаясь к Родине, показывая тем самым, что Россия для них это что-то живое. Поэты также скрывают смысл своей любви к стране через метафоры и олицетворения, аллегории и образные сравнения. Рассмотрим их обращения подробнее.


Для примера рассмотрим отрывок стихотворения С.Есенина из его стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...»:


«Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза».


На примере данного отрывка можем видеть, как Есенин обращается к Руси, называя её родной, обращаясь к ней на «ты». Стоит заметить, как поэт заостряет своё внимание на русских хатах, с различными символизирующими узорами, и это не просто так. Сергей Есенин говорит о том, что любит свою Родину в том числе и за её ветхие хаты, покосившиеся старые избы. Он также пишет, что Россия не имеет границ: «не видать конца и края», только синее небо выделяется на фоне безграничной Руси. Этим он подчёркивает её безграничность, необъятность, масштаб.


В стихотворении С.Есенина, «Русь»:


«Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу…»


он снова обращается к Руси, теперь называя её «родиной кроткой», ласково и любя говорит, что он бережёт свою любовь только ради неё. Поэт пишет, что ему весела её «радость кроткая», сравнивая образ Родины с громкой песней на лугу. Кроткая - значит скромная, не гордящаяся, не вычурная. Простая и понятная каждому.


Рассмотрим отрывок из стихотворения «Привет, Россия!» Н.Рубцова:


«Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…»


Уже с первых строк стихотворения Н.Рубцов приветствует свою Родину, называя её своей. Ему очень радостно находится по листвой (т.е. под деревьями и природой) своего Родного края. Также, он говорит, что представляет себе пение птиц, хотя при этом и не слышит его, но кажется, что он чувствует шелест листьев и их касание. Рубцов обращает к России как к своей давней подруге, появляется ощущение близких взаимоотношений.


А в отрывке «Моя милая Родина»:


«...Моя родина милая,
Свет вечерний погас.
Плачет речка унылая
В этот сумрачный час.
Огоньки запоздалые
К сердцу тихому льнут...».


Н.Рубцов использует обращение, ласково называя свою родину «милой», описывая природу своего родного края вечером. Здесь Н.Рубцов обращается к России, нежно приветствуя её, испытывая радость «под листвой её». Обычно такое обращение используют, когда скучают по чему-то близкому и родному.


Рассмотрим пример из стихотворения М.Цветаевой, «Родина»:

«...Ты! Сей руки своей лишусь, —
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!».


Поэтесса обращается к родине на «ты», ставя акцент восклицательным знаком. Цветаева готова ради неё лишиться руки, даже двух, а в предпоследней строчке писательница пишет о «распри» - то есть, о каких-то ссорах, раздорах, скорее всего тут она скрывает внутренние противоречия. Впечатление о России связывается с гордыней — проявлением непомерной гордости. Но и с этой гордыней, которая усиливает ощущение чужбины, Родина — то место, куда всей душой стремиться лирическая героиня стихотворения. 


Таким образом, проанализировав пять отрывков из стихотворений выдающихся поэтов России ХХ века,, можем сделать вывод о том, как они характеризуют в своих произведениях Русь, как трепетно относятся к ней, называют её родным краем,обращаются к ней, скрывая свою любовь к родной земле в различных метафорах, предавая образу родного края ещё больший интерес и необычный характер. Многие поэты обращаются к Родине на «ты», подчёркивая тем самым свои личные взаимоотношения с ней.

1.3 Образ Родины в творчестве поэтов ХХ века.


Отношение к России у поэтов ХХ века всегда вызывало интерес. На протяжении разных времён это отношение менялось под влиянием многочисленных исторических фактов в судьбе страны. ХХ век - это своего рода век модернизации России. Революции и свержение самодержавной власти, эмиграции и голод - все эти факты не могли не найти отражение в творчестве поэтов серебряного века. Они стали свидетелями и участниками исторических перемен страны. Рассмотрим подробнее.


Иван Алексеевич Бунин (1870–1953 гг.) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии в области литературы, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.

Проанализируем отрывок из стихотвороения И.Бунина, «Родине»:

«Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла...».

Стихотворение «Родине» написано в 1891 году. Автору тогда исполнился 21 год, он уехал из родительского дома, уже работал в газете и собирался жениться. В эту пору и вышел его дебютный сборник стихов. В это же время писатель переживал тяжёлый жизненный опыт, а именно финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.
Бунину пришлось эмигрировать из страны в 1920 году, но в своём творчестве он старался сохранить дорогие его сердцу черты русского прошлого.

И соответственно, отголоски некого отчаянья в эмиграции, вдалеке от Родного края, нашли себя в стихотворении «Родине». В данном отрывке поэт И.Бунин высмеивает людей, которые «глумятся» над своей Родиной, над её простотой, над её «убогим видом чёрных хат», сравнивая это с тем, как нахальный сын стыдится своей робкой и печальной матери, которая до конца своих дней берегла для него свой «последний грошик». Видно, что И.Бунин сожалеет об этом, так как любит свою Родину, защищает её. Образ Родины для него равен мыслям о матери, что естественно, ведь Бунин был в хороших отношениях со своей матерью, Людмилой Александровной Буниной. Его мать была противоположностью отца - нежной, чувствительной и доброй женщиной - с этими качествами поэт часто сравнивал

свою Родину.


Марина Ивановна Цветаева (1892–1941 гг.) – знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе XX века. В ее стихотворениях ярко выражена музыкальность, поскольку в детстве Цветаева обучалась игре на фортепиано.

М.Цветаева, из произведения «Тоска по Родине!...»:

«Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где — совершенно одинокой».

«Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…»

Революция стала сложным периодом в жизни русского дворянства и интеллигенции. Можно считать, что Марине Цветаевой повезло – после революции она осталась жить в своём доме в Москве, правда это было больше похоже на выживание. Судьба безмолвной поэтессы, которую нигде не печатают и которая нигде не выступает, казалась ей ещё горше всех наказаний. Она осталась одна с дочерью, долго искала мужа, эмигрировавшего вместе с белой армией после её разгрома в Гражданской войне. Найдя его в Праге, в 1922 году Цветаева уезжает к нему, однако жизнь на чужбине также её не радовала. Чехия на три года стала для них домом, потом пришлось переехать во Францию, где было много русских эмигрантов, издавались журналы и книги. Цветаева тосковала по России. Поэтическим выражением её ностальгии стало стихотворение “Тоска по родине! Давно…”, написанное в 1934 году.

В нём выражена мысль, что на чужбине она чувствует себя чужой, бездомной и, скрывая это, пронзительно хочет вернуться. Спустя пять лет мечта воплотилась в реальность: в 1939 году Цветаева действительно приехала в СССР, однако уже спустя два года покончила с собой. И кажется, что предчувствие этого выражено уже в стихотворении “Тоска по родине!...»

Анализируя его, мы можем отметить, что эмиграция произвела на Марину сильное влияние. Она пишет, как тоскует по родному краю, ей совершенно всё равно где быть, если не в родном краю, - везде она будет одинокой и ненужной. «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и всё - равно, и всё - едино». В этих строчках Цветаева говорит, что любой дом, любой храм на не родной земле ей будет пуст, там всё равно, всё едино, ничего её уже не радует. В данном отрывке видно, как сильно Цветаева хочет вернуться в свою страну, но от безысходности ей остаётся лишь тосковать и вспоминать свой Родной край.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья.

Отрывок из поэмы С.Есенина, «Русь Советская»:

«...И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я
 почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с
 какой далекой стороны».

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и
 будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита...».

«...Ах, родина, какой я стал смешной!
На
 щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В
 своей стране я словно иностранец...»

С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его поэт покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.

История создания произведения связана с возвращением Есенина в родное село Константиново после 8-летней разлуки. Приехал он не сам, а с другом А. Сахаровым, которому и посвятил «Русь советскую», написанную в 1824 г.

Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.

В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.

Пережив их, лирический герой возвратился в «край осиротелый». Лирический герой с горечью осознает, что в родных местах не осталось знакомых людей. Даже старой мельнице становится не по себе от перемен. Несмотря на все это, себя герой с гордостью называет гражданином села, хотя оно будет знаменито лишь рождением «скандального пиита».

Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни. Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Речь людей корявая и «немытая». Они восхищаются подвигами красной армии. Приезжий относится к услышанному негативно, о чем свидетельствует фраза: «клены морщатся ушами длинных веток». Не в восторге он и от комсомольцев с их агитками.

Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Лирический герой принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир.

Александр Александрович Блок (1880–1921 гг.) – величайший поэт, классик русской литературы ХIХ–ХХ веков, драматург. Начал свой творческий путь с символизма, но после событий революции 1905–1907 в его стихотворениях стала преобладать социальная тематика. В отличие от многих поэтов, во время Октябрськой революции согласился сотрудничать с советской властью.

Отрывок из стихотворения А.А.Блока «Россия»:

«...Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И
 крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —
Не
 пропадешь, не сгинешь ты,
И
 лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…»

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил её не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он всё же не мог её не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, как раз об этом. К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое всё же возможно.

Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907–1916 годов написания.

А.Блок называет Россию «нищей», предавая образ бедной и «уставшей» страны, но при этом, имеющую свою неповторимую красоту. Очень красиво поэту удалось передать через сравнение любовь к своей стране: «...Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!...»,
А.Блок восхищается серыми избами России, «песнями ветра», далее предавая сравнение первым слезам любви. Дальше писатель пишет, что несмотря на красоту России, - он не умеет её жалеть, при этом используя метафору «...И крест свой бережно несу...». В следующих строчках Александр как бы восклицает: «...Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —
Не
 пропадешь, не сгинешь ты,
И
 лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…», он использует метафоры
 “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, где Блок говорит, что «разбойная» красота своего Родного края не пропадет, не сгниёт, даже в худших случаях, Россия станет только лишь красивее и богаче. «И лишь забота затуманит твои прекрасные черты», поэт пишет о заботе, о любви к Родине, которая несравнима ни с чем.

Анна Андреевна Ахматова (1889–1966 гг.) – знаменитая российская поэтесса ХХ века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов: до прихода советской власти публика активно интересовалась творчеством Ахматовой, но с середины 1920-х ее стихотворения перестали печатать из-за несоответствия советской идеологии.

Стихотворение А.Ахматовой: «Мужество»:


«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И
 что совершается ныне.
Час мужества пробил на
 наших часах,
И
 мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не
 горько остаться без крова,
И
 мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И
 внукам дадим, и от плена спасем
Навеки».

Военное время пополнило русскую литературу лирикой, способной объединять людей, поднимать боевой дух. В творчестве А. Ахматовой тоже появились такие произведения. В 1942 году, находясь в эвакуации в Ташкенте, поэтесса написала поэтический манифест «Мужества». Стихотворение вошло в цикл «Ветер войны», над которым Анна Андреевна начала работать ещё в 1941 г.

Известно, что поэтесса не поддерживала коммунистический режим. Ведь он, словно жернова, безжалостно «перемолол» её судьбу: её мужа, поэта Николая Гумилева, расстреляли, сына сослали в Сибирь за антисоветские взгляды, а её стихотворения не допускала к печати цензура. Тем не менее А. Ахматова видела, что новая власть смогла объединить русский народ в борьбе с фашизмом. Она верила, что её соотечественники смогут освободить Родину, но знала: им нужна моральная поддержка. Поэтесса понимала, что может помочь защитникам родной земли своим творчеством.

В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру. Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. Ахматова строит монолог от первого лица множественного числа. Таким образом она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему и себя.

В первых строках поэтесса от имени народа утверждает, что знает, какова цена событий, происходящих в это время. Для её сограждан «час мужества пробил». Анна Андреевна уверена, что мужество – главный союзник её народа.

Вторая строфа напоминает клятву, которую люди дают родному слову. Лирическое «мы» готово умереть, «остаться без крова», лишь бы сохранить родную речь. Строки написаны в форме обращения к русскому слову. Такой приём подчёркивает любовь к Родине.

Последнее слово “навеки” звучит как “аминь” в молитве. Это слово в стихотворении ни с чем не рифмуется, стоит особняком, как бы ставя точку после всего сказанного.


Александр Трифонович Твардовский (1910–1971 гг.) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и медалей. Автор поэмы «Василий Тёркин», которая выделяется на фоне остальных произведений того времени отсутствием идеологической пропаганды.

Стихотворение А.Твардовского, «о Родине»:


«Родиться бы мне по заказу
У
 теплого моря в Крыму,
А
 нет, — побережьем Кавказа
Ходить, как в
 родимом дому...»

«Родиться бы, что ли, на Волге,
Своими считать Жигули
И
 домик в рыбачьем поселке,
Что с
 палубы видишь вдали…»

«...Ничем сторона не богата,
А
 мне уже тем хороша,
Что там наудачу когда-то
Моя народилась душа...»

«Что в дальней дали зарубежной,
О
 многом забыв на войне,
С
 тоской и тревогою нежной
Я
 думал о той стороне:

Где счастью великой, единой,
Священной, как правды закон,
Где таинству речи родимой
На
 собственный лад приобщен.

И с нею — из той незавидной
По
 многим статьям стороны
Мне всю мою Родину видно,
Как город с
 кремлевской стены.

Леса ее, горы, столицы,
На
 рейде ее корабли…
И
 всюду готов я родиться
Под знаменем этой земли.

А только и прежде и ныне
Милей мне моя сторона —
По
 той по одной лишь причине,
Что жизнь достается одна».


На долю А.Твардовского выпало тяжёлое время – Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошёл добровольцем на войну, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове «родина» заключён великий смысл – что-то родное, близкое, дорогое.

    Разберём одно из таких стихотворений А.Твардовского о России, как произведение «О родине» (1946).
Автор показывает необозримые просторы России, ее географию, прославленные места: «теплое море Крыма», «побережье Кавказа», «рыбачий посёлок на Волге», «сердце Урала», новые города Сибири, Дальнего Востока. Стоит сказать, что Александр часто путешествовал по России, открывая для себя всё больше красоты родного края. Картина страны порождает ощущение масштабности, превосходства, гордости. Но эта любовь к большой стране тесно переплетается с любовью к «малой родине». Она рисуется, на первый взгляд, ничем не примечательной. Но ее скромное, простое описание проникнуто искренней любовью лирического героя. Для него эта маленькая, никому неизвестная сторонка – лучшее место на земле. Здесь его корни, его сердце:

«...Ничем сторона не богата,
    А мне уже тем дорога,
    Что там наудачу когда-то
    Моя народилась душа...».

    
О ней он вспоминает на войне, в чужих странах. С годами она становится всё роднее и дороже. Здесь он испытал счастье, познал «таинство родимой речи». Через малую родину поэт видит огромную страну, чувствует ответственность за неё. Именно с любви к малой родине, матери начинается любовь ко всей стране, зарождается патриотизм, который и позволил победить в тяжёлой войне. И куда бы ни бросала жизнь, как бы она ни менялась, глубокое чувство к маленькому родному краю живо в его сердце:

«... А только и прежде и ныне
    Милей мне моя сторона-
    По той по одной лишь причине,
    Что жизнь достаётся одна...».

    Казалось бы, поэт говорит старые знакомые слова,
но они трогают душу своей искренностью, простотой и задушевностью. Именно чувство любви, привязанности, близости к родной земле даёт человеку силы и нравственную опору. Это не громкая патетика, а простая истина, которую отстаивает А. Твардовский.


А.Твардовский посвятил множество стихотворений и произведений своей Родине, и в каждом он отстаивал её красоту, её богатства. Он - настоящий патриот своей страны, он всегда готов поддержать её своим крепким словом. В данном стихотворении автор полностью погрузился в описание городов России, и в каждом он не нашёл минусов, ведь любой край России - красив по-своему. Твардовский говорит, что ему нет разницы где родиться, где жить. Ведь он итак живёт в таком большом, могучем, красивом государстве. Далее, поэт пишет о природе России, описывает её леса, горы, столицы. Заключает и обобщает тем, что он готов родиться где угодно, главное под знаменем своей страны, ему мила его Родина, он её никогда не предаст.


Исаковский Михаил Васильевич (1900–1973) — советский поэт, прозаик, переводчик, лауреат двух Сталинских премий первой степени. Талантливый поэт-песенник, писавший таким чистым и ясным народным языком, что его авторские произведения многие считали фольклором. Михаил Васильевич Исаковский, биография которого полна интересных фактов и событий, оставил после себя богатое творческое наследие.

Отрывок из стихотворения М.Исаковского, «Слово о России»:

«Советская Россия,
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой великой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой —
Что ты
 перенесла?...».


М.Исаковский посвятил множество стихотворений своей Родине, был патриотом России. Творчество поэта было высоко оценено при жизни не только народом, но и властью. За свой вклад в советскую культуру Михаил Васильевич был награждён самыми престижными премиями.


Тему и образ России, патриотизм русского народа, он всегда преподносил выше всех остальных людских ценностей. Для него Россия - это мать.  


В 1944 году Исаковский создаёт стихотворение "Слово о России", подытоживающее основные идейные и художественные мотивы его военной лирики. В центре поэтически величавый и человечески конкретный образ советской Родины, которая наделена всеми чертами живого борющегося человека. То есть, стихотворение было написано в период Великой Отечественной войны, строчки этого произведения очень чётко и ясно передали душевное состояние автора. В стихотворении скрывается провокация и посыл врагам - русские не сдадутся, их дух силён и стоек, также как и сама Россия!


Исаковский с первых строчек называет на тот момент Советскую Россию матерью, - что означает кормилицу русских воинов, матерью, которая заботится о своём народе, как заботится мама о ребёнке. Писатель пишет о том, что нет слов, для того, чтобы описать огромный и бесстрашный подвиг своей страны, своего народа:


«...Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой великой славой

Венчать твои дела?...».


Автор гордится своей страной, своим народом, говорит, что нет таких громких и «высоких» слов, нет такой награды, чтобы достойно оценить страшное событие, с которым приходилось справляться России и воинам в тот момент. Это великий подвиг.


«...Какой измерить силой,

Что ты перенесла?...».


Конечно, это страшное событие навсегда оставило след в наших сердцах, светлую память погибшим. Исаковский также пишет, что никакой силой не измерить последствия войны, которые стойко перенесла наша страна, наш русский народ.


Писатель гордится Россией, и прежде всего, - её бесстрашными и мужественными воинами. Это стихотворение в первую очередь было посвящено всем воинам, всем участникам этого ужасного события. Исаковский хвалит доблесть русского народа, он уверен, что Россия победит в этом бою,- иначе быть не может. Он подбадривает наш народ, вселяет уверенность, патриотизм и веру в лучшее.























Заключение

Таким образом, проанализировав поэтические тексты из творчества поэтов Серебряного века, мы можем сделать вывод о том, что каждый из поэтов отзывается о Родине из опыта своей личной жизни, передавая различные оттенки образу родной земли, через призму революции, Великой Отечественной войны, эмиграции, личных жизненных историй. Поэтому удобнее обобщить сведения, разделив их на несколько на несколько категорий.

Тема эмиграции – безысходность писателей в эмиграции заставляет многих писать тексты, посвящённые тоске по своей родной земле, раскрывая свою любовь к ней. Так Бунин в связи с эмиграцией, посвятил своей Родине стихотворение, где «высмеивает» людей, которые смеются над своим родным краем, не любят его, Бунин связывает это чувство стыда и жалости с ситуацией с матерью, как бы олицетворяя его. Находясь вдали от родной земли, Бунин хочет вернуться обратно в родные просторы, ему больно оттого, что некоторые люди не ценят того, что имеют, не относятся к этому серьёзно.

Тема революции - достаточно распространённая тема среди поэтов Серебряного века, ведь почти все они прошли этот тяжёлый период в жизни, и оно не могло не отразиться в их творчестве. В стихотворениях той поры Есенин проявляет чувства волнения и напряжённости . При этом же он был восхищён людьми, которые были способны отстаивать свою точку зрения, свои права и мнение. С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Он призывал обычных людей не бояться, ведь они родились в свободной стране.

Блоковская Россия иная. Поэт ни к чему не призывает читателей, но акцентирует наше внимание на ее бедности, при этом, не менее любимой страны. Писатель как бы восхищается этой бедностью, выставляя это как за неотъемлемую черту своего родного края, которая только красит его. Блок надеется, что русский народ обладает такой же крепкой и преданной любовью к своему родному краю, как и он.


Тема Великой Отечественной войны - одна из самых обширных и популярных тем, связанных с патриотизмом и большой любовью к своей Родине.

Ахматова А. призывает русский народ не сдаваться, иметь мужество. Поэтесса пишет, что нам, русским, не страшно лечь под пулями, не страшно умереть за Родину. Ахматова поддерживает в такое тяжёлое время военных, подбадривает их сильный и несокрушимый дух.

И также на долю А.Твардовского выпало тяжёлое время Великой Отечественной Войны, послевоенной разрухи, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Поэт пишет, что в России очень много мест, и все они по-своему прекрасны и великолепны. О них он вспоминает на войне, в чужих странах. С годами она становится всё роднее и дороже. Здесь он испытал счастье, познал «таинство родимой речи». Через малую родину поэт видит огромную страну, чувствует ответственность за неё.

В произведении М.В.Исаковского «Слово о Родине», наглядно отражено душевное состояние автора, связанное с Великой Отечественной войной. Исаковский как бы провоцирует своего читателя , крича о том, что « русские не сдаются, их дух силён и стоек, также как и сама Россия». Для Исаковского его Родина выступает как мать - кормилица русского народа, которая заботится о своих воинах. Поэт испытывает чувство безмерной гордости. за свой мужественный народ.


Итак, в заключении, хочу отметить, что авторов Серебряного века много что связывало между собой - революция, Великая Отечественная война, эмиграция из страны. Но главное остаётся в их сердцах и строках, - это крепкая и преданная любовь к России, каждый автор описывает её по-своему, но любит её также сильно и крепко, несмотря ни на что. У каждого своя история, свой толчок к написанию данных произведений, но посыл един - без любви к Родине, у человека теряется в первую очередь любовь к себе, к родной земле, где ты родился и рос. Но это чувство, пожалуй, ни с чем не сравнимо. Поэты Серебряного века внесли большой вклад в патриотические произведения, оставив огромный след в истории всего русского народа.











Список литературы


Сборник стихотворений Серебряного века - «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК». Ответственный редактор А.Амелькина;

Сборник стихотворений, поэм, повестей и рассказов Сергея Есенина - «100 Главных Книг. Сергей Есенин. Стихотворения». Ответственный редактор Н.Розман;

Статья в сети интернет: «Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского». Автор: Arbel. Сборник стихотворений Серебряного века - «Ахматова, Блок, Цветаева: Русские поэты серебряного века».

Сборник поэтов и стихотворений ХХ века - «Поэзия Серебряного века. Поэты. Критика».


Приложение


«Эх, Россия матушка,

Как ты хороша!

Твои русские просторы,

И широкие моря,

Это солнце, облака...

Я люблю, люблю тебя!».


Стихотворение моего собственного сочинения, 2021 год.



2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей