Опыт атрибуции экспоната школьного музея (девичий головной убор «повязка»)

1
0
Материал опубликован 5 June

Автор публикации: Ксения Конькова, ученица 7В класса








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Окская средняя школа»

муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области

филиал «Вышетравинская основная школа»









Исследовательская работа

Опыт атрибуции экспоната школьного музея (девичий головной убор «повязка»)



Автор Конькова Ксения Витальевна,

учащаяся 7 класса МБОУ «Окская СШ» - филиал «Вышетравинская ОШ»


Научный руководитель

Назарова Марина Сергеевна,

учитель МБОУ «Окская СШ» - филиал «Вышетравинская ОШ»







с. Вышетравино, 2024 год

Оглавление:

Введение

Головные уборы в женском традиционном костюме русских

Девичий головной убор "повязка" из коллекции Вышетравинской основной школы
3.1 Элементы и их размеры
3.2 Материалы
3.3 Определение принадлежности по похожим музейным экспонатам

Дополнение к исследованию - новая информация в ходе исследования - видеоинтервью с внучкой последней владелицы экспоната, Тамарой Николаевной Оськиной, 1965 года рождения, жительницей села Вышетравино (видеофайл)

Заключение

Приложение № 1 (иллюстрации, листы описи экспоната)

Приложение № 2 (источники и литература)























1. Введение

Наша Вышетравинская основная школа имеет долгую историю, и всегда в ней работали учителя-подвижники, которые не просто вели уроки, но и проводили огромную просветительскую работу по истории родного края. Мы в начале XXI века тоже с нашими учителями стараемся продолжить эти традиции. Больше 10 лет в нашей школе действовала фольклорная группа "Родные люди", и ребята приобщались к культуре своего народа, учились ценить ее: проводились праздники Рождества, Покрова, Красной Горки, Пасхи, Сорок, с обязательной фольклорной концертной программой и приемом гостей, проводили в нашем храме концерты для прихожан, участвовали в областных конкурсах, выступали в Скопинском краеведческом музее, в Зарайске, на фольклорных фестивалях. Я участвовала в этой группе с первого класса. В настоящее время мы продолжаем эту работу. Для работы фольклорной группы нам всегда были необходимы костюмы, которые для нас шили наши учителя. У нас довольно большая коллекция народных костюмов, которые сшиты насколько можно похоже на настоящую крестьянскую одежду. И в собрании школьного музея тоже хранятся подлинные предметы одежды, которым много лет. Эти предметы одежды попали в школьный музей более 20-ти лет назад, и все это время нам не удавалось выяснить, откуда они и чьи. Нельзя сказать точно, использовались ли они вместе в одном костюме. Прямо в ходе оформления работы мы узнали, кто и когда подарил эти вещи музею Вышетравинской школы. Об этом подробно я расскажу в главе "Дополнение к исследованию".

Меня заинтересовал один экспонат, о котором захотелось узнать побольше - девичий головной убор "повязка", украшенный сеткой-поднизью.

Наш школьный музей нуждается в обновлении, поэтому работа по определению времени и места создания музейных предметов необходима. Любая старинная вещь, которая попадает в музей, может рассказать очень много о своих хозяевах - наших предках, прапрабабушках и прапрадедушках. Описаний этих вещевых экспонатов мы не нашли, и я решила сама заняться этим вопросом. Цель моей работы состоит в следующем:

1) надо привлечь внимание жителей села к истории родного края, вызвать у них интерес к нашей малой родине;

2) сохранить подлинные экспонаты школьного музея и собрав всю информацию о них, передать ее моим товарищам и односельчанам;

3) за время работы школьного краеведческого музея с 2007 года и работы воскресной школы накопился новый материал, прошли новые поиски краеведческой и этнографической информации в сети Интернет, на сайтах музеев Российской Федерации, которая используется в работе музея.

Задачи моей работы:

- изучение традиционных женских головных уборов;

- описание девичьего головного убора "повязка" с сеткой-поднизью из школьного музея;

- Определение возможного места и времени создания головного убора.

Источники информации - федеральный сайт Миистерства культуры Российской Федерации "Культура.ру", сайты музеев Российской Федерации в сети Интернет, карты в сети Интернет, интервью с внучкой владелицы головного убора.

2. Головные уборы в женском традиционном костюме русских

Головные уборы в традиционном русском костюме были всегда очень важны и отличались большим разнообразием. В общем, можно сказать, что основное различие было в головных уборах незамужних девушек и замужних женщин, потому что это были разные социальные группы, и их особенности как раз и рассказывали об этом.

Головные уборы девушек не прикрывали волосы полностью, окружающие могли видеть косу девушки, оценить ее красоту, поэтому эти уборы были в виде венца или повязки. Сверху тоже верх головы и волосы на затылке могли быть открыты и видны. Волосам в традиционной культуре придавались даже магические свойства, поэтому и украшение головных уборов вышивкой, бусами, тесьмой, лентами тоже имело магическое значение охраны и оберега для девушки.

Когда девушка выходила замуж, вся ее жизнь менялась. Она как будто умирала для старой жизни и возрождалась для новой. На девичниках часто подружки оплакивали невесту, словно на похоронах. Она покидала свою семью навсегда и входила в новую, так же менялся и ее костюм.

Женские головные уборы в первый год после свадьбы были самыми красивыми и богатыми, самыми яркими, но отличались от девичьих тем, что все волосы были тщательно убраны. Считалось, что с этого времени волосы женщины могут видеть только домашние. Поэтому замужние женщины носили разные виды шапочек, полностью закрывающих волосы - повойники, повязывали платки, чтоб ни одна прядка не выбивалась. Сложные головные уборы - сороки, кички - состояли из множества частей, которые закрывали волосы полностью.

Головные уборы русских крестьянок из разных губерний нашей страны очень различаются между собой. Граница между русским Севером и Югом проходила по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной — Тулу и Рязань. Женский крестьянский костюм южных областей очень сильно отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более старомодным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. До начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма — клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички — головные уборы, отличавшиеся разнообразием и сложностью (Гудкова Е., Самые необычные головные уборы русских жён, Культура. РФ, https://www.culture.ru/materials/194415/samye-neobychnye-golovnye-ubory-russkikh-zhyo). Но в южнорусских губерниях - Рязанской и Тамбовской - проживали еще особые группы крестьян - однодворцы. Однодворцы - потомки служилых военных низшего разряда - стрельцов, пушкарей, служилых казаков и др. Например, во многих городах Рязанской области - в Шацке. в Ряжске, в Рязани, в Скопине - были Стрелецкие слободы. По положению в обществе однодворцы были между крестьянами и мелкими помещиками. Они никогда не были крепостными крестьянами и были освобождены от телесных наказаний. Когда-то они сами даже имели право иметь крепостных. Правительство давало однодворцам небольшой земельный участок и одну семью (двор) крепостных крестьян для его обработки (Виртуальный Русский музей, https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/folk_art/v-1557/. Таким образом, они не были ни дворянами, ни крестьянами. Женщины - однодворки носили костюм с сарафаном или с полосатой юбкой - андараком, передники-фартуки и особые головные уборы. Поскольку они выделялись независимым поведением, они имели среди окружающих различные названия. Например, однодворцы Тамбовской области назывались "галманами". Они отличались и положением, и обычаями, и традиционным костюмом. Хотя в середине XIX века однодворцы стали обычными крестьянами по закону, они не забывали своих обычаев и сохраняли свои особые традиции. (Александров В.А., Власова И.В., Полищук Н.С. (Ред.). Русские. (Народы и культуры), 1999, http://www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/6.htm#22).



3. Девичий головной убор "повязка" из коллекции Вышетравинской основной школы

Среди наших экспонатов есть несколько предметов однодворческого женского костюма. Поступили они в коллекцию так давно, что имени дарителей мы долго не знали, и их рассказов об этих предметах тоже не было. Когда мы изучали эти предметы, мы искали похожие в сети Интернет. Прямо на этапе оформления работы мы получили информацию, чьи это вещи, и провели интервью с внучкой владелицы. Предметов несколько, некоторые из них по книгам определяются как принадлежавшие однодворцам Тамбовской губернии. Например, есть полосатая шерстяная юбка-андарак с оранжевыми, желтыми и красными полосами, фрагмент полосатого шерстяного пояса, относящийся к однодворческому костюму. Но мы не могли тогда определить, происходят ли эти вещи из одного и того же места, принадлежали ли они одной и той же семье и откуда именно были их хозяева. Теперь мы знаем точно, как и от кого эти вещи попали к нам. В их числе хранилась и девичья повязка с поднизью из рубленого перламутра, с широким галуном серебряного шитья, с завязками в виде шелковых лент.

Результаты поиска в сети Интернет и то, что нам рассказала внучка владелицы убора и остальных вещей, совпали полностью.

3.1 Элементы и их размеры, материалы

Повязка- поднизь состоит из четырех частей:

1) налобная центральная часть - это кусок парчовой ленты - галуна, или позумента, из серебряной пряжи, ширина 9 см, длина 27, 5 см, с волнообразным узором. Жесткой основы у повязки нет. С изнаночной стороны видно, что повязку чинили и обновляли: сразу на серебряной парче пришит слой малиновой шерстяной ткани с ткаными узорами типа жаккарда, которая протерта и имеет более старый вид. По ней сверху пришита более новая изнанка из красного кумача - хлопчатобумажной ткани, вручную, желтыми и черными нитками. Нижняя часть кумача пришита с помощью светлой тесьмы с коричневым треугольным узором. С лицевой стороны по границе серебряной парчи и кумачовой обшивки пришита полоска пайеток и прозрачный бисер.

2)Поднизь из рубленого перламутра . Эта часть сохранилась хуже, некоторые бусинки из перламутра потеряны. Не хватает нескольких стеклянных стразов. Стразами украшена центральная розетка размером 4х4 см из перламутра, которая находится на парчовой ленте, и верхняя часть сетки. 17 стразов размещены по линии пришивания перламутровой сетки. Ширина перламутровой полосы со стразами 3 см. Сейчас стекло выцвело и мутное, но оно кажется зеленым. Сетка состоит из трех рядов, похожих на соты, и по самому низу имеет треугольные зубчики. Ширина сетки 5, 5 см.

3) Потайные завязки на темени под косой из атласной белой ленты шириной 1, 5 см и длиной 26 см, пришиты поверху всего по изнанке красными нитками.

4) Нарядные завязки из двух видов шелковой букетной ленты желтого цвета с красными ткаными узорами в виде веточек и цветов, сшиты между собой вручную шелковыми желтыми нитками. Ленты завязок изначально были длиной 84 см и шириной 8,5 см. , нижняя часть длиной 13 см и шириной 2, 5 см.

3.2 Определение принадлежности по похожим музейным экспонатам

Благодаря официальному сайту Сергиево-Посадского музея-заповедника https://museum-sp.ru/ я нашла экспонат, девичью свадебную повязку, почти одинаковую с нашей. Эта повязка создана в начале XX века, больше ста лет назад, в селе Домнино Тамбовской области, Моршанского района. Экспонат имеет название "Свадебный головной убор «поднизь»". Он представляет собой широкую ленту золотного позумента с налобной сеткой из кусочков перламутра («рубленого жемчуга»), дополненного крупными бусами и стразами. «Поднизь» повязывается на голове зелеными шелковыми лентами, которые пришиты к концам позумента. Появление девушки на церковной службе в праздничной одежде с «поднизью» на голове означало для жителей деревни ее готовность к браку. С этого времени к ней можно было засылать сватов. В отличие от девушки, замужняя женщина должна была полностью закрывать свои волосы головным убором. Смена головного убора часто происходила сразу после венчания в храме. Крестьянки деревни Домнино волосы заплетали в две косы, укладывали короной и закрывали мягкой шапочкой из бархата с золотным узором на темени. Завершался обряд одеванием девичьей «поднизи». Сверху накидывалась «дымка» из тонкой прозрачной материи или платок. Свадебный головной убор молодая жена могла надевать по большим праздникам до рождения первого ребенка. Потом он переходил к дочери или младшей сестре. Об этом мы узнали из статьи ведущего научного сотрудника отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» В.М. Жигулёвой. (https://museum-sp.ru/interesting-exhibits/svadebnyy-golovnoy-ubor-podniz/).

Похожий головной убор мы нашли на сайте Русского музея в Санкт-Петербурге. Он тоже происходит из Тамбовской губернии, тоже относится к однодворческим и тоже украшен поднизью из рубленых перламутровых раковин. Этот костюм и головной убор датируются XIX веком .

4. Дополнение к работе - интервью с внучкой последней владелицы экспоната, Тамарой Николаевной Оськиной, 1965 года рождения, жительницей села Вышетравино.

Перед отправкой работы на заочный тур конкурса я узнала, что примерно в 1997 году эти предметы народного костюма были подарены Вышетравинской школе мужем их последней хозяйки, Александры Александровны Поповой, урожденной Куликовой. Она родилась в Тамбовской обл., Староюрьевский район, с. Поповка, вышла замуж в соседнее с. Крутовское. (годы жизни 1918-1996). Мама Александры Александровны, которую звали Дарьей, возможно, была первой хозяйкой костюма и свадебной головной повязки из нашего школьного музея. Внучка Александры Александровны Тамара Николаевна Оськина дала нам видео-интервью и много и интересно рассказала об Александре Александровне, ее малой родине - Старо-Юрьевском районе Тамбовской области и о жизни людей до и после Великой Отечественной войны. Она рассказала, что эти вещи и головной убор-повязка связаны со свадьбой и после войны соседи брали напрокат костюм для второго дня свадьбы. В 1960-х годах сестра Александры Александровны, Наталья, даже принимала участие в кремлевской елке в Москве в вещах из этого костюма.

Села Поповка, Крутовское и Домнино, откуда происходит свадебная повязка из музея Сергиева Посада, расположены рядом, на границе двух районов Тамбовской области - Старо-Юрьевского и Моршанского. Поэтому можно уверенно сказать, что девичья повязка из нашего музея создана примерно в то же время, что и повязка из Сергиево-Посадского музея. тоже является свадебной и относится к костюму однодворцев.

5. Заключение

Таким образом, нам удалось точно определить, к какой территории, какому времени и какой группе русских крестьян относится наш экспонат - свадебная девичья повязка-поднизь. Мы можем предположить, что наш экспонат также является свадебным, происходит из Тамбовской губернии и создан на рубеже XIX - XX веков. По особенностям предмета мы можем сказать, что он использовался долго, чинился и подновлялся и служил нескольким поколениям русских крестьянок - наших прапрабабушек. Атрибуция головного убора-повязки по материалам сайтов музеев полностью совпала с тем, что позже рассказала нам внучка последней владелицы экспоната, Тамара Николаевна Оськина, 1965 года рождения, жительница села Вышетравино. Экспонат займет достойное место в новой экспозиции нашего музея. Наша задача - сохранить ценные экспонаты, старинные вещи и исторические сведения для будущего.





















Приложение 1



t1717569372aa.png

Свадебный головной убор «поднизь». Начало XX в. Тамбовская губ., Моршанский уезд, деревня Домнино. Экспозиция «Мир русской деревни», Сергиево-Посадский музей-заповедник, https://museum-sp.ru/interesting-exhibits/svadebnyy-golovnoy-ubor-podniz/



t1717569372ab.png



t1717569372ac.png





t1717569372ad.png







t1717569372ae.png

Женский праздничный однодворческий костюм, Тамбовская губерния. ХIХ век. Вышивка набором шелковыми нитями по холсту, шерсть, ткачество, вышивка, аппликация, галун, шелковые ленты, бархат, перламутр, стекло цветное, низание. В-1557; В-3952; В-9726 аб. Первая половина XIX века . Виртуальный Русский музей, https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/folk_art/v-1557/index.php



t1717569372af.png

Центральная часть повязки-поднизи из школьного музея Вышетравинской школы. Серебряный галун-позумент, пайетки, прозрачный бисер, стеклянные стразы, сетка из рубленого перламутра (вид бисера)



t1717569372ag.png

Нарядные завязки из шелковой букетной ленты



t1717569372ah.png

Современный серебряный галун-позумент "вьюн", товар из сообщества ВК "Традиционный головной убор", мастер Мария Галкина, https://vk.com/traditional.headgear





t1717569372ai.png

Выступление фольклорной группы "Родные люди " в г. Скопин, в районном историко-краеведческом музее, 2017 год. На переднем плане - автор работы Ксения Конькова.

















Приложение 2

Список источников и использованной литературы



Александров В.А., Власова И.В., Полищук Н.С. (Ред.). Русские. (Народы и культуры), 1999, http://www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/6.htm#22).

Гудкова Е., Самые необычные головные уборы русских жён, Культура. РФ., https://www.culture.ru/materials/194415/samye-neobychnye-golovnye-ubory-russkikh-zhyo

Жигулёва В.М., Свадебный головной убор «поднизь», . (https://museum-sp.ru/interesting-exhibits/svadebnyy-golovnoy-ubor-podniz/

Виртуальный Русский музей, https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/folk_art/v-1557/

18


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей