12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория20

 

Секция: этнография

Тема: «Осетинский национальный мужской головной убор, как «сакральный» атрибут одежды »

Акоева Виктория Витальевна

МБОУ СОШ № 11

 

Владикавказ, 2016-2017


 

Тезисы к докладу:

1. Актуальность исследования обусловлена те, что на современном этапе элементы и детали традиционной одежды все с большей интенсивностью исчезают из памяти представителей молодого поколения. Поэтому, очень важно рассматривать костюм как не только обязательный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования человеческого общества но и как исторический источник.

2. Теме не достаточно рассматривалась в современной историографии. Т.е нет фундаментальной работы по этому вопросу. Есть отдельные главы у Калоева Б.А., Уарзиати В.С. Достаточно объемная работа у Студенецкой Е.Н « Костюмы народов Северного Кавказа», где полностью прослеживается процесс от изготовления ткани и до конечного продукта – национального костюма, но не тех моментов о которых мне бы хотелось узнать больше, в частности о «сакральности» головного убора у осетин.

3. Объектом исследования является осетинские головные уборы .

4. В целом данная работа преследует следующие цели:

на основе доступных материалов, выявить, изучить и обобщить основные типы головных уборов осетин;

в попытке выяснить причину "сакральности" головного убора. Так как именно это национальная одежда осетин один из основных элементов культуры, где отразилась многовековая хозяйственная деятельность, традиционно эстетические вкусы и навыки приспособления и к условиям физико-географической среды обитания народа в целом. Костюм не только обязательный атрибут культуры, но и источник, обладающий информационным полем об истории и культуре народа сподвигло меня заняться изучением именно этого атрибута одежды;

провести поверхностный этимологический анализ названий атрибутов одежды с целью выяснения принадлежности к той или иной нации. Это стало необходимым в процессе исследования , т.к. мы натолкнулись на то , что практически все народы Кавказа приписывают себе тот или иной атрибут одежды , в том числе и черкеску.

Но тема черкески будет темой моей следующей работы .

.

5.В процессе исследования мы пользовались следующими методами исследования:

Метод опроса – сбор полевого материала .

Теоретический метод. Изучение литературы. Анализ источников и газет.


 

6 В целом работа получилась больше историографической. Работу не считаем полностью завершенной , т.к. летом планируем поехать в горные местности для сбора полевого материала.

Оглавление

Введение

Глава I. Меховые головные уборы

Глава II .Войлочные головные уборы.

Глава III.Головные уборы из ткани.

Заключение

Литература

Введение

Актуальность исследования обусловлена те, что на современном этапе элементы и детали традиционной одежды все с большей интенсивностью исчезают из памяти представителей молодого поколения. Поэтому, очень важно рассматривать костюм как не только обязательный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования человеческого общества, но и полноценный исторический источник, несущий важную информацию о различных областях деятельности человека.

В целом данная работа преследует следующие цели:

на основе доступных материалов, выявить, изучить и обобщить основные типы головных уборов осетин;

в попытке выяснить причину «сакральности» головного убора. Так как именно это национальная одежда осетин один из основных элементов культуры, где отразилась многовековая хозяйственная деятельность, традиционно эстетические вкусы и навыки приспособления и к условиям физико-географической среды обитания народа в целом. Костюм не только обязательный атрибут культуры, но и источник, обладающий информационным полем об истории и культуре народа именно это побудило меня заняться изучением именно этого атрибута одежды;

рассмотреть головной убор как источник характеристики народной ментальности.

провести поверхностный этимологический анализ названий атрибутов одежды с целью выяснения принадлежности к той или иной нации Кавказа.

Головной убор во всех его формах, какие существовали в Осетии и на Кавказе в целом являлся очень важной и престижной частью комплекса мужской одежды. С русского на осетинский термин шапка переводиться как «xud/xoda» и восходит к древне иранскому «xauda».[1]

Много шуток, обычаев свадебных и похоронных связанно с шапкой в Осетии. Шапка в глазах осетина - символ мужества, силы, отваги и превосходства над женщиной, а потому она должна быть на голове неприкосновенной. Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. До сих пор в Осетии можно встретить изречение «Ладжы худ ма мауал бавнал» - «Больше не дотрагивайся до шапки мужчины», что, безусловно, говорит о "сакральности" и неприкосновенности головного убора.

Ни о каком другом предмете своей одежды он не заботился так, как о свой шапке. «Горец мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но чтобы головной убор был образцовый. Как беден бы не был горец, но шапку старался иметь всегда отличную. Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин, носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине».[2] По головному убору определяли возраст, пол, сословное и семейное положение человека. Важно отметить, что ношению головного убора было обязательным всеми членами общины, независимо от их пола.

М. А. Мисиков в своей работе «Этнографические исследования об осетинах» сообщает что «многие авторы стараются объяснить это явление тем, что среди осетин много паршивых и что они, таким образом, скрывают свой недостаток. Правда, среди осетин парша - болезнь довольно распространённая (приблизительно около 3% населения), но объяснить постоянное ношение шапок (продолжает исследователь) исключительно этим – неправильно». [3] Далее Мисиков высказывает свою субъективную точку зрения: « лично я полагаю, что на постоянное ношение шапок оказала влияние магометанская религия; отчасти это можно объяснить тем что, осетины находились в исключительно тревожных условиях жизни: постоянные набеги соседей беспрерывные войны – это все способствовало тому, что каждую минуту должны были быть начеку и на первый зов в полной готовности пуститься в путь; не могу себе представить осетина без шапки на коне».[4]

В настоящее время основная масса осетин этих традиций не соблюдают. Лишь пожилые люди, воспитанные на принципах норм общественного поведения(агъдау) придерживаются этих традиций, и в основном этому способствует семейная обрядность. На сегодняшний день, обязательное ношение головного убора в меньшей степени выражается в свадебной обрядности и в большей степени в погребальной, где больше всего сохраняются архаичные обряды. В сельских районах подавляющее большинство пожилых мужчин, носят головные уборы ежедневно.

В некоторых районах сохранился обычай, красть шапку у зятя, когда тот первый раз приходил в дом к родственникам невесты (сиахсы цыд). Подростки, выхватив у зятя шапку, требовали от его друзей выкуп. Этот обычай был целиком посвящен чествованию зятя. [5]

Согласно полевому и фотоматериалу у осетин головные уборы делились на три типа: меховые (уалдзарм худ) - головной убор, целиком сделанный из меха и широкой меховой каймой с матерчатым верхом), войлочные (нымат худ) – шапка, изготовленная из войлока и шапка, изготовленная из материала (басылыхъ) – башлык.

1


 


 


 


 


 


 


 

Глава I. Меховые головные уборы . (Уалдзарм худ)

(Головной убор, целиком сделанный из меха и широкой меховой каймой с матерчатым верхом (уалдзарм худ)).

Русской литературе данный тип головного убора определяется тюркским словом «папаха». Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". 

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спину.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности. Забавный факт:

Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Папахи подразделялись на два типа:

Длинношерстные и

Короткошерстные (каракулевые)

Главным материалом изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества. Теплые зимние пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу. Шерсть для данной папахи не отстригалась специально. Такие папахи были теплее в суровых горных условиях, а для пастуха она являлась еще и подушкой.

С.В. Кокиев подчеркивая разнообразную форму папахи писал: «Зимою шляпы заменяются меховыми шапками, которые тоже чрезвычайно разнообразны, начиная от самых изящных, до самых грандиозных, как стог сена».[6]

Примерно тоже писал Пфафф: « Впрочем, папаха сильно подвержена моде: порою ее шьют очень высоко, в аршин и более высоты, а в другое время довольно низко, так что она немного выше шапки крымских татар».[7]

Короткошерстые папахи (каракулевые) изготавливались из шкур молодых барашков. В конце XIX века во Владикавказских шапочных мастерских начитают изготавливать низкие так называемые «бухарские» шапки, которые привели к значительному изменению традиционного покроя высоких шапок, имевших форму усеченного конуса. Эта характерная особенность осетинского головного убора свидетельствует о его преемственности от алан и скифов.

Если предположить, что войлочные головные уборы и конусовидная форма своим происхождением обязаны предкам, то меховые папахи (имеется в виду материал изготовления) скорее связаны с местной кавказской основой.

В подтверждение вышесказанному можно привести, цитату Зичи Е.«Голову они покрывают черной шапкой из кожи ягнят (папаха, ко'нд), высокой, немного заостренной и имеющей форму грузинских шапок; они никогда не снимают ее днем (осетины бреют голову), а ночью она служит им подушкой».[8]

У многих народов Центрального Кавказа в одно и то же время могли сосуществовать различные по меховой отделке и конструкциям головные уборы - прямая и коническая, полусферические формы. Например, в западной части адыгские народности предпочитали головные уборы с низким меховым бортом, в восточной - чеченцы, ингуши, дагестанцы носили более высокую папаху.

Глава II. Войлочные головные уборы (Нымат худ).

Определенный интерес вызывает войлочная шляпа, которая была незаменимой вещью в теплое время года и была распространена по всему Кавказу. Этот вид головного убора являлся преимущественно крестьянским, рабочим.

Наименование данного элемента у всех народов Кавказа на русский язык переводилась как «шапка», с прибавкой, которая указывала на материал изготовления, то есть войлок. Скажем: «нымат худ» - осет., « мангал куй »- чечен.,« мангал кий» - ингуш., «кийиз бёрк»- карач., « упшIэ пыIэ»- кабард., черкес.

Осетинский «нымат» как пишет В. Абаев « восходит к иранскому –namata- этимологически связанной с –nam- бить, колотить или же влажный. С точки зрения реального процесса изготовления войлока оба объяснения удовлетворяют, но больше второе» - заключает автор. [9]

В. Уарзиати считает что, грузинское наименование войлочной шляпы « набдис куди» является калькой осетинского «нымат худ». «Войлочные шапки сванов, известные в Грузии под названием «сванис куди», в самой Сванетии, обозначаются номинацией «набдиш паку», что так же обозначает войлочная шляпа.»[10]

З. Доде, отождествляет этот вид головного с « монгольскими образами».[11]

Изготавливалась войлочная шляпа преимущественно из шерсти белого, серого, или коричневого цвета, кустарным способом. Особо ценились тонкие шляпы из белого козьего пуха (тинтычъи худ). Такие шапки считались праздничными. Цветовую гамму и форму этого вида головного убора достаточно ярко описал С.В. Кокиев: « На голове летом у него войлочная шляпа белого, черного, а чаще серого и неопределенного цвета; формы ей дают самые причудливые; это зависит вполне от личной изобразительности каждого: можно встретить круглый или конусообразный вверх, широкие поля, закрывающие иногда даже плечи, спущенная или вздернутая как у итальянского бандита».[12]

По всей территории Осетии широкое распространение получила войлочная шапка с невысокой тулью и довольно широкими полями. Тулья крест накрест обшиты шнурком, которым обрамлены поля. Для сравнения у карачаевской шляпы была высокая колпак образная тулья и достаточно узкие поля. По своей форме к ним примыкали балкарские шляпы. Они имели небольшое опущенное поле с перекрещивающимися на макушке шнурками.

Изредка войлочная шляпа такого вида встречалась и в Осетии, особенно среди горцев Дигории, о чем могут свидетельствовать отдельные фотографии конца XIX века.

Технология изготовления шляпы из войлока достаточно трудоемка. Приготовленный войлок в виде лепешки натягивали на специальную деревянную форму (къудыр) и крепко привязывали, задав тем самым шапке глубину и размер. Края обрезали только после высыхания, и окантовывались шнурком (как сказано выше) или сукном домашнего изготовления.

Немаловажным достоинством войлочной шапки была ее способность не пропускать воду, так что в пути владелец мог ее использовать и как "посуду" для питья воды. Свернутая в четыре раза по наружной стороне, она напоминала нечто вроде черпака, и всадник, не спешиваясь, мог с помощью такого ковша выпить воды.
 

Глава III.Головные уборы из ткани.

Башлык является древнейшим головным убором и бытовал у всех народов Северного Кавказа. У осетин, башлык изготовлялся преимущественно из козьего пуха и верблюжьей шерсти, являлся особенно почетным головным убором и служил как для мужчин, так и для женщин. Он считался одним из лучших подарков невесты жениху. Наконец, башлык клали с покойником в могилу, его давали в качестве приза на скачках в честь умершего. Все это говорит о глубокой традиционности бытования у осетин этого вида головного убора.

Сам термин являлся лишь лингвистической калькой с общераспространенного тюркского «башлык», с тем же значением «баш» -голова, головной, предназначенный для головы. Вероятнее всего этот термин был занесен на Кавказ тюркскими племенами средневековья. Однако есть свидетельства существование данного головного убора в более раннее время. М. И. Ростовцев относит башлык к «типично иранским головным уборам».[13] Изображение скифов в этом головном уборе встречаются и на известном Бехестумском памятнике и на серебряной вазе из Чертомыкского кургана.

Практически у всех народов Кавказа наименование башлыка на родном языке означает – голова, головной. Скажем чечен.- башлакх, карач., балк.-башлыкъ, адыг., -шъхъарыхъон(т.е.головной). В осетинском языке бытует два термин «басылыхъ» и «сарык». «Сарык – производное от слова «саер»-голова». По мнению В. Уарзиати этот термин мог использоваться в более ранее время применительно к башлыку. Позднее термин «сарык», означал другой головной убор – чалму. [14]

Этнографические данные свидетельствуют «об исчезновение из быта осетин послемонгольского нашествия некоторых форм головного убора входивших в комплекс одежды скифов и алан. К ним относится рогообразная шапка известная по многим изображениям скифов на археологических памятниках и бытовавшая еще в недавнем времени у кавказских народов, в частности ингушей, абхазов и мегрел и шлемообразный остроконечный войлочный или сафьяновый убор, идущий так же от скифов. Последний, судя по находкам в Змейских аланских катакомбах, был широко распространен у алан еще в средние века».[15]

Е.М. Малия основываясь на выше сказанном, пришла к выводу, что «такая форма головного убора, как башлык, отличная от тюрбана или чалмы не имеет аналогии за пределами Кавказа, вследствие чего, невозможно его переселение из традиционного быта народов Северной Азии».[16]

Еще одно, на мой взгляд, неоспоримое свидетельство, как термина, так и формы головного убора у скифов приводит Абаев упомянув о скифском племени –xauda или saka tigraxauda- что в переводе означает «саки носящие остроконечные шляпы». В основе данного термина лежит ираноязычное «цыргъ» (острый) и «худ» (шапка), что в переводе с осетинского означает « шапка с острым верхом». [17]

Вероятнее всего эти остроконечные головные уборы из войлока были прообразом кавказского башлыка, который был занесен на Кавказ из Средней Азии. В процессе исторического развития войлок был заменен на ткань, в результате чего шапка потеряла свою первоначальную форму.

З. Доде напротив считает, что «высокие, конусовидные шапки, бытовавшие в этнографическом облике, можно связывать с монгольскими боками», т.е. были заимствованы у них.[18]

Башлык представлял собой капюшон с длинными закругленными на концах лопастями. Его шили из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. При общей схеме покрой, и отделка имели ряд вариаций.

Рассмотрев подробно фотоматериал мы выделили несколько способов ношения башлыка. В зависимости о времени года и погоды башлык носили:

надев на голову надев поверх папахи, скрестив лопасти спереди у шеи и затянув в узел (зимой, в непогоду) или же просто опустив лопасти (в дождь);

накинув на плечи как капюшон висел на спине, а лопасти слегка завязывались на груди;

закинув так, чтобы башлык весел на спине, от чего он закреплялся шнурком на шее; так башлык могли носить в любое время года»[19] Так же носили башлык и осетины.

Созданный исключительно сугубо из практических целей, башлык постепенно стали использовали как праздничное украшение мужского костюма. Этот вид головного убора был единственным, который разрешалось надевать девушке в качестве платка, в дорожных условиях.
 

Заключение

В головных уборах помимо практичности, как было указанно выше, большую роль играет социальная характеристика, момент престижности. Поэтому на их изготовление и приобретение порой не жалели времени и средств. Мужские головные уборы осетин XIX — первой половины XX в, в дальнейшем исчезли из обихода либо упростились. Позднее для них стала характерна большая изменчивость, сосуществование разных типов и форм.

Это было связано с функциональным назначением того или иного убора: парадный, повседневный, шапка пастуха и т. п. Наиболее устойчивым элементом оставался материал: мех, ткань, войлок, формы же менялись, отражая не только различные заимствования, влияние моды, но и индивидуальные вкусы.

В процессе исследования нам удалось на основе имеющегося материала выделить все виды осетинских головных уборов объединив их в группы по типу изготавливаемого материал, а так же рассмотреть их социальные функции. И хотя, нам не удалось выяснить причину "сакральности "головного убора мы с уверенностью можем сказать, что традиция горского этикета требовала обязательного ношения головного убора всеми взрослыми полноправными членами общины независимо от их пола. Скорее всего в именно в этой традиции нашло свое отражение глубокое переживание идеологических воззрений древних народов, считавших головной убор оберегом.

Завершая, хочется отметить, что этнографическая характеристика мужских головных уборов позволило нам рассмотреть соотношение новых и традиционных черт, проследить изменения в одежде под влиянием различных причин.

Литература.


 

Абаев. В. И. Этимологический словарь. Т. IV.Стр. 244.

Кокиев. Г.А. Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе. 1989г. Стр. 50-60.

Мисиков. М.А. Этнографические исследования об осетинах. Владикавказ.2011 г. Стр.45

Там же

Полевой материал. Хадаева Таня. 1937 год. Сел. Вакац.

Кокиев. С. В. Записки о быте осетин. // СМЭДЭ. 1885 г. Вып. 1. Стр. 87.

Пфаф. Этимологические исследования об осетинах. Стр.136.

Калоев Б.А. Осетины в глазах иностранных путешественников. Орджоникидзе.1967 год. Стр. 94.

Абаев. В. И. Этимологический словарь. Т.IV. Стр. 202-203

Уарзиати В.С. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Стр.158-159.

Доде З.В. История костюма народов Северного Кавказа. Стр.106

С. В. Кокиев. Записки о быте осетин. // СМЭДЭ. 1885 г. Вып. 1. Стр.87-88

Калоев Б.А. Осетинские историко- этнографические этюды. М.1999 год. Стр.126.

Уарзиати В.С. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Стр. 36.

Доде З.В. История костюма народов Северного Кавказа. Стр.25-26.

Малия Е.М., Акаба Л.Х. Одежда и жилище Абхазов. Тбилиси.1982 г.

Абаев. В. И. Этимологический словарь. Т.IV. Стр. 202-203

Доде З.В. История костюма народов Северного Кавказа. Стр.89

Гаджиева С. Ш. Материальная культура кумыков (XIX-XX вв.). Махачкала, 1960. Стр. 35.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.