Особенности употребления названий ёлочных украшений в детских стихотворениях
Автор публикации: И. Артёмкина, ученица 7В класса
ВВЕДЕНИЕ
Новогодний праздник и Рождество в сознании любого человека ассоциируется со счастливым детством, красотой, с ощущением праздника. Одним из атрибутов этого праздника является ёлка, сказочно наряженная шарами, гирляндами, бусами и т.д. Новогодние игрушки вызывают у детей радость, восторг.
Но ёлочные украшения не только развивают эстетические чувства ребёнка, но и помогают накоплению социального опыта. Как писал Н.Д. Бартрам, игрушка - это радость ребенка, которая «отражает жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом» [Бартрам 1912]. Исходя из этого, можно утверждать, что ёлочные игрушки обучают и воспитывают.
Актуальность работы. Новогодние игрушки воплощают в себе общественно-исторический опыт, накопленный людьми в процессе жизни, являются одним из главных факторов социализации детей. В ходе празднования Нового года и Рождества в кругу самых близких людей ребёнок осваивает опыт, который отражает различные сферы жизнедеятельности общества, приобщается к миру взрослых, идентифицирует себя с ним. Общественный опыт, зафиксированный в новогоднем украшении, усваивается ребенком и становится личным, определяя тем самым дальнейшее социальное развитие детей.
Однако формирование социального опыта ребёнка зависит не только от увиденных на ёлке украшений, но и от желания взрослых приобщить ребёнка к совместному созданию игрушек, их покупке, украшению ёлки (дома, квартиры), от способности родителей объяснить ценностный смысл семейного праздника – Нового года.
Расширяют кругозор ребёнка, обогащают его эмоции, воспитывают его в нравственном и эстетическом отношении и стихи, читаемые на праздновании Нового года. Они содержат информацию об атрибутах праздника и способствуют созданию новогодней атмосферы, стремлению делать добро, ощущению радости.
Цель работы – определить особенности употребления названий ёлочных украшений в детских стихотворениях.
Задачи, решаемые в ходе исследования:
1) определить основные периоды в истории ёлочных украшений;
2) представить классификацию новогодних украшений;
3) выявить названия ёлочных украшений в детских стихотворениях;
4) составить классификацию названий новогодних игрушек;
5) определить функции названий игрушек в детских стихотворениях.
Объект исследования – названия ёлочных украшений.
Предметом исследования стали названия ёлочных украшений, их функциональные особенности.
Методы исследования: компонентный, семантический анализ, количественный и качественный анализ полученных результатов, приём интерпретации и классификации собранного материала.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный материал может использоваться в ходе формирования социального опыта, духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в дошкольных учреждениях и в школе.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что расширены и конкретизированы существующие подходы к представлению о средствах воспитания, в числе которых – ёлочные украшения, имеющие огромный эстетический и нравственный потенциал.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка определить статус наименований ёлочных украшений в качестве ономастических единиц; проведен многоаспектный семантический и функциональный анализ.
Гипотеза исследования. Формирование у детей представлений о новогодней игрушке, о традициях празднования Нового года и Рождества имеет глубокий смысл. В процессе коллекционирования украшений, совместного их использования во время празднования в кругу семьи закладываются нравственные и семейные ценности, если: отобраны ёлочные украшения в соответствии с функциями, назначением; включены родители и дети в совместную деятельность по созданию или покупке новогодних игрушек, оформлению с их помощью ёлки, по организации и проведению праздника, во время которого будут звучать стихи новогодней тематики. Стихи, содержащие названия новогодних украшений, в числе прочего, закрепляют в сознании ребёнка образы ёлочных украшений, создают ощущение праздника.
Характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Данной проблеме посвящены работы следующих исследователей: Абраменковой В.В., Иванова Е.В., Бартрама Н.Д., Сальниковой А., Смирновой Е.О.
Материалом для исследования послужила сплошная выборка названий ёлочных украшений, использованных в детских стихотворениях.
Основная часть
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния ёлочных украшений на развитие личности ребёнка
1.1. Из истории ёлочных украшений России
Еще задолго до рождения Христа жители Европы украшали ель в конце старого солнечного года и в начале нового, поскольку её считали местом жительства богов и духов, которых надо было задобрить с помощью плодов, яиц и т.д.
Сначала в Древней Руси начало Нового года отмечали в марте, когда природа, просыпаясь от зимней спячки, возрождалась к новой жизни. Позже, с 1492 года, празднование Нового года перенесли на 1 сентября, когда отмечали окончание сбора урожая.
Современная традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января пошла с Петра I, который сделал ель главным новогодним деревом и символом праздника.
Однако обычай наряжать ель к Рождеству, 25 декабря, пришел в нашу страну при Николае I, чья супруга, императрица Александра Федоровна, украшала жилище елкой с горящими свечами. Она же раскладывала под новогодним деревом подарки, а также вешала их на ветки. Первыми ёлочными украшениями были съедобные изделия из песочного теста, которые были завёрнуты в цветную, золотую или серебряную фольгу. Также на ёлку вешались золоченые орехи, яблочки. В зале зажигались свечи. Если поначалу ёлка выкидывалась на другой день, то спустя какое-то время люди решили сделать праздничные дни более длительными и стали упаковывать угощения в бумагу и коробки. Когда сладости съедались, фантики оставались висеть на ёлке в течение нескольких дней. Эта традиция скоро стала популярной сначала среди придворных в Петербурге, а потом и по всей России, поскольку на царскую ёлку в Зимний дворец пускали всех желающих. Красавицу-ёлку и её украшения видели тысячи людей.
В 1852 году в Петербурге, в здании Екатерингофского вокзала, который был построен для музыкальных и танцевальных вечеров, была установлена первая общественная елка. Новогодние игрушки, сделанные из стекла и картона, доставляли в то время из Германии. Самыми дорогими были ёлочные украшения с фарфоровыми головками. Купить их могли только очень состоятельные люди. Те, кто имел достаток ниже, делали игрушки своими руками или приобретали хромолитографические изображения с лицами Дедов Морозов, ангелов, людей, наклеенные на бумагу, проволоку, фольгу или вату.
Примерно к 1880 году в России появились первые отечественные ёлочные украшения стекла, ткани, ваты и папье-маше.
В 1927 году в России запретили празднование Нового года и Рождества, так как увидели в новогодней ёлке идеологическую угрозу советской власти. И только в 1935 году начались призывы к возрождению детского праздника.
Новый год, ёлки и выпуск елочных игрушек вернулись в жизнь российских граждан в 1937 году, когда в начале января в Колонном зале Дома Союзов установили пятнадцатиметровую ель и устроили грандиозный праздник. В тот период при изготовлении игрушек была популярной тема русских народных и Пушкинских сказок. Многие ёлочные украшения соответствовали историческим реалиям того времени: парашютисты из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР» и серия елочных шаров с изображением членов Политбюро.
В годы Великой Отечественной войны производство ёлочных украшений сократилось, но не остановилось. В тяжелейшее для страны время люди хотели верить в мирную жизнь и в победу. Игрушки изготавливались из того, что было в доме, или из того, что осталось на фабриках и заводах с мирного времени. Основным материалом в то время стали фольга и погоны, из которых мастерили парусники и корзинки. В домашних условиях ёлочные украшения делали из подручных материалов, например, можно было встретить звезду-наконечник из химической колбы, а снежинки – из медицинской ваты. Очень распространённым украшением была перегоревшая электрическая лампочка, у которой отрезали верх, потом расписывали и припаивали сверху петельку. Такие лампочки имитировали новогодние шары. Распространены были и проволочные украшения из отходов военного производства: домики для птичек, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб - серп и молот. Но самыми любимыми украшениями были парашютисты, мастерили которые очень просто: привязывались к любым игрушкам кусочки ткани. В магазинах также продавались листы бумаги с нарисованными животными. Их можно было вырезать, склеить и повесить на елку.
К 1946 году производство ёлочных игрушек полностью восстановили, новогодние украшения снова стали мирными.
В 1949 году к юбилею А.С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением сказочных персонажей из его произведений, позже появились хоккеисты и циркачи. В начале 1950-х годов стали выпускать игрушки в виде фруктов, ягод и овощей, а потом сказочных и литературных персонажей (Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино), зверей (белочки, медведи, зайцы и др.). В этот же период начинается мода на стеклянные бусы, шарики, светофоры, пятиконечные звезды, лесенки, велосипеды, мельницы и самолеты.
Когда вышел фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов с замершими стрелками в положении «без пяти двенадцать».
Во время правления Хрущева в стране огромными темпами стало развиваться аграрное хозяйство, поэтому на елки вешали игрушечные початки кукурузы и снопы пшеницы. Появились также игрушки-девушки (15 сестёр) в национальных костюмах, которые были символом 15 союзных республик.
После первого полёта Ю. Гагарина в космос появились игрушки-спутники, космонавты, ракеты, шарики с рисунками на космическую тематику. Чуть позже, в 60-е годы, начали выпускать первые электрические елочные гирлянды, разукрашенные в разные цвета.
В 1970-80-е годы стали популярными мишура, «дождик» из фольги. Верхушку ёлки украшали красной пятиконечной звездой, которая заменила Вифлеемскую звезду.
В 1990-е годы стали выпускать игрушки с изображением животных - символов года по японскому календарю, а также золотые, серебряные, голубые, фиолетовые и другие самых разнообразных оттенков елочные шары.
В наше время российский рынок заполонили недорогие ёлочные украшения китайского производства. На смену игрушкам из стекла пришли изделия из пластика, который является прочным материалом, который не бьется, а даже если и растрескается, то не сможет поранить ребенка или любимого питомца. В моду также возвращаются изделия из дерева и текстиля. Их с удовольствием покупают любители экостиля и кантри.
В последние годы люди стали чаще думать о том, чтобы новогоднее дерево было не только нарядным, но еще и стильным. Индивидуальный стиль создает неповторимую ауру в доме, подчеркивает особенности интерьера и дизайнерской концепции.
1.2. Типы ёлочных украшений
Рассмотрим основные типы ёлочных украшений. Их можно классифицировать:
I. По функциональному назначению:
1) игрушки, «обеспечивающие общий вид елки»: шары, звезды, флажки, дождь, гирлянды, бусы и пр.);
2) игрушки «для рассматривания»: фигурки людей, животных, птиц, изображения различных предметов, картинки-панорамы и др.;
3) игрушки «с движением, звуком, сюрпризами»: хлопушки, вращающиеся колеса, игрушки с колокольчиками и т. п.);
4) «вкусные» игрушки: живые яблоки, апельсины, орехи, расписные пряники, коробочки с конфетами);
5) игрушки под елкой, которые должны были создавать некую целостную картину, и «световые эффекты»: свечи, фейерверк, бенгальские огни и пр..
II. По исходному сырью: 1) из ваты, 2) из папье-маше и других прессующихся бумажно-древесных масс, 3) из воска и желатина, 4) из текстиля, 5) из мишуры, 6) из плющенки - тонкой медной или латунной проволоки, расплющенной в плоскую ленту, 7) из канители - тончайшей медной или латунной проволоки, свёрнутой в тонкую спираль, 8) из дерева, 9) из металла, 10) из туалетного мыла, 11) из литого стекла, 12) из картона и бумаги, 13) из фольги, 14) из пищевых продуктов и т.д.
III. По способу отделки:
1) посеребрённые (амальгамированные);
2) окрашенные, в т. ч. окрашенные по серебру;
3) художественно разрисованные по серебру, по окрашенному бесцветному или цветному стеклу.
IV. По степени готовности:
1) готовые;
2) заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
V. По величине:
1) мелкие (размером от 3 до 10 см);
2) средние (размером от 10 до 50 см);
3) крупные (соразмерные росту детей и больше).
VI. Игрушки по художественно-образному решению:
1) реалистические;
2) фантастические.
Таким образом, существует несколько подходов к классификации ёлочных украшений.
1.3. Новогодняя игрушка как средство воспитания
По мнению В.В. Абраменковой, игрушку можно отнести к таким фундаментальным понятиям жизни, как, например, дом. Это не случайно. Игрушка помогает передавать опыт, накопленный людьми, из поколения в поколение. С её помощью ребёнок получает представление о культуре, о той или иной эпохе, о традициях своего народа. Следовательно, игрушка, в том числе новогодняя, оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка [Абраменкова 2008].
О.В. Дыбина считает, что родители не должны ограничиваться лишь рассказом о новогодних традициях. Безусловно, знакомство детей с историей возникновения ёлочных украшений, которые имеют своё начало в народных традициях и которые являются важной частью предметного мира ребенка, является очень важной составляющей познания детьми окружающего мира. В новогодней игрушке, будто в зеркале, отражается история огромной страны, народа, её граждан, больших и маленьких, а также каждой отдельно взятой семьи.
Важно помнить также о том, что родителям необходимо совместно покупать и создавать ёлочные украшения. Учёные считают, что материалы, которые используются при изготовлении ёлочных украшений, оказывают влияние на все уровни ощущений: тактильный, звуковой, визуальный, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей. Но самое главное – это совместный труд ребёнка и родителей, который обеспечивает взаимосвязь между игрой и продуктивными видами деятельности. Уже в 19 веке учителя и родители рассматривали участие детей в изготовлении ёлочных украшений в качестве одной из форм трудового воспитания, приучения к рукоделию и развития в них вкуса: «Уже одно заготовление материала для ёлки, которое часто (и очень удачно) совершается воспитателями при содействии самих же детей, способно занять этих последних и доставить им громадное удовольствие в течение нескольких дней» [Сальникова 2011].
Хотя новогодние праздники длятся недолго, в мире окружающих человека предметов и вещей елочные игрушки занимают особое место. Они неизменно выполняют «радующую» миссию. Несмотря на то что с ёлочными украшениями родители, как правило, не разрешают играть, дети воспринимают шары, сосульки и т.д. в качестве «волшебных» предметов в сказочном ёлочном царстве. Это повышает статус ёлочных украшений в системе домашних вещей, обеспечивает им высокую степень ценности и сохранности, превращает их в объекты особого почитания и даже специального хранения.
Проходят годы, люди становятся взрослыми, но они постоянно вспоминают новогодние дни и ночи. Наше сознание неизменно рисует образ ёлки и ёлочных украшений, названия которых ассоциируются с праздником, с семейным счастьем, с чудом.
Глава 2. Использование названий ёлочных игрушек в детских стихотворениях
2.1. Типология названий ёлочных украшений
Уже в начале 20 века, по свидетельствам историков, на ёлках можно было увидеть «шары, бусы, гирлянды, звёзды, канитель, ёлочный снег и снежинки, ёлочный дождик, серпантин, конфетти, свечи, хлопушки, флаги, кольца, колокольчики, шишки, фонарики, деревья, грибы, веера, кукол, письма, корзинки, домики, коней, всадников, трубочистов, детей, Деда Мороза, чертей, ангелов, клоунов, воздушные шары, парашюты, сердца, барабаны, горны, свиней, роги изобилия, яблоки, орехи, груши, огурцы, цветы, конфеты, баранки, пряники, печенье, рогалики, кренделя и «подарки» (нечто упакованное и перевязанное лентой)» [Иванов 2000: 90].
Какие же названия ёлочных украшений можно встретить во время празднования Нового года и Рождества? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы проанализировали детские стихотворения, в которых встречаются подобные наименования. Взяв за основу классификацию Крюкова Ю.Ю., мы выделили следующие тематические группы:
I. Названия, представляющие понятийную сферу «Лица»:
1) люди:
- по профессии, занятиям:
Из цветных кусочков сшит
Клоун в розовом штиблете –
Если нужно, рассмешит
Он всех детей на свете!
Л. Алейникова
- по национальности:
Вот смотри, на шаре заяц.
И конфета из пластмассы.
Вот с усами мексиканец.
И ещё гирлянд запасы!
О. Богдановия
2) мифологические персонажи и снежные скульптуры:
Настоящий Дед Мороз
ёлку мне вчера принёс!
Т. Очинникова
3) сказочные персонажи:
Может Мальчик-с-пальчик ловкий
Тут поставил стульчик свой,
Чтоб добраться до морковки,
Что висит над головой.
В. Берестов
4) библейские персонажи:
Вот укромный уголок,
Тихое местечко –
Здесь летает ангелок,
Божия овечка.
Не спугнуть бы нам его,
Не прогнать отсюда,
Он ведь нам на Рождество
Приготовил чудо!
Л. Алейникова
II. Названия, представляющие понятийную сферу «Натурфакты» (наименования различных природных явлений):
1) метеорологические явления или природные образования:
Дождь струится не простой —
Новогодний, золотой.
А. Млынаш
2) космические явления:
На макушке – звёздочка,
а под ёлкой – мордочка…
Н. Нуркенова
3) представители животного мира:
Я подарки мастерю
в Новый год их подарю:
плюшевому Мишке
новые штанишки
Н. Нуркенова
4) птицы:
Новогодние игрушки
Звери покупали.
На прилавке у Кукушки
Ящики стояли.
А. Мецгер
5) насекомые:
Вот на ниточке спустился
С ветки паучок
И от счастья засветился
Весь, как маячок…
Л. Алейникова
6) рыба:
Я вырезал рыбку, на ёлку повесил.
Довольный работой, весь вечер был весел.
А. Млынаш
4) растения:
Моя елка – модница,
Подмигивает, колется.
Н. Акишкина
5) фрукты, овощи:
Раньше елка вся блистала
Сказочным дворцом,
А теперь смешить нас стала
Этим огурцом.
Л. Алейникова
6) плоды и ягоды:
Елка в зеркало смотрелась,
Украшеньями болтая:
«Боже мой, какая прелесть –
Эта шишка золотая!
Г. Дядина
III. Названия, представляющие понятийную сферу «Артефакты» (наименования искусственно созданных предметов):
1) украшения:
На елке разные игрушки:
Шары, хлопушки, мишура.
Мы рады наряжать ее с утра
И ждать прихода января.
Н. Акишкина
2) освещение:
На нашей елочке игрушек
Не сосчитать уж точно всех.
На ней от самой от макушки
Висят гирлянды как во сне.
Н. Акишкина
3) жилище:
Вот домик – жёлтый свет в окошке…
Всегда пугал меня немножко
От неизвестности, кто в нём? –
Злой леший или добрый гном?
Г. Сафиулина
4) предметы домашнего обихода:
Наша елка – симпатяшка!
Миллион чудес на ней!
Вот, к примеру, с блюдцем чашка
Посреди цветных огней.
Т. Шатских
5) сладости:
Шоколадные конфеты,
Петушки и мармелад
Разместили в елке где-то —
Это ж просто детский сад!
А. Труфанов
6) одежда и обувь:
Загляните в сапожок:
Прячет ёлочку снежок
А. Млынаш
7) мебель:
Это чей на ветке стульчик?
У него хозяин есть?
Ах, какой он красотульчик!
Так и хочется присесть!
А. Млынаш
9) детские игрушки:
На елке в квартире висела Матрешка
И видела зимний пейзаж из окошка:
Сосульки, сугробы по пояс, пороша…
«Ах, как интересно!» – вздыхала Матреша.
Л. Алейникова
8) военные орудия:
Дуло маленькая пушка
Навела на цель вдали.
Заряди ее хлопушкой
И за нитку дернув, пли!
А. Млынаш
9) транспорт:
Ну, вот, достала самолётик.
Он весь из бусинок! На взлёте
Расправил крылышки свои –
Готов лететь на край земли!
Г. Сафиулина
Таким образом, среди наименований ёлочных украшений мы встретили большое количество типов. Проведя количественный анализ употребления названий новогодних игрушек, мы пришли к выводу, что самую большую группу представляют названия «Артефакты» (64 %). На втором месте по частотности стоят наименования «Натурфакты» (31 %). На третьем – названия «Лица» (5 %).
Представим результаты в виде диаграммы:
2.2. Функции названий ёлочных украшений в стихотворениях для детей
Поэтические тексты имеют огромный потенциал эмоционального воздействия на ребёнка. Поэзия не только обогащает духовный мир детей, прививает чуткость к русскому слову, формирует и развивает все компоненты речи, но и даёт представление об окружающем мире, расширяет их кругозор.
Проанализировав тексты стихотворений, мы выяснили, что названия ёлочных украшений выполняют в них следующие функции:
1. Номинативная функция называния ёлочных украшений, когда слова называют реалии действительности:
Детский взор игрушки манят…
Здесь лошадка, там волчок,
Вот железная дорога,
Вот охотничий рожок.
А фонарики… а звёзды,
Что алмазами горят…
А орехи золотые,
А прозрачный виноград!
А.Н. Плещеев
Стихотворение даёт наглядное представление об украшениях ёлки. Читая строки А.Н. Плещеева, читатель представляет лесную красавицу, сверкающую алмазами, и детей, разглядывающих среди ёлочных ветвей новогодние игрушки: лошадку, волчка, фонарики, звёзды и т.д.
2. Коммуникативная функция передачи знания:
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!
С.Я. Маршак
Благодаря которой детские стихотворения способствуют накоплению у детей представлений о новогоднем празднике и вместе с тем знаний о традициях семьи, народа. Из стихотворения С.Я. Маршака дети узнают, что у ёлки есть «шишки да иголки», но во время Нового года происходит чудо: на лесной красавице «вырастают» ещё и такие украшения, как «флаги», «шары», «огни» и т.д.
3. Прагматическая функция (воздействия), которая формирует у ребёнка правильное восприятие праздника:
Много разной мишуры
Достаем мы с полки.
Новогодние шары
Все ж украсят елку.
Синий шар цвета небес
С радостью повесим.
Только добрых ждем чудес,
Славных танцев, песен.
Следом - шарик золотой,
Солнечного цвета-
И суровою зимой
Будем мы согреты.
Ну а дальше - красный шар
Весело сверкает,
Тех, кто юн, и тех, кто стар, —
Всех он забавляет.
И совсем уже потом
Зеленый шар повесим.
Сказкою наполним дом,
Новый год мы встретим.
Е. Жуковская
Знакомясь со стихотворением Е. Жуковской, читатели накануне Нового года ждут «добрых …чудес, …танцев, песен». Автор подчёркивает, что, украшая ёлку, мы наполняем дом «сказкою». У ребёнка формируется верное представление о предстоящем празднике.
4. Эмоционально-экспрессивная функция - это функция выражения внутреннего состояния человека, его чувств и эмоций, которая проявляется в ассоциациях, вызываемых названиями ёлочных украшений. Подсознание человека рисует образы игрушек, вызывает желание участвовать в новогоднем празднике:
Плюшевые волки,
Зайцы, погремушки.
Детям дарят с елки
Детские игрушки.
И, состарясь, дети,
До смерти, без толку
Все на белом свете
Ищут эту елку,
Где жар-птицы в клетке,
Золотые слитки,
Где висит на ветке
Счастье их на нитке.
Желтые иголки
Наземь опадают.
Все я жду, что с елки
Мне тебя подарят.
К. Симонов
Стихотворение К. Симонова содержит воспоминания о праздновании Нового года. Названия ёлочных игрушек вызывают у поэта лёгкую грусть о давно прошедших детских годах, когда он чувствовал себя счастливым. Он хочет снова испытать то ощущение счастья, которое было когда-то в детстве.
Экспрессивность может усиливаться за счёт использования наименований ёлочных украшений в составе разнообразных выразительных средств:
1) сравнения:
Сделал новые игрушки
Я для ёлки из подушки.
Перья «снегом» пол покрыли.
Я из них наклеил крылья
А. Млынаш
2) олицетворения:
В мишуре устроил дом
очень странный с виду гном.
Т. Овчинникова
3) эпитетов:
Спички – это не игрушка –
Понимают все вокруг.
Елка спичкам не подружка,
Ну, а ежик ей как друг!
Он, хотя и спичечный,
Очень симпатичечный…
А. Афонина
4) инверсии:
То парня на коньках увидишь, то китайца,
То птичье гнёздышко, то с барабаном зайца…
Н. Акишкина
3) рядов однородных членов:
Новогодние игрушки:
Дождик, лампочки, шары,
Леденцы, снежок, хлопушки,
Звезды, разные дары…
А. Труфанов
и др.
Все указанные функции взаимосвязаны друг с другом.
2.3. Новогодние украшения как средство воспитания в семьях учащихся Академии (Наяновой)
Мы задались вопросом: насколько важен новогодний праздник для учащихся Академии. С этой целью мы провели опрос среди учеников 6 и 7 классов. В опросе приняли 50 учащихся 6 «Д», 7 «Б» и 7 «В» классов. Респондентам были заданы следующие вопросы:
1) Наряжаете ли вы на Новый год ёлку?
2) Назовите три самые любимые новогодние игрушки, которые вы используете для украшения ёлки?
3) Помните ли вы детское стихотворение, в котором содержатся названия ёлочных украшений?
4) Есть ли среди ваших украшений игрушки ваших бабушек и дедушек?
Отвечая на первый вопрос, все учащиеся утвердительно ответили на вопрос. Следовательно, 100% семей Академии (Наяновой) наряжают ёлку к Новому году.
Учащиеся Академии среди самых любимых новогодних украшений чаще всего называют шары (90 %), мишуру (80 %) и гирлянды (72 %).
75 % учащихся помнят хоть одно детское стихотворение, в котором упоминаются ёлочные игрушки, что свидетельствует о большом воспитательном потенциале подобных поэтических произведений.
Наконец, только 60 % учеников ответили, что среди ёлочных украшений есть игрушки
бабушек и дедушек. Но мы считаем, что это связано не столько с отсутствием семейных традиций, сколько с тем, что каждый год появляются новые красивые украшения и родители, стремясь организовать семейный праздник, хотят сделать его по-новому волшебным. До тех пор, пока восхищенный детский взгляд обращен на сияющую на елочной макушке красную звезду, а маленькая рука тянется к висящим на ёлке шарам, гирляндам и мишуре, так оно, наверное, и будет.
Заключение
Ёлочные украшения в России имеют богатую историю. Их можно классифицировать: 1) по функциональному назначению; 2) по исходному сырью; по способу отделки; по степени готовности; по величине; по художественно-образному решению.
Среди наименований ёлочных украшений, выявленных в стихотворениях, посвящённых детям, нами выявлены:
1) названия, представляющие понятийную сферу «Лица»: а) люди; 2) мифологические персонажи и снежные скульптуры; в) сказочные персонажи; г)) библейские персонажи.
2) названия, представляющие понятийную сферу «Натурфакты»: а) метеорологические явления или природные образования; б) космические явления, в) представители животного мира; г) птицы; д) насекомые; е) рыба; ж) растения; з) фрукты, овощи; и) плоды и ягоды.
3) названия, представляющие понятийную сферу «Артефакты» (наименования искусственно созданных предметов): а) украшения; б) освещение; в) жилище; г) предметы домашнего обихода; д) сладости; е) одежда и обувь; ж) мебель; з) детские игрушки; и) военные орудия; к) транспорт.
Результаты проведенной работы подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы. Названия ёлочных украшений в детских стихотворениях выполняют в них следующие функции: 1) номинативную, 2) коммуникативную, 3) прагматическую, 4) эмоционально-экспрессивную.
Ёлочные украшения имеют огромное воспитательное значение. Стихотворения, содержащие названия ёлочных украшений, в числе прочего, закрепляют в сознании ребёнка образы ёлочных украшений, создают ощущение праздника. В процессе совместного празднования Нового года и Рождества в кругу семьи закладываются нравственные и семейные ценности.
Библиография
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Иванов Е.В. Новый год и Рождество в открытках. - С.-Петербург: Искусство-СПб, 2000. - С.90.
3. Игрушка. Ее история и значение : Сборник статей под редакцией Н. Д. Бартрам. — М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 246 с.
4. Сальникова А. История ёлочной игрушки, или Как наряжали советскую ёлку. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 240 с.
5. Смирнова Е.О. Игрушки: как оценить их качество // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 68-73.
Приложение 1. Краткий словарик названий ёлочных украшений
Ангелок
барабанчик
белочка
блёстки
бусы (бусинки)
ватка
волк
гирлянды
гном (гномик)
гриб
Дюймовочка
ёжик
ёлка
жар-птицы
заяц (зайчатки, зайки, зайчики)
звезда
Дед Мороз
дождь (дождик)
домик
дракон
иней
китайский фонарик
клоун
колокольчик
колпачок
конфетка
конфетти
конь
корзинка
кот
котёнок Плюшка
Кукушка
курочка
лампочки
лев
леденцы
лиса
листик
Мальчик-с пальчик
мандаринки
Мартышка
Матрёшка
Мексиканец
Мишка
мишура
мышка
новогодние рисунки
носки
огурец
олень
орехи
паучок (паучишка)
Петушок
плюшевые волки
погремушки
пряники
птичка
пушка
пчёлка
рыбка
самолётик
сапожок
сердце
свечи
серпантин
слон (слоник, слонята)
снеговичок (снеговик)
Снегурка (Снегурочка)
снежинки
снежок
сова (совушка)
сосулька
стекляшки
стульчик
улитка
фейерверк
флаги
фонарики
хлопушка
цыплята
часики
чашка с блюдцем
шар
шишка
школьный дневник
шоколад
26