12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карина Пухлякова24
Россия, Саратовская обл., с.Усатово

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

основная общеобразовательная школа с.Усатово










Районная учебно-практическая конференция «Сделай Шаг»



Проект на тему:

«Отчизны милый сердцу уголок- с. Усатово».




Ученица 6-го класса Скрипалева Софья.


Руководитель: Пухлякова Карина Алексеевна






















с.Усатово, 2019




Описание проекта

Фамилия, имя, отчество автора проекта:

Ученица 6-го класса Скрипалева Софья Андреевна. (рук-ль: учитель истории – Пухлякова Карина Алексеевна)

Название школы:

МОУ- ООШ с. Усатово Краснокутского района Саратовской области»

Тема учебного проекта:

«Отчизны милый уголок- с.Усатово».

Предметное направление: История, краеведение.

Возрастная группа участников проекта: 6 класс

Краткая аннотация:

Проект предназначен для индивидуального создания учащимися в процессе творческой деятельности.  Позволяет сделать процесс обучения истории более значимым для учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить краеведческие знания о родном крае. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Мой проект призван способствовать развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. Целью проекта является воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей. Данный проект способствует формированию чувства прекрасного у ребенка, осознания того, что нужно восхищаться красотой природы родного края, развивает наблюдательность, творческие способности, прививает любовь к родному краю и ответственность за его судьбу.

Цели проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; чувство долга и уважения перед ветеранами и тружениками тыла ВОВ; местным достопримечательностям.

Расширить и углубить сведения учащихся о родном крае.

Формировать умение работать с большим объемом информации.

Формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее и делать выводы.



Формировать творческое мышление.

Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении предметов школьного курса.

Основные задачи проекта:

Познакомить учащихся с научно-популярной литературой о родном крае и научить использовать её в собственной исследовательской деятельности.

Расширить представление о крае, приобщить к активной краеведческой работе.

Развивать коммуникативные умения.

Развивать умение кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Научить обрабатывать и обобщать полученную в ходе исследования информацию.

Научить ставить и решать проблемы.

Способствовать формированию, развитию интеллектуальных, творческих возможностей и способностей, речевой культуры.

Расширить кругозор учащихся на основе изучения краткой истории края, рассмотрения географического положения и знакомства с памятными местами родного края.

Развивать психические качества ребёнка: мышление, память, внимание.

Воспитывать навыки культурного общения, взаимодействия «учитель – ученик».

Используемые педагогические технологии (методы):

Коммуникативные

Исследовательские

Объяснительно-иллюстративный метод

Проблемный вопрос: За что я люблю свою малую Родину?

Гипотеза: Могу ли я, гордиться своим родным селом Усатово?

Сроки работы: сентябрь – октябрь.

Методы и приёмы:

1. сбор информации;
2. работа с литературой;
3. экскурсии;
4. обработка собранной информации;
5. творческая работа.





Описание своей работы:

В самом начале своего проекта я собрала много информации о родном поселке - Усатово. И вот, что у меня получилось:

История создания

Усатово – село в Краснокутском районе.

География
Село находится в южной части района чуть севернее впадения Жидкой Солянки (слева) в Еруслан. Расстояние до Саратова составляет 105 километров, до Красного Кута – 19 километров. На востоке проходят автотрасса из районного центра в Дьяковку и железнодорожная ветка со станцией Усатовский.

История
Дочерняя немецкая колония Экгейм (Экхайм) была основана в 1855 году выходцами из колоний Усть-Кулалинка (Галка), Крестовый Буерак (Мюллер), Верхняя Грязнуха (Крафт), Щербаковка (Мюльберг), Буйдаков Буерак (Шваб), Нижняя Добринка, Верхняя Кулалинка (Гольштейн), Россоши (Францозен), Лесной Карамыш (Гримм). Заложено поселение было близ военной дороги от границы Астраханской губернии к Николаевскому тракту на левом берегу Еруслана, на правом же находился казённый украинский хутор Усатов. Именно эти два населённых пункта входят в современное Усатово. По данным переписи 1859 года в Экгейме уже насчитывалось 110 дворов, 427 мужчин и 405 женщин, имелось училище. На хуторе проживали 60 мужчин и 58 женщин (24 домохозяйства). Колония Экгейм являлась центром Нижне - Ерусланской волости Новоузенского уезда Самарской губернии, Усатов относился к Дьяковской волости. В 1865 году был основан Экгеймский лютеранский приход, в колонии открылся молитвенный дом, при котором вскоре начала работу церковно-приходская школа. По данным 1910 года в Экгейме с 2321 жителем имелись волостное правление, земская школа, два судебно – следственных учреждения, четыре учреждения призрения, паровая и три ветряных мельницы. Усатово к этому времени считалось уже селом с 653 жителями, православной церковью и школой. В 1915 году колония была переименована в Скатовку. 
В советские годы колония Экгейм стала центром сельсовета Краснокутского кантона АССР Немцев Поволжья. В 1925 году на затопляемых талой водой лугах к востоку от поселения была построена шлюзовая плотина (сохранилась до наших дней в нефункционирующем виде). В 1926 году в колонии проживали 1565 человек, работали начальная школа и библиотека. С 1 января 1935 года был образован Экгеймский кантон, просуществовавший до депортации коренного населения и расформирования немецкой АССР в 1941 году. После объединения бывших колонии и хутора в 1942 году село стало называться Усатово. В годы войны двухэтажное здание школы занимал госпиталь, после чего оно было передано новой семилетке. С 1974 года школа стала средней, а ещё через пять лет было сдано в эксплуатацию её новое типовое здание. 

Хотелось бы отметить, что в 1928 году в с.Усатово под руководством археолога из г.Энгельса - П.Д.Раца, проводились раскопки. Среди найденных предметов большой интерес у исследователей вызвала псалия эпохи бронзы. Она была частицей боевой колесницы и в основном на них передвигались по торговым путям. Скорее всего один из Великих Торговых Путей того времени проходил вдоль нашего села.

Так же в нашем селе, годом ранее были обнаружены захоронения сарматских племен. Так как в этих племенах царил матриархат, найденная женщина, была пожилого возраста, богато украшена драгоценностями. Эти племена в основном занимались овцеводством и вели кочевой образ жизни.

Современное село насчитывает примерно 500 жителей и является центром Усатовского сельского поселения. Имеются детский сад "Колокольчик", дом культуры, основная общеобразовательная школа со столовой, музеем боевой и трудовой славы, библиотекой, спортзалом и летней спортивной площадкой.

Достопримечательности
Главной достопримечательностью села является установленный рядом со школой скульптурный памятник погибшим в Великую Отечественную войну.

t1590133956aa.jpg

Из исторических зданий самым интересным является бывший немецкий молитвенный дом (с грубой пристройкой 1970-х годов), который ныне занимает сельский дом культуры.

t1590133956ab.jpg


Совсем недавно, 21.11.2018г. в МОУ ООШ с.Усатово состоялось торжественное открытие мемориальных досок погибшим при исполнении интернационального долга в Афганистане - Пархоменко Александр, Бугулюб Шакир и исполнявшего служебные обязанности в Сирии, погибшего в апреле 2016 года -Сахипова Руслана. Все они бывшие выпускники нашей школы.

t1590133956ac.jpg

Так же у нас в школе имеется музей Боевой и трудовой славы. В нем многие года был собран богатый фонд домашней утвари, наградных медалей ВОВ, орудия труда XX века, есть даже ключ кузнеца 19 века с Петровской Слободы.

Сегодня этот населенный пункт – тихий и небольшой, но в его истории, как в зеркале, отразилась история большой великой страны. История, это, прежде всего люди. У нас в с.Усатово добрый, гостеприимный народ разных национальностей: русские, казахи, украинцы, немцы, татары, лезгины, чеченцы. Люди дружны между собой, отзывчивы.

В нашем селе, к сожалению, уже не осталось ветеранов ВОВ. Но, живы труженицы тыла: Курмангалиева Елизавета, Беланова Зоя Федоровна и Постельникова Антонина Павловна.

Мы часто навещаем и помогаем им. Совсем недавно я была у Белановой Зои Федоровны. Мы много с ней беседовали и то, что она мне рассказала навсегда перевернуло мой внутренний мир и представление и той страшной войне, что когда-то обрушилось на человечество. Она застала войну будучи девчонкой, почти моего возраста, и я задалась вопросом: как же жили тогда, дети войны? Я заинтересовалась этим, потому что я сама ребёнок, и я не хочу войны, а так же мне не безразлична судьба тех людей, что живут рядом со мной, в одном поселке, людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.

Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.

Когда началась война, Зое Федоровне шел всего 17 год. Взрослая – скажете вы! Ребенок – отвечу я, подросток. В школу она пошла с 8 лет в с. Федоровка Мокроусского района. Училась хорошо, любила математику. Хотела пойти учится на учителя, но ее мечтам было не суждено сбыться, по крайней мере следующие 4 года. Когда в июне 1941 г. Объявили о начале ВОВ, она не поверила, впрочем, как и все жители деревни. Но, когда началась мобилизация,


люди осознали, что впереди неизвестность. У Зои Федоровны в то время

старший брат – Андрей, отслужив 4 года, должен был вернуться с армии, но, в связи с началом Второй мировой войны, остался еще, как потом оказалась, на 4 года. Мечты Зои Федоровны - молодой, энергичной девушки – подростка развеялись, как дым. Детство закончилось очень быстро, как и для все ее сверстников - многих забрали на фронт. Зою Федоровну тоже хотели призвать на фронт, но, т.к. брат был на войне, ее отец был слеп, и на фронт ее не взяли, пожалев родителей, отправили учится на комбайнера в г. Красный Кут.

На вопрос, что она чувствовала в тот момент, Зои Федоровны ответила – страх перед неизвестностью. Страх за родных и, в первую очередь за брата, который оказался лицом к лицу с врагом на передовой.

Ребенок войны – труженик тыла Беланова З. Ф. Воспоминания.

Так начался самый тяжелый период в жизни Зои Федоровны. Но, несмотря на это, она старалась не унывать, ведь вера в победу нашей армии была для нее, на тот момент, самым главным!

Она училась на комбайнера, чтобы быть полезной нашему государству, нашей армии, ведь весь хлеб, который они в дальнейшем собирали, шёл на фронт. «Когда я первый раз села за штурвал этой огромной машины – было страшно. Но все получалось и это радовало. Был случай, когда я и мой штурвальный – Галина, забыли поднять жатку, когда поворачивали, что произошло дальше – помню с трудом, потому что поле начало гореть. Откуда взялась искра – не понимаю. Мы с Галюшей выскочили с комбайна и, сняв с себя ситцевые платьица, начали тушить огонь. Сама удивляюсь как нам это удалось. Мы плакали, видь каждый колосок был дорог. Это был колосок жизни для наших солдат. А мы жили почти впроголодь. Зерна были горы, но мы знали, что там – голодают. Нам было стыдно взять даже горстку, да и нельзя, т.к. всех судили по закону военного времени. Затем я работала поваром в бригаде. Около 3х месяцев в этом же совхозе работала учетчиком, счетоводом. Все это было в поселке Горный Федоровского района. Что помню…. помню голод. Варили лебеду, ели как суп. Она, лебеда соленая ж вот и хлебали. Летом был рай, а вот зимой. Совсем голодно. Но, Саратовскую область особо не бомбили. Но мы слышали, как бомбили Сталинград. Было страшно. Всех немцев, которые жили в нашей области, мирных немцев, в срочном порядке эшелонами сослали в Сибирь. Они бросали дома, скотину. Многое видала. Затем вышла замуж я за Ивана. Его по ранению комиссовали, мы поженились. А родина его на Украине. Мы уехали туда. Победу я встретила там – на Украине. Был дождь. И солнце светило ярко. По радио объявили о победе Советских войск и о взятии Берлина. Плакали от счастья, поздравляли друг друга. Мамка написала, что брат с войны вернулся, его 2 раза ранило очень сильно во второй раз. Он лежал под скирдой неделю. А когда его нашли, в ране черви завелись. Но он выжил. Правда к родителям не вернулся, уехал в город Энгельс, работал на стройке, да и себе избу построил. В 1956 году умер. А мы с Ваней в 1953 г приехали в с.Усатово. На тот момент у меня уже было 4 сына – Володя, Гена, Коля и Витя. А уже в Усатово родилась Нина. Тяжело было – не хватало еды, одежды. Одежды особенно не хватало. Когда Нине было 2 годика, мой муж умер. Вот и осталась одна с 5 детьми. Я работала в МТМ

уборщицей, затем сторожем на механическом току. Какое-то время была почтальоном, секретарем в сельском совете (взяли, потому что умела считать и хорошо знала математику). В 50 лет вышла на льготную пенсию.


Награды имеются, в основном, «Труженику тыла» и благодарственные письма с Кремля. Но многие медали растерялись, остались последние 4 штуки. Удостоверение имеется. Хочу сказать, что после войны было жить тяжелее, чем во время нее. Почему? Потому что сначала и не было совсем ни чего. Потом начали копить деньги, собирать и тут инфляция. Сейчас у меня осталась одна дочь – Нина. Сыночки умерли все. Мне уже 95 лет. Но период войны и чувство голода я не забуду никогда. Хочу пожелать нынешней молодежи – берегите друг друга. Жизнь так коротка. Еще мне больно видеть, как выбрасывают хлеб. Бывает и в помои. Сердце разрывается при этом, видь мы до последней крошки все доедали. Берегите хлеб, отдайте эти крошки лучше птичкам, но не выкидывайте в мусорку. Главное – что бы не было войны.»

Когда я дослушала историю до конца, не скрою – плакала вместе с ней. Белановой Зои Федоровне в этом году исполнилось 95 лет! Я горжусь тем, что имела честь жить рядом с таким человеком, общаться и прочувствовать весь ужас войны и всю смелость людей того поколения.


Вывод. Я, в своей работе, окунулась на минутку в далекое прошлое и пришла к выводу, что есть еще столько много того, о чем я даже не догадывалась, сколько всего прячет земля и воспоминания людей о прошлом нашего поселка. Могу ли я, гордиться своим родным селом Усатово? Да, я горжусь тем, что живу в с.Усатово. Это земля моих предков. Усатово – маленькая частица большой страны. Это наша история. Ее необходимо знать и нести последующим поколениям! Я сейчас учусь, но вырасту и внесу свой вклад в развитие села.

Автор материала: С. Скрипалева (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.