Панно "Пряхи"
Автор публикации: Д. Ли, ученица 8 класса
/data/files/i1667950693.jpg (1920x1424)Пояснительная записка
Панно «Пряхи»
Работа выполнена обучающейся творческого объединения «Студия керамики «Фантазия»» Ли Дариной (13 лет).
Творческое объединение «Студия керамики «Фантазия»» я посещаю более 2 лет. На занятиях мы не только создаем игрушки по мотивам работ русских мастеров, но и знакомимся с традициями и обрядами народных праздников.
Больше всего мне нравится изготавливать панно.
Представляю вам свою работу панно «Пряхи»
Фигуры композиции слеплены из глины, обожжены, и расписаны гуашевыми красками по мотивам каргопольской игрушки.
ПРЯХА (ПРЯЛЬЯ). Лицо женского пола, владеющее умением прясть.
Статус пряхи определялся ответственностью самого прядения — главного женского занятия, которым мужчины никогда не занимались. По народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости, а неправильное обращение пряхи с куделью могло сделать женщину мужеподобной: у нее начинала расти борода.
Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и с его атрибутами.
Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Тема прядения и девушка-пряха широко представлены в песенно-игровом фольклоре молодежи. Так, весной девушки исполняли веснянки, призывая птиц, которых просили принести весну и атрибуты рукоделия:
Жаворонки... принесите весну...
С пряльцем, с донцем,
С кривым веретёнцем!
Показать свое мастерство пряхи девушка могла на посиделках (попрядухах, попрядках, супрядках), куда приходили и парни. Работали девушки в осенне-зимнее время: в период осеннего поста (Филипповского-Рождественского)