12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Король Наталья56
Россия, Иркутская обл., г.Вихоревка

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 25" СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»







ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Тема: «Песни - обереги»





Подготовила: Липкова Анна

Алексеевна,

обучающаяся 9 «б» класса


Руководитель: Король Наталья Анатальевна,

Учитель музыки

Допуск к защите«___»_________2022 год






г. Вихоревка, 2022

СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Обережные песни

1.1. История песен оберегов ………………………………………………..…..4

1.2. Какое значение несла песня оберег ...…….…………………………..…....5

1.3. Виды песен оберегов……….………………………………………..……...8

Глава 2. Песни обереги. …… …………...……………………………………7

Заключение………………………………………………………………………..9

Список литературы………………………………………………………………10

Приложение…………………………………………………………………..….11































ВВЕДЕНИЕ.



С давних времен люди научились беречь ценности, традиции своего народа, передавая их через рисунки, предметы быта, песни, рассказы, обереги. В современном ритме жизни человек иногда забывает про свои корни, обычные традиции. На сегодняшний день актуальным становится этническое воспитание, которое способствуют духовному обогащению людей, отражая жизнь и культуру страны, местности, которую они представляют, прививая уважение к разнообразию культур. В последнее время увеличился интерес к народной тряпичной игрушке и к песням оберегам. Мне тоже стало очень интересно узнать, как можно больше песен оберегов. Было решено изучить литературу и разучить песни обереги. Исходя из актуальности вопроса, была поставлена цель.

Цель: изучить историю возникновения песен-оберегов и исполнить их.

Задачи:

Найти и изучить источники информации по теме проекта;

Разучить песенки обереги;

Подобрать необходимые материалы;

Подвести итоги проделанной работы.

Методы: поисковый, анализ, синтез, систематизация.

Практическая значимость: Собранный материал будет использован на уроках музыки, в школьном музее, в библиотеке, на занятиях в детском саду.











ГЛАВА 1 . ОБЕРЕЖНЫЕ ПЕСНИ

История песен оберегов

Традиционная народная песня имеет свою богатую историю. На земле песни появились очень давно.

Издавна человек был соединён с песней с самого рождения. На Руси было поверье: если изготовить для семьи куклу, и напевать оберегающий текст, то кукла с песенным наговором способна защищать и охранять всех членов семьи. Обережным песням приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему названию песни делились на три большие группы: песни-обереги, игровые и обрядовые песни. Пока дети были маленькими, песни им пели матери

Песни-обереги в народе являлись помощниками. Они выполняли роль амулетов, защитников домашнего очага и членов семьи и исполнялись в каждом доме. Каждая песня имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки, от тоски и др. Чаще всего они оберегали детей и женщин.

Песня в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в песни ребенок приобщался к культуре своего народа. В ребёнке формировались черты матери, хранительницы очага;

Песня-заговор должна была способствовать сохранению здоровья ребенку любым путем — либо прямым заклинанием от бед, напастей и скорбей, либо отведением несчастья путем ложного «обманного» призыва смерти.

В наше время песни заговоры потеряли свою значимость.




1.2. Какое значение несла песня оберег


Каждая обережная песня занималась своим делом — одна песня защищала дом от нечисти, другая отгоняла болезни, а третья следила за тем, чтобы на столе не было пусто. Задача песен была не из легких — песня отвечала за удачное замужество, за здоровье детишек, счастье и благополучие семьи.

Песни защищали от

а) злого глаза;

б) завистливых людей;

в) темной магии.

Когда девушка обрела семейное счастье, она могла делиться своим опытом, исполняя песни обереги.

Один из самых древних жанров народа - колыбельная  - песня, которой убаюкивают ребёнка. Термин произошёл от слова "веттаны" (качать, укачивать). Песня эта - проста, состоит из нескольких слов  и сопровождается покачиванием, что в древности имело значение магического ритуала.

Часто вспоминаю маму, песни в её исполнении. Я спокойно могла различить её голос из застольного многоголосия.

Раньше в деревнях часто устраивали вечера, собирались всей деревней, и за угощениями лились песни…

Мне нравилось, как мама пела колыбельные: Сначала брату, потом мне. Они шли из глубины души, такие нежные, ласкающие, убаюкивающие. Казалось, что эти слова предназначены только тебе.

Считается, что значение магического ритуала данной песни заключается в том, что ритм колыбельной, соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребёнка, играет важную роль в их душевном единении.

 

И песни эти не только дарят покой, умиротворение, но и обеспечивают хороший сон и отдых, так необходимые для здоровья малыша.

А ещё они содержат пожелание добра, счастья и служат оберегом. Вот поэтому и передавались из поколения в поколение.

Люди в старину верили в то, что человека окружают сверхъестественные враждебные силы, и если малыш увидит во сне что-то страшное, то наяву это уже не повторится. Вот поэтому в колыбельных присутствовали и пугающие персонажи.

Со временем колыбельные песни приобрели нежность и добрые пожелания на будущее.

С ранних лет готовили своего малыша к трудовой деятельности. Всё это нашло отражение в содержании колыбельных песен, где поётся о его будущей жизни, когда он станет помощником своим родителям:" ("В лес поедешь, дров привезёшь, родителей прокормишь").

Ведущее место в русском фольклоре занимает песня. Петь, должен уметь каждый. Именно через песни прививали любовь к культуре своего народа.

Колыбельные песни - это первые уроки родного языка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать её содержание. Текст и мелодия - несложные, выразительные, легко воспринимаются. Они формируют и музыкальный слух, чувство ритма, развивают память.

Эти детские песенки приспособлены к потребностям ребёнка, к особенностям его психики. А сочетание согласных помогает развитию артикуляции и освобождению довольно распространённого дефекта - картавости. Вот почему нужно петь своим малышам колыбельные песни.

Но на сегодня очень мало проживает семей, в которых звучат песни. Старшее поколение старается знакомить своих детей, внуков с языком своих предков через песни, наша задача - поддержать их в этих начинаниях.

Помощь состоит в организации различных мероприятий, на которых ребята могли бы познакомиться с различными песнями оберегами.

На таких мероприятиях или уроках мы слышим родную речь, звучат фольклорные песни, где чтят традиции своего народа, там и зарождается любовь к своей культуре, своему народу, к своей стране.

С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое, что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

Считается, что колыбельные - это мостик из взрослого мира в мир ребёнка. Пойте колыбельные, ведь ласковые слова, ритм, мелодия не только укачивают, убаюкивают вашего малыша, но выполняют воспитательную роль: вырастешь большой, будешь хороший, добрый, сильный…


























1.3. Виды песен оберегов



Видов песен у древних славян было великое множество, буквально на все возможные жизненные ситуации. Здесь мы расскажем о некоторых, наиболее известных и популярных из них. В поиске песен оберегов встретилась с трудностью: нашли большое количество текста наговоров, а обереговых песен, которые могли бы прозвучать в моём проекте, оказалось не достаточно. За материалами обращалась в разные библиотеки города, обращались в детские сады к воспитателям, искали в интернете, нашли только шесть текстов . Поэтому было решено вместе с руководителем проекта сочинить мелодии для заданного текста. Мелодию написала Наталья Анатольевна Король, учитель музыки, а я ее исполнила. Возможно, что какая-нибудь песня оберег всерьёз заинтересует кого-нибудь. Человек её разучит, и тем самым разрешит свою жизненную проблему. Вот, список наиболее популярных песен:

Кукла Зольная - хранит благополучие в семье, отводит от супругов разлады и ссоры. (Приложение 1 Фото. Кукла Зольная)

Дом – наш надёжный и верный причал!

Пищу, тепло и уют – всё обеспечит в доме очаг, в доме золу берегут.

Кукла Крупеничка - тоже отличная хранительница семейного быта. Она также заботится о достатке и сытости. (Приложение 2. Фото. Крупеничка.)

Урожай чтоб хороший собрать.

В уголке её красном хранили,

Чтоб от голода дом защищать.

Люди верили: кукла поможет,

Зиму трудную им переждать.

Кукла Кубышка (Травница) - сохраняет хорошую энергетику в доме и у проживающих в нём людей, очищает помещение от различного негатива. (Приложение 3. Фото. Травница)

я любим-траву разотру, я душицы возьму венок

в чистом полюшке по утру,

не жалея спины да ног.

я росой окроплю седум, белым мхом оласкаюсь всласть,

пусть не будет тяжелых дум,

пусть любовью вершится страсть,

чертогон принесет покой, ночесветом удачу в дом

приманю к тебе, чтоб земной

путь был радостью, не крестом.

всех нечистых вербеной прочь, клевер, лютик да соль болот,

пусть сменяется день и ночь,

ток земли и журчанье вод,

травы шепчут мне на ветру, сколько кроется в них добра,

я колечком их соберу,

чтоб тебе подарить, сестра.

Кукла Пеленашка изготавливалась беременной женщиной для своего ожидаемого младенца. (Приложение 4. Фото. Пеленашка.)

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто...

Прижми ее к себе, увидишь - счастье

Из глаз струится, как у малыша...

Согрета человеческим теплом

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали...

Теперь она несет тепло в твой дом...

А ты в ответ мне: "Верится с трудом..."

Кукла Неразлучники - предназначалась в дар молодожёнам во время свадьбы. Её назначение - оберегать и сохранять вновь созданную семью. (Приложение 5. Фото. Неразлучники.)

Неразлучная пара - мы муж и жена,

Мы - семья, и мы рядом на все времена!

Мы сквозь все испытания вместе пройдём,

Нас ничто не разлучит, мы будем вдвоём.

Мы построим свой дом и поднимем детей,

И гостей позовём - и родню и друзей.

Нам не страшен разлад, невозможен развод,

Потому что ЛЮБОВЬ нас по жизни ведёт!

Кукла Желанница, - как видно из её имени, способна реализовывать ваши желания. (Приложение 6. Фото. Желанница.)

Добрая помощница,

Загадай что хочется -

Пусть оно исполнится.

Подари подарочек

Кукле вечерком,

Поглядись ты в зеркало

С куколкой вдвоем.

И тогда сбываются

Смелые мечты.

Кто из вас волшебница

Кукла или ты?

Кукла Десятиручка - помощница хозяйкам в работе по дому. (Приложение 8. Фото. Десятиручка.) 1

Ты спряди мне птица

Сладких слов гнездо,

Сердце чтоб укрыться

Там могло мое.

Для луча надежды

Был там прочный кров,

Тёплый для любви покров.

Ты спряди мне птица

Старой сказки стих,

Где у юной ведьмы

Светлый князь жених,

Где любовь колдует,

Не боясь костра,

Верят люди в чудеса.

Ты спряди мне птица

Из любви судьбу.

И пусть ветки жёсткий,

Но душа в пуху.

Под крыламами сгинут

Страхи, слезы, боль.

Счастьем оберни юдоль.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выполняя эту работу, было решено изучить историю обрядовых песен, изучить материал песен попевок, узнать какую роль выполняет песня, подробнее изучить, какие песни обереги существуют , познакомиться с видами песен-оберегов, была составлена подборка песен, выучен текст и разучена мелодия.

На тексты оберегов сочинили мелодии, которые были исполнены мною на защите проекта. Надеемся, что созданные обереговые песни помогут воспитателям детских садов при подготовке занятий по этой теме, ….

Благодаря проекту я буду более осознанно относиться к истории своего народа, традиции и обычаи, которые соблюдались на протяжении многих лет.

Цель достигнута, задачи выполнены.

 

Перспектива работы: Расширение банка методических разработок к музыкальным занятиям в детских садах, на уроках музыки в общеобразовательных школах и внеклассные занятия






 

.


 

 

 









Литература

1.     Агаева И, Кукла « Ангелочек» // Народное творчество. 2002. 4. С. 36-37.

2.     Агаева И. Кукла «Домашняя масленица» // Народное творчество. 2004. 1. С.40-43.

3.     Агаева И. Куклы « Тульской мастерской», «Бабочка» // Народное творчество. 2004. 2. С. 24-25.

4.     Агаева И. Куклы «Перевертыш», «Сударушка»,» День и Ночь» // Народное творчество. 2004. 5. С. 29-31.

5.     Агаева И. Уроки мастерства. Тряпичные куклы // Народное творчество. 2004. 2. С. 44-47.

6.     Агаева И., Агапова О. Куклы из бабушкина сундука // Народное творчество. 2004. 3. С. 42-47.

7.     Агаева И., Агапова О., Агаева Г.Кузьма и Дамьян – покровитель семейного очага и ремесел // Народное творчество. 2001. 4. С.34-25.

8.     Андреева С. Мои любимые куватки // Народное творчество. 2000. 4. С. 24-25. 

9.     В. Долгова «Славянские куклы-обереги своими руками» Феникс, 2016 г.

10.  Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги.

11.  Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.

12.  Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001

13.  Народное творчество №1, 2004

14.  Народное творчество №3, 2008         Конец формы

13


Автор материала: Л. Анна (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.