Автор публикации: А. Семёнов, ученик 9 класса
МБОУ «Родомановская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области Проект по биологии «Где вода, там и жизнь» Выполнил: Семёнов Алексей 9 класс Руководитель: Филипович Любовь Владимировна Родоманово 2018
Цели и Задачи Цели проекта: Показать важность воды в жизни человека Провести анализ состояния водоснабжения жителей д.Степаники, д. Кичигино, д. Родоманово Определить качество воды из скважин Установить соответствие питьевой воды в жителей д.Степаники, д. Кичигино, д. Родоманово Задачи проекта: 1.Найти и изучить информацию о состоянии качества воды 2. Изучить САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ СанПиН 2.1.4.544-96 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения". 3. Провести мониторинг методом анкетирования среди учащихся: «Опрос учащихся об использовании воды из разных источников в пищу». 4. Провести анализ проб воды из различных источников водоснабжения нашей деревни. 5.Пропагандировать необходимость использования в быту фильтров для очистки питьевой воды, информацию о влиянии качества воды на состояние здоровья человека.
Актуальность проблемы Значение воды в природе. Академик А.П. Карпинский писал, что вода-это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода-это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было. «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при её участии. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорожденных ещё больше — до ¾. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг — около 80% и даже в костях — 15-20%. Есть живые организмы, содержащие ещё большее количество воды, например, картофель — 77%, огурцы — 99%, медузы — 99%.
Сегодня я хочу посвятить минутку именно воде как экологическому объекту. Сегодня я хочу посвятить минутку именно воде как экологическому объекту. В данном случае я хочу рассказать о методе определения качества состава воды. В данной работе рассмотрены актуальные вопросы чистоты водных ресурсов родного села. На основе экспериментов дана характеристика качества воды, пробы которой взяты из разных природных источников нашего села. Для этого я изучил различные методики исследования качества воды и самостоятельно отработал их. Проект реализовался с сентября по март текущего года. Проект вызвал большой интерес, поскольку тема воды сегодня актуальна. На наш взгляд, дело это очень хорошее и полезное. В ходе реализации проекта я овладел навыками работы с лабораторным и полевым оборудованием, провели эколого-химические, гидробиологические исследования различных водоемов оценили их экологическое состояние. Цель у нас благая – не просто узнать, какая вода, но и сделать шаг к улучшению экологии. Хорошая вода – пейте, плохая – сообщим жителям, что она непригодна для питья по некоторым показателям, или обратимся к нашей власти, чтобы принять меры. На сегодняшний день состояние воды неутешительно. Но нельзя пренебрегать актуальностью этой проблемы. Необходим регулярный и тщательный анализ воды: в результате производственной деятельности человека изменяется состояние природной среды. Самая актуальная проблема современности – это загрязнения водоемов и нехватки питьевой воды в России.
Общие требования к питьевой воде: 1.Вода должна быть прозрачной, бесцветной, без привкуса и запаха, иметь освежающую температуру и не содержать видимых примесей 2.Вода должна иметь безвредный химический состав. 3.Вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении.
Методика исследования питьевой воды В своей работе мы с помощью нескольких специальных методик провели эксперименты по изучению физических и химических свойств воды. Для чего мы использовали пробы воды, взятые из следующих природных и водопроводных источников: колодец (частный) д. Кичигино ---- проба №1 колодец (частный) д. Станки ---- проба №2 родниковая вода д. Мелехово ---- проба №3 вода из водопровода ---- проба №4 вода из бытового фильтра ---- проба №5 При отборе мы использовали посуду из бесцветного стекла, тщательно вымытую моющими средствами, многократно ополоснули ее водопроводной и дистиллированной водой.
Физико-химические методы определения качества воды 1.Определение прозрачности воды. Налили в химические пробирки эту воду и рассмотрели ее на свет, Определили ее прозрачность. Простым способом по высоте столба воды (в см), при которой можно различить на белой бумаге стандартный шрифт с высотой букв 1.5 мм. Затем наливали в цилиндр с Д=2.5 см из прозрачного стекла воду. Далее устанавливали цилиндр на высоте 4 см над буквами. Потом просматривали шрифт сверху через столб воды и сливали ее до определенной метки, пока распознание шрифта становилось оптимальным. Результаты исследования следующие. - колодец (частный) д. Кичигино ---- проба №1, вода без осадка, прозрачная; - колодец (частный) д. Станки ---- проба №2, вода без осадка, прозрачная; - родниковая вода д. Мелехово ---- проба №3, вода без осадка, прозрачная; - вода из водопровода ---- проба №4, есть осадок - вода из бытового фильтра ---- проба №5, вода без осадка, прозрачная;
Определение водородного показателя воды в пробах (рН)
Для этого в пронумерованные пробирки №1, №2, №3, №4, №5 наливали по 5мл исследуемой воды, затем в каждую из них опустить в исследуемую воду универсальный индикатор, по шкале определить рН воды. Для этого в пронумерованные пробирки №1, №2, №3, №4, №5 наливали по 5мл исследуемой воды, затем в каждую из них опустить в исследуемую воду универсальный индикатор, по шкале определить рН воды. Проба №1 – рН=6 Проба №2 - рН=7 Проба №3 - рН=6 Проба №4 - рН=7 Проба №5 - рН=7 Вывод: рН исследуемых образцов в норме.
Определение наличие хлорид ионов
Сначала мы прилили нитрат серебра, чтобы проверить наличие хлорид ионов Сначала мы прилили нитрат серебра, чтобы проверить наличие хлорид ионов Ag+ + Cl- = AgCl Проба №1 – мутная Проба №2 – небольшое помутнение Проба №3 - мутная Проба №4 – небольшое помутнение Проба №5 – небольшое помутнение Вывод: в 2,4,5 пробирках образовалось небольшое помутнение, что свидетельствует о небольшом количестве ионов хлора или об их отсутствии, в пробирках 1,3 большое помутнение, что соответствует небольшому количеству ионов хлора.
Определение сульфат ионов Потом добавили хлорид бария, чтобы проверить наличие сульфат ионов. Вывод: во всех пробирках вода осталась прозрачной, что свидетельствует об отсутствии сульфат ионов.
Определение наличия сероводорода Используем раствор йода. Вывод: вода приобрела оттенок цвета йода, других изменений не произошло, что доказывает отсутствие сероводорода.
Определение наличия органических примесей. Используем раствор перманганата калия. В пробирку с водой мы добавляем 3-3 капли перманганата калия (до розового цвета). Нагреем содержимое до кипения. При наличии органических примесей в воде должны появиться буро- коричневые хлопья. Но т.к. этого не происходит можно сказать, что органических примесей в исследуемой воде нет. Вывод: в пробирках никакого осадка не образовалось, следовательно можно сказать что органических примесей в исследуемой воде нет.
Определение жесткости воды Мерным цилиндром налить 10 мл исследуемой воды в коническую колбу. Наполнить бюретку мыльным раствором, добавить 1 мл мыльного раствора в колбу. Если не образуется пена, добавить еще несколько мл раствора мыла. Продолжать добавлять мыльный раствор, пока не образуется устойчивая пена (она должна держаться не менее 30 секунд). Записать объем мыльного раствора, необходимого для образования устойчивой пены с 10 мл исследуемой воды. Ополоснуть колбу, повторить действия 1 – 3 с различными образцами воды. Проба №1 – 8 объемов Проба №2 - 7 объемов Проба №3 - 4 объемов Проба №4 – 5 объемов Вывод: вода из водопровода очень жесткая и содержит повышенное содержание железа , применять в пищу ее можно только после кипячения, но эта вода «мертвая», а человеку необходима «живая» родниковая вода, вода из всех исследуемых источников содержит умеренное содержание хлоридов, кислотность во всех исследуемых образцах нормальная .
Рекомендации 1) Обязательно очищать воду фильтром. 2) Даже очищенную воду надо обязательно кипятить, потому что далеко не все фильтры могут полностью обезопасить воду от содержащихся в ней веществ и бактерий. А что делать с накипью? Я нашёл несколько способов, как от неё избавиться: 1) Прокипятить раствор любой пищевой кислотой. 2) Прокипятить литр кока-колы. 3)Прокипятить картофельные очистки и яблочную кожуру. 4)Прокипятить раствором соды.