Проект "Авторские духовные стихи".

5
0
Материал опубликован 28 January в группе

Автор публикации: Е. Гапеевцева, ученица 11А класса

МОУ Бозойская ВСОШ

Проект

«Духовные стихи. Авторские стихи»

Выполнила: Гапеевцева Елена,

ученица 11»А класса

Педагог – консультант: Хандархаева Е.А.,

учитель русского языка и литературы

2024г.

Почему я выбрала эту тему?

В современном обществе стоит острая проблема: отсутствие веры в Бога. Ведь Бог – лучший врач, а молитва – лучшее лекарство. Словотворчество – божья искра, данная не каждому. Я верую, живу, дышу Богом, поэтому стихи пишутся легко и свободно, потому что идут от души. Исходя из актуальности проблемы, я выбрала данную тему проекта. Творчество и вера в Бога приносят смысл в нашу жизнь, порой сложную, труднообъяснимую, перевёрнутую. Я – человек творческий, конечно, я не создаю скульптуры, не возвожу чудесные здания, не пишу картины, но зато я пишу стихи, стихи о вере в Бога! Это словотворчество, ему я посвящаю много времени. Это так замечательно.

Цель: создать проектный продукт – духовные стихи собственного сочинения как поэтический источник красоты и мудрости.

Гипотеза исследования: на протяжении сотен поколений люди верили, верят и будут верить Богу. Любовь к Христу – это Благодать, данная свыше. Духовные стихи могут выступать как инструмент воспитания духовных и нравственных начал подрастающего поколения.

Задачи:

- изучить содержательную основу поэтики духовных стихов;

- выявить роль духовных стихов в жизни человека;

- определить содержание и образы духовных стихов через изучение происхождения и значение старинных слов;

- развивать интерес к православной вере;

- проанализировать их глубинный смысл и содержание;

- развивать проектную деятельность учащихся.

Противоречие: с одной стороны, духовные стихи имеют интересную содержательную основу, своеобразную красоту изложения, философию мудрости и чистоты, с другой стороны, мало используются как источник нравственных начал в воспитании юного поколения.

Духовные стихи – это музыкально – поэтический жанр народного творчества. Появился в 11 веке как результат взаимодействия фольклора и христианства. Использовали духовные стихи калики перехожие – певцы, странники, нищие, калеки, слепые, жившие подаянием. «Калига» - название страннического посоха. Они ходили от селения к селению, от монастыря к монастырю, пели духовные стихи на ярмарках, у ворот церквей, рассказывали о вере православной.

Содержание духовных стихов. Сюжеты духовных стихов взяты из Евангелии – книги, в которой рассказывается о земной жизни Христа. Это глубинная, мудрая, глубокая по содержанию, святая, божественная книга. Главные образы духовных стихов: 1) Спаситель, 2) Богородица, 3) Архангелы, 4) Ангелы. Духовные стихи слагались тоническим стихом, как и былины, поэтому язык многих духовных стихов похож на былинный, в основном ,с рифмованным равносложным строем.

Музыкальный язык духовных стихов похож на былинный сказ. Музыкальные интонации простые, бесхитростные, доступные для использования простыми людьми. Постоянно повторяется в них первый мотив.

Вывод: таким образом, познакомившись с духовными стихами, можно прийти к выводу, что у всех людей, независимо от места их проживания, национальности, миропонимания, вера в Бога должна жить в сердце и душе каждого человека, только нужно помнить святые заповеди:

Азм есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землёю; да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не приемли имени Господа Бога твоего в суе.

Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

Не убий.

Не прилюбы сотвори.

Не укради.

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не пожелай жены искрянняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола еого, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Работая над проектом, я убедилась, что духовные стихи – это островок духовности, чистоты и красоты, это кладезь народной веры и мудрости. Народ вернулся к православной вере. Возродилась и духовная поэзия. Без возрождения души Родина не возродится. Не коттеджи и иномарки принесли славу России, а русская православная душа, собравшая раздробленные земли, создавшая величайшее духовное богатство. А без души любое тело мертво. Духовные стихи – это спасение духовности, это сопротивление злу. Сумеем ли мы сохранить свою веру, национальные ценности или погибнем под напором чуждой западной цивилизации? Надо искать правду в народе, в церкви. «Россия гибнет,» - говорят иные, но она не гибнет, она больна. Только вера духовная способна спасти и возродить Россию. Ведь русскому человеку всегда была свойственна религиозность.

Старец Серафим Вырицкий писал:

«Пройдёт гроза над русскою землёю,

Народу русскому Господь грехи простит,

И Крест святой Божественной красою

На Божьих Храмах снова заблестит.

Утихнут грозные невзгоды,

Своих врагов Россия победит,

И имя русского великого народа,

Как гром, по всей вселенной прогремит»

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЖИВИТЕ С БОГОМ!


МОУ Бозойская ВСОШ

ПРОЕКТ « Духовные стихи. Авторские стихи»

Выполнила :Гапеевцева Елена, ученица 11 «А» класса

Педагог – консультант: Хандархаева Е.А., учитель русского языка и литературы

Цель: выявлять, развивать и реализовывать творческие способности учащихся через создание поэтических текстов.

Задачи: 1) пробуждение интереса к духовным стихам; 2) формирование литературно – художественных умений; 3) развитие эмоциональной сферы учащихся; 4) развитие интереса к православной вере; 5) реализация творческих заданий на уроках литературы и во внеклассной работе.

Содержание проектной работы:

Духовные стихи – это исповедальный жанр.

«Калики перехожие».

Смысл и содержание духовных стихов.

Интерпретация духовных стихов.

Житейские духовные стихи.

Лирические и эпические духовные стихи.

Вывод.

«Совлечь с себя ветхого человека, начать возрождение России с себя самих. Найти в себе силы делать всё, что потребует от нас спасение России, как бы тяжко это ни было старой монашеской совести. Но от падения в омут грязи и крови, от омертвения в языческом мире интересов и страстей будет спасать нас всегда хранимое, всегда любимое – небесная путеводительница - лицо России» (Г.П. Федотов – русский исследователь, богослов, филолог.)

Духовные стихи – это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя, к своей душе и совести, это разговор с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжении Поста, заменяя ими мирские песни. На русском Севере, во время Четыредесятницы , женщины собирались вместе

Прясть и за работой пели духовные стихи Знание этих песнопений передавалось по женской линии .Конечно, стихи звучали на церковной трапезе , они пелись на поминках, особенно в 20 веке, когда церковное отпевание было порой недоступно. Духовные стихи пронизывали повседневную жизнь человека , поддерживая в ней Евангельский свет и христианское мироощущение. Эти песнопения как бы «переводили « подчас сложные церковнославянские богослужебные тексты, пересказывали содержание Писания более привычным языком. Духовные стихи использовались людьми различных сословий : крестьянами и горожанами, монашествующими. Но чаще их называли «калики перехожие». Название «калика» происходит от латинского, так называлась прочная шипованная обувь, которую носили римские легионеры, а также паломники. Калики известны с 11 века, они были паломниками, часто людьми церковными. О них сообщается, что это были люди богатырской силы, грамотные и часто небедные. Лишь значительно позднее образ калики трансформируется в калеку – нищего, исполняющего былины и духовные стихи и зарабатывавшего, таким образом, себе на пропитание. Так калеки стали преемниками традиции калик. Содержание духовных стихов отличается большим разнообразием: это и стихи, посвященные какому-либо празднику или событию, отраженному в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Духовным стихам о святых и праведных посвящается основной цикл моих стихов.

Любовь Господня – это дар небесный…

Сильней любви Господней нету ничего.

Она прекрасна и чудесна.

Как хочется мне ощущать её.

Быть с Богом – это высшая награда.

Смотреть в Его прелестные глаза

И знать, что Он всегда с тобою рядом,

И в будущем с Ним быть на Небесах.

К Его святым ногам прийти поплакать,

Покаяться Ему, всё рассказать.

Быть с Богом – это высшая награда!

Кто верит в Бога – сможет всё понять!

***

«ГОСПОДЬ»

С креста Святая кровь стекает…

И догорает солнца луч.

А я стою словно немая,

Молюся Господу, молюсь.

Молюся, каюся и плачу:

«Прощенья у Тебя прошу!

И на коленях пред Тобою

Я вновь, Господь, опять стою.

Прости мои все прегрешенья,

Что причинила столько бед.

Я у Тебя прошу прощенья:

Ты для меня дороже всех.

Твои Святые руки эти…

По ним святая кровь стекла.

И ласковые очи эти

Мне улыбаются всегда.

Как я могу, мой милый Боже,

Грехом Тебя вновь распинать.

Ты для меня всего дороже…

Ты всё простил и смог понять…»



«ТРОИЦА СВЯТАЯ»

Троица Святая –

Отец, Сын и Дух,

Милая, родная,

Божество вокруг.

«Дай Ты мне смиренья,

Дай Ты мне любви,

И во всём, родная,

Ты мне помоги.

Как хочу быть с вами,

Верить и любить.

Быть достойной Вам я

И в грехе не жить.

Прославлять Вас, славить,

До конца идти.

Троица Святая,

Ты мне помоги!


Стихотворение подводит к мысли не бояться смерти ради Христа. Оно проникнуто идеей бессмертия образа святого. Утешение и поддержку я нахожу в жизнеописании Бога, поскольку в своей непростой жизни испытываю лишения и невзгоды. Это проповедь о покаянии, обращенная к истинному пути, христианской любви, о борьбе со злом внутри себя и со внешними врагами, это призыв к деятельной вере. Первые два стихотворения написаны трёхстопным ямбом с использованием мужской и женской рифмы, а третий – двусложным хореем с мужской и женской рифмой.

«СЛЁЗЫ БОГОРОДИЦЫ».

Слезы Богородицы вижу я во сне…

Это Матерь Господа плачет обо мне.

Слезы ее катятся, по щекам текут.

Обо мне, о грешнице, молит сына вслух:

«Ты прости ей, господи, все ее грехи!

И во всем, хороший мой, ты ей помоги!

Ведь она не справится без тебя, сын мой.

И в грехе останется с грешною душой»

Я проснулась ночью той…

Крест мой на груди. И к иконе Божьей той

Пала я в ночи: «Матерь моя Божия!

Как люблю тебя! Прославлять, хорошую,

Не устану я. За тобой хранимая

До конца пойду.

Божья матерь, милая, я тебя люблю…»

Святая угодница Божия Мария на своем примере показала, что в каком бы положении не находился человек, он всегда может творить добрые дела, спасая этим свою душу и помогая другим обрести веру, надежду и любовь. Это и покаяние, и просьба покровительства, и одновременно просьба укрепления в вере. Стих написан трехстопным дактилем, в нем использована мужская рифма. Образ Матери Божьей выступает здесь не только как посредник между человеком и Богом, но и как защитник, покровитель и хранитель, заступник и наставник. О безграничной любви матери Марии ко всем без исключения людям известно давно. Это символ Жертвенной любви. Она рада отдавать, а не принимать. И это великая любовь-любовь материнская. Пресвятая Богородица укрывает, покрывает всех от бед, всегда помогает нам, если мы искренне молимся ей.

Существуют житейские духовные стихи, то есть песнопения, в которых излагается жизнеописание того или иного святого или какой – либо ключевой момент его жизни. Это стихи о Марии Египетской, св. Варваре, Алексии, человеке Божием, о св.Георгии, о Борисе и Глебе. О Георгии Победоносце и его мучениях, о Василии Кесарийском и Николе-Чудотворце, стихи о праведных женах…Хочется привести вдохновенные слова, сказанные о духовных стихах собирателем и исполнителем И.Н.Заволоко:» Деды и прадеды наши , презрев блага земные, все искали :как душу спасти от мирской суеты и прельщений. Все искали град Китеж взыскуемый, все стремились, как путники странные, в свой небесный отеческий дом. Исстари повелось, что народ свои думки душевные в стихи, в песню слагал. Себя радовал. А слагали эти песни калики убогие, что бродили по селам, в степях, по лесам, от цветущих степей до крайнего Севера, все бродили слепцы перехожие правду Божию искали и тем людей поучали… И любил же народ певунов перехожих! Соберутся же вокруг, и все слушают. А певцы им поют про дела стародавние. Как начали калики во Иерусалим нарежатися, как Христос дал им имя святое , чтоб его каждый час прославляли. Вот запели про время минувшее, как святые Борис-князь и Глеб были братом своим убиенны. Как Егорий святой на Руси в деле проповеди веры Христовой трудился… Отдыхай, душа, мысли чище становятся, все мирское уносится прочь!»

Падаю, падаю, падаю…

Ты подымаешь меня.

Жизнью своей я не радуюсь…

Ты говоришь: «Очень зря!

Перегляди жизнь никчёмную,

Будь со мной, рядом иди…

Дам тебе жизнь, дам спасение,

Только покайся приди.»

«Каюсь, Господь, каюсь, милый мой,

Да, пред Тобой я грешна.

Вот на коленях без сил уже,

Не отвернись от меня!»

«Нет, я не брошу, дитя моё!

Ты для меня дорога:

Богом теперь ты хранимая,

Верная мне ты всегда!»


«С ГОДАМИ СТАНОВЛЮСЬ МУДРЕЕ…»

С годами становлюсь мудрее…

Задумываюсь часто я:

Как я жила всё это время

Без веры и без Господа Христа.

Жила, не думая о Боге,

Бежала из последних сил,

Но вот упала на дороге,

И стал инее этот свет не мил.

В минуты горестные эти

Я вспомнила Его тогда:

Как можно было жить на свете,

Господь, родной мой, без Тебя?

Я мигом на колени встала,

Взмолилась Господу Христу.

Ему в молитве всё сказала,

Покаялась пред ним я тут.

Он руку помощи подал мне:

Поднял меня, простил, помог,

На Божий путь меня направил,

И от беды меня Он уберёг!

Мои духовные стихи похожи на плач, на молитву, потому что это крик моей раненой души. Сила Господня в немощи познаётся, ведь если мы хотим обрести помощь Божью, мы должны смиряться, каяться, молиться… Богу не нужны наши жертвоприношения, Ему нужно наше смиренное сердце, и тогда Он будет нашим Помощником. Первое стихотворение написано трёхстопным хореем, представляет собой смесь дактилической и женской рифмы, второе – трёхстопным амфибрахием с мужской и женской рифмой.

Литературные критики, чтобы избежать недоразумений, поделили русские духовные стихи на две группы: эпические и лирические. Впервые эпические духовные стихи встречаются в культуре Киевской Руси, в летописях. Это были песни-поклонения богам природы, с помощью которых славяне благодарили за урожай, просили дождя и спасения во время разгула стихий. Популярными они также были во время праздничного дня рождения бога солнца и воскрешения всего живого от зимнего сна. После принятия христианства языческие песни запретили использовать - неповиновение указу грозило смертной казнью. Но вместо них начали рождаться другие произведения , которые воспевали мужество христиан и прославляли Бога. В их основу положены сюжеты о Библии и легенды о деяниях Христа. Авторами духовных стихов являлись не только священники, монахи и летописцы, но и простые люди. С их помощью и родилось ещё одно направление этого вида творчества – народный духовный эпос, в котором воспевались подвиги отважных рыцарей, битвы и походы, что увенчались победой с Божьей помощью. Читали старцы, калики, паломники по святым местам Царьграда, Иерусалима под музыку лиры или кобзы громким возвышенным голосом. Среди наиболее известных русских духовных стихов можно выделить легенды «Голубинной книги», то есть глубинной, лирические истории о Царевиче Иосафе, об Иосифе Прекрасном. По смыслу они очень напоминали былины, но отличались от них грустным исполнением и прославлением Господа. Известны имена давних поэтов – песенников: игумен Даниил, архиепископ Антоний, архиепископ Григорий Калека, монах Стефан Новгородец. Все эти люди занимали высокое положение в обществе, поэтому их имена и сохранились.

«СОН»

Во сне я видела Иисуса:

Он на меня глядел с тоской,

Тянул ко мне Святые руки,

Мне говорил: «Дитя, постой,

Не уходи, не отдаляйся,

Я не на миг не упрекну.

Приди ко мне, приди покайся!

Я всей душой тебя люблю.»

Я на Него взглянула дерзко.

Не понимала, что творю.

И улыбаясь бессердечно,

Во сне от Бога ухожу.

Он вслед Святые руки тянет,

Меня Он держит из последних сил.

«Иди ко мне, иди, родная!

Тебя люблю! Тебе я всё простил!»

Проснулась я в поту холодном,

Со страхом, с ужасом внутри…

И на колени пред иконой

Упала и шепчу: «Прости…

Прости за боль и за страданье,

За грех нелепый мой такой.

Я пред Тобою с покаяньем,

Господь любимый мой, родной!

«Что Ты в беде меня не бросил,

Простил, услышал и помог.

Ты самый добрый и хороший,

Ты мой Спаситель, мой Христос!»\

В этом стихотворении Бог посещает меня во сне. Ведь каждый христианин

Спасается ,идет своим путем, не бывает двух одинаковых судеб и не бывает двух одинаковых дорог на небо. Цель у всех православных одна – достижения единения с Богом в Небесном Граде. Все мы люди грешные, никто не чист.

Как излечить больную душу? Только придя к Господу. Он творец. Он Вседержитель, который один может из праха воскресить, восстановить упавшую душу

Лирические русские духовные стихи возникли в 17-18 веках, и развивались они под влиянием русской литературы того времени. Попадая в народ, они изменялись до неузнаваемости. Наиболее ценными образцами является лирика о Дмитрии Солунском, Страшном суде, Параскеве – Пятнице. Уже с 17 века постоянно начинают выдвигаться и учёные – литературоведы, которые занимались изучением русских духовных стихов. Они также собирали их в различных вариантах, чтобы хронологически упорядочить и сохранить для других поколений. Наиболее полным считается собрание духовных произведений А. П. Бессонова «Калики перехожие», которое увидело мир в 1861 году. Заслуживает внимания и гораздо поздняя книга Г. П. Федотова «Стихи духовные» (1936 год). В наше время возродился интерес к данному виду литературной духовности в 2009 году, впервые за долгие десятилетия молчания, вышел новый сборник «Отзвуки Небес», где были собраны произведения современной духовной литературы.

Я считаю, что проникая в сокровенный мир народа через духовную поэзию, можно говорить о понятии «святость», обогатиться духовно и укрепиться нравственно, понять, в чём заключается духовная чистота и красота. Нельзя сказать, что и сейчас духовные стихи приобрели статус популярного поэтического жанра, о них практически уже никто не вспоминает и не употребляет в повседневной жизни. Лишь узкий круг людей, как правило, глубоко верующие люди, пожилые женщины, используют духовные стихи в ритуальном обряде, считывая их со стареньких потёртых тетрадей. Духовные стихи – это «мощный пласт народной культуры, без которого невозможно понять ни русское народное сознание, ни многие шедевры русской литературы и музыки», - писал богослов, филолог Г. П. Федотов.

Я пишу духовные стихи, потому что вера спасла меня. Вера- это сила духовная. Малая вера не подвигнет ни ум к размышлениям о Боге, ни сердце

на молитву. Крепкая вера движет ум и сердце и всю душу человека. Пока

живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу. Сегодня вера нужна больше , чем когда-либо .Всякий раз ,когда тёмные тучи

собираются над нами , в нашей жизни , мы прибегаем к Богу. Это естественно, думаю, что в эти тяжёлые времена все должны обратиться к христианской вере. Она просветляет, умудряет, указывает путь, дает человеку силы и терпение на этом пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Г. П. Федотов «Лицо России», М; 1980г.

Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: сборник. Ленинград ; издательство «Художественная литература», 1984г.

Г. Г. Громов «Методика этнографических экспедиций: учебно – методическое пособие, М; издательство Московского университета, 1966г.

ОАО «Большая российская энциклопедия», 2004 – 2017гг.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации