Проект по истории ВОВ. "Боевая техника Великой Отечественной войны 1941-1945гг"
Автор публикации: А. Салиенко, студент 1 курса
Проект по истории ВОВ
DOC / 142 Кб
Государственное Бюджетное образовательное учреждения
Среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
Первомайский колледж
П Р О Е К Т
По предмету: «История ВОВ»
на тему: «Боевая техника Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»
Выполнил:
обучающийся гр. 1-С
Салиенко Артур
Преподаватель: Евков А. А.
г. Первомайск
2021г.
1.Аннотации……………………………………………………………………………..3
2. Введение……………………………………………………………………………....4
3. Авиация……………………………………………………………………………….5
Як-1……………………………………………………………………………………5
ЛаГГ, ЛаГГ-3………………………………………………………………………….5
И-16……………………………………………………………………………………6
Ил-2 и его модификации……………………………………………………………..7
Пе-8……………………………………………………………………………………7
Ту-2……………………………………………………………………………………8
4. Танки и самоходные орудия………………………………………………………..9
Танк Т-60………………………………………………………………………….......9
Самоходная установка ИСУ-152…………………………………………………....9
Самоходная установка СУ-152…………………………………………………….10
Самоходная установка СУ-85……………………………………………………...10
Танк КВ………………………………………………………………………………11
Танк Т-34…………………………………………………………………………….12
Т-35…………………………………………………………………………………. 13
Т-37А………………………………………………………………………………...14
5. Другая боевая техника…………………………………………………………......15
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-36………………………………...15
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-24………………………………...15
Пусковая установка М-30…………………………………………………………..16
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н…………………………………17
6.Флот…………………………………………………………………………………..19
Краснознаменный линейный корабль «СЕВАСТОПОЛЬ»………………………19
Гвардейский крейсер «КРАСНЫЙ КРЫМ»………………………………………19
Гвардейский эскадренный миноносец «ГРЕМЯЩИЙ» проекта 7………………20
Сторожевые корабли типа «УРАГАН»……………………………………………20
Бронированные морские охотника за подводными лодками проекта 194……...21
Подводные лодки типа К «КРЕЙСЕРСКАЯ»……………………………………..22
7. Заключение………………………………………………………………………….24
Источники………………………………………………………………………….…..25
1. АннотацииПроект для обучающегося 1 курса ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж», Салиенко Артура по теме «Боевая техника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Задача – рассказать о боевой технике ВОВ 1941-1945гг., рассказать о изобретателе, о том, где и когда определенный самолет, корабль или танк принял решающий бой, в той или иной операции, да и не только в одной. Данный проект направлен на то, чтобы получить себе дополнительные знания, и хотя бы знать основную боевую технику, повлиявшую на исход ВОВ. Цель проекта научиться использовать знания, полученные в данной работе, не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.
На территории Советского Союза было сформировано значительное количество национальных воинских формирований общей численностью 550 тыс. человек, на вооружение которых было безвозмездно передано около 960 тыс. винтовок, карабинов и автоматов, более 40,5 тыс. пулеметов, 16,5 тыс. орудий и минометов, свыше 2300 самолетов, более 1100 танков и САУ.
Советская промышленность в 1942 - 1944 гг. ежемесячно производила свыше 2 тыс. танков, в то время как германская промышленность только в мае 1944 г. достигла максимума -1450 танков; орудий полевой артиллерии в Советском Союзе производилось более чем в 2 раза, а минометов в 5 раз больше, чем в Германии. Секрет этого «экономического чуда» кроется в том, что, выполняя напряженные планы военного хозяйства, рабочие, крестьяне, интеллигенция проявили массовый трудовой героизм.
Нана промышленность превзошла немецко-фашистскую нетолько по количеству, но и по качеству основных образцов вооружения и техники. Советские ученые и конструкторы коренным образом улучшили многие технологические процессы, неустанно создавали и совершенствовали военную технику и вооружение. Так, например, средний танк Т-34, подвергшийся нескольким модификациям, по праву считается лучшим средним танком Великой Отечественной войны, а тяжелый – ИС-2.
Можно назвать тысячи славных советских воинов, совершивших замечательные подвиги во имя Родины, во имя Победы над врагом. Более 300 раз в Великой Отечественной войне был повторен бессмертный подвиг пехотинцев А.К. Панкратов В.В. Васильковского и А.М. Матросова. Золотыми буквами в боевую летопись Советской Отчизны вписаны имена Ю.В. Смирнова, А.П. Маресьева, десантника К.Ф. Ольшанского, героев-панфиловцев и многих, многих других. Символом несгибаемой воли и упорства в борьбе стали имена Д.М. Карбышева и М. Джалиля. Широкой известностью пользуются имена М.А. Егорова и М.В. Кантария, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом. Более 7 миллионов человек, сражавшихся на фронтах войны, были награждены орденами и медалями. 11358 человек были удостоены высшей степени боевого отличия - звания Героя Советского Союза.
В творческом соревновании конструкторских бюро, разрабатывавших в конце тридцатых годов новые истребители, большого успеха добился коллектив, которым руководил А.С.Яковлев. Созданный им опытный истребитель И-26 отлично прошел испытания и под маркой Як-1был принят в серийное производство. По своим пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей.
В годы Великой Отечественной войны он неоднократно модифицировался. На его основе были созданы более совершенные истребители Як-1М и Як-3. Як-1М – одноместный истребитель, развитие Як-1. создан в 1943 г. в двух экземплярах: опытный экземпляр N 1 и дублер. Як-1М был самым легким и маневренным истребителем в мире для своего времени.
2.ЛаГГ, ЛаГГ-3Конструкторы: Лавочкин, Горбунов, Гудков – ЛаГГ.
Внедрение самолета не проходило гладко, так как самолет и его чертежи были еще достаточно «сырые», не «доработанные до серийного выпуска. Наладить поточное производство не удавалось. С выходом серийных самолетов и их поступлением в воинские части стали приходить пожелания и требования усилить вооружение и увеличить объем баков. Увеличение емкости бензобаков позволило увеличить дальность полета с 660 до 1000 км. Были установлены автоматические предкрылки, но в серии больше шли обычные самолеты. Заводы, выпустив около 100 машин ЛаГГ-1, начали строить его вариант – ЛаГГ-3. Все это по мере сил выполнялось, но самолет утяжелялся и летные качества его снижались. Кроме того, зимний камуфляж – шершавая поверхность окраски – ухудшил аэродинамику самолета (а опытный экземпляр темно-вишневого цвета был отполирован до блеска, за что его называли «рояль» или «радиола»). Общая культура веса в самолетах ЛаГГ и Ла была ниже, чем в самолетах Як, где она была доведена до совершенства. Но живучесть конструкции ЛаГГ (а затем Ла) была исключительной ЛаГГ-3 в первый период войны был одним из основных фронтовых истребителей. В 1941-1943 гг. заводы построили свыше 6,5 тыс. самолетов ЛаГГ.
Это был свободнонесущий низкоплан, имевший гладкие обводы и убирающееся шасси с хвостовым колесом; он был уникален среди истребителей того времени, потому что имел цельнодеревянную конструкцию, за исключением имевших металлический каркас и полотняную обшивку рулевых поверхностей; фюзеляж, хвостовое оперение и крылья имели деревянную силовую конструкцию, к которой были прикреплены с помощью фенол-формальдегидной резины диагональные полосы фанеры.
Было построено более 6500 самолетов ЛаГГ-3, причем поздние варианты имели убирающееся хвостовое колесо и возможность переносить сбрасываемые топливные баки. Из вооружения устанавливалась 20-мм пушка, стрелявшая через втулку винта, два пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), и подкрыльные крепления для неуправляемых ракет или легких бомб.
Вооружение серийных ЛаГГ-3 состояло из одной пушки ШВАК , одного-двух БС и двух ШКАС , еще подвешивались 6 снарядов РС-82. Были еще серийные самолеты с пушкой 37-мм Шпитального Ш-37 (1942 г.) и Нудельмана НС-37 (1943г.). ЛаГГ-3 с пушкой Ш-37 называли «истребителем танков».
3.И-16В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым.
По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко отличался от большинства своих серийных современников.
И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете был совмещен с центром давления примерно на 31% САХ. Имело место мнение, что в этом случае самолет будет более маневренным. На самом деле получилось, что И-16 стал практически недостаточно устойчивым, особенно на планировании, требовал большого внимания от летчика, реагировал на малейшее движение ручки. И наряду с этим не было, пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на современников своими скоростными качествами. Маленький И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. После каждой модификации скорость, потолок и вооружение самолета возрастали.
Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и двух пулеметов. Самолеты первых серий получили боевое крещение в схватках с фашистами в небе Испании. На машинах последующих выпусков с установками для реактивных снарядов наши летчики громили японских милитаристов на Халхин-Голе. И-16 принимали участие в боях с немецко-фашистской авиацией в первый период Великой Отечественной войны. На этих истребителях сражались и одержали немало побед дважды Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, А. В. Ворожейкин, В. Ф. Сафонов и другие летчики.
4.Ил-2 и его модификацииОдин из самых грозных боевых самолетов Второй мировой войны Ильюшин Ил-2 производился в огромных количествах. Советские источники называют цифру 36163 самолета. Характерной особенностью двухместного самолета ЦКБ-55 или БШ-2, разработанного в 1938 г. Сергеем Ильюшиным и его Центральным конструкторским бюро, была бронированная оболочка, которая составляла единое целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель, радиаторы и топливный бак.
Серийные экземпляры, обозначенные Ил-2, в целом были похожи на модель ЦКБ-57, но имели модифицированное лобовое стекло и укороченный обтекатель задней части фонаря кабины пилота. Одноместный вариант Ил-2 быстро доказал, что он является высокоэффективным оружием. Однако потери в течение 1941-42 гг. из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались очень велики. В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. У самолета Ил-2М в задней кабине под общим фонарем располагался стрелок. Два таких самолета прошли летные испытания в марте, а серийные машины появились в сентябре 1942 г. Новый вариант самолета Ил-2Тип 3 (или Ил-2м3) впервые появился в Сталинграде в начале 1943 г.
Чтобы обеспечить замену штурмовику Ил-2, в 1943 г. было разработано два разных опытных самолета. Вариант Ил-8, сохранив близкое сходство с Ил-2, был оснащен более мощным двигателем АМ-42, имел новое крыло, горизонтальное хвостовое оперение и шасси, объединенные с фюзеляжем самолета Ил-2 позднего производства. Он прошел летные испытания в апреле 1944 г., но от него отказались в пользу Ил-10, который являлся совершенно новой разработкой цельнометаллической конструкции и усовершенствованной аэродинамической формы. Массовое производство было начато в августе 1944 г., а оценка в действующих полках – два месяца спустя.
5.Пе-8Самолет Петляков Пе-8 был единственным в СССР тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком во время Второй мировой войны.
В октябре 1940 г. в качестве стандартной силовой установки был выбран дизельный двигатель При бомбардировке Берлина в августе 1941 г. выяснилось, что они тоже ненадежны. Было решено прекратить использование дизельных двигателей. К тому времени обозначение ТБ-7 было сменено на Пе-8, и к окончанию серийного производства в октябре 1941 г. было построено в общей сложности 79 таких самолетов; к концу 1942 г. примерно на 48 из общего числа самолетов были установлены двигатели АШ-82ФН. Один самолет с двигателями АМ-35А совершил великолепный полет с промежуточными посадками из Москвы в Вашингтон и обратно в период с 19 мая по 13 июня 1942 г. Уцелевшие самолеты интенсивно использовались в 1942-43 гг. для ближней поддержки, а с февраля 1943 г. для доставки бомб весом 5000 кг для точной атаки на специальные цели. После войны, в 1952 г., два Пе-8 сыграли ключевую роль в основании арктической станции, совершив беспосадочные перелеты дальностью 5000 км (3107 миль).
7.Ту-2Создание самолета Ту-2(«103У») (фронтового бомбардировщика) началась в конце 1939 года конструкторской группой во главе с А.Н.Туполевым. В январе 1941 года вышел на испытания, опытный самолет, обозначенный «103». В мае того же года начались испытания его улучшенного варианта «103У», отличавшегося более сильным оборонительным вооружением, измененным расположением состава экипажа, который состоял из летчика, штурмана (мог в случае необходимости быть стрелком), стрелка-радиста и стрелка. Самолет оснащался высотными моторами АМ-37. На испытаниях самолеты «103»и«103У»показали выдающиеся летные качества. По скорости на средних и больших высотах, дальности полета, бомбовой нагрузке и мощи оборонительного вооружения они существенно превосходили Пе-2. На высотах более 6 км они летали быстрее почти всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю МиГ-3.
В июле 1941 года было принято решение о запуске «103У» в серию. Однако в условиях начавшейся войны и широкомасштабной эвакуации авиационных предприятий организовать выпуск моторов АМ-37 не удалось. Поэтому конструкторам пришлось переделывать самолет под другие моторы. Ими стали М-82 А.Д.Шведкова, которые только что начали выпускаться серийно. Самолеты этого типа применялись на фронтах с 1944 года. Производство этого типа бомбардировщиков продолжалось еще несколько лет после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики. Всего было построено 2547 самолетов.
4. Танки и самоходные орудия 1.Танк Т-60Он был создан в 1941 году в результате глубокой модернизации танка Т-40, проведенной под руководством Н.А. Астрова в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. По сравнению с Т-40 он имел усиленную броневую защиту и более мощное вооружение – 20-мм пушку вместо крупнокалиберного пулемета. На этом серийном танке впервые было применено устройство для подогрева зимой охлаждающей жидкости двигателя. Модернизацией достигалось улучшение основных боевых характеристик при упрощении конструкции танка, но при этом сужались боевые возможности – ликвидировалась плавучесть. Как и у танка Т-40, в ходовой части Т-60 использованы четыре обрезиненных опорных катка на борт, три поддерживающих катка, расположенное спереди ведущее колесо и заднее направляющее колесо. Подвеска индивидуальная торсионная.
Однако в условиях нехватки танков главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Танк производился одновременно на четырех заводах. Всего за короткий срок было выпущено 6045 танков Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны.
2.Самоходная установка ИСУ-152Как только в конце 1943 года появился на вооружении тяжелый танк ИС-1, на его базе решили создать полностью бронированную самоходную установку. Поначалу это встретило некоторые трудности: ведь ИС-1 имел корпус заметно уже, чем КВ-1с, на базе которого в 1943 году была создана тяжелая самоходная установка СУ-152 со 152-мм гаубицей-пушкой. Однако усилия конструкторов Челябинского Кировского завода и артиллеристов под руководством Ф. Ф. Петрова увенчались успехом. Уже до конца 1943 года было выпущено 35 самоходок, вооруженных 152-мм гаубицей-пушкой.
ИСУ-152 отличалась мощными броневой защитой и артиллерийской системой, хорошими ходовыми качествами. Наличие панорамного и телескопического прицелов позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Простота устройства и эксплуатации способствовали быстрому освоению ее экипажами, что в военное время имело исключительно важное значение. Эта машина, вооруженная 152-мм пушкой-гаубицей, серийно выпускалась с конца 1943 года. Ее масса равнялась 46 т, толщина брони – 90 мм, экипаж состоял из 5 человек. Дизель мощностью 520 л. с. разгонял машину до 40 км/ч.
В 50-х годах самоходные установки ИСУ, сохранившиеся на вооружении Советской Армии, прошли, как и танки ИС-2, модернизацию. Всего же советской промышленностью было выпущено более и более 2800 ИСУ-152.
3.Самоходная установка СУ-152Осенью 1942 года на Челябинском Кировском заводе конструкторы во главе с Л. С, Трояновым создали на базе тяжелого танка KB-1с самоходную установку СУ-152 (КВ-14), предназначенную для ведения огня по скоплениям войск, долговременным опорным пунктам и бронеобъектам.
По поводу ее создания в «Истории Великой Отечественной войны» имеется скромное упоминание: «По заданию Государственного Комитета Обороны на Кировском заводе в Челябинске в течение 25 дней (уникальный срок в истории мирового танкостроения!) был сконструирован и изготовлен опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152, с февраля 1943 г. поступившей в производство».
Боевое крещение самоходки СУ-152 получили на Курской дуге. Их появление на поле боя было для немецких танкистов полной неожиданностью. Эти самоходные установки прекрасно проявили себя в единоборстве с немецкими «Тиграми», «Пантерами» и «Элефантами». Их бронебойные снаряды пробивали броню вражеских машин, срывали с них башни. За это фронтовики с любовью называли тяжелые самоходки «зверобоями». Опыт, полученный при проектировании первых советских тяжелых САУ, в последующем был использован для создания подобных огневых средств на базе тяжелых танков ИС.
4.Самоходная установка СУ-85Самоходки СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (по 16 установок в каждом полку) и широко использовались в сражениях Великой Отечественной войны.
Тяжелый танк ИС-1 был разработан в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода во второй половине 1942 года под руководством Ж. Я. Котина. За основу был взят КВ-13, на базе которого изготовили два опытных варианта новой тяжелой машины ИС-1 и ИС-2. Их различие заключалось в вооружении: на ИС-1 стояла 76-мм пушка, на ИС-2–122-мм пушка-гаубица. Первые опытные образцы танков ИС имели пятикатковую ходовую часть, выполненную по типу ходовой части танка КВ-13, от которого также были заимствованы очертания корпуса и общая компоновка машины.
Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года.
В 1944 году ИС-2 был модернизирован.
Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков, которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая. ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода Великой Отечественной войны.
Последним танком, созданным в период Великой Отечественной войны, стал тяжелый ИС-3 (объект 703). Он был разработан в 1944–1945 годах на опытном заводе № 100 в Челябинске под руководством ведущего конструктора М. Ф. Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 года, в течение которого было выпущено 1170 боевых машин.
Танки ИС-3, вопреки расхожему мнению, не применялись в боевых действиях второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, и ИС-3 произвел сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
5.Танк КВВ соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).
В августе 1939 года танки СМК и KB изготовили в металле. В конце сентября оба танка приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТПолигоне в подмосковной Кубинке, а 19 декабря тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии.
Танк KB показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.
Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе.
Однако в условиях блокады продолжать выпуск танков было невозможно. Поэтому с июля по декабрь в несколько этапов проводилась эвакуация Кировского завода из Ленинграда в Челябинск. 6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома – ЧКЗ, ставший единственным заводом-изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны.
Танк того же класса, что и KB–«Тигр»– появился у немцев только в конце 1942 года. И тут судьба сыграла с KB вторую злую шутку: он моментально устарел. KB был просто бессилен против «Тигра» с его «длинной лапой»– 88-мм пушкой с длиной ствола в 56 калибров. «Тигр» мог поражать KB на дистанциях, запредельных для последнего.
Несколько сгладить ситуацию позволило появление КВ-85. Но эти машины были освоены с опозданием, выпущено было их немного, и внести существенный вклад в борьбу с немецкими тяжелыми танками они не смогли. Более серьезным противником для «Тигров» мог стать КВ-122 – серийный КВ-85, вооруженный в опытном порядке 122-мм пушкой Д-25Т. Но в это время цеха ЧКЗ уже начали покидать первые танки серии ИС. Эти машины, на первый взгляд продолжавшие линию KB, были совершенно новыми танками, которые по своим боевым качествам далеко превосходили тяжелые танки противника.
За период с 1940 по 1943 год Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский заводы выпустили 4775 танков KB всех модификаций. Они состояли на вооружении танковых бригад смешанной организации, а затем были сведены в отдельные танковые полки прорыва. Тяжелые танки KB принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершающего этапа.
6.Танк Т-34Первый прототип Т-34 был изготовлен заводом № 183 в январе 1940 года, второй – в феврале. В том же месяце начались заводские испытания, которые были прерваны 12 марта, когда обе машины ушли в Москву. 17 марта в Кремле, на Ивановской площади танки продемонстрировали И. В. Сталину. После показа машины пошли дальше – по маршруту Минск – Киев – Харьков.
Первые три серийные машины в ноябре – декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков – Кубинка – Смоленск – Киев – Харьков. Испытания проводили офицеры.
Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию танка некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки разных заводов имели свой характерный внешний облик.
В незначительных количествах изготавливались танки-тральщики и мостоукладчики. Выпускался также командирский вариант «тридцатьчетверки», отличительной чертой которого было наличие радиостанции РСБ-1.
Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, средние танки Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии и Чехословацкого корпуса, которые воевали против фашистской Германии.
7.Т-35Т-35 —тяжёлый танк. Разработан в 1931—1932г. Является первым в СССР тяжёлым танком, запущенным в массовое производство на ХПЗ.
Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, предназначался для поддержки пехоты и усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов. До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали. Принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии, однако быстро были потеряны, в основном – из-за технических неисправностей (лишь семь танков было потеряно в бою). Осенью 1941 четыре танка Т-35 принимали участия в боях за Харьков в составе отдельного противотанкового отряда.
8.Т-37АТ-37А – малый плавающий танк. В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию производства. Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире. По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» являлся основным танком типа «разведывательный танк». Серийно производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменён более совершенным Т-38, массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и Советско-финской войны 1939—1940 годов. Также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года, а в тыловых частях они применялись вплоть до окончания войны.
Параллельно с созданием и запуском в серийное производство боевых машин БМ-13 и снарядов М-13 велись работы по адаптации авиационных реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 для использования в полевой реактивной артиллерии. Эти работы были завершены 2 августа 1941 г. принятием на вооружение 82-мм реактивного снаряда М-8. В течение войны снаряд М-8 несколько раз дорабатывался с целью повышения мощности действия у цели и дальности полета.
В целях сокращения сроков создания установки конструкторы наряду с созданием новых узлов широко использовали уже освоенные в производстве узлы установки БМ-13, например, основание, а в качестве направляющих использовали выпускавшиеся по заказу ВВС направляющие типа «флейта».
С учетом опыта производства установок БМ-13 при создании новой установки особое внимание было обращено на обеспечение параллельности направляющих и прочность их крепления с тем, чтобы уменьшить рассеивание снарядов при стрельбе.
Новая установка была принята на вооружение Красной Армии 6 августа 1941 г. под обозначением БМ-8-36 и запущена в серийное производство на московских заводах «Компрессор» и «Красная Пресня». К началу сентября 1941 г. было изготовлено 72 установки этого типа, а к ноябрю – 270 установок.
Установка БМ-13-36 зарекомендовала себя как надежное оружие с весьма мощным залпом. Ее существенным недостатком была неудовлетворительная проходимость шасси ЗИС-6 по бездорожью. В ходе войны этот недостаток был в значительной степени устранен за счет.
2.Боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-24Использованное при создании боевой машины БМ-8-36 шасси трехосного грузового автомобиля ЗИС-6 хотя и обладало высокой проходимостью по дорогам различного профиля и покрытия, но было малопригодным для движения по заболоченной пересеченной местности и по грунтовым дорогам, особенно в распутицу осенью и весной. Кроме того, при ведении боевых действий в условиях быстроизменяющейся обстановки боевые машин нередко оказывались под артиллерийско-пулеметным огнем противника, вследствие чего расчеты несли существенные потери.
По этим причинам уже в августе 1941 г. в конструкторским бюро завода «Компрессор» был рассмотрен вопрос о создании пусковой установки БМ-8 на шасси легкого танка Т-40. Разработка этой установки проводилась быстро и уже к 13 октября 1941 г. была успешно завершена. Новая установка, получившая название БМ-8-24, имела снабженную механизмами наводки и прицельными приспособлениями артиллерийскую часть с направляющими для запуска 24 реактивных снарядов М-8.
Артиллерийская часть монтировалась на крыше танка Т-40. Вся необходимая электропроводка и приборы управления огнем размещались в боевом отделении танка. После того, как танк Т-40 был заменен в производстве танком Т-60, его шасси было соответствующим образом модернизировано для использования в качестве ходовой части установки БМ-8-24.
Пусковая установка БМ-8-24 производилась серийно на начальном этапе Великой Отечественной войны и отличалась высокой проходимостью, увеличенным углом обстрела по горизонту и относительно небольшой высотой, облегчавшей ее маскировку на местности.
3.Пусковая установка М-305 июля 1942 г. на Западном фронте в районе города Белева впервые произвели залпы по укрепленным пунктам противника 68-й и 69-й гвардейские минометные полки четырехдивизионного состава, имевшие на вооружении новые пусковые установки для запуска тяжелых фугасных реактивных снарядов М-30.
Снаряд М-30 предназначался для подавления и уничтожения укрытых огневых средств и живой силы, а также разрушения полевых оборонительных сооружений противника.
Пусковая установка представляла собой изготовленную из стальных уголковых профилей наклонную раму, на которую укладывались в один ряд четыре укупорки с реактивными снарядами М-30. Стрельба велась путем подачи импульса электрического тока к снаряду по проводам от обычной саперной подрывной машинки. Машинка обслуживала группу пусковых установок через специальное распределительное устройство «краб».
Уже при создании снаряда М-30 конструкторам было ясно, что дальность его полета не в полной мере отвечает потребностям войск. Поэтому в конце 1942 года на вооружение Красной Армии был принят новый тяжелый фугасный реактивный снаряд М-31. Этот снаряд, имея вес на 20 кг больше, чем у снаряда М-30, превосходил своего предшественника и по дальности полета (4325 м вместо 2800 м).
Снаряды М-31 также запускались с пусковой установки М-30, однако эта установка весной 1943 г. была также модернизирована, в результате чего стала возможной двухрядная укладка снарядов на раму. Таким образом, с каждой такой пусковой установки запускались 8 снарядов вместо 4.
Пусковые установки М-30 состояли на вооружении формировавшихся с середины 1942 г. гвардейских минометных дивизий, в каждой из которых имелось по три бригады четырех-дивизионного состава. Залп бригады составлял 1152 снаряда общим весом свыше 106 тонн. Всего в дивизии имелось 864 пусковых установки, которые могли одновременно выпустить 3456 снарядов М-30-320 тонн металла и огня!
4.Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13НВ связи с тем, что производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения, обусловленные принятой на этих предприятиях технологией производства.
Кроме того, на стадии развертывания серийного производства пусковой установки конструкторы внесли в ее конструкцию целый ряд изменений. Самым важным из них была замена использовавшейся на первых образцах направляющей типа «спарка» на более совершенную направляющую типа «балка».
Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава гвардейских минометных частей и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники.
По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н. При создании установки конструкторы критически проанализировали все детали и узлы, стремясь повысить технологичность их производства и снизить стоимость. Все узлы установки получили самостоятельные индексы и стали, по существу, универсальными. В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.
Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении. Усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель.
Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.
Заложен 3 июня 1909 г. на Балтийском заводе, спущен на воду 16 июня 1911 г. Вступил в строй и вошел в состав БФ 9 сентября 1914 г.
Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1921 году был переименован в «Парижскую коммуну». Зимой 1929-1930 гг. совершил переход вокруг Европы на Черноморский флот. В 1930-1938 годах прошел капитальный ремонт и модернизацию на базе Севастопольского морского завода.
В период Великой Отечественной войны линкор активно участвовал в обороне Севастополя, совершил 15 боевых походов, прошел в сложных боевых условиях около 8 тысяч миль (7700 миль).Его орудия главного калибра произвели 10 стрельб (более 3 тысяч выстрелов) по позициям противника, зенитная артиллерия участвовала в отражении 21 атаки авиации противника, сбив 3 самолета.
31 мая 1943 года линкору было возвращено первоначальное наименование «Севастополь». 5 декабря 1944 года линкор «Севастополь» под флагом командующего Черноморским флотом – адмирала Ф. С. Октябрьского вернулся на рейд освобожденного Севастополя.
2.Гвардейский крейсер «КРАСНЫЙ КРЫМ»За время войны выполнил 58 боевых заданий, провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям противника, отразил 205 атак вражеской авиации (один самолет сбил), перевез свыше 20 тыс. военнослужащих, раненых и эвакуируемых граждан.
Этот крейсер был заложен в 1913 и строился в Ревеле под именем «Светлана», но в 1917 году переведен на буксире в Петроград, и впоследствии достроен на Балтийском заводе, получив имя «Профинтерн». В 19291930 гг. был переведен на Черноморский флот, принимал активное участие в ВОВ при обороне Одессы и Севастополя, а также в Керченско-Феодосийской десантной операции.
За годы войны крейсер «Красный Крым» под командованием капитана 1 ранга А.И.Зубкова выполнил 58 боевых заданий. Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких войск, уничтожив 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан Севастополя, высадил на берег около 10 тысяч человек в составе десантов, отразил свыше двухсот атак самолетов. 18 июня 1942 года крейсер был удостоен гвардейского звания. При возвращении эскадры Черноморского флота в Севастополь в ноябре 1944 года «Красному Крыму» была оказана честь первым войти в главную базу флота.
Строительство начато на Ленинградском судостроительном заводе № 189 имени С. Орджоникидзе (сегодня Балтийский завод) 22 октября 1935 года. Передан флоту 6 сентября 1938 года. Первый крейсер советской постройки.
За время Великой Отечественной войны экипаж крейсера «Киров» провел более 300 боевых стрельб. Уничтожил огнем своей артиллерии несколько тысяч гитлеровцев. Разрушил и подавил многие батареи противника. Вывел из строя и сжег десятки танков, самоходных орудий и автомашин противника. Сбил и повредил несколько десятков самолетов.
Вначале войны находился на рейде Риги. Далее участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград.
29 августа “Киров” бросил якорь на Кронштадтском рейде. В начале сентября немцы начали штурм Ленинграда и бросили на корабли и Кронштадт авиацию. 21 сентября “Киров” получил ряд тяжелых повреждений и военный совет КБФ принял решение перебазировать крупные корабли в Ленинград. “Киров” занял огневую позицию на Неве и продолжал вести огонь по наступающему противнику.
3.Гвардейский эскадренный миноносец «ГРЕМЯЩИЙ» проекта 7Заложен 23 июля 1936 года на заводе № 190 в Ленинграде (сегодня Северная верфь) по проекту ЦКБС-1 (Невское ПКБ), введен в состав Краснознаменного Балтийского флота 28 августа 1939 года. Эсминец «Гремящий» в годы войны выполнил более 90 боевых задач, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отразил 112 воздушных атак противника, сбил 14 и повредил более 20 вражеских самолетов, успешно сопроводил порядка 60 конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. Участвовал в проводке знаменитых Северных конвоев, обеспечивая поставки по «ленд-лизу» от союзников по антигитлеровской коалиции. 1 марта 1943 года корабль удостоен звания «Гвардейского».
4.Сторожевые корабли типа «УРАГАН»Всего было создано 18 кораблей этой серии: из них 14 было построено на Ленинградском ССЗ № 190 (Северная верфь).
Это первые боевые надводные корабли, спроектированные и построенные исключительно советскими судостроителями. Головной корабль серии «Ураган» – в историю российского судостроения вошел как пионер советского надводного флота.
История службы сторожевых кораблей типа «Ураган» на первый взгляд неприметна. Им не доводилось участвовать в классических морских сражениях, выходить в лихие торпедные атаки, уничтожать вражеские надводные корабли или подводные лодки. На их счет не записано громких побед. 18 сторожевиков «дивизиона плохой погоды» воевали на всех четырех флотах, но остались в тени своих более крупных собратьев.
В действительности СКР типа «Ураган» стали настоящими «рабочими лошадками» флота, без устали выполнявшими тяжелую, полную опасностей работу. Они несли дозорную службу, обеспечивали охранение крупных боевых кораблей, конвоирование транспортов, артиллерийскую поддержку сухопутных войск и десантов, отражали воздушные налеты, перевозили личный состав и военные грузы. Таким образом, первенцы советского военного кораблестроения, в тяжелые годы Великой Отечественной войны оказались одними из самых востребованных боевых единиц нашего флота.
Самый известный боевой корабль типа «Ураган» – сторожевик «Метель» Тихоокеанского флота. Ему довелось участвовать в освобождении целого города от японских захватчиков. 18 августа 1945 г. совместно с шестью торпедными катерами он высадил 77-й батальон 13-й бригады морской пехоты (300 человек), доставив шесть 45-мм орудий и шесть 82-мм минометов в г. Одецин. К вечеру десант завладел городом. За участие в освобождении Кореи от японских захватчиков 67 матросов, старшин и офицеров получили правительственные награды, а командиру корабля капитан-лейтенанту JI. Н. Балякину было присвоено звание Героя Советского Союза. 26 августа 1945 г. приказом НКВМФ СССР СКР «Метель» удостоили гвардейского звания.
5.Бронированные морские охотника за подводными лодками проекта 194Во время войны было построено в рекордно сжатые сроки 66 бронированных морских охотников, все они несли службу на Балтийском флоте.
Проект был разработан всего за 15 дней в июле 1942 г. в блокадном Ленинграде группой конструкторов Адмиралтейских верфей.
Головной корабль был построен всего за два месяца, он был спущен на воду 5 ноября 1942 года, и проведен из Ленинграда в Кронштадт с караваном судов в сопровождении ледоколов. Первые испытания БМО в Финском заливе состоялись в ноябре 1942, но полную программу испытаний завершить в 1942 не удалось из-за того, что залив почти полностью замерз. Испытания головного охотника позволили скорректировать рабочие чертежи, и в 1943 году началось серийное производство.
Создание и производство этого корабля являются уникальным в истории флота мероприятием, когда в условиях осажденного города в рекордно короткие сроки было построено 66 бронированных судов. Все они несли службу только в составе Балтийского флота.
Основной особенностью охотников типа БМО стала бронированная рубка. За характерную форму во флоте эти корабли были прозваны «утюжками».
Балтийские охотники БМО во время Великой Отечественной войны выполняли задачи по прибрежному патрулированию и охоте за подлодками противника, а также осуществляли постановку минных заграждений, высадку десанта и разведчиков в тылу противника, эвакуацию раненых и мирного населения, подавление огненных точек противника, отражение воздушных налетов.
Десять из 66 морских охотников погибли во время выполнения боевых заданий, большинство из них подорвалось на минах.
6.Подводные лодки типа К «КРЕЙСЕРСКАЯ»К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года были сданы и находились на вооружении 6 лодок серии: К-1, К-2, К-3, К-21, К-22 и К-23. Еще четыре лодки: К-51, К-52, К-53 и К-56, были введены в строй в 1942–1943 годах, а К-55 вступила в строй 25 декабря 1944 года и в боевых действиях принять участия не успела. Из 11 построенных лодок к концу войны уцелело 6.
Серия подводных лодок официально именовалась «Крейсерской», однако на флоте эти подлодки получили неофициальное прозвище «Катюши», а еще их называли «рыцарями дальних коммуникаций». Эти субмарины стали самыми крупными подводными лодками советского ВМФ Великой Отечественной войны. Большие, вместительные и мощные, лодки типа К предназначались для проведения длительных и дальних автономных походов, боевых действий в одиночку на коммуникациях противника.
Гвардейского звания была удостоена подлодка К-22. В декабре 1941 г. Эта лодка под командованием капитана 3 ранга В.Н.Котельникова поставила минные заграждения в проливе Рольвсесунд, ведущем к порту Гаммерфест,- на минах подорвался транспорт «Штейнбек». Затем артиллерией было уничтожено судно «Вейдинген». В следующем походе, 19 января 1942 года, лодка В.Н.Котельникова в бухте Берлевог поразила торпедой транспорт «Мимона», расстреляла артиллерией охранявший его сторожевой корабль пароход «Вааланд».
Еще одно достижение числится за К-21 под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга Н.А.Лунина, которая в годы войны стала единственной советской субмариной, атаковавшей 5 июля 1942 г. боевой корабль размерами крупнее эсминца – мощнейший германский линкор «Тирпиц». Субмарина К-21 была награждена орденом Красного Знамени, сегодня она как мемориал поставлена на вечную стоянку в Кольском заливе.
Подводные лодки типа К за годы войны выполнили 62 торпедные атаки, выпустив 183 торпеды и выставили 399 мин. Список подтвержденных побед подводных лодок типа К включает 25 потопленных и 6 поврежденных кораблей и судов. Лодками этого типа было потоплено 13 транспортов (26 072 брт), 3 траулера (1 164 брт), 2 сторожевых корабля, 3 больших охотника, 4 мотобота и повреждено 2 транспорта (15 979 брт), 1 тральщик, 3 мотобота.
В своей проектной работе я проанализировал производство боевой техники Германии и СССР. Рассказал сколько производилось оружия, минометов, орудий, пулеметов и т.д., сколько было сформировано национальных воинских формирований. Объяснил как и почему военной промышленности СССР удавалось производить боевую технику и различное оружие в 2 раза больше, чем в Германии, да и не только больше, но и намного мощнее, сильнее и лучше. Так, например, средний танк Т-34, подвергшийся нескольким модификациям, по праву считается лучшим танком ВОВ.
В своей работе я также изучил различные единицы боевой техники, узнал конструкторов разных моделей самолетов, танков, различных боевых машин, а также конструкторов кораблей и подводных лодок. Изучил модификации этих моделей. В каком году и месяце их начали производить. Ознакомился с характеристиками данных моделей боевой техники, то есть изучил примерное строение, калибр, узнал примерные характеристики силовой установки, конструктивные особенности отличающие ту или иную модель, например, одного танка от другого, вес, габариты, устойчивость брони к попаданиям различного типа орудия.
Также я узнал где и какая техника приняла участие в совершила важные и решающие операции, которые повлияли не только на исход боя, но и даже на всю войну. Например, в битве на Курской дуге принимали участие танки «тигр», Т-60, самоходная установка СУ-152, самолеты: Ил-2 и др. В битве под Сталинградом – танк Т-60, самолеты ТУ-2, Пе-8, И-16и др.
Еще я написал о том, как и где походили испытания боевой техники. Насколько они нормально или ненормально проходили на полигонах. Конечно многие модели техники поначалу были «сырые», но после испытаний они модифицировались, и становились более сильными и непобедимыми. Если верить источникам, некоторые советские танки при взрыве атомной бомбы, находвшиеся 1 км от взрыва, продолжал ехать себе как ни в чем не бывало, то есть аппаратура в нем продолжала исправно функционировать. Но технику которые изобретали в СССР пользовались не только советские войска, но и немецкие тоже. Они узнавали чертежи какой-либо техники и модифицировали свою благодаря уже готовым советским чертежам боевой техники, тем самым они становились сильнее.
Подводя итоги можно сказать, что по сути каждая единица техника была очень важна в исходе войны, некоторые модели были неудачные, некоторые превосходили все ожидания в своей мощи, некоторые модифицировались и становились лучше или немного хуже. Это и давало Советскому Союзу очень большое преимущество, благодаря которому СССР победила фашистскую Германию.
ИсточникиБоевая техника, экипировка и вооружение 1941-1945 годов:
3. http://www.bosonogoe.ru/blog/good/page92/
4. http://корабелыпобеды.рф/ships/
5. Дополнительная литература:
1) Методическая разработка Бронетанковая техника СССР времен ВОВ;
2) ПРИМЕР Исследовательская работа Великая Отечественная война в судьбе моих земляков;
3) ПРИМЕР Творческий проект по истории Отечества.
27