ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКА НА ЕГО ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ»
Автор публикации: С. Тараканкова, ученица 8А класса
Автор публикации: А. Асхатов, ученик 8А класса
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Тема:
«ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКА
НА ЕГО ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ»
Исполнители:
Обучающиеся 8 «А» класса
Асхатов Артем
Тараканкова Софья
Руководитель:
Педагог – психолог
Е.М. Чазова
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. ИМЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 5 |
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА | 11 |
Организация эксперимента | 11 |
Результаты эксперимента | 11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и практическая значимость объясняется повышенным интересом обществом к данной теме. Часто при рождении ребенка родители выбирают ему имя исходя из того значения, которое ему дано. Таким образом, желая видеть в своем ребенке определенные черты характера, родители подбирают соответствующее ему имя. Таким образом мы считаем, что изучение личных имен носит социальный характер.
В своей работе мы хотели бы узнать действительно ли совпадают наши черты характера со значением наших имён. Стоит ли в будущем, мне выбирать своему ребенку имя исходя из его значения?!
Таким образом, работа посвящена изучению имен одноклассников через анализ научно – популярной литературы, выяснению значения имен, сравнению трактовки имен с реальным человеком, с его чертами характера.
Работа носит информационный характер, дополнена собственными исследованиями.
Основная цель работы – изучение влияния имени человека на его характер
Объект: имя и его значение
Предмет: значение имени и характерологические черты личности
Гипотеза:
Мы предполагаем, что имя влияет на характерологические черты личности.
В соответствии с основной целью и выдвинутыми гипотезами нами были сформулированы конкретные задачи работы:
Изучить теории изучающие, как имя человека влияет на его характер.
Изучить значения имён обучающихся 8-го «А» класса
3. Разработать эксперимент, направленный на изучение влияния имени человека на его характерологические черты
4. Провести эксперимент, обработать полученные результаты, сделать соответствующие выводы.
5. Выяснить совпадает ли описание имен с характерологическими чертами личности школьников.
6. Сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
- анализ литературных источников
- эксперимент
- анализа (обработки) данных
1. ИМЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Имена людей – это часть истории народов. В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родственников, а иногда по роду его занятий. Например, малыша, родившегося зимой, могли назвать Морозом. С пожеланиями красоты , доброты и других качеств связаны имена Красава, Добрыня. И наоборот, довольно распространенными именами были с нашей точки зрения ругательные – Дурак, Некрас, Волк. Так наши далекие предки пытались обмануть нечистую силу, сберечь от нее детей некрасивыми именами.
Вот несколько имен характеристик:
- по внешности – Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Милава, Чернуха;
- по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Баян, Умник, Дурак, Несмеяна, Досада, Добрава;
- по профессии – Кожемяка, Селянин и др.
В Древней Руси до Х века никакой разницы между именем и прозвищем не было. Выбор имени в те далекие времена зависел от желания отца и матери. Если родители хотели, чтобы их дочь была во всем победительницей, то они называли ее Викторией, что в переводе с латинского: «победа». Эти имена, так называемые имена талисманы действуют на людей благодаря своему значению. Родители называли своих детей в честь великих деятелей, ученых, царей и цариц. Также необходимо отметить, что имена в древней Руси образовывались способом сложения нескольких слов, например: Ростислав, Святослав, Станислав, Ярослав. Буквально эти имена означают: Ростислав – да умножится твоя слава. Святослав – освященный славой; Станислав – ставший славным; Ярослав – блистающий славой.
В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко дал согласие императору Византии на крещение Руси. Священники, стоя на берегу, осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Рыжуны и Малюты становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.
Я попробовала отследить, каким был и каким стал русский именослов.
Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.
Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как, примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.
С принятием христианства многие древнерусские имена были вытеснены так называемыми календарными, поскольку имя ребенку стали давать по святцам. А святцы предлагали древнегреческие, латинские, древнееврейские по происхождению имена. Характерной особенностью русских календарей является малое количество женских имен. Это объясняется тем, что в календарь попадали главным образом имена служителей и хранителей веры, которыми, как правило, были мужчины. Именной состав старых календарей был богат мужскими именами – около 900. Женских же насчитывалось не более 250.
В дореволюционной России давались только церковные имена в честь святых православной церкви. Эти имена употреблялись в конкретной социальной среде.
В XVIII в крестьянских семьях девочек называли следующими именами: Василиса, Федосья, Фекла, Мавра. Яркий пример тому – повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Именем Акулина молодая барышня называет себя по той причине, что имя было употребительно именно в крестьянской среде. Ну, а если девочка родилась в семье дворян, она получала такое имя, которое было неупотребительно у крестьянок: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра, Татьяна. Кстати, благодаря А.С.Пушкину и его роману «Евгений Онегин» имя Татьяна получило вторую жизнь, так как оно уже все реже и реже появлялось в дворянских семьях.
Календарные имена Мария, так же как и Иван были самыми популярными в России. В XVIII – XIX веках каждая 10 -15 женщина носила имя Мария [Шур Е.Н.].
Практически во всех странах мира и во всех культурах в древности было принято давать человеку два имени, одно из которых было известно только родителям, священнику, жрецу или шаману. Делалось это для магической защиты от сглаза и порчи. Славяне, как и многие другие народы, полагали, что имя определяет судьбу человека. До крещения Руси ребёнок при рождении получал от отца своё первое имя в честь одного из предков. Затем в 12 лет он проходил посвящение во взрослую жизнь (обряд совершеннолетия) и получал новое, «взрослое» родовое имя. И ещё одно, тайное, известное только близким родичам, давалось ему при обряде «имянаречения». С принятием христианства функцию тайного имени стало выполнять имя каноническое, взятое из церковного календаря, где все святые были перечислены по дням их памяти. Славянские народы России вплоть до XVII в. держали в секрете имя, данное при крещении, пытаясь обмануть злых духов.
Но и мирское имя должно было наделять своего носителя какими-то полезными для его жизни качествами. Прозвища, как правило, отражают территориальное или этническое происхождение, место проживания и др. А имя несёт иную информацию, вместе с ним родители дают ребёнку цель и программу на жизнь. Есть даже такое изречение, что «имя — это формула судьбы», оно помогает человеку осознать своё предназначение и привлечь на помощь высшие силы. Многие имена обладают персональным амплуа (от фр. emploi — роль, должность, занятие), сложившимся в ходе истории. Имена великих людей ассоциируются в общественном сознании с определёнными стремлениями и достижениями, а подвиги тёзок придают человеку уверенности в себе. Недаром в королевских династиях одни и те же имена повторялись из поколения в поколение.
Касаясь мистики, учёный-лингвист В. А. Никонов, изучавший также антропонимику — науку об именах, вспоминает рассказ Джека Лондона, когда женщина называет каждого из четверых своих сыновей именем погибшего любимого брата Самуила, и всех четверых, одного за другим, уносит смерть. Исследователи Университета Джорджии (Georgia State University) установили, что учителя в школах упорно ставят низкие оценки учащимся с одними именами и высокие — с другими. Девушки с привлекательными именами плохо продвигаются по службе в банках и IT-сфере, зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе [Карпова Л.Н].
Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер.
Социальная. Имя человека представляет собой социальную информацию, по которой можно судить о происхождении, национальности, возможном вероисповедании его носителя, основных свойствах характера и темпераменте. «Социальность» имени была сильнее выражена тогда, когда имена давали по святцам, и за каждым стояла история жизни святого с определёнными формами поведения. «По имени и житие» — гласила стереотипная формула, равняясь на которую церковь и семья воспитывали будущего христианина.
Эмоциональная. Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих приятные чувства. Другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне напрячься. От того, какова эта так называемая «музыка имён», во многом зависит первое отношение окружающих к носителю имени, что вполне может повлиять на судьбу.
Звуковая. Каждое имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена — разные наборы звуков. Неодинаковые звуковые раздражители возбуждают разные структуры мозга.
Выбор в честь кого-то значимого в роду или в истории, может являться семейной традицией. В таком случае ребёнка «подгоняют» под образ того, чьим именем его нарекли, сужая выбор путей, которыми он может идти по жизни.
Случайный выбор имени происходит, как правило, в семьях, не имеющих традиций или не желающих их поддерживать. Выбранное случайным образом имя даёт ребёнку больше свободы для самореализации, но отчасти лишает чувства сопричастности к роду, семье.
Нельзя сбрасывать со счетов и астрологию, нумерологию, ассоциативные методы (увидели родившуюся девочку — и поймали ассоциацию с прекрасным цветком: Роза, Лилия, Маргарита) [Шевченко Н.Ю.].
Наука, изучающая имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова anthropos - «человек» и onyma- «имя». Антропонимика исследует собственные имена людей. Антропонимика является одной из разновидностей специального раздела – ономастики, название которой переводится с греческого как «искусство давать имена». Также изучает имена собственные [Википедия].
Стоит отметить, что из огромного количества имён нет практически ни одного, которое определяло бы дурные черты характера. Наоборот, каждое является словно бы некой «путеводной звездой», данной человеку для того, чтобы он по мере возможностей двигался лучшим путём.
Формально имя никак не влияет на судьбу, однако вдумчивый подход к его выбору вполне обоснован. Заратустра говорил, что «имя — ключ, открывающий дверь к сокровенному знанию о человеке». Пифагорейская философия основана на том, что наименование (имя) хранит в себе сокровенную формулу любой вещи. Карл Густав Юнг утверждал, что за именем стоит не только его прямое значение, но и более скрытые смыслы, считываемые бессознательно.
Давая ребёнку имя, родители берут на себя определённую ответственность за его будущее. Совет здесь один: называть детей именами, проверенными временем и освящёнными традициями [Карпова Л.Н].
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
Организация эксперимента
Участники: обучающиеся 8 «А» класса, в количестве 14 человек
Место проведения: ГБОУ СО «СОШ №2»
Время проведения: 16 ноября 2022
Описание процедуры проведения: С целью исследования влияния имени на характер человека мы нашли сайт «namedb: значение мужских и женских имен». Нашли значение к каждому имени ученика 8 «А» класса. И сделали для каждого ученика по две карточки со значением имени. Только в первой карточке, мы честно предоставили значение с сайта. А во второй карточке подставили значение совершенно другого имени. Попросили каждого ученика оценить правдивость значения в отношении своего имени по 5-бальной системе. Где 5 баллов – обозначало, что полностью имя соответствует его характеру, а 1 – не соответствует совсем.
Карточки со значением имен представлены в приложении 1.
Результаты эксперимента
Обработав результаты эксперимента мы пришли к выводу, что:
В-первых, наука антропонимика не совсем точно описывает характерологические особенности человека. Так как даже по реальным значениям имен ученики оценили соответствие значения имени своим характерологическим особенностям только в 3,3 балла. Что является весьма средним результатам. Другими словами, только половина характеристики соответствовала характеру людей (приложение 2).
Во-вторых, так как разница между оценками реальных и подставных характеристик имени не значительная, то можно сделать вывод, что на самом деле имя не сильно влияет на характер человека.
Наглядное изображение результатов представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Гистограмма оценивания реальных и подставных значений имен учащимися 8А класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические основы имени и его влияния на характерологические особенности человека мы узнали, что существует специальная наука антропонимика, которая исследует собственные имена людей. Нам стала интересно на сколько она точна и поэтому мы решили провести эксперимент. В ходе которого мы узнали, что во-первых, наука антропонимика не совсем точно описывает характерологические особенности человека. Точность соответствия значения имени характерологическим особенностям человека составляет чуть более 50%. Во-вторых на самом деле имя не сильно влияет на характер человека.
Для того, чтобы в будущем убедиться в достоверности полученных данных, можно организовать исследование с привлечением большего количества разновозрастных участников. А так же привлечь к эксперименту значения имен из других источников информации, так как вполне возможно, конкретно этот сайт нам предоставил недостоверные значения имен.
Но все же предлагаю задуматься, над тем на сколько мы внушаемы! И действительно ли стоит уделять большое значение выбору имени исходя из его характеристики.
Таким образом, гипотеза о том, что имя влияет на характерологические черты личности подтвердилась частично. Влияние существует, но не сильно значимо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Namedb: значение мужских и женских имен https://namedb.ru
Википедия. Антропонимика https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0&oldid=127234787
Карпова Л.Н.. Несколько теорий, объясняющих, как имя человека влияет на его характер. https://zviazda.by/be/news/20200624/1592992880-neskolko-teoriy-obyasnyayushchih-kak-imya-cheloveka-vliyaet-na-ego-harakter
Шевченко Н.Ю., Неумоина Н.Г., Лебедева Ю.В., Корбакова Т.В. Влияние имени на судьбу и нравственный облик человека // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 11-1. – С. 111-117;
Шур Е.Н. Проект: Что в имени тебе моём.. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/11/18/proekt-chto-v-imeni-tebe-moyom
Презентация к работе:
Проект ИменаPPTX / 1.15 Мб