12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Якушева Людмила Васильевна52
Россия, Иркутская обл., Тулун

Технологическая карта урока

 

Организационная информация

Автор

Якушева Людмила Васильевна

Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

7-9 классы

Методическая информация

Тема урока

«Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека»

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Знания предыдущих тем уроков являются основой для проведения данного урока.

 

Цель урока

Способствовать расширению знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни и формированию ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи урока

 

Образовательная: сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».

Развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; способствовать формированию здорового образа жизни.

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные: познакомятся с основными составляющими здорового образа жизни, факторами, влияющими на здоровье; узнают, применят на практике полученные знания; будут уметь отбирать и правильно оценивать предложенный материал.

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, рисунки) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию здоровому образу жизни; мотивировать себя к здоровому образу жизни, к творческому труду.

Форма урока

Фронтальная, групповая и самостоятельная работы

Методы и методические приемы

Наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный

 

Реализуемая педагогическая технология

Технология АМО

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал.

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент

2 мин

Прием «Река ожиданий»

- Здравствуйте ребята! Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением и готовы на плодотворную работу.

- Ребята, а что вы ожидаете от данного урока. Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего занятия. Озвучьте их, пожалуйста, и расположите на реке ожидания.

- И я ожидаю на этом уроке от вас активности, обобщения и пополнения ваших знаний!

 

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Указывают на корабликах свои ожидания от урока.

Личностные УУД:

установление личностного контакта с обучающимися.

Коммуникативные УУД:

передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию

Регулятивные УУД:

умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Целепололагание.

5 мин

Демонстрация видеофрагмента

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Ассоциация»

- ( слайд 1) Хочу начать наш урок с высказывания: «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно».

- Как вы его понимаете?

- Верно, организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив.

- Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья человека?

- Действительно, человек виновен во многих современных проблемах, которые негативно влияют на здоровье людей. Практически все негативные факторы создаются в ходе деятельности человечества.

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

- (слайд 2) Тема урока Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека».

- Какие цели урока мы можем поставить?

-Ребята, в течение урока мы с вами будем выполнять разные задания, которые будут оцениваться жетоном, в конце урока сумма которых определит вашу отметку. Поэтому жду от вас внимательности и активности.

- Ну а сейчас давайте подумаем и вспомним, что такое здоровье?

- У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждому из вас записать на стикерах по две ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…

- (слайд 3) В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

- Давай вспомним, на какие виды делится здоровье? (Социальное, психическое и физическое) (слайд 4)

- Прикрепите свои ассоциации к слову «здоровье», пожалуйста, к тому вагону, какой вид здоровья, по вашему мнению, они определяют.

- Всё верно. К физическому здоровью относятся все естественные состояния организма, обусловленные нормальным функционированием всех его органов и систем.

К психологическому относят состояния человека, которое характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти.

К социальному (нравственному) здоровье моральные принципы, которые являются основой жизни человека.

Обсуждают высказывание, перерабатывают информацию, отвечают на поставленные учителем вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему, цели урока.

Познавательные УУД:

формирует самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока

Личностные УУД: проявлять терпение и доброжелательность к

соучастнику деятельности

Регулятивные УУД: формирует умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Коммуникативные УУД: формирование грамотных, четких речевых высказываний.

Познавательные УУД:

проводить анализ учебного материала.

III. Актуализация знаний.

3 мин

Демонстрация видеофрагмента

 

Фронтальная работа

Слайд 2

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео и после ответить на вопрос, от чего зависит здоровье человека. (слайд 5)

(видео )

- Что влияет на здоровье человека?

- (слайд 6) Как правильно вы сказали, на здоровье человека влияют различные факторы. И сегодня мы поговорим о них и выясним, какие последствия возникают в результате их воздействия.

 

Смотрят видеофрагмент, обсуждают его, отвечают на поставленные вопросы.
 

Познавательные УУД:

проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные УУД:

формирует опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом.

IV.

15 мин

 

Фронтальная работа

Показ презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка «Танец»

 

 

 

 

Приемы «Ромашка здоровья», «Стена вредных привычек»

 

 

- (слайд 7) Исходя из социологических данных, на 10% наше здоровье зависит от современной медицины. Давайте рассмотрим основные причины, которые сокращают нашу жизнь и влияют на здоровье.

Сердечно- сосудистые заболевания 50%

Онкологические заболевания 30%

Заболевания лёгких

Травмы

Ятрогенные заболевания (пси­хи­че­ские на­ру­ше­ния, обу­слов­лен­ные трав­ми­рую­щим влия­ни­ем вы­ска­зы­ва­ния и/или по­ве­де­ния мед­пер­со­на­ла; в их про­ис­хо­ж­де­нии решающую роль иг­ра­ет по­вы­шен­ная вну­шае­мость боль­но­го, а так­же его лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти. Напр., на­ли­чие тре­вож­но­сти и мни­тель­но­сти спо­соб­ст­ву­ет по­яв­ле­нию навяз­чи­вых мыс­лей о раз­ви­тии не­из­ле­чи­мо­го за­бо­ле­ва­ния.)

Другие

- Несмотря на то, что 75% смертей связано с болезнями цивилизации, благодаря медицине никогда в истории ни одно общество не имело такой продолжительности жизни как современные народы.

- (слайд 8) Следующий фактор, который влияет на здоровье, это генетика. Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Многие болезни имеют генетическую природу, при этом вклад наследственной информации в развитие болезни может быть разным. В последнее время выявлено, что у большинства людей в течение жизни проявляются те или иные наследственные заболевания, связанные с нарушением структуры наследственного материала.

(слайд 9-10)

Поэтому влияние генетики оказывает огромное влияние на наш организм, и нам необходимо это учитывать.

- (слайд 11) Одним из наиболее важных факторов, оказывающих воздействие на человека, является окружающая среда. Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. С каждым годом состояние среды обитания ухудшается. Это вызвано непрерывным ростом промышленности, урбанизацией и увеличением количества автомобилей. Через трубы заводов и машин в атмосферу попадают фенол, оксид углерода, диоксид серы и другие ядовитые вещества. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни.

- (слайд 12) Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе будут предложен материал по источникам загрязнения экологии. Необходимо с ними ознакомиться, проанализировать и заполнить таблицу. По окончанию работы мы выясним,  что является источниками загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный вид загрязнений.

t1670240524aa.png

- (слайд 13) Ну и последний, самый важный фактор – образ жизни человека. Под здоровым образом жизни понимают такой способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает им формирование, сохранение и укрепление здоровья.

- Говоря о ЗОЖ, мы знаем, что помимо важных физических нагрузок для организма, необходимо помнить и о правильном отдыхе. А что нам помогает отдохнуть? (подвести детей к танцам) (слайд 14)

(видео)

- (слайд 15) Предлагаю группам снова поработать в группах. 1 группе необходимо вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни, т.е. полезные привычки, 2 - записать вредные привычки на кирпичиках стены вредных привычек. По окончанию работы, каждая группа представляет результат своей работы.

Слушают теоретический материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на группы.

Знакомятся с заданиями.

Определяют участника группы, который будет представлять материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют заданные движения танца.

 

 

Презентуют результаты работы по своему вопросу.

Знакомятся с материалом, представленным другой группы.

Личностные УУД:

формирует мотивационную основу учебной деятельности

управляет проявлениями своих эмоций

Регулятивные УУД: включает действия саморегуляции

сохраняет учебную задачу

формирует понимание инструкций и выполнение действий по инструкции

Познавательные УУД: включает общеучебные и логические представления

формулирует вопросы к взрослому при затруднении

Коммуникативные УУД:

формирует умение работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению

соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии (объяснять и доказывать свою точку зрения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД : волевая и физическая регуляция способности к мобилизации сил и энергии

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

8 мин.

Работа в группах

Фронтальная работа

Прием «Модель человека»

- (слайд 16) Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) 

 

(слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый)

 

- Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так, используя для рисунка слова-помощники.

 

Сознают модели здорового и нездорового человека.

Знакомятся с моделью, представленной другой группы.

Познавательные УУД:

умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата для создания нового продукта

Коммуникативные УУД

доносить свою позицию до других, владея приёмами речи

понимать другие позиции.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

3 мин

Фронтальная работа

- Сейчас, ребята, для закрепления полученного материала на уроке, проведенной работы, каждому из вас необходимо пройти небольшой экспресс-тест, выясним, как вы поняли тему и насколько были внимательны.(слайд 17-19)

Экспресс – тест

Влияние биологических факторов на состояние здоровья связано:

а/ с психологическим складом личности

б/ с наследственностью

в/ с климатическими условиями личности

2. В основе здорового образа жизни лежит:

а/ наследственность

б/ личная заинтересованность человека

в/ неукоснительное соблюдение правильного организованного режима дня

3 Правильно организованный режим дня обеспечивает:

а/ оптимизацию микроклимата учебных помещений

б/ рациональное чередование и регулярность различных видов деятельности и отдыха

в/ правильную рабочую позу во время занятий

г/ регулярное и рациональное питание

- Давайте подведем итоги экспресс-теста.

- Какую работу вам особенно понравилось выполнять?

- Что для вас было трудным? Все ли было понятно?

- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?

Выполняют экспресс-тест.

Систематизируют полученные знания на уроке, делают выводы.

 

Личностные УУД:

умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные УУД:

умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

VIII. Домашнее задание

1 мин

- Давайте запишем домашнее задание. Необходимо составить свой режим дня/памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь»

Записывают в дневники домашнее задание

Регулятивные УУД

Личностные УУД

IX. Рефлексия

3 мин

Самооценка

Фронтальная работа

 

Прием «Река ожиданий»

- Мы провели с вами урок о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания?

- Если ваши ожидания оправдались, переместите кораблики к берегу сбывшихся надежд.

-А теперь, я предлагаю вам определить, какую отметку вы поставили себе за работу на уроке. Почему? От чего зависит ваша оценка? (подсчет жетонов)

При необходимости учитель корректирует предложения ребят.

- Надеюсь, сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!

Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке

Регулятивные УУД:

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Познавательные УУД:

перерабатывать информацию для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.