Урок «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека»
Технологическая карта урока
Организационная информация |
|
Автор |
Якушева Людмила Васильевна |
Предмет |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Класс |
7-9 классы |
Методическая информация |
|
Тема урока |
«Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека» |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками) |
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Знания предыдущих тем уроков являются основой для проведения данного урока.
|
Цель урока |
Способствовать расширению знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни и формированию ценностного отношения к собственному здоровью. |
Задачи урока
|
Образовательная: сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие». Развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Воспитательная: способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; способствовать формированию здорового образа жизни. |
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные: познакомятся с основными составляющими здорового образа жизни, факторами, влияющими на здоровье; узнают, применят на практике полученные знания; будут уметь отбирать и правильно оценивать предложенный материал. Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, рисунки) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию здоровому образу жизни; мотивировать себя к здоровому образу жизни, к творческому труду. |
Форма урока |
Фронтальная, групповая и самостоятельная работы |
Методы и методические приемы |
Наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный
|
Реализуемая педагогическая технология |
Технология АМО |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые способы деятельности |
I.Организационный момент 2 мин Прием «Река ожиданий» |
- Здравствуйте ребята! Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением и готовы на плодотворную работу. - Ребята, а что вы ожидаете от данного урока. Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего занятия. Озвучьте их, пожалуйста, и расположите на реке ожидания. - И я ожидаю на этом уроке от вас активности, обобщения и пополнения ваших знаний!
|
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Указывают на корабликах свои ожидания от урока. |
Личностные УУД: установление личностного контакта с обучающимися. Коммуникативные УУД: передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию Регулятивные УУД: умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Целепололагание. 5 мин Демонстрация видеофрагмента
Фронтальная работа
Прием «Ассоциация» |
- ( слайд 1) Хочу начать наш урок с высказывания: «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно». - Как вы его понимаете? - Верно, организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив. - Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья человека? - Действительно, человек виновен во многих современных проблемах, которые негативно влияют на здоровье людей. Практически все негативные факторы создаются в ходе деятельности человечества. - Как вы думаете, чему будет посвящен урок? - (слайд 2) Тема урока Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека». - Какие цели урока мы можем поставить? -Ребята, в течение урока мы с вами будем выполнять разные задания, которые будут оцениваться жетоном, в конце урока сумма которых определит вашу отметку. Поэтому жду от вас внимательности и активности. - Ну а сейчас давайте подумаем и вспомним, что такое здоровье? - У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждому из вас записать на стикерах по две ассоциации. - (слайд 3) В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. - Давай вспомним, на какие виды делится здоровье? (Социальное, психическое и физическое) (слайд 4) - Прикрепите свои ассоциации к слову «здоровье», пожалуйста, к тому вагону, какой вид здоровья, по вашему мнению, они определяют. - Всё верно. К физическому здоровью относятся все естественные состояния организма, обусловленные нормальным функционированием всех его органов и систем. К психологическому относят состояния человека, которое характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти. К социальному (нравственному) здоровье моральные принципы, которые являются основой жизни человека. |
Обсуждают высказывание, перерабатывают информацию, отвечают на поставленные учителем вопросы.
Формулируют тему, цели урока. |
Познавательные УУД: формирует самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока Личностные УУД: проявлять терпение и доброжелательность к соучастнику деятельности Регулятивные УУД: формирует умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Коммуникативные УУД: формирование грамотных, четких речевых высказываний. Познавательные УУД: проводить анализ учебного материала. |
III. Актуализация знаний. 3 мин Демонстрация видеофрагмента
Фронтальная работа |
Слайд 2 - Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео и после ответить на вопрос, от чего зависит здоровье человека. (слайд 5) (видео ) - Что влияет на здоровье человека? - (слайд 6) Как правильно вы сказали, на здоровье человека влияют различные факторы. И сегодня мы поговорим о них и выясним, какие последствия возникают в результате их воздействия.
|
Смотрят видеофрагмент, обсуждают его, отвечают на поставленные вопросы. |
Познавательные УУД: проводить анализ учебного материала. формирует опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом. |
IV. 15 мин
Фронтальная работа Показ презентации
Исследовательская работа Работа в группах
Физминутка «Танец»
Приемы «Ромашка здоровья», «Стена вредных привычек»
|
- (слайд 7) Исходя из социологических данных, на 10% наше здоровье зависит от современной медицины. Давайте рассмотрим основные причины, которые сокращают нашу жизнь и влияют на здоровье. Сердечно- сосудистые заболевания 50% Онкологические заболевания 30% Заболевания лёгких Травмы Ятрогенные заболевания (психические нарушения, обусловленные травмирующим влиянием высказывания и/или поведения медперсонала; в их происхождении решающую роль играет повышенная внушаемость больного, а также его личностные особенности. Напр., наличие тревожности и мнительности способствует появлению навязчивых мыслей о развитии неизлечимого заболевания.) Другие - Несмотря на то, что 75% смертей связано с болезнями цивилизации, благодаря медицине никогда в истории ни одно общество не имело такой продолжительности жизни как современные народы. - (слайд 8) Следующий фактор, который влияет на здоровье, это генетика. Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Многие болезни имеют генетическую природу, при этом вклад наследственной информации в развитие болезни может быть разным. В последнее время выявлено, что у большинства людей в течение жизни проявляются те или иные наследственные заболевания, связанные с нарушением структуры наследственного материала. (слайд 9-10) Поэтому влияние генетики оказывает огромное влияние на наш организм, и нам необходимо это учитывать. - (слайд 11) Одним из наиболее важных факторов, оказывающих воздействие на человека, является окружающая среда. Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. С каждым годом состояние среды обитания ухудшается. Это вызвано непрерывным ростом промышленности, урбанизацией и увеличением количества автомобилей. Через трубы заводов и машин в атмосферу попадают фенол, оксид углерода, диоксид серы и другие ядовитые вещества. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни. - (слайд 12) Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе будут предложен материал по источникам загрязнения экологии. Необходимо с ними ознакомиться, проанализировать и заполнить таблицу. По окончанию работы мы выясним, что является источниками загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный вид загрязнений. - (слайд 13) Ну и последний, самый важный фактор – образ жизни человека. Под здоровым образом жизни понимают такой способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает им формирование, сохранение и укрепление здоровья. - Говоря о ЗОЖ, мы знаем, что помимо важных физических нагрузок для организма, необходимо помнить и о правильном отдыхе. А что нам помогает отдохнуть? (подвести детей к танцам) (слайд 14) (видео) - (слайд 15) Предлагаю группам снова поработать в группах. 1 группе необходимо вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни, т.е. полезные привычки, 2 - записать вредные привычки на кирпичиках стены вредных привычек. По окончанию работы, каждая группа представляет результат своей работы. |
Слушают теоретический материал
Делятся на группы. Знакомятся с заданиями. Определяют участника группы, который будет представлять материал.
Выполняют заданные движения танца.
Презентуют результаты работы по своему вопросу. Знакомятся с материалом, представленным другой группы. |
Личностные УУД: формирует мотивационную основу учебной деятельности управляет проявлениями своих эмоций Регулятивные УУД: включает действия саморегуляции сохраняет учебную задачу формирует понимание инструкций и выполнение действий по инструкции Познавательные УУД: включает общеучебные и логические представления формулирует вопросы к взрослому при затруднении Коммуникативные УУД: формирует умение работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии (объяснять и доказывать свою точку зрения)
Регулятивные УУД : волевая и физическая регуляция способности к мобилизации сил и энергии |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. 8 мин. Работа в группах Фронтальная работа Прием «Модель человека» |
- (слайд 16) Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников)
(слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый)
- Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так, используя для рисунка слова-помощники.
|
Сознают модели здорового и нездорового человека. Знакомятся с моделью, представленной другой группы. |
Познавательные УУД: умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата для создания нового продукта Коммуникативные УУД доносить свою позицию до других, владея приёмами речи понимать другие позиции. |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 3 мин Фронтальная работа |
- Сейчас, ребята, для закрепления полученного материала на уроке, проведенной работы, каждому из вас необходимо пройти небольшой экспресс-тест, выясним, как вы поняли тему и насколько были внимательны.(слайд 17-19) Экспресс – тест Влияние биологических факторов на состояние здоровья связано: а/ с психологическим складом личности б/ с наследственностью в/ с климатическими условиями личности 2. В основе здорового образа жизни лежит: а/ наследственность б/ личная заинтересованность человека в/ неукоснительное соблюдение правильного организованного режима дня 3 Правильно организованный режим дня обеспечивает: а/ оптимизацию микроклимата учебных помещений б/ рациональное чередование и регулярность различных видов деятельности и отдыха в/ правильную рабочую позу во время занятий г/ регулярное и рациональное питание - Давайте подведем итоги экспресс-теста. - Какую работу вам особенно понравилось выполнять? - Что для вас было трудным? Все ли было понятно? - Достигли ли мы поставленной цели в начале урока? |
Выполняют экспресс-тест. Систематизируют полученные знания на уроке, делают выводы.
|
Личностные УУД: умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Регулятивные УУД: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения |
VIII. Домашнее задание 1 мин |
- Давайте запишем домашнее задание. Необходимо составить свой режим дня/памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь» |
Записывают в дневники домашнее задание |
Регулятивные УУД Личностные УУД |
IX. Рефлексия 3 мин Самооценка Фронтальная работа
Прием «Река ожиданий» |
- Мы провели с вами урок о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания? - Если ваши ожидания оправдались, переместите кораблики к берегу сбывшихся надежд. -А теперь, я предлагаю вам определить, какую отметку вы поставили себе за работу на уроке. Почему? От чего зависит ваша оценка? (подсчет жетонов) При необходимости учитель корректирует предложения ребят. - Надеюсь, сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу! |
Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке |
Регулятивные УУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности Коммуникативные УУД: доносить свою позицию |