Проект"Моя первая книжка"
Автор публикации: М. Финк, ученица 1А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
"Средняя общеобразовательная школа № 138"
Адрес: 630041 Ленинский район ,г.Новосибирск , ул. Клубная, 39
тел./факс 8 (383) 341-81-98 тел. 8 (383) 341-72-72
mail:s_138@edu54.ru
Творческий проект
по литературному чтению
" Моя первая книжка".
Обучающаяся в 1 классе
Финк Милана
Руководитель: Михальская С Д
2024 г
Обоснование проекта.
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Почему возникла идея проекта «Моя первая книжка» для учащихся 1 б класса? Мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, дети не следили за книгами, не оборачивали, могли нарисовать в книге или порвать её). Данный проект начался с вопроса детей, во время чтения книги. Ирина спросила: «Кто делает книги?».
Затем последовали предположения детей: что их делает продавец в магазине, художники, дяди и т д.
Книжка – малышка, сделанная младшими школьниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Для чего нужна самодельная книга, если магазины предлагают множество красивых, ярких книжек?
Цель проекта: формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческого задания - самодельной книги.
Задачи проекта:
— расширить представления об изготовлении книг и профессиях людей;
— формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;
— воспитывать бережное отношение школьников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой;
— поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
— развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки;
— привлекать родителей к работе по приобщению школьников к художественной литературе;
Формы и методы:
— словесный (беседы, обмен мнениями и информацией, чтение литературы, составление творческих рассказов, заучивание стихотворений).
— наглядный (рассматривание иллюстраций, фотографий, моделей, таблиц, картинок).
— практический (создание рисунков, поделок, атрибутов для игры, выполнение графических диктантов, оформление альбома с загадками, математическими заданиями, рассказами).
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность детей книгами, проявление их познавательной активности.
2. Дети рассказывают и делятся своими знаниями и умениями с другими детьми.
3. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки по теме.
4. Инициативный ремонт книг.
5. Итоговое мероприятие: «Организация выставки и интервью «Как я создавал свою первую книжку».
3. Описание проекта:
Для реализации проекта мною был разработан план мероприятий. Чтение книг и их изготовление благотворно воздействует на развитие ребенка и его здоровье. Самодельная книжка – это продукт фантазии ребенка, его воображения, а во время изготовления книги ребенок общается с взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
Основными принципами данного проекта являются:
добровольность;
учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
системность;
интеграция учебной и внеклассной деятельности.
5. Рабочий план реализации проекта.
1) Подготовительный этап.
Знакомство с историей возникновения книги и её строением. Классный час.
2) Основной этап работы над проектом .
1. Сбор информации.
Посетили библиотеку и познакомились со строением книги: суперобложка, обложка, книжный блок, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации
Рассмотрели что такое книжка – малышка, какие бывают (внешний вид, тематика, возрастные особенности, ее предназначение, из какого материала изготовлена)
Определили отличие книжки – малышки от других книжек (учебной литературы, подарочных экземпляров, книг для взрослых, познавательной литературы)
Каждый ребенок определился с темой своей книжки, начал отбирать текстовый и иллюстративный материал (азбуки в картинках и стихах, стихи А. Барто, С. Маршака, загадки, стихи про осень, русские народные сказки)
Провели исследование в оформлении детских книжек – малышек (книжка – гармошка, стандартная книжка – малышка, книжка – игрушка, книжка – панорамка)
2. Работа над оформлением.
Выполнение работы происходит во внеурочной деятельности при поддержке родителей, учителя и одноклассников.
Каждый ребенок старается выполнить свою работу аккуратно, красочно, красиво.
3. Презентация работы.
Книжки получились не только разные в оформлении, но и по тематике. (Дети представляют свою книгу, рассказывают о чем она.)
Учитель :
«В классе у ребятишек
Жили-были книжки –
Со сказками, рассказами
Загадками, стихами.
И взрослые, и дети
С вниманьем их читали.
И с этими книжками
Негаданно – нежданно
Такая вот история
У нас случилась странная.
(Появляются дети – книги: растрепанные, грязные)
Учитель :
Ребята наши подросли
И реже книги в руки брали
Они их вовсе не читали,
Пыль с них не вытирали.
И грязные, лохматые,
Рваные, горбатые
Книги горько плакали
(Дети – книги плачут).
Учитель :
Маршак, Чуковский,
Братья Гримм
Решили:
Дети – книги:
-Хватит!
-Все!
-Сбежим!
-Там, где нас любят, берегут
Найдем мы дом свой и приют!
Учитель :
И книги все в ночной тиши
Спустились с полок и ушли.
(Дети – книги, взявшись за руки, медленно уходят).
(Появляются другие дети.
Под спокойную музыку они начинают играть в кубики, куклы, рисовать).
Мальчик:
(подходит к книжной полке).
- Вы книгу со сказками не видели?
1 ребенок:
Нет, я не видел!
2 ребенок:
И я не знаю, где она!
Девочка: (подходит к полке)
- Здесь энциклопедия была….
(Дети собираются у книжной полки)
1 ребенок:
И азбука исчезла!
2 ребенок:
И «Путаницы» Корнея Чуковского нет!
1 ребенок:
Ни одной книжки не осталось!
2 ребенок:
Что же без книг делать будем?
Мальчик:
Плохо без книг.
Девочка:
Скучно, неинтересно…
Мальчик:
Зря мы с книгами, плохо обращались, не берегли, рвали, бросали.
1 ребенок:
Давайте будем друг другу сказки рассказывать.
2 ребенок:
А я люблю картинки рассматривать.
Мальчик:
Тогда нарисуем картинки к нашим сказкам и сделаем книги.
Дети:
Здорово! Точно! Хорошо придумал!
Учитель :
Ребята краски взяли,
Бумагу, карандаш.
Придумали сначала
И сказки, и рассказ
Потом сложили в книжки
Истории свои
Веселыми рисунками
Странички расцвели.
(Дети берут сделанные книжки - самоделки).
Учитель :
И вот на книжных полках
У самого окна
Книжки – самоделки
Построились с утра.
Начинается презентация книг
1 ребенок:
Мы сделали книги
Своими руками.
С загадками, сказками
И даже стихами.
2 ребенок:
Вы можете взять их
Прочесть, посмотреть.
Но очень вас просим:
Их нужно беречь!
3 ребенок:
Не рвите страничек
На пол не бросайте!
И между строчек
Слов не черкайте!
4 ребенок:
Если вы будете
Книги любить
5 ребенок:
С героями их
Постоянно дружить
6 ребенок:
Если увидят они,
Что их берегут…
Все (вместе) :
Книги от вас Никогда не сбегут.
4. Оценка эффективности реализации проекта
В результате проведенной работы дети в свободное стали больше уделять внимание чтению книг, рассматриванию иллюстраций. Родители приобрели детям новые книги, записали детей в детскую библиотеку.
По результатам наблюдений стало видно, что у детей:
Повысился интерес к чтению
Стали больше читать произведений современных детских писателей, детские познавательные журналы
Проявили творческий подход в работе
Используют данный вид деятельности на других уроках при подготовке дополнительного материала
Стали умело подходить к отбору необходимого материала
Повысился уровень самооценки у многих детей (я умею и смогу сделать, у меня получится)
Что же “хорошего” в самодельной книге?
1. Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.
2. Самодельная книга — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного.
3. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук