12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репина Елена Геннадьевна955
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52 г. Новосибирска
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Вторая жизнь бумагиPPTX / 9.16 Мб

/data/files/o1700295814.pptx (Вторая жизнь бумаги)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52»















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: «Вторая жизнь бумаги»







Автор работы:

Хохлов Павел ,

обучающийся 3 "Б" класса

МБОУ СОШ № 52

Руководитель: Репина

Елена Геннадьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

т. 89137701616







Новосибирск

2022 год

Оглавление

I. Введение Стр.

1. Актуальность темы 1

2. Гипотеза 1

3. Цель, задачи 1

4.Практическая значимость работы 2

5. Методы исследования 2

II. Основная часть

6. Теоретическая часть. Происхождение бумаги. 2

7. Производство бумаги. 3

8. Макулатура и ее роль в защите природы 3

III. Практическая часть

9. Социологический опрос. 4

10. Эксперимент. Изготовление бумаги в домашних условиях. 5

IV. Заключение 5

V. Список используемых источников и литературы. 7

VI. Приложение 8



































Самой лучшей памятью обладает бумага:

она помнит всё, что на ней написали.

Андрей Вавилин

Изречения из книги "Дорога к мудрости"


Введение

Без бумаги невозможно себе представить современный мир. Она служит не только для письма и печати, но и находит самое широкое применение везде. Редко кто задумывается, что бумага – необыкновенное изобретение человека. Бумага стала универсальным материалом, который всё чаще используют не только для издания книг, журналов, газет, но и в промышленности, строительстве, электро- и радиотехнике, медицине и т.д. Из бумаги делают одежду, бельё и даже мебель. Применяется бумага и для изготовления посуды. Изделия из бумаги гигиеничны, дешевы, поэтому удобны и выгодны для одноразового пользования (носовые платки, посуда, мешки для упаковки).

Ни для кого не секрет, что при производстве бумаги используется древесина. Точных данных, сколько леса тратится при изготовлении, нет. Но всё же, исходя из разных источников, можно найти такие цифры, как от 3,5 до 5 тонн древесины. А также для производства одной тонны обычной офисной бумаги, необходимо спилить 24 дерева.

Я знаю, что деревья - это растения - фильтры. Они хорошо справляются с очищением воздуха от вредных воздействий окружающей среды, поглощают пыль, углекислый газ и вырабатывают кислород. Очень обидно наблюдать за вырубкой лесов для изготовления бумаги, так как есть другой способ её изготовления.

Бумага является вторичным материальным ресурсом, то есть подлежит переработке и используется в новых изделиях. Например, для того, чтобы сохранить одно дерево от вырубания, придется найти 80 кг бумаги для вторичной переработки.

Я учусь в третьем классе. Наш класс всегда принимал активное участие в проектах «Школы и сады за раздельный сбор отходов», «Разделяй и сохраняй» (Приложение 1). Одним из собираемых отходов была макулатура. В результате участия в этих проектах у нас в семье появилась коробка, куда мы собираем отработанную бумагу для дальнейшей сдачи. Ещё в первом классе у меня появились вопросы: Зачем собирают макулатуру? Что можно сделать из макулатуры?

У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Я решил самостоятельно сделать бумагу из старых, исписанных тетрадок или газет, рассказать об этом своим одноклассникам, а потом вместе из нее сделать интересные поделки.

Актуальность темы: с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Гипотеза: можно ли дать использованной бумаге вторую жизнь.

Цель: изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья.

Задачи:  

изучить историю возникновения бумаги;

познакомиться с промышленным способом изготовления бумаги;

провести анкетирование об использовании вторичного бумажного сырья;

изготовить образцы бумаги в домашних условиях ;

научиться применять бумагу полученную в домашних условиях.

рассказать учащимся школы о вторичном использовании бумаги и как при помощи макулатуры мы можем спасти окружающую среду.

Практическая значимость работы: состоит в том, чтобы научить сверстников бережно относиться к природным ресурсам, привить им навыки ручного труда из вторично переработанной бумаги, расширить знания об истории изготовления бумаги.

Объект исследования:  макулатура (газеты, исписанные тетрадные листы, использованные листы А4 и т.д.)
Предмет исследования является :  вторично переработанная бумага.

Методы исследования:

Анализ, обобщение данных, полученных из различных источников информации ;

Анкетирование;

Эксперимент;

Обобщение полученных результатов


Основная часть

Теоретическая часть

Происхождение бумаги

Из древних летописей достоверно известно, что бумагу изобрели в Китае, а тайну её изготовления жители Китая хранили не одно столетие. До возникновения бумаги существовало много различных носителей информации. Люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. Вот некоторые из них:

В древнем Египте, в качестве бумаги использовался папирус (Приложение 2). Есть предположение, что папирус использовался в Египте, примерно, 4 000 лет до н.э. Правители древнего Египта сделали производство папируса государственной монополией. Они продавали папирус за пределы Египта и тщательно хранили тайну его производства.

В Малой Азии во втором веке до н.э. существовало крупное ремесленное производство — пергамента (Приложение 2). Его изготавливали из кожи молодых телят и овец, технология его изготовления достаточно сложная, но этот письменный материал был достаточно долговечен и писать на нем можно было с двух сторон.

На Руси самым распространенным материалом для письма была береста — определенные слои коры березы (Приложение 2).

При археологических раскопках в пещере Баоця, северной провинции Китая — Шаньси, была обнаружена древняя гробница в которой наряду с другими артефактами были найдены небольшие обрывки бумаги. Проведенное исследование показало, что найденные образцы листов бумаги были изготовлены во II веке до н.э. Эта находка подтвердила, что две тысячи лет до н.э. в Китае существовало производство бумаги. Но как и из чего делали эту бумагу, до наших дней эти сведения не дошли. Задокументированным фактом является то что в 105 году нашей эры Цай Лунь — китайский сановник восточной династии Хань, предоставил императору доклад об усовершенствовании технологии изготовления бумаги. Уместно предположить, что технология производства бумаги в Китае уже была. Возможно, она была более затратной и трудоёмкой, поэтому и не имела массового применения.

С годами технология изготовления бумаги совершенствовалась, производство бумаги становилось более доступным.

Секрет изготовления бумаги, много веков, Китай держал в строжайшем секрете. Но всё тайное, когда-нибудь становится явным. Постепенно технология производства бумаги придуманная Цай Лунем распространилось по всему миру. Надо сказать, что бумага быстро заняла место пергамента в исламском мире и папируса в Египте. А в Европе бумажное ремесло появилось лишь в XI—XII веках. Европа не сразу оценила по достоинству новое изобретение, поэтому достаточно медленно осваивала и внедряла технологию изготовления бумаги.

До середины XVI века на Руси использовалась только импортная бумага. В XIV – начале XV вв. использовалась в основном бумага итальянского производства, в XV в. – французская, XVI в. – немецкая и польская. Во второй половине XVI – XVII вв. к активным поставкам бумаги в Россию подключились сначала англичане, а затем и голландцы.

В России бумага собственного производства появилась в 60-х гг. XVI века в период правления Ивана Грозного. Уже тогда начали использовать литерные водяные знаки.

Более основательно к развитию производства бумаги подошел Петр I. Он изучил организацию бумажного производства во время поездки в Голландию. По указам Петра I в 1704-1721 гг. несколько новых бумажных предприятий были построены под Москвой, Петербургом, Калугой. 

В настоящее время целлюлозно-бумажная промышленность России является одной из ведущих отраслей лесного комплекса, объединяя технологические процессы получения целлюлозы, бумаги, картона и различных бумажно-картонных изделий.

Производство бумаги

Бумагу производят на бумажных фабриках.

Сырьем для производства бумаги служат растительные вещества с длинными волокнами. Смешиваясь с водой, они образуют податливый, однородный полуфабрикат. Его делают из: 

дерева — масса называется целлюлозной;

однолетних растений: из конопляной или рисовой массы изготавливают материал повышенной белизны, из соломы и тростника — прочную и плотную;

вторичного сырья — макулатуры, тряпок;

сырья для производства бумаги специального назначения — шерстяных, асбестовых и прочих волокон.

Основной объем бумаги производят из дерева. Дерево измельчают или растворяют при помощи химикатов до состояния однообразной массы. Затем массу взбивают и размешивают, чтобы крошечные древесные волокна разделились и размягчились. Далее массу распределяют по проволочной сетке и протягивают сначала через тяжелые валы. Высушенную бумагу скатывают в рулоны. (Приложение 3)

Макулатура и ее роль в защите природы

Так что же такое макулатура? В большом энциклопедическом словаре записано, что макулатура (нем. Makulatur – от лат. maculo - пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и так далее, используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

Ежегодно в мире производится более 300 млн тонн бумаги. Это огромное количество. Ежедневно мы используем бумажную продукцию, после чего избавляемся от нее, выбрасывая на свалки или сжигая. А тем временем вырубают леса, чтобы обеспечить целлюлозно-бумажную отрасль необходимым сырьем. Так почему бы не сдать все ненужные бумажные отходы на переработку, так как 1 тонна макулатуры заменяет около 4 м³ древесины. Совершенно безответственно отправлять ценный вторичный ресурс гнить на свалки. В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии. При переработке макулатуры для производства новой бумажной продукции тратится меньше природных ресурсов: срубается меньше деревьев и экономится вода. Волокна в перерабатываемой бумаге уже достаточно мягкие, и их не надо размягчать дополнительно. А это значит, что на производстве бумаги из вторсырья используется меньше химикатов, загрязняющих окружающую среду. Это огромная польза для нашей природы. Знаете ли Вы, что переработка 1 тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. Если бы каждый читатель отправлял на переработку хотя бы 1 из 10 приобретенных им газет и журналов, это помогло бы сохранять 25млн деревьев ежегодно. Из переработанной макулатуры изготавливают гигиеническую продукцию, бумагу разных сортов, картон для коробок из-под обуви и других целей, ее используют при производстве строительных материалов. Таким образом, бумага получает вторую жизнь. Хотя бумагу нельзя перерабатывать бесконечно. С каждой новой переработкой волокна бумаги становятся все слабее и короче. Обычно бумага выдерживает не более 7 переработок.

Интересные факты:

Бумага, произведенная из тряпок, прочнее и долговечнее бумаги из древесины;

Для производства разных сортов бумаги идут волокна разных пород деревьев. Так, из мягкой древесины (ель, сосна) изготавливают бумагу для газет, салфеток и одноразовых носовых платков. Из твердой древесины (береза) производят качественную писчую бумагу;

Макулатура составляет по весу примерно 40 % всех твёрдых отходов;

115 млрд. страниц офисной бумаги, в среднем, ежегодно переводится в макулатуру пользователями персональных компьютеров во всём мире;

10 тыс. деревьев вырубается ежегодно в Китае для производства поздравительных открыток;

54 кг газетной бумаги, сданной в переработку, позволяют сохранить 1 дерево;

Крупнейшим экспортёром макулатуры в мире является США, а крупнейшим потребителем — Китай, ежегодно закупающим её в объеме не менее 25 млн. тонн, что составляет более половины всего мирового торгового потока макулатуры.

Практическая часть

Изучив литературу, я решил приступить к практической части и провёл социологический опрос среди своих сверстников и взрослых людей. (Приложение 4)

Социологический опрос на тему

«Что вы знаете о вторичном использовании бумаги?»

Из чего делают бумагу?

Что такое макулатура?

Собираете ли вы дома макулатуру?

Сдаете ли вы макулатуру в пункты сбора?

Можно ли в домашних условиях сделать бумагу?

Проанализировав ответы опрашиваемых понял, что взрослые люди достаточно осведомлены о том, что такое макулатура и из чего делают бумагу (100%), но редко кто из них собирает и сдаёт макулатуру в пункты сбора. А вот дети наоборот, сдают использованную бумагу в школах, детских садах, но обладают недостаточными сведениями о производстве бумаги. (Приложение 4)

Чтобы расширить свои знания и рассказать об этом другим, я решил изготовить бумагу в домашних условиях вместе со своим братом и родителями.

Эксперимент.

Изготовление бумаги в домашних условиях

Попробуем получить бумагу в домашних условиях из исписанных тетрадных листов. (Приложение 5)

Ход работы:

1. Мы разорвали бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместили их в таз.

2. Затем полученную массу залили теплой водой.

3. Дали бумаге хорошо размокнуть, размяли руками до тех пор, пока масса не станет мягкой, кашицеобразной массой.

4. Обернули досточку сеткой и выложили на неё массу, затем накрыли другой сеткой и прокатали скалкой.

5. Положили сверху пресс и оставили сушиться. Процесс сушки у нас занимал примерно двое суток. Чтобы бумага сохла быстрее периодически убирали пресс. Совсем пресс убирать нельзя, так как бумага начинает сворачиваться.

Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале. Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых. Лучший эффект дают акриловые краски.

В качестве добавки и создания эффекта добавляют в массу (когда выложили ее) сухие листья и лепестки, блестки, цветные нитки, кусочки тонкой цветной бумаги.

Заключение

В результате проведённой работы выдвинутая мною гипотеза оказалась верной. Бумаге можно подарить вторую жизнь. Хотя бумагу нельзя перерабатывать бесконечно. С каждой новой переработкой волокна бумаги становятся все слабее и короче.

Мною была изготовлена бумага из вторично переработанного сырья. Такую бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии, для изготовления подарков.

На одном из классных часов я рассказал своим одноклассникам о моём эксперименте и мы вместе решили использовать полученную бумагу на занятиях по технологии. (Приложение 6)

В преддверии различных праздников, мы изготовили подарочные открытки и поучаствуем в акциях «От души или поздравим пожилых женщин с 8 марта» совместно с ТОС «Закаменский» и Фондом милосердия «Путь преодоления». Своим опытом работы по получению готовой бумаги поделился с воспитанниками детского сада №453. (Приложение 7)

Разработал памятку производства бумаги из вторичного сырья, которую раздал всем заинтересовавшимся. (Приложение 8)

В перспективе планирую расширить знания о вторичном сырье и изготовить разнообразные и незатратные поделки из других материалов. Буду спасать нашу матушку планету творческой переработкой!

Список использованной литературы

Большой энциклопедический словарь/Ред. А.М.Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с. – ISBN 5-85270-160-2: 312.00.

Прудовская С.Н. «История книги своими руками», - 2-е изд., испр. – М.: КомпасГид, 2012. – 60 с.: ил.

Справочное издание Discovery Education «Все о бумаге», перевод: Аракелов А., - М.: МАХАОН, 2014. – 32 с., ил

https://ru.wikipedia.org

https://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь

https://www.inqui.ru/2013/01/Bumaga.html#gsc.tab=0

7. Супронюк О.В. "Поделки из подручных материалов", изд. "Клуб семейного досуга", 2018

Приложение 1


t1700295709aa.gif

t1700295709ab.jpgt1700295709ac.jpg

Приложение 2

t1700295709ad.jpg

Приложение 3

t1700295709ae.gifПроизводство бумаги
























Сt1700295709af.jpg овременная фабрика

Приложение 5 Эксперимент "Изготовление бумаги"

t1700295709ag.jpg

t1700295709ah.jpg

t1700295709ai.jpg

t1700295709aj.jpg

t1700295709ak.jpg

t1700295709al.jpg

t1700295709am.jpg

t1700295709an.jpg

t1700295709ao.jpg

t1700295709ap.jpg

t1700295709aq.jpg


Приложение 4

Результаты опроса взрослого населения

t1700295709ar.gift1700295709as.gif

t1700295709at.gift1700295709au.gif



Результаты опроса детей

t1700295709av.gift1700295709aw.gif

t1700295709ax.gif

t1700295709ay.gif




t1700295709az.jpgt1700295709ba.jpgt1700295709bb.jpg

Приложение 7

Памятка производства бумаги в домашних условиях

t1700295709bc.png

t1700295709bd.png










Приложение 6

Использование полученной бумаги в 3"Б" классе


t1700295709be.gift1700295709bf.gift1700295709bg.jpg













Поделки сделанные воспитанниками детского сада №453

t1700295709bh.jpg


1


Автор материала: П. Хохлов (3 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 19.11.23 в 07:46 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Спасибо автору и руководителю!
Елена Гаврииловна Гончарова, 19.11.23 в 08:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал, за полезную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.