12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10373
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
4

Проектная работа «Мозаика из круп и семян»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 1 города Советска

Советского района Кировской области.

.



«Мозаика из круп и семян»







Автор проекта: Токаев Арсений,

ученик 4 б класса.

Работа выполнена под руководством

учителя

начальных классов

Ванчуговой Светланы Михайловны

Адрес учреждения: 613340 г. Советск

Кировской области ул.Карла Либкнехта, 24

Консультант Токаев Алексей Иванович





Советск 2020


План

1.Введение …………………………………………………………………….……..………3

2. Теоретическая часть

2.1 История мозаики………….………………………………………………………4

2.2 Технология укладки и материалы ……………………………………………...8

3. Практическая часть

3.1 Сбор мозаики из круп и семян в домашних условиях………………….…..12

3.2 Какая мозаика дешевле? ....................................................................................13

Заключение…………………………………………………………………………………14



Введение

В настоящее время рынок развивающих игрушек для детей очень разнообразен. Немалую долю в нем занимают различные виды мозаик: аквамозаика, алмазная, классическая, из пайеток, мягкая, самоклеящаяся, термо и т.д. Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. Она помогает воспитывать целенаправленность деятельности, внимательность и наблюдательность. Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Для меня мозаика похожа на конструктор «Лего», в который мне нравится играть, тем, что общий результат складывается из многочисленных мелких деталей. В связи с этим я решил попробовать себя в чем-то новом: сложить мозайку из круп и семян.

Гипотеза исследования: предположим, что у меня получится создать мозаику из круп и семян, которые есть дома.

Цель проекта: исследование процесса создания мозаики из круп и семян

Задачи: 1. Собрать информацию об истории мозаики, технике ее создания, материалах, изучить необходимую литературу;

2. Собрать мозаику из круп и семян на листе формата А4.

3. Сравнить себестоимость полученной и покупной мозаик

Актуальность проекта. В настоящее время рынок мозаики для детей очень разнообразен. Но, к сожалению, цены на них высокие. Кроме того, собирать одну и ту же мозаику быстро надоедает. В связи с этим, мозаика из круп и семян - хорошая альтернатива игрушки по низкой цене.

Объект исследования: мозаика из круп и семян

Предмет исследования: процесс изготовления мозаики из круп и семян

Тип проекта: исследовательский

Методы исследования: эксперимент, изучение литературы

Продукт проекта: мозаика из круп и семян, собранная мною самостоятельно на листе формата А4 в домашних условиях.

2. Теоретическая часть

История мозаики

Мозаика ( от лат. (opus)musivum — (произведение), посвящённое музам) — техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстур.

История возникновения мозаики необычна и интересна.

Древний Восток

Считается, что зародилось искусство мозаики на Древнем Востоке. Исследователи датируют это событие 2-ой половиной IV тысячелетия до н.э. В то время мозаика имела совершенно другой вид и использовалась в основном при отделке дворцовых стен и колонн.

В те времена мозаичные элементы имели вид конусов из глины длиной 8-10 см. Их обжигали и укладывали в глиняный раствор, который выступал в роли клея. При этом изображение формировалось из оснований конусов, которое впоследствии раскрашивалось, обычно красным, черным и белым цветами. В изображениях использовались геометрические мотивы: ромб и треугольник.

t1607778312aa.jpg t1607778312ab.jpg

Урук, месопотамия, нач 3 тыс до н.э. Гордион, 8в до н.э.

Позднее мозаика стала появляться не только на стенах и колоннах. Ее стали использовать в напольных покрытиях. Но в качестве материала уже выступали не глиняные конусы, а природная необработанная галька.

2. Античность

Первые античные мозаики датированы концом V века до н.э из необработанной гальки, найденные в Коринфе, Греция. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному.

Расцвет античной мозаики приходит, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.

t1607778312ac.jpg t1607778312ad.jpg

Коринф, кон V в до н.э. Дионис верхом на пантере. Напольная мозаика. Ок. 120-80 гг. до н.э

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, также нередко использовали мелкие камешки и гальку. Самые популярные жанры - мифологический и бытовой.

t1607778312ae.jpg t1607778312af.jpg

Вилла Боргезе Гладиаторская мозаика 320- 330г. Мозаики «Остерегайтесь собаки» были популярным мотивом для порогов римских вилл

3.Византийская империя

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится преимущественно золотым. Мозаика в то время была не только и не только роскошным украшением интерьера, но и летописью библейских сюжетов.

t1607778312ag.jpg t1607778312ah.png

Христос Добрый пастырь. Равенна. Около 440 г. Императрица Феодора. Равенна. VIв

4. Средневековая Евразия

В Европе получила распространение мода на мозаики из раковин морских моллюсков и из бисера. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Германии бисером декорировались как плоские детали мебели, например, столешницы, так и объемные предметы (бутыли, фигурки птиц). Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.

5. Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец Шекинских ханов является выдающимся произведением архитектуры Азербайджана XVIII века. Стенные росписи стен посвящены различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. По центру располагается огромное окно - витраж из разноцветной стеклянной мозаики. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

t1607778312ai.jpgt1607778312aj.jpg t1607778312ak.jpgt1607778312al.jpg

Дворец Шекинских ханов, XVIII век

6. Французская мозаика

Во Франции в свое время была известна и распространена мозаика из фарфоровых бусин. В 1937 году в городе Бриар был открыт завод по производству бриарских фарфоровых бусин. Известный художник Эжен Грассе, использовал её при создании многих своих работ. Эта мозаика производится и по сей день

t1607778312am.jpg

Макет фронтона на церкви Сен-Этьен в городе Бриар; Эжен Грассе, мозаист, 1892 г.

7. Русь

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала.

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов.

t1607778312an.jpg t1607778312ao.jpg

Полтавская боталия, мозаика ломоновской мастерской, фрагмент 1765г Петр I, мозаика собственноручного набора

Ломоносова, фрагмент, 1754г

Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана, а в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары. В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

t1607778312ap.jpg t1607778312aq.jpg

Св. Исаакий Далматский. Св. Екатерина. Мозаики главного иконостаса

Мозаики первого яруса центрального иконостаса Исакиевского собора Храма Спаса на крови

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог. Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где  успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Но этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

t1607778312ar.jpg t1607778312as.jpg

Мозаика алтарной апсиды и св. Марии Магдалены, Спас нерукотворный, мозаика Троицкого собора Почаевской лавры, 1912г

мастерская Фролова мастерская Фролова


8. Совеременная мозаика

Современная мозаика претерпела за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию. И сейчас чаще всего мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок.


Технология укладки и материалы

Выделяют два способа набора мозаики: прямой и обратный.

При прямом наборе клеевое покрытие наносится на подготовленную поверхность, сверху приклеивается мозаика лицевой стороной (рисунков) наверх. Плюс такой укладки в наглядности процесса: рисунок виден сразу. Однако укладка этим способом требует некоторой сноровки от мастера.

При обратном - мозаика собирается лицевой стороной (рисунком) вниз, закрепляют с тыльной стороны, осуществляют окончательную обработку. Оценить свой результат лишь после высыхания мозаики.

Материалы

Все материалы, используемые для создания мозаики, можно разделить на 5 видов:

Стекло — это по сути, искусственный материал, произведенный человеком, но самый часто используемый с тех времен, как человек научился его делать.

К этой группе можно отнести:

- мозаичное стекло - экологически чистый, прозрачный, хорошо отражающий свет материал, который может быть окрашен в любые цвета. Используется в виде кусочков различной формы

t1607778312at.jpg t1607778312au.jpgt1607778312av.jpg

- смальта – это цветное непрозрачное («глушёное») стекло, используется в виде кусочков различной формы, полученных методом колки или резки.

t1607778312aw.jpg t1607778312ax.jpg

- Стекло дрот — тонкие стеклянные трубочки и стержни (последние называют еще иногда «штабиками»), бесцветные и цветные. Чаще всего используются в микромозаике в ювелирном деле

t1607778312ay.jpg t1607778312az.jpgt1607778312ba.png

- Бисер, бусины и стеклярус. Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Стеклярус — отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3-25 мм, отличается от бисера большей длинной.

t1607778312bb.jpgt1607778312bc.jpgt1607778312bd.jpg

Преимущества стеклянной мозаики:

продолжительный срок службы, без эффекта старения

повышенная влагостойкость

высокая стойкость к воздействию различных химических веществ и микроорганизмов

устойчивость к перепадам температур

не выгорает со временем, т.к. в основном используются натуральные красители

широта цветовых решений

Керамика и керамогранит

В основе создания обоих материалов – глина.

Керамика - материалы, изготавливаемые из глин или их смесей с минеральными добавками под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. Форма может быть любая: квадрат, круг, ромб.

t1607778312be.jpg t1607778312bf.jpg t1607778312bg.jpg

Керамогранит — искусственный отделочный материал, очень прочный и твёрдый, имитирующий натуральный камень. Производится методом полусухого прессования из пресс-порошка, с последующим обжигом при температуре 1200—1300 °C. Пресс-порошок, в свою очередь, получают из смеси: белых глин, кварцевого песка, минералов из класса силикатов, воды.

t1607778312bh.jpg t1607778312bi.jpg

Преимущества мозаики из керамики и керамогранита

повышенная влагостойкость.

стойкость к воздействию химических веществ;

ударная прочность и прочность на изгиб;

стойкость к «термическому шоку» (перепаду температур);

постоянство цвета под воздействием внешних факторов;

Керамика менее устойчива к внешнему воздействию природных факторов, чем керамогранит.

Камень.

Сюда относятся все известные нам виды минералов — известняк, мрамор, оникс, гранит, полудрагоценные камни и даже морская галька

t1607778312bj.jpg t1607778312bk.jpg

Металл.

Металлы – дорогой материал, поэтому при производстве современной металлической мозаики промышленным способом чаще всего используют нержавеющую сталь, латунь, реже медь. Более того, если бы клеточка 2 × 2 см была сделана полностью из металла, она бы весила очень много! В связи с этим, сам кусочек состоит из 2 слоев. Первый — основа из керамики или пластика. На него специальным клеем крепится лицевой слой — накладка из металла, как крышечка. Такую мозаику практически не используют

t1607778312bl.jpg

Необычные материалы.

В принципе, человек для создания мозаики использует любые материалы, руководствуясь лишь своей фантазией и возможностями. Они не уступают по красоте и яркости! Единственный минус таких мозаик – это их недолговечность.

- Ракушки. Используются не только целиком, но и в виде пластин. Для этого под давлением и нагреванием их расплющивают, а затем пилят их на кружочки, квадратики, многоугольники. Толщина такой мозаики всего 1 мм, но по прочности и сопротивлению на излом они лучше керамики и стекла! Оттенки такой мозаики напоминают оттенки жемчуга: белые, розовые, желтоватые и черные!

t1607778312bm.jpg t1607778312bn.jpg

- Дерево. Доступный материал для мозаики, обладающий неповторимым природным запахом. Чаще всего в качестве материала используют спилы можжевельника, березы, ели, вишни и многих других деревьев. Дерево можно тонировать, покрывать блестящим или матовым лаком.

t1607778312bo.jpgt1607778312bp.jpg

- Пищевые продукты: макароны, крупы, бобовые, колечки для завтрака, кофейные зерна, чипсы, колбасы, суши и так далее

t1607778312bq.jpg t1607778312br.jpg

Мерелин Монро из разноцветных конфет Барак Обама из сладких колечек

t1607778312bs.jpgt1607778312bt.jpg

Мона Лиза из разных сортов колбас, а так же из стаканчиков кофе, с молоком и без

t1607778312bu.jpgt1607778312bv.jpg

Панно из яблок Мадонна из пасхальных яиц

- Гвозди и шурупы

t1607778312bw.jpgt1607778312bx.jpg

- Пробки

t1607778312by.jpgt1607778312bz.jpg

- Таблетки и пилюли

t1607778312ca.jpgt1607778312cb.jpg

- Кубик рубика

t1607778312cc.jpgt1607778312cd.jpg

В свою очередь я решил попробовать составить мозаику из круп и семян, которые есть у нас дома.

3. Практическая часть

3.1 Построение мозаики из круп и семян в домашних условиях

Складывание мозаики – это творческий процесс. Я решил создать мозаику из круп, которые есть в наличии дома, по своему эскизу, прямым набором.

Мною были подготовлены:

- лист формата А4,

- картон,

-клей ПВА,

-кисточка,

-крупы: пшено, рис, манную крупу, горох, а так же семечки и фасоль.

Этапы складывания мозаики:

Сначала я подготовил основу мозаики: нарисовал простым карандашом сову на листе формата А4

t1607778312ce.gif

Приклеил лист с готовым рисунком на картон.

Обдумал, из каких круп будут состоять детали рисунка.

На клей ПВА приклеил крупы на изображение совы, согласно своему решениюt1607778312cf.jpg t1607778312cg.gift1607778312ch.gif

Сделал фон из манной крупы



t1607778312ci.gift1607778312cj.gift1607778312ck.jpg

3.2 Какая мозаика дешевле?

Мне стало интересно, какая мозаика дешевле: из круп и семян или покупная. Я решил посчитать себестоимость мозаики, которая у меня получилась

п/п

Расходный материал

Вид

Израсходованное количество

Цена

Стоимость

1

Клей, 125 гр

40 грамм

34 рубля

10 руб 88 коп

2

Семечки подсолнечные

250 грамм

69 рублей

17 руб 25 коп

3

Горох колотый

110 грамм

40 рублей

4 руб 40 коп

4

Крупа гречневая

90 грамм

70 рублей

6 руб 30 коп

5

Фасоль белая

10 грамм

96 рублей

0 руб 96 коп

6

Пшено

30 грамм

50 рублей

1 руб 50 коп

7

Крупа манная

25 грамм

46 рублей

1 руб 15 коп


Итого



42 руб 44 коп



Таким образом, цена моей мозаики из круп получилась 42 руб 44 коп, что дешевле покупных примерно в 3 раза: цена покупной простой мозаики формата А4 от 120 рублей.



Заключение

Таким образом, я выяснил, что создание мозаики из круп в домашних условиях – это очень интересное и полезное занятие, которое тренирует мелкую моторику рук и усидчивость, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление; помогает воспитывать внимательность и наблюдательность; развивает абстрактное и пространственное мышление.

Мозаика из круп всегда индивидуальна: она создается по личному эскизу; из тех круп, которые ребенку нравятся и соответствуют его цветовому восприятию. Кроме того, мозаика из круп выходит намного дешевле, но не уступает покупным игрушкам по увлекательности процесса сбора и полученному результату.





Автор материала: А. Токаев (4 класс)
Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.