Проектно-исследовательская работа "Христианские мотивы и символы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
Автор публикации: А. Шевчук, ученица 7Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Хор имени Н.К.Корчагина муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Секция «Филология. Литература»
Проектно-исследовательская работа
Христианские мотивы и символы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
Автор работы:
Шевчук Александра Денисовна, 7 класс
Руководитель:
Чиганова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
р.п.Хор
2025г
Содержание
Введение…………………………………………………………………3-4
Глава 1. Истоки………………………..…………………………………5-8
Глава 2. Вслед за автором……………………………………………...9-14
Глава 3. Слова-упоминания Бога и собственно молитвы…………. 15-16
Заключение ……………………………………………………………… 17
Список использованной литературы ……………………………………18
Приложение
Введение
Чем продиктовано обращение к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? В пятом классе, во время ее изучения, я отсутствовала в школе, так как в начале учебного года, в сентябре, с родителями всегда уезжаю на море. Когда вернулась из отпуска, учитель с сожалением сказала, что сказка уже изучена на уроках литературы, написаны творческие работы - нужно двигаться дальше.
Как же я была рада, когда в этом году увидела тематический план Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Одно из направлений звучало так: «Жизнь каждого человека – это сказка, написанная пальцами Бога». К 220-летию со дня рождения и 150-летию кончины Ганса Христиана Андерсена». Стало понятно, что это возможность открыть Андерсена для себя, прочитать «Снежную королеву» под углом христианских ценностей, написать сочинение в рамках заданного направления, принять участие в конкурсе (Приложение 1).
Объектом данного исследования является сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
Предмет исследования – основные сюжеты, мотивы и образы героев сказки.
Цель работы - выявление в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» христианских мотивов и образов в ходе подготовки к написанию сочинения в рамках Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить биографию великого сказочника;
сопоставить факты биографии Андерсена с содержанием «Снежной королевы»;
исследовать основные эпизоды сказки и выявить христианские образы и мотивы;
сформировать представление о нравственных ценностях Андерсена;
написать сочинение на конкурс.
Используемые методы – метод сравнительного анализа, описательный метод, метод контекстуального анализа.
Гипотеза – сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева» - глубокое произведение, наполненное христианской символикой.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы как учителями для подготовки к урокам, так и учениками для выполнения индивидуальных заданий, написания творческих работ.
Глава 1. Истоки
«История моей жизни скажет всем людям то же, что говорит мне: Господь Бог все направляет к лучшему1», - таким словами начинает автобиографию датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, делая акцент на божественном присутствии в его жизни.
«Детство мое протекло в маленькой каморке, заставленной верстаками, инструментами и разными приспособлениями для башмачного ремесла, кроватью и раздвижной скамьей, служившей мне кроватью. Да, тесно у нас было! Зато все стены были увешаны картинками, на сундуке стояли расписные фарфоровые чашки, стаканы и разные безделушки, а над верстаком у окна висела полка с книгами. В крошечной кухоньке стоял шкаф, а над ним находилась полка, на которой красовалась оловянная посуда. И это-то тесное помещение казалось мне тогда большим и роскошным, а дверь с намалеванным на ней пейзажем имела в моих глазах такое же значение, как теперь целая картинная галерея.
Из кухни был ход на чердак; под окном чердака, на водосточном желобе, проходившем между нашим и соседним домом, стоял ящик с землей; в нем росли лук и петрушка; это был огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке «Снежная королева», - пишет он далее.
Отец его, поэтически одаренный, предоставлял сыну полную свободу, много времени посвящал ребенку, то читая «Тысячу и одну ночь», то делая игрушки, то рисуя картинки, то отправляясь с ним на прогулки в лес.
Бабушка также души не чаяла во внуке. «Старушке был поручен уход за
садиком при городской больнице, и она всегда приносила мне оттуда по субботам букетик цветов; цветы украшали наш сундук и считались моими; мне позволялось самому ставить их в стакан с водою; то-то была радость! Бабушка вообще часто приносила мне что-нибудь, баловала меня, любила без памяти –
___________________
1 Андерсен Г.Х. «Сказка моей жизни» https://www.litres.ru/book/gans-hristian-andersen/skazka-moey-zhizni-43646255/chitat-onlayn/
я знал это, чувствовал.
Два раза в год бабушка жгла сухие листья и другой сор из сада; жгла она их в большой больничной печи. Эти дни я почти всегда проводил подле бабушки, валялся в кучах сухой зелени и гороховых стеблей, играл с цветами и – чему придавал наибольшую цену – получал обед куда, как мне казалось, вкуснее домашнего», - вспоминает с теплотой Андерсен в автобиографии.
Понимание божественного формировалось в ребенке во многом благодаря отцу, который читал вслух не только комедии и рассказы, но и исторические книги, и Библию. Башмачник глубоко вдумывался в то, что читал, но, когда заговаривал об этом с женой, оказывалось, что она не понимала его; оттого он с годами все больше и больше замыкался в себе. Однажды он раскрыл Библию и сказал: «Да, Иисус Христос был тоже человек, как и мы, но человек – необыкновенный!» Жена пришла от его слов в ужас и залилась слезами. Сын тоже перепугался и стал просить у Бога прощения отцу за такое богохульство. «Нет никакого дьявола, кроме того, которого мы носим в своем сердце!» - говорил он, а маленького Ганса охватывал страх.
Ганс Христиан рос мечтательным ребенком, не сходился со сверстниками и не принимал участия в играх школьников. Зато в мастерстве красноречия среди ровесников ему не было равных.
«Осенью матушка иногда ходила по полям и, как библейская Руфь, собирала оставшиеся после жатвы колосья. Я обыкновенно сопутствовал ей. Раз мы забрели в поле барского имения, где был очень злой и жестокий управляющий. Вдруг мы увидали его с огромным кнутом в руках! Матушка и все другие бросились бежать, я тоже, но скоро потерял с голых ног деревянные башмаки, сухие жесткие ожинки стали колоть мне ноги, и я отстал от других. Управляющий уже замахнулся на меня кнутом, но я взглянул ему прямо в глаза и невольно сказал: «Как же ты смеешь бить меня – ведь Господь видит тебя!» И суровый человек сразу смягчился, потрепал меня по щеке, спросил, как меня зовут, и дал мне денег», - читая эти строки автобиографии, понимаешь, что дар воздействия на слушателей и знание Божьих заповедей проявлялись у Андерсена уже в детстве.
Размышляя о своей судьбе, сказочник часто задавался вопросом: что было бы с ним, если бы желание отца уехать в деревню и поселиться в небольшом домике с садиком сбылось? А ведь отец так страстно мечтал об этом. Впоследствии Ганс Христиан усматривал в этом божественный промысел, считая, что ради него Господь не дал сбыться желанию родителей.
Когда мальчику было 11 лет, отца не стало. После Андерсен вспоминал, что зимой, предшествующей смерти отца, когда окна все позамерзали, он показал в ледяных узорах на окне что-то похожее на женщину, простиравшую вперед обе руки. «За мною, что ли, пришла?» – сказал тогда в шутку отец. Теперь же, когда его не стало, мать, разговаривая в ночи со сверчком, в отчаянии просила его замолчать, не звать мужа, поскольку его уже «взяла ледяная дева». Похоронили отца на кладбище Св. Кнуда. Бабушка посадила на его могиле розы.
Во многом благодаря отцу Андерсен вырос благочестивым человеком, в ситуациях, требующих выбора, он всегда полагался на божью помощь, при этом поступая согласно его заповедям. «Мысли мои невольно устремились к Богу; я льнул к Нему всем сердцем, со всем доверием ребенка к доброму отцу. Я выплакал все свое горе и сказал самому себе: «Когда придется уж очень круто, тогда-то Он и ниспошлет свою помощь; я сам читал об этом. Надо много страдать, зато потом и выйдет из тебя что-нибудь!» - пишет он в своей книге «Сказка моей жизни».
Сказки Андерсена вне времени, они заставляют задуматься о доброте, милосердии, сострадании, любви, вере. Писатель порицает, осуждает пороки людей как нарушение Божьего и человеческого закона. Такое мироощущение формировалось в детстве. В его «Снежной королеве» появится и деревянный ящик с розами, усыпанными бутонами, и горох, спускающийся из ящиков зелеными гирляндами, и бабушка, нежно гладящая по голове внука, и Ледяная дева - повелительница холода, вьюг и льдов из скандинавского фольклора. Таким образом, знакомство с биографией Г.Х.Андерсена даёт возможность с уверенностью сказать, что вера в Бога стала ведущим началом его миропонимания.
Глава 2. Вслед за автором
Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык», предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт2.
Мотив (от лат.moveo — «двигаю») — повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. присутствует в произведениях в самых разных формах: отдельное слово и словосочетание, повторяемое и варьируемое. Иногда он лишь угадывается, уходя в подтекст2.
С одним из библейских мотивов мы встречаемся, когда наблюдаем композицию сказки, состоящую из 7 рассказов. Такое построение отсылает читателей к Библии, напоминая о том, что Господь создавал землю и все сущее на ней в течение 7 дней. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (7, гл.2)
Сказка открывается неким предисловием к основному сюжету. В первой истории говорится о тролле, создавшем зеркало, искажающее мир. Про тролля сказано, что «то был сам дьявол», метко названный Блаженным Августином «обезьяной Бога», потому что «вновь и вновь тщится исказить его замысел и
плодит зло». Цель такого искажения — соперничество с Богом, который сотворил мир добрым и прекрасным.
У Андерсена, когда ученики тролля захотели добраться до самого
______________________________
2 Литературный глоссарий https://www.bukinistu.ru/simvol.html
Творца, чтобы посмеяться над ним и ангелами, зеркало разлетелось на мелкие кусочки.
История о зеркале и его осколках напоминает библейскую историю строительства Вавилонской башни: обе они о тщетности усилий достать до небес и сравняться с Творцом.
Во второй истории появляются главные герои. Кай и Герда вместе играли и пели псалом о розах. «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, — им чудилось, что с него глядел на них сам Младенец-Христос. Что за чудное было лето и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!» (2, с.10) Розы – символ любви и принятия, цветок Христа. Алые розы символизируют его страдания, а белые - силу духа и чудесное воскрешение. Они, осыпанные чудесными цветами, растут в деревянных ящиках на окнах домов Кая и Герды, помогают девочке вспомнить о Кае и сбежать от старушки.
Садик Кая и Герды – воплощение рая, антитеза ледяного ада Снежной королевы, где льдинки вместо букв, снежинки
вместо цветов, снежные курицы в противовес голубям и, наконец, неподвижное ледяное озеро в противовес живой реке. Автор поселил детей в мансарде, подчеркивая близость к небу. Но этот рай оказывается потерянным, что вводит в сказку мотив грехопадения.
Третья история начинается с того, что Герда волнуется из-за исчезновения названного братца и перестает верить, что он мог умереть. Она надевает красные башмачки и отправляется к реке, которая считается путём из мира живых в мир мертвых. Но Герде пришлось самой влезть в лодку, ведь река не приняла ни её, ни башмачки. Герда в отличие от Кая духовно чиста, поэтому отправиться в «мир мертвых» просто так не может.
В том, что Кай жив, девочку убеждают солнечный свет и ласточки. В христианстве эта птица считается одним из воплощений Христа.
По пути, когда Герде становится страшно, её успокаивают воробьи, летящие за ней. Воробьи в христианстве – реализация мысли о том, что любое творение Бога, даже самое маленькое, под его покровительством. Получается, Бог защищает Герду на протяжении всего её пути.
Река выносит девочку к берегу, где её подбирает волшебница и оставляет жить у себя. Старушка прячет, растущие в саду розы, чтобы Герда не вспомнила о Кае. Укладывает девочку спать «на постельку с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками». (2, с.22) Фиалки — это символ смирения - одной из самых главных добродетелей христианина. Увидев розы на шляпе старушки, Герда вспоминает о братце и начинает плакать. Слезы, являясь символом покаяния, – ведь Герда совсем позабыла о Кае - помогают прорасти розовым кустам.
Вырвавшись из сада старушки, Герда понимает, что за его воротами поздняя осень. Вся растительность увяла, «один терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами» (2, с.28). В метафорическом смысле терновник и страдания идут рука об руку, в Библии они не отделимы. В сказке терновник символизирует испытания, которые предстоят Герде на ее нелегком пути.
В четвертой истории встречается еще одна птица - ворон, которая, с одной стороны, представляет темные силы, а с другой - символизирует понимание и пророчество. Здесь ворон –мудрый советчик. Он выслушал Герду и постарался помочь, даже привлек свою невесту, ворону, которая могла бы привести девочку во дворец к принцессе. У этой принцессы, как считал ворон, жил Кай. В спальне, в кроватях в форме красной и белой лилий, Герда обнаружила принцессу и принца. Лилии – это символ любви, красоты и воскрешения.
Также в этой главе упоминаются сны, которые видит Герда: они «были похожи на Божьих ангелов и везли на маленьких саночках Кая». (2, с.38)
Попав к разбойникам (пятая история), героиня лишается всех подарков, которые ей преподнесли принц и принцесса. Можно ли совершить подвиг, если ты весь в бархате и мехах, едешь в золотой карете, набитой сахарными крендельками и пряниками? Нет. Подвиг предполагает лишения.
Под темным лесом и под разбойниками, убившими кучера и слуг, ограбившими Герду и готовыми ее съесть, подразумевается ад и бесы. Маленькая разбойница, необузданная, своевольная, грубая, также воплощение бесовского в характере. Однако она – это покаявшийся разбойник, который упоминается в Евангелии и является первым спасенным человеком из всех уверовавших в Христа, почитается как пример истинного раскаяния. «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:32-43). Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.
На протяжении всей истории заметно, как маленькая разбойница меняется. От девочки, которая сама захотела убить Герду, до той, кто её отпустил и позволил уйти вместе с северным оленем. Доброе сердце Герды, ее смирение помогло смягчить буйный нрав разбойницы.
В зверинце разбойницы больше сотни лесных голубей. Двое из них еще птенчиками видели, что Кай сидел в санях Снежной королевы, они летели в Лапландию. Голубь — это райская птица, приносящая вести от Бога. Ещё в пещере разбойницы живёт северный олень - символ тоски по Господу, безопасности и благочестия.
В шестой главе рассказывается о том, что Герда с оленем приходят к Лапландке, которая советует им отправиться к Финке и пишет ей письмо на сушёной треске. Рыба – раннехристианский символ, означающий самого Христа. Олень просит финку дать Герде «силу двенадцати богатырей». По богатырями могут иметься в виду двенадцать апостолов – первые и самые верные ученики Христа.
Финка, представляющая собой мудрость, говорит: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце, сила ее в том, что она милое, невинное дитя». (2, с.50)
В связи с этим вспоминается финал сказки:
«Бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: «Если не будете, как дети, не войдете в царствие небесное». (2, с. 62) В этих сроках — мудрый совет. Дети несут в себе любовь, но делают это неосознанно. Взрослому человеку важно сохранить в себе детскую способность дарить любовь.
Когда Герда, несмотря на лютый холод, продолжает бесстрашно идти к своей цели, как ее атакует снежное войско, с которым ей невозможно справиться. Девочка читает «Отче наш», и на помощь ей приходят ангелы. Этой сценой, которая символизирует вечную битву добра и зла, - Андерсен показывает, что живая, чистая, непосредственная детская душа бессмертна и всегда находится под защитой высших сил и небесных покровителей.
А что же Кай? Все это время он в ледяном дворце пытается сложить из осколков слово "Вечность". Но поскольку делает это с помощью холодного ума, то никак не получается у него постичь вечность. Вечность без Господа невозможна. И только горячие слезы Герды способны проникнуть в сердце и растопить его ледяную корку. Плачет и Кай. Со слезами раскаяния осколок зеркала вытекает из глаза.
Кай и Герда воссоединяются, душа и разум возвращаются в свой потерянный рай. То, что было расколото и разделено, вновь обретает целостность.
Таким образом, текст сказки настолько пронизан библейскими мотивами, образами и символами, что кажется будто Андерсен создает свою версию великой книги и предстает ее толкователем. Читатель должен прийти к пониманию того, что мало иметь много знаний, знать законы арифметики —нужно обладать чутким добрым сердцем, доброй душой.
Глава 3. Слова-упоминания Бога и собственно молитвы
Одним из проявлений христианского содержания сказок выступают слова-упоминания Бога и собственно молитвы такие, например, как: «Уж розы в долинах цветут, / Младенец-Христос с нами тут!!»
Эти строки повторяются в «Снежной королеве» в начале и конце сказки. Первый раз, когда Кай и Герда играли вместе, девочка пела библейский псалом, а Кай, ей подпевал. Взявшись за руки, они смотрели на солнышко, и им казалось, что с него глядел младенец Христос. Ранее уже говорилось, что завершается сказка возвращением детей к бабушке, которая «сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное!», Кай и Герда подпевают ей уже известный отрывок из псалма.
Другой пример обращения к Богу героев — это их молитвы. Способность или, наоборот, невозможность прочтения молитвы определяет судьбу героев. Так, когда сани Снежной королевы уносили Кая из города и испуганный мальчик, пытаясь отвязать свои санки, хотел прочесть «Отче наш», но не смог, потому что в уме его вертелась лишь таблица умножения.
Напротив, именно эта молитва помогает Герде спасти Кая. Когда её дорогу во дворец преградили огромные снежные хлопья, то она «принялась читать “Отче наш”». Герда сделала то, чего не смог Кай. В трудные минуты она молится Богу и поэтому побеждает. Андерсен описывает, как молитва девочки призывает к ней на помощь небесные силы: «Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их всё прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно» (2, с. 53).
Ещё одним проявлением христианских мотивов становится идеал жертвенной любви, который помогает героине преодолеть все испытания. Сюжет сказки во многом — это путь Герды, путь испытаний и их жертвенного преодоления. Уже в начале сказки девочка отдает реке «первую свою драгоценность» - красные башмачки взамен на возможность отыскать Кая. Далее, несмотря на различные искушения: цветочный сад, королевский дворец - Герда без башмаков и рукавиц бежит в чертоги Снежной королевы, сквозь целый полк снежных хлопьев, похожих на больших безобразных ежей, стоглавых змей и толстых медвежат. Герда добирается до дворца Снежной королевы, читает вечернюю молитву, входит в зал и застаёт Кая в одиночестве: он посинел, почти почернел от холода. Кай не узнает её, и тогда она поёт ему их любимый псалом. Снять чары с Кая также помогла молитва, а именно псалом, который спела Герда.
Жертвенная любовь Герды выглядит еще более яркой на фоне противопоставленности историям цветов из сада женщины, умевшей колдовать: «каждый цветок грелся на солнышке и думал только о собственной своей сказке или истории» (2, с.24). А северный олень прежде, чем рассказать Лапландке историю Герды, рассказал ей «свою собственную – она казалась ему гораздо важнее» (2, с.48). Обращает внимание использование рядом со словом «собственный» притяжательного местоимения «свой», которое выглядит как речевая избыточность. Однако такое соседство слов подчеркивает зацикленность персонажей, противопоставленных Герде, на себе. Девочка же думает только о спасении братца.
Итак, обращение к сказке «Снежная королева» позволяет определить, в чём выражаются христианские мотивы в данном произведении датского писателя. Во-первых, это наличие христианских текстов: отрывки из псалмов, Евангелия, молитва. Во-вторых, проявление христианских идеалов в добродетелях героев, в данном случае идеал жертвенной любви.
Заключение
В советское время сказки Ганса Христиана Андерсена подвергались неумолимой цензуре, из них были «вырваны» абзацы и почти целые страницы, содержащие религиозные мотивы.
Не избежала цензуры и сказка «Снежная королева». В отдельных редакциях отсутствовала глава о зеркале тролля, Герда боролась со стражниками Снежной королевы, «смело шагая вперед и встретив на пути маленьких человечков», изъяты истории цветов, растущих в саду волшебницы. В советских изданиях было исключено всякое упоминание Христа, не приводился знаменитый псалом: «Розы цветут, красота! Красота! Скоро утром мы младенца Христа!».
Все было сведено к простой детской сказке. А ведь Андерсен – глубоко религиозный писатель, вера в Бога, упование на Него, молитва – неотъемлемая часть практически всех его произведений.
Основной библейский сюжет «Снежной королевы» - жизнь в раю, грехопадение, блуждание, пребывание в аду, самопожертвование во имя спасения ближнего, обращение к Богу – передан с помощью символов, образов, мотивов, заимствованных из Священного Писания. Перед нами не просто сказка, а метафора Библии.
Она о добре и зле, терпении и любви, которые изменяют жизнь тех, кто эту любовь несет в своем сердце. Эти нравственно-этические категории имеют христианские корни. Сказка побуждает понять, что жить с Господом в сердце – значит жить счастливо! Это и есть христианская проповедь.
Работа по выявлению христианского подтекста «Снежной королевы» позволила мне написать сочинение на Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» и войти в число финалистов этого конкурса.
Список использованной литературы
Андерсен Г.Х. «Сказка моей жизни»//https://www.litres.ru/book/gans-hristian-andersen/skazka-moey-zhizni-43646255/chitat-onlayn/
Андерсен Х.К. «Снежная королева», М., «Стрекоза», 2018
Горячева И.А. Русская классическая школа. 5 класс, Г.Х.Андерсен// https://russianclassicalschool.ru/methods/srednyaya-shkola/literatura/razrabotki-urokov-i-a-goryachevoj/item/1967-g-kh-andersen-snezhnaya-koroleva-5-klass.html
Диакон Андрей Кураев. «Школьное богословие»// https://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovie-diakon-andrej-kuraev#ch_0_15
Орлова Е.О., Хлуднева Н.А. «Христианские мотивы в творчестве Г.-Х.Андерсена: педагогический аспект», «Вестник новгородского государственного университета», №4, 2017г//
Русская православная церковь//Официальный сайт//Бытие//Глава 2// https://www.patriarchia.ru/bible/gen/1
Стасевич В.А., Болурова-Кунавина П.В. «Христианские мотивы в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»//«Юный ученый», №2, 2015, стр.167-169
ПрезентацияPPTX / 8.26 Мб
Приложение. Сочинение на конкурс «Лето Господне»
Сказка его жизни
История первая, в которой рассказывается о падении звезды
Знаете ли вы, что человеческие судьбы пишутся на небесах? Да, да, рукой самого Господа!
В эту ночь слова очередной истории стали проступать в созвездии Овна. Несколько звёзд, будто играя во что-то, передавали их по кругу. Ненадолго задержавшись на одной звездочке, слова прыгали на вторую и постепенно собирались в строки. Казалось, что они появлялись из ниоткуда и были предоставлены сами себе, ведь никто не выводил их чернилами. Слова эти были не подвластны взгляду обычного человека, никому их нельзя было ни прочесть, ни предугадать ход заложенной в них мысли, кроме автора - Бога.
Когда строчки перестали бежать и наконец появилась последняя точка, одна из звезд на миг стала ярче, а после сорвалась с неба. Озарив его только на мгновение, она упала во двор одного из домов в Оденсе. Новая сказка приземлилась туда, где в этот апрельский день у бедного башмачника и прачки родился сын.
История вторая, в которой говорится о странных событиях, произошедших после падения звезды
Никто не видел того чудесного полета, но странные вещи стали происходить после него. В самом углу каморки башмачника, в куче с рваной обувью, принесенной жителями городка для починки, вдруг стало заметным какое-то шевеление, как будто изнутри, со дна этой пирамиды, кто-то выбирается, стараясь протиснуться на свет божий. А утром у двери хозяйка обнаружила свои любимые красные башмачки, ставшие ей безнадежно малыми еще в родительском доме, сбереженные как драгоценность, перевезенные вместе с другим скарбом в дом мужа, но давно позабытые и заброшенные в дальний угол.
Теперь же, после падения звезды, в них как будто вдохнули вторую жизнь, они будто были вновь готовы отправиться в путь: стряхнули с себя пыль, даже носами повернулись в сторону двери. Но зачем? Аккуратно ногой хозяйка отодвинула их назад, к куче.
Когда же солнце достаточно поднялось над горизонтом, прачка пошла проведать свой небольшой огород, что находился на водосточном желобе. Это был деревянный ящик с землёй, в котором росла зелень для кухни. Подойдя поближе к грядкам, женщина ахнула: на совсем недавно посаженном, маленьком кусте роз распустились бутоны. Нежно-розовые цветы раскрылись за ночь, будто по мановению волшебной палочки.
Осмотрев грядки получше, хозяйка удивилась во второй раз: она не смогла найти ни единого червя. Уж сколько женщина с ними боролась, сколько зелени они поели! А теперь исчезли, будто и не точили никогда ни этот маленький кустик, ни петрушку с луком. «Божий промысел», - промелькнуло у нее в голове.
История третья. Ледяная дева забирает отца
Прошло несколько лет с того дня, когда одна из звезд оторвалась от звездного барана и упала где-то в Оденсе. Мальчик подрос. Теперь это был уже не младенец, а парнишка лет десяти с несколько несуразной внешностью и тягой к сочинительству. Он много играл, как и подобает ребёнку; все свободное время проводил с маленькой соседкой, которую называл сестренкой.
Дни шли за днями. Девочка пела Гансу псалмы, которые заучивала наизусть:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа!
А мальчишка рассказывал ей сказки, которые придумывал сам. Хотя на дворе было жаркое лето, девочке ясно представлялись снега и льды, мороз и маленькие, похожие на пчёлок снежинки – владения Ледяной девы. И она, белая и холодная, сидящая посреди огромного ледяного зала на своем великолепном троне. Настолько холодная, что, если коснешься ее, сразу замерзнешь. Совсем одна. Никого не пускающая в своё королевство раньше срока.
- Ганс, как же страшно, даже холодно стало!
Кто бы мог подумать, что Ледяная дева уже совсем близко: караулит за дверью, заглядывает в окна. Больше не будет в бедной каморке ни сказок, ни комедий, читаемых вслух по вечерам, ни привычного стука молотка по подошве каких-нибудь туфелек. Больше Ганс не сможет сходить с отцом тихий лес…
В тот день, когда мать плакала рядом с небольшой кроватью, на которой лежал её мертвый супруг, Гансу казалось, что его детское сердце опустили в терновые заросли и иглы поминутно впиваются в него.
Время тянулось невероятно долго. А сверчок всё пел и пел. Наконец женщина не вытерпела: «Он уже умер! Нечего тебе звать его, его взяла Ледяная дева!» Однако сверчок будто и не слышал: он продолжал петь свою нехитрую песенку.
История четвертая. Сказка, родившаяся ночью
До утра Ганс не сомкнул глаз. Ему вспоминались и ледяные узоры на окнах, которые он рассматривал прошлой зимой, и то, как отец обвёл силуэт похожий на женщину и рассказал о Ледяной деве – духе смерти. Всю ночь мальчику чудилось, что отец его лежит на холодных, снежных санях этой самой девы, вот-вот она сама заявиться к ним в дом и увезет его, Ганса, в своё ледяное царство.
На следующее утро, перед похоронами отца, мальчик рассказал своей соседке сказку, родившуюся ночью. Девочка хотела было похвастаться своими новыми сапожками, но увидев друга, тотчас же про них забыла.
На этот раз в сказке не было ни говорящих животных, ни оживших предметов. Эта была история про башмачника, тихого и молчаливого. Больше всего на свете он любил ходить в лес и слушать, как шелестит листва. Он обладал волшебной способностью понимать деревья, а они пели ему.
Вернувшись из леса вечером, зажигая лампу, башмачник брался за работу. Он чинил обувь, мастерил игрушки для своего сына. И долгими вечерами рассказывал истории, услышанные от деревьев. А если в лес сходить не получалось, то брал книгу и читал вслух.
- Но чем закончится твоя сказка? – осторожно спросила девочка, прекрасно понимая, кем был этот башмачник.
- Его забрала Ледяная дева. Но не смогла оставить у себя в царстве навечно. Сердце башмачника было живым и горячим, настолько горячим, что она не смогла его заморозить. Не помогли ни снежинки, ни ледяные поцелуи. Однажды ночью снег растаял там, где спал башмачник. Утром на этом месте выросли лилии. А башмачник пропал…
История пятая. Звезда отца возвращается на небо
Когда ночная мгла опустилась на спящий город, на темном небосклоне загорелась маленькая звездочка. Душа, когда-то спустившаяся с небес, вернулась в Божье царство. История башмачника была прочитана до последней главы.
«Утром, когда начнёт светать, но солнце ещё не поднимется высоко, взгляни на небо. И прошу тебя, милая, не плачь обо мне. Позаботься о сыне, в нем твое утешенье», — это было последнее, что услышала женщина от своего супруга.
Уже и сон растворился в солнечных лучах, а прачка все продолжала вглядываться в небо, где, еле заметная, мерцала та самая звёздочка. Женщина смотрела на неё, не отрывая глаз, и на душе становилось легче. Он не мёртв. Просто одна из историй закончилась, уступив место чему-то новому.
История шестая, в которой все стягивается в один узел
Который день шёл снег, застилая город белыми сугробами. Снежинки-пчелки кружились за окнами, стекла которых были разрисованы замысловатыми узорами. За деревянным столом, ссутулившись, погрузившись в воспоминания, сидел человек лет сорока с пером в руке. Перед ним был чистый лист бумаги. Но вот перо окунулось в чернила, и побежали строчки.
Его озорная белокурая соседка. Сколько же псалмов он узнал от своей подруги! Тех, которым не учили нигде, которых он больше ни от кого не слышал. Пусть теперь маленькая, миленькая Герда поет их Каю:
Розы в долинах цветут… Красота!
Скоро узрим мы младенца Христа!
Пусть отдаст реке взамен на братца красные башмачки. Те самые, которые принадлежали когда-то жене башмачника и были дороги ей как первая драгоценность.
Холодом повеяло от страниц, когда перо вывело «Снежная королева». Та ночь, когда Ледяная дева забрала отца, навсегда в его памяти. Но и сегодня он снова не в силах противостоять ей: Снежная королева увозит Кая на своих ледяных санях.
Как же «она прелестна, как нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая!» Как же она похожа на Дженни Линд, оперную певицу, холодное сердце которой ему так и не удалось растопить.
Страницы Евангелия, прочитанные когда-то вместе с отцом, и через сорок лет не забыты. Вот фиалки - символ смирения, пусть ими будет набита перина на постельке Герды. Терновник, что один остался не увядшим среди осеннего пейзажа, - символ страданий. Голуби в пещере маленькой разбойницы – символ мира и чистоты.
«Каждый имеет право на прощение, если искренне раскаивается», - вспоминаются слова отца, и разбойница отпускает Герду.
«Дай ей силу двенадцати богатырей», - просит олень у финки. Нет, она справится сама! Он, родившийся в каморке бедного башмачника, доказал, что сила таланта и упорство, способны покорить мир. Пусть его Герда, маленькая девочка с большим сердцем, дарит читателям веру в силу любви, в торжество добра. Пусть сама выручит брата!
Вся его жизнь пробегает перед глазами, укладывается в строки. Сказка близится к концу.
История седьмая. Маленькая, но счастливая
Какое счастье, что есть Господь, даровавший талант сказочника Гансу Христиану Андерсену, Господь, помогший ему, несмотря на тяготы жизни, сохранить душу ребенка.
Какое счастье, что человек с душой ребенка, подарил маленькой девочке горячее сердце, способное растопить чертоги Снежной королевы, вложил в ее уста Божье слово.
Какое счастье, что есть молитва, способная победить силы зла и вернуть любимого братца.
Спицына Любовь Ивановна
Чиганова Елена Анатольевна