Литературно – творческая игра по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (для учащихся 5 класса)
Литературно – творческая игра по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (для учащихся 5 класса)
Цель игры:
1.Развивать читательскую компетенцию учащихся,
способность творческого применения знаний, желание активного участия работы в команде.
Подготовительный этап
1. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
2. Беседа по осмыслению сказки.
(Чему учит сказка?
Дружбе, умению бороться со злыми силами, любви, умению чем-то жертвовать во имя спасения дорогих тебе людей.)
Ход игры:
Класс делится на две команды. Участникам игры предлагается помочь встретиться главным героям сказки, которых разлучили злые силы. Для этого им предстоит пройти ряд испытаний, которые обозначены на карте их маршрута в виде станций. За правильные ответы на каждой станции участникам выдаются фишки по числу правильных ответов. Также по итогам выполненных заданий на четырех станциях игроки команды получают часть пазла по иллюстрации к сказке «Снежная королева». Пазл складывается по прохождении четвертой станции. Этот пазл является входным билетом в Литературное кафе.
Так как в игре принимают участие две команды, маршрутный лист составляется таким образом, чтобы команды поочередно прошли четыре станции, встреча команд происходит в Литературном кафе.
Предлагаемые станции маршрутного листа:
Портретная галерея : участникам игры предлагается по описанию назвать героев сказки.
Задания для станции «Портретная галерея»
1) Злой-презлой, сущий дьявол (Тролль)
2) Научился передразнивать и всех соседей. Он отлично умел выставлять напоказ все их странности и недостатки, и люди говорили:
— Удивительно способный мальчуган! ( Кай)
3) Кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке… (Снежная Королева)
4) В большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. (Старушка-волшебница)
5) Выговаривать по-человечески чище он не мог, но он желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька.
( говорящий Ворон)
6) Прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями (Герда)
7) Страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела. ( Ручная ворона во дворце принца и принцессы)
8) Прочла все газеты на свете и позабыла все, что в них прочла, — вот какая умница! (Принцесса)
9) Она была ужасно избалована и упряма.( Маленькая разбойница)
10) Ты такая мудрая женщина…( Финка)
11. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоглавых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенной шерстью
( Передовые дозорные во войска Снежной королевы – хлопья снега)
Волшебный сундук : в сундуке хранятся вещи , которые принадлежат героям сказки. Игроки команды должны определить , кому из героев принадлежат эти вещи .
Задания для станции «Волшебный сундук: Участники достают из сундука вещь и называют, кому она принадлежит.(Если нет возможность представить вещь, можно подготовить рисунок, фотографию)
Вещи: пара коньков (Каю); котел (финке); ключ, клюка (Старушке –волшебнице); санки(Каю), котомка( бедному юноше, ставшему затем принцем);красные башмачки (Герде); жировая лампа (лапландке); золотой гребешок (Старушке –волшебнице), жемчужина ,величиною с колесо прялки( принцессе); сушеная треска (лапландке); кожаный свиток( Финке) ; зеркало
( Снежной королеве); нож ( Маленькой разбойнице); огромные рукавицы (матери Маленькой разбойницы)
Словесная мастерская : Предлагаются фразы, ( зачитывает ведущий) участники должны назвать героя, произнесшего эти слова.
Задания для станции «Словесная мастерская»
1) Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем! (Старушка-волшебница)
2) Мой жених рассказывал мне о вас столько хорошего, барышня!
( ручная Ворона , живущая у принцессы)
3) Терпеть не могу, когда хнычут! (Маленькая разбойница)
4) Когда он услышит, что я тут, он сейчас же прибежит за мною. (Герда)
5) Гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! (Кай)
6) «Отчего бы мне не выйти замуж?» «А ведь и в самом деле!» — подумала она, и ей захотелось замуж. ( Принцесса)
7) Моя невеста шлет тебе тысячу поклонов и вот этот хлебец.
( говорящий Ворон)
8) Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. ( Финка)
9) Долгий же вам еще предстоит путь! Придется сделать сто с лишним миль…( Лапландка)
10) Побелю их немножко. Это хорошо для лимонов и винограда. (Снежная королева)
Картографическая лаборатория : по описанию игроки должны определить место , где пребывала главная героиня и выстроить карту путешествия героини . Для этого учащимся выдаются лист бумаги и фломастеры.
Задания для станции «Картографическая лаборатория»
1) Одна зала была великолепнее другой, так что было от чего прийти в замешательство.( Дворец принцессы и принца)
2) Зелеными гирляндами спускался из ящиков горох, розовые кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями.( Балконы Кая и Герды)
3) У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. ( Сад волшебницы)
4) Была постлана солома, накрытая коврами. ( Жилище разбойников)
5) Там вечный снег и лед. Чудо как хорошо! ( Лапландия)
6) Он был весь в огромных трещинах; из них вылетали вороны и вороны. Откуда-то выскочили огромные бульдоги.(Двор разбойничьего замка0
7) Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в нее на четвереньках. Жилище лапландки)
8) Ну и жара стояла в ее жилье! ( Жилище финки)
9) Веселье никогда и не заглядывало сюда. Никогда не устраивались здесь медвежьи балы с танцами под музыку бури.( Чертоги снежной королевы)
10) Все было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались по циферблату. (Дом детства, куда вернулись Герда и Кай)
Литературное кафе: Участникам предлагается викторина по сказке. Каждая команда должна ответить на восемь вопросов: за каждый правильный ответ участники получают букву - из них они должны сложить слово «Вечность»
Викторина по сказке ( Проводится в Литературном кафе)
Двое ведущих задают вопросы командам по очереди
Вопросы для первой команды:
1. Каким делом был занят Кай, в то время как осколочек злого зеркала попал ему в глаз?
Ответ: рассматривал книжку с картинками
2. Какими ягодами волшебница угощала Герду ?
Ответ: вишнями
3. Какое природное явление наблюдали северный олень и Герда?
Ответ: северное сияние
4. Кто в сказке сказал о том, что сила Герды велика, что ей служат люди и животные, и она босая обошла полсвета?
Ответ: финка
5. Какие огнедышащие горы упоминаются в сказке «Снежная Королева»?
Ответ: Везувий и Этна
6. Как называлась игра, в которую играл Кай, во время пребывания в чертогах Снежной Королевы?
Ответ: «китайская головоломка», «ледяная игра разума»
7. Каким образом Кай избавился от вредоносного осколка зеркала?
Ответ: он заплакал
8. В какое время года Кай и Герда оказались дома?
Ответ: летом
Вопросы для второй команды:
1. На что походили снежинки, которые Кай рассматривал через увеличительное стекло?
-Ответ: на роскошный цветок или десятиугольную звезду
2. От кого Герда узнала, что Кай ехал в санях Снежной Королевы, а белая курица несла на спине его маленькие санки?
Ответ: от лесных голубей
3. Как волшебница избавилась от роз в своем саду, чтобы Герда забыла о своих близких?
Ответ: дотронулась клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось
4. Какой цветок в саду волшебницы Герда называет «маленьким ясным солнышком»?
Ответ: цветущий одуванчик
5. В виде какого цветка были кроватки принца и принцессы?
Ответ: висели две кровати в виде лилий.
6. Какие звери жарились на вертепе у разбойников?
Ответ: на вертелах жарились зайцы и кролики.
7. Как Снежная королева называла треснутый лед озера, где она сидела на троне?
Ответ: Зеркало разума
8. В чем была сила Герды, по словам Финки?
Ответ: ее сила в ее сердце.
Из полученных букв участники складывают слово « Вечность»
Подведение итогов игры : победители определяются по количеству набранный фишек. Команды награждаются дипломами.
Иллюстрация для пазла
Ирина Владимировна Казарцева
Галина Владимировна
Волкова Ирина Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна