12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плещакова Любовь Михайловна27
0

Урок литературы в 5 классе.Добро и зло в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Тема урока

Добро и зло в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Тип урока: общение и систематизация знаний

Цель урока:

1.Обучающие: познакомить учащихся с особенностями построения сказки «Снежная королева»(приключения Герды в поисках Кая);

систематизировать и обобщить знания учащихся по содержанию произведения; совершенствовать навыки пересказа.

2.Развивающие:

Развивать речь и умение высказывать свою точку зрения:;

развивать творческие способности.

3.Воспитательные:

Воспитывать доброту, отзывчивость



Средства обучения: печатный( индивидуальные карточки)

мультимедийный(слайды),иллюстрации к сказке «Снежная королева»



Методы обучения:словесный, наглядный, репродуктивный, практический













1

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

Ребята, каждый из вас ,наверное, мечтал побывать в сказке. Сегодня вы окажетесь в сказке, которую хорошо знаете.Это «Снежная королева» Г.К.Андерсена (слайд №1)

В мире много сказок грустных и смешных (слайд№2)

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

«Пусть доборо навеки побеждает зло»,-к этому стремятся

авторы сказок, этого ждём и мы.

Запишем тему урока: (слайд№3)

Добро и зло в сказке Г.К.Андерсена «Снежная королева»

Г.К.Андерсен писал: «Моя жизнь-это прекрасная сказка»

А что такое сказка?

(Сказка-вид устного и литературного повествования о вымышленных событиях и приключениях.)

Я ,думаю,что среди сидящих в классе не найдётся человека, который бы не любил сказки.

Сказки всегда рядом с человеком.

Почему?

Они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми. Сказка учит не бояться трудностей.

Я думаю,что сказка «Снежная королева» для вас будет и другом, и советчиком, потому что она о добре и зле,о дружбе и о самоотверженной любви. 2

К какому типу сказок относится сказка «Снежная королева»?

По каким правилам и каким сказочным законам строится волшебная сказка?

В волшебной сказке сюжет развивается по определённым правилам.

1.В начале сказки присходит событие, которое заставляет действовать героя, проходить через испытания.

2.С героем происходят различные приключения,он окружён добрыми и злыми силами.

3. Финал: доро побеждает зло

Герой в волшебной сказке путешествует, преодолевая препятствие . На пути враги и помощники.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке с нашей главной героиней ,и я думаю ,что мы будем добрыми помощниками.

Как мы можем помочь Герде?( Своим знанием сказки)

2. Постановка цели урока (слайд №4)

1.Помочь главной героине Герде победить Снежную королеву и освободить Кая.

2.Собрать хотя бы часть осколков от разбитого страшного зеркала, чтобы зла в этом мире было меньше.

3.Ответить на вопрос:

Почему маленькая хрупкая девочка оказалась сильнее Снежной королевы?

Цели своей мы достигнем, если будем работать дружно,сообща,показывая свои знания по тексту. За каждый правильный ответ вы будете получать снежинку(это осколок от зеркала). Так мы будем бороться со злом. Задание 1. Расположите события сказки в правильной последовательности

Событие 3

« - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие 4

« Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»

Событие 6

« И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.»

Событие 2

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»

Событие 5

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

Событие 7

« На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событие 1«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.

Самопроверка (ответ на слайде №5 )

4

3.Вхождение в сказку.

Тихо. Слышите музыку. Нас зовёт уже в гости сказка.

Чтобы отправиться в cказку, нам нужна карта путешествия Герды.

Но чтобы путешествие было ярким, запоминающимся и красивым, сказку нужно дополнить. Чем? Иллюстрациями .

-Что такое иллюстрация? Зачем она нужна?

Иллюстрация помогает понять содержание .Художнику выразить своё видение .

(На доске рисунки ребят по содержанию сказки.)

Многие ребята дополнили сказку своими рисунками и составили карту путешествия Герды.

Самый активный художник прокомментирует наш путь.

-Где же мы сегодня побываем?

1.Сад старушки-колдуньи.

2.Дворец принца и принцессы.

3.У разбойников

4.Дворец Снежной королевы.

(Соответствуют ли рисунки тексту произведения?)

Карта восстановлена.(слайд№5)

Но метель не утихает . Я знаю, что нужно сделать, чтобы она утихла.

Сказке, ребята, важно знать, помните ли вы её героев. Я, надеюсь,

помните. Сказку нужно успокоить и выполнить её задание. Задание 2 Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты. ( Слайд № 6 )









Найдите соответствия.

К имени героя сказки подберите соответственные цитаты

1.Троль «… в большой соломенной шляпе, расписанной

чудными цветами»

2. Герда «Необычайно прекрасная, была вся изо льда,

из ослепительно сверкающего льда! И,одна-

ко, живая. Глаза её сияли , как звёзды, но в них

не было ни тепла,ни мира.»

3.Маленькая разбойница « держался он вообще непринуждённо

и мило»

4.Кай « Злой- презлой, сущий дьявол»

5.Старушка-волшебница «Ах, как ныли её бедные усталые ножки»

6.Принц «Он сидел на одном месте, бледный, неподвиж-

ный, словно неживой»

7.Снежная королева «Умница, каких свет не видывал!»

8.Принцесса «Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то

печальные»





5

Героев много, кто по вашому мнению, является главным героем?

(Герда, Кай и Снежная королева)

1.Как описывает автор Снежную королеву?

(Слайд № 7 )

На что мы в первую очередь обращаем внимание?

На глаза. (в них ни тепла,ни мира)

Как вы понимаете?

Она властная, жесткая, холодная, своенравная, бесчувственная.

Представьте кусок льда. Блестит,переливается на солнце. Красота?

Бесспорно красиво! Но если мы прикоснёмся.

Что вы чувствуете? Приятно?

Почему радости не приносит?

(Нет тепла-нет жизни)

В руки Снежной королевы попал бедный Кай.

не выбраться ему никогда, если бы не Герда.

Проблемный вопрос: Почему маленькая хрупкая девочка

оказалась сильнее Снежной королевы?



Ответить на этот вопрос мы сможем, когда пройдём путь Герды в поисках Кая.

Чтобы мы не сбились с пути , нам будет помогать Герда

Герда

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня прекрасный зимний день. Медленно падает снег.

Что за звёздочки сквозные на пальто, на рукаве. Все сквозные, вырезные, а возьмёшь вода в руке? ( Снежинки)

-Правильно, ребята!

Вдруг снег повалил хлопьями. Снежные хлопья всё росли, росли и

Обратились, наконец,… 6

В кого же обратились снежные хлопья?

( В больших снежных куриц, сказка 2,с.117)

А какие ещё птицы встречаются в сказке?(голуби, вороны, воробьи)

А какие птицы сообщили мне, что санки Кая несла на спине

белая курица? ( Голуби)

Я думаю, ребята, что вы хорошо знаете сказку и преодолеете все препятствия, которые будут встречаться на вашем пути!

Итак, в путь!

Давайте вспомним, с чего же всё началось?

Найдите завязку (действие),без которого не было бы дальнейших событий.(Каю в глаз попадает осколок дьявольского зеркала)

1.Первой, к кому попала Герда это была старушка, которая умела колдовать . (слайд №8)

Это препятствие или помощь?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем рассказ старушки о встрече её с Гердой?

(Ученик рассказывает от 1 лица.)

Мне Герда очень понравилась. Давно мне хотелось иметь такую девочку .Я захотела её оставить у себя. После того, как Герда рассказала мне ,что с ней приключилось, я решила сделать так, чтобы она обо всём забыла .Я пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и они все ушли глубоко-глубоко в чёрную землю. Я боялась, что Герда, увидев розы ,вспомнит Кая и убежит.)

Любила ли старушка Герду? ( Нет. Тот, кто любит, помогает)

Автор называет её «не злой колдуньей»,но чем же она

похожа на снежную королеву? (Она эгоистична, думает о своих удовольствиях.)

Это препятствие Герде удалось преодолеть.Колдовство не смогло остановить Герду. 7

Но как же нам выбраться из сада старушки-волшебницы?

(На доске цветок .Дети отрывают лепесток с вопросом и отвечают)

1.Что было надето на голове старушки?

(соломенная шляпа с цветами)

2.Почему Герда стала забывать о Кае у старушки?

(Та расчёсывала гребнем её волосы)

3.Какой цветок старушка убрала из своего сада?

(Розу, чтобы не напоминала о Кае)

4.Где Герда увидела розу?

(На шляпе у старушки: та забыла стереть цветок)

5.Кто сказал Герде, что Кай не умер?

(Розовый куст в саду старухи)

2. В поисках Кая Герда попала к принцу и принцессе

(слайд №9)

Докажите, что это тоже своеобразное испытание?

(Её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили жить во дворце сколько душе угодно. Она могла остаться и жить тут припеваючи, но девочка уже на другой день стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачками, чтобы отправиться на поиски Кая.) Роскошь, богатство не останавливают девочку.

Вывод: любовь может преодолеть всё

3.А что же было дальше?

Герда попадает в логово разбойников. Страшно Герде? Переживает ли автор за маленькую девочку?(найдите в тексте)

Просмотрите фрагмент фильма и обратите внимание на то,

как режиссёр показывает Герду в логове разбойников и перемены , происходящие с маленькой разбойницей.

* Почему изменилась разбойница после встречи с Гердой?

Какой была маленькая разбойница в начале сказки?

(Необузданная, своенравная, избалованная, упрямая, глаза какие-то печальные) 8

Какой она стала после встречи с Гердой?

Маленькая разбойница была распущенной, жестокой. Она могла укусить за ухо собственную мать, издевалась над голубями, оленями. Она говорила Герде: «Каждый вечер я щекочу его под шеей моим острым ножом, - он очень этого боится». Но после общения с Гердою маленькая разбойница начинает сочувствовать, она становится милосердной - отпускает оленя, чтобы он помог Герде, отнес девочку к дворцу Снеговой Королевы, дает им две буханки и окорок, чтобы они не голодали. Маленькая разбойница под влиянием Герди становится чутким человеком.

Вывод: любовь, доброта способна изменить человека . 4.О том , что было дальше, мы узнаем, проведя тестирования

1.Куда вначале олень повёз Герду?

А) К лапландке Б) к финке В)к эскимоске

2.На чём лапландка написала письмо?

А)на доске Б)на листе бумаги В)на вяленой рыбе

3.Где олень оставил Герду?

А)у куста с красными ягодами

Б)у большого сугроба

В)возле чертогов Снежной королевы.

4.Какое слово должен был выложить Кай?

А)верность Б)вечность В)совесть

5.С кем Кай был во дворце Снежной королевы?

А)с белыми медведями б)со снежинками в) один

(Самопроверка слайд №10)

5. Люди и животные, природа помогали Герде. Почему?

Герда располагает к себе людей, удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого она выдерживает столько испытаний. Она не жалуется, не думает о себе, она терпеливо продолжает поиски Кая.

Герда думает: «Как добры все люди и животные»-и её доброта получает отклик.

Герда была отзывчивой, чуткой, доброй, настойчивой

9

А как автор относится к своей героине?(сочувствует)

Как автор может показать своё отношение герою?

Через описание внешности героя, его настроения, поступков

Можно ли сказать, что добро всегда находит добро?

6.Вот мы и добрались до дворца Снежной королевы

(слайд № 11 )

Давайте из осколков сложим зеркало.

Зло можно победить только всем вместе

Составим зеркало со словом добро.

Что каждый из вас понимает под словом добро?

(Любовь, дружба, красота, нежность, мир, забота, внимание)

(Cлайд №12 )

Посмотрите, какое замечательное солнышко получилось у нас?

Такое солнышко растопило льды. Вы ,ребята, облегчили путь Герды.

Г. Кай! Это ты. Наконец-то я нашла тебя! (слайд№13)

К .Тише, ты мешаешь мне.

Г. Кай! Милый! Это я, Герда.
К. Я вижу.

Г. Ты забыл меня?

К. Я никогда ничего не забываю.

Г. Ты нарочно пугаешь меня и дразнишь .

Как ты изменился. Я боюсь подойти к тебе.

К. Не мешай мне,

Г. А что ты делаешь? 10

К. Я должен сложить из этих льдинок слово вечность.

Г. Зачем?

К. Так велела мне Снежная королева. Если я сложу слово вечность, королева подарит мне весь мир.

Г. Пойдём домой, там так интересно. Я тебя так долго искала.

Мне худо без тебя.

К . Мне холодно.

Г. Оживи, милый.(плачет)

К. Ой! Как горячо, больно вот здесь.

Герда, это ты? Что случилось? Ты плачешь? Кто посмел тебя обидеть? Как ты попала сюда? Уйдём скорее отсюда, здесь холодно.

Г. Идём за мной, ничего не бойся

.Г,К. Снежная королева! Бежим отсюда!

К. Поздно.

С.к Как посмела ты увезти Кая?

Г. Посмела, и вы теперь ничего нам не сможете сделать

С.к. У Кая ледяное сердце. Он мой! Он не хочет возвращаться к людям.

К. Неправда

Г. У него снова горячее сердце. Он будет жить с нами ,среди людей.

С.к. Я заморожу тебя , мерзкая девчонка. Я превращу тебя в кусок льда.

Г. Оставь нас! Кай больше не твой.

Я не отдам его тебе, не отдам!Что же ты молчишь! Уйди! Слышишь, уйди!



Можно ли назвать это кульминацией?

Кульминация-это момент наивысшего напряжения в развитии действия.(Это последний момент, когда неясно, чем всё закончится )

11

Обобщение

1. Почему же Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Слайд №14

Найти слова, которые особенно ярко характеризуют обеих героинь, сопоставить их образы (составление сенканов)

1 строка -2 прилагательных 2 строка- 3 глагола

3 строка-2 существительных 4 строка- ключевое слово

5 строка- вывод

Герда Снежная королева

Добрая ,упорная Злая, коварная

Верит, ищет, трудится Мстит, завидует, ненавидит

Добро и трудолюбие Злоба и ненависть

Всегда побеждают Приводят к гибели

Доброта Зло

. Маленькая девочка оказалась более сильной, чем Снежная королева, благодаря горячему и чуткому сердцу .

Мужество, терпение и желание спасти Кая помогли Герде.

2.Что такое добро и зло в этой сказке?

Зло-холод, равнодушие, эгоизм. Добро -сердечная теплота

2.Где же развязка в сказке? (сердце Кая оттаяло)

3.Что растопило сердце Кая?( (доброта, любовь Герды)



12

Кай

Сильнее Снежных королев любящие сердца.

Герда

Мы с Каем в знак благодарности дарим вам сердечки.

3.Прочтите, что написано на обратной стороне и объясните смысл крылатых выражений.

Надежда умирает последней

( В любой ситуации нужно верить в лучшее, надеяться и искать выход из трудной ситуации)

Добро побеждает зло

(Нужно стараться делать как можно больше добра.

Там где добро, там красота, мир. К добру притягивается добро, там нет места злу) . Терпение и труд всё перетрут

(Чтобы добиться в жизни чего-нибудь, нужно упорно трудиться )

Кто же счастлив в сказке? Кто радовался возвращению детей? (Слайд 15 )

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принёс людям радость и надежду





13

Итоги урока

Учитель

Я думаю, наше путешествие было интересным и заставило вас

кое о чём задуматься.

Ведь недаром многие сказки заканчиваются словами:

« Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Что вы сегодня узнали на уроке и чему научились у Андерсена?

Микрофон

Сегодня я узнал, что…

Андерсен научил меня… (слайд№16)

(Она учит нас делать добро, не оставлять друзей в беде и всегда идти к своей цели. Не нужно бояться трудностей и испытаний, ведь они только закаляют характер.

Злые и жестокие люди не могут иметь друзей, им тяжело общаться, их боятся)

Оценки за урок

Закончить урок хочется пожеланием великого сказочника:

Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!

Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели!

Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту! (слайд №17)

Домашнее задание: Написать сочинение «Есть ли в моём сердце льдинки? Как их растопить? (Лень, обман, зависть, равнодушие) (слайд№18)







14















18







Опубликовано


Комментарии (1)

Калягина Ирина Владимировна, 22.01.22 в 19:46 0Ответить Пожаловаться
Любовь Михайловна, сохранилась ли презентация к занятию, слайды которой в публикации указаны?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.