Автор публикации: П. Бодров, ученик 8А класса
Автор публикации: М. Никоноров, ученик 8А класса
МАОУ «Цнинская СОШ №2»
Профессиональное самоопределение подростков
Выполнили:
Бодров Павел, 8 класс
Никоноров Максим, 8 класс
Руководитель:
Солопова Светлана Геннадьевна
педагог-психолог
2024 г.
Оглавление
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения 4
1.1 Понятие «профессиональное самоопределение» 4
1.4 Факторы, влияющие на выбор профессии 9
Глава 2. Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков 11
2.1 Методы и условия проведения исследования 11
2.2 Результаты исследования 12
Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки, – это выбор будущей профессии. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Развитие промышленной, хозяйственной, культурной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, увеличившийся поток информации повышают значимость у молодых людей умений адекватно воспринимать сложные жизненные ситуации, правильно оценивать себя и свои поступки, быть готовым к адекватному жизненному и профессиональному самоопределению и полной самореализации личности.
Современному выпускнику школы адаптироваться к новым условиям стало ещё сложнее. Старшеклассник должен обладать такими качествами как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, конкурентоспособность, оперативность, нестандартность мышления.
Поэтому исследование проблемы профессионального самоопределения подростков стала актуальной.
Цель – изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении подростков.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
Познакомиться с понятием «профессиональное самоопределение»;
Изучить классификацию профессий;
Рассмотреть мотивы выбора профессии;
Познакомиться с факторами, влияющими на выбор профессии;
Провести исследование среди учащихся 9 – х классов МАОУ «Цнинская СОШ №2».
Проанализировать данные, полученные в ходе исследования.
Объект исследования – учащиеся 9-х классов.
Предмет исследования – профессиональное самоопределение.
Гипотеза: предположительно 30% учащихся 9 – х классов выбирают профессию на основании внешних социальных факторов.
Методы исследования: теоретический (изучение, анализ литературы, интернет источников по теме исследования), практический (тестирование, математическая обработка данных, построение диаграмм).
Исследование проводилось в МАОУ «Цнинская СОШ №2» среди учащихся 9-х классов в январе 2024г..
Для исследования особенностей профессионального самоопределения подростков был использован типологический опросник Дж. Холланда, Для изучения факторов привлекательности профессий – методика В. Ядова.
Профессиональное самоопределение личности – это установление отношения к трудовой деятельности путем согласования человеком личных способностей и интересов относительно мира профессий.
Основные термины психологии профессионального самоопределения это:
Профессиональный выбор – становление личности относительно будущей сферы деятельности, осуществляющееся с учетом жизненного плана и целей.
Профориентация – комплекс мер и действий по оказанию личности специальной помощи в отношении выбора профессии.
Профконсультация – процесс оказания консультантом индивидуальной помощи по выбору специальности.
Профессионально важные качества – особенности человека, непосредственно включённые в процесс реализации трудовой деятельности и обеспечивающие ее качественное выполнение.
Сущность процесса профессионального самоопределения личности – это становление выбора, учитывая собственные возможности и задатки, а также сопоставление их с наиболее важными требованиями рынка труда и отдельных профессий.
Выбор специальности является показательной характеристикой зрелости личности, ее потребности в социально-психологической самореализации.
Человек в течение всей жизни постоянно анализирует, производит переосмысление своих достижений, самоутверждается в труде.
Этапы профессионального самоопределения личности – это возрастные периоды, через которые проходит большая часть людей.
Ученые считают, что профессиональное самоопределение – это формирование у человека собственных трудовых интересов и начинается оно в абсолютно неосознанном возрасте.
Так, Евгений Александрович Климов (ведущий российский психолог труда) выделяет несколько стадий:
1. Стадия допрофессионального развития личности (длится от 0 до 11 лет). У ребенка устанавливается игровая и учебная деятельность, в которой он приобретает элементарные жизненные навыки, интересы, отождествляет себя в некоторой мере с теми или иными видами труда.
2. Стадия выбора профессии или стадия оптации (длится от 12 до 18 лет). Происходит осознание общих интересов, наклонностей, собственных возможностей и как следствие выбор будущей профессии.
3. Стадия формирования профессионала (длится от 18 до 25 лет). Научение профессиональной деятельности, подготовка соответствующих знаний умений и навыков. Адаптационные процессы труда и начало работы.
На всех осознанных стадиях личностью устанавливаются и вырабатываются цели и задачи, которые впоследствии соотносятся с нормами и требованиями общества относительно определенного типа труда. Они сознательно реализуются через ресурсы, социальные интересы, ценности будущего специалиста.
Разнообразие профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый.
В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии "живут" от 5 до 15 лет, а затем либо "умирают", либо меняются до неузнаваемости.
Андрей Григорьевич Здравомыслов (советский и российский социолог) считал, что в каждой профессии можно выделить 2 стороны:
1. содержательную – специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке;
2. динамическую – определённый темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д.
Константин Маркович Гуревич (российский психолог) разделил все профессии по признаку профессиональной пригодности:
1. профессии связанные с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека);
2. профессии, требующие относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии - желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).
Наиболее широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
"человек – техника" – все технические профессии.
"человек – природа" – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
"человек – знаковая система" – все профессии, связанные с расчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
"человек – человек" – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
"человек – творческий образ" – все творческие специальности.
Помимо собственно интереса к определённой профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. Согласно теории выбора профессии Дж. Холланда (американский ученный, профессор психологии), люди выбирают тот род занятий, который более всего соответствует типу их личности. Холланд выделяет шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый, артистический – и предлагает проводить подбор профессии на основе учёта черт личности.
Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно, определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включается как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности определённым образом связаны друг с другом.
Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба.
Выбирая профессию, необходимо чётко представлять, чего вы хотите от неё. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести? Сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии? и многое другое. Всё это и есть мотивы выбора. Любой выбор человека должен быть осознанным и мотивированным.
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается.
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, лёгкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой заработной платой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т. д.
Интерес – это один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать профессию, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоёвывать авторитет у окружающих и, в конечном счёте, больше зарабатывать.
Выбор профессии предполагает наличие у подростка информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации подросткам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет: «В 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан».
Принято выделять несколько групп мотивов выбора профессии:
1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
5. Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
7. Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
8. Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, лёгкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Выделяют восемь основных факторов выбора профессии по Е. А. Климову.
1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь подростка. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Правильным будет решение, которое соответствует интересам подростка и совпадает с интересами общества, в котором он живёт.
3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Наблюдая за поведением, урочной и внеурочной активностью учащихся, опытный педагог знает много о подростках, что скрыто от непрофессиональных глаз.
4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются представления подростков об этапах освоения профессии.
5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учёбе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искажёнными, неполными, односторонними.
8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным фактором удовлетворённости профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
К внешним социальным факторам можно отнести: советы, пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. Сюда можно также отнести престижность, популярность той или иной профессии. Такие профессии, как юрист, экономист, программист, менеджер, часто выбираются молодыми людьми только потому, что они стали престижными в наше время. При этом часто люди, выбирающие такие профессии, не всегда задумываются о содержании самой деятельности, о том, что им придётся делать, смогут ли они выполнить подобную работу.
К внутренним факторам относится так называемый «образ профессии или профессионала» – совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и будущим образом жизни, общественная и личная значимость профессии, возможность руководства другими людьми и т. д. Внутренняя же мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на её основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Исследование проводилось среди учащихся 9 – х классов МАОУ «Цнинская СОШ №2» в январе 2024 г. В исследовании приняли участие 148 человек.
Испытуемым были предложены:
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (в адаптации Г.В. Резапкиной) (Приложение 1) – позволяет соотнести склонности и способности с различными профессиями для выбора наиболее подходящей. Опросник содержит 30 пар различных профессий, в каждой из которых необходимо выбрать одну наиболее подходящую.
Методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова – (модификация И. Кузьминой, А. Реана) (Приложение 2). Опросник состоит из 11 противоположных утверждений.
С целью выявления, в какой мере внешние и внутренние факторы влияют на выбор профессии, учащимся был предложен опрос по оценке значимости каждого из факторов по четырёхступенной шкале.
2.2 Результаты исследованияРезультаты оценки профессионального типа личности (по Дж. Холланду).
Из данной гистограммы можно сделать выводы:
31% (45 чел.) учащихся характерен социальный тип личности – значит им подходят профессии, связанные с взаимодействием с социальной средой: обучение, воспитание, лечение, обслуживание, консультирование;
У 24% (36 чел.) учащихся преобладает офисный тип личности – обработка и систематизация информации в виде текста, чисел, формул, ведение документации;
У 20% (30 чел.) продиагностирован реалистический тип личности – направлен на создание материальных вещей, обслуживание технических устройств и технологических процессов;
16% (23 чел.) учащихся характерен предпринимательский тип личности – активные профессии с необходимостью постоянно принимать самостоятельные решения.
У 7% (11 чел.) диагностирован интеллектуальный тип личности – все профессии, которые, так или иначе, задействуют умственный труд, аналитические способности, рационализм и оригинальность мышления.
И лишь у 2% (3 чел.) преобладает артистический тип личности – оригинальные, независимые от общественного мнения люди с необычным взглядом на жизнь.
После обработки результатов диагностики были проведены групповые консультации учащихся, которые объединились в соответствии с типом личности. В ходе консультации был также проведен опрос учащихся в группе о профессиях, которые они выбирают для своего профессионального будущего. Результаты были проанализированы и соотнесены с результатами диагностики Дж. Холланда. Было установлено, что 33% (22 чел.) учащихся при выборе своего профессионального будущего не ориентируются на свои склонности, способности и интересы.
Далее для выявления факторов привлекательности профессий, которые выбирают учащиеся, была проведена методика В.А. Ядова, её усовершенствованный вариант (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана).
Из предложенных вариантов факторов испытуемые выбирали только те, которые действительно для них значимы.
По каждому из 11 факторов был подсчитали коэффициент значимости (КЗ).
Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:
КЗ = , где N - количество обследуемых;
– количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А;
– количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Переменная | Фактор | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
n+ | 98 | 72 | 63 | 115 | 125 | 101 | 112 | 112 | 115 | 76 | 116 |
n- | 50 | 76 | 85 | 33 | 23 | 47 | 36 | 36 | 33 | 72 | 32 |
КЗ | 0,32 | -0,03 | -0,15 | 0,55 | 0.69 | 0,36 | 0,51 | 0,51 | 0,55 | 0,03 | 0,57 |
Проведённое исследование показало, что большинство учащихся 9-х классов руководствуются при выборе профессии в большей степени внутренними факторами, а не внешними. Стоить отметить, что по результатам диагностики первое место занимает такой фактор, как «Большая зарплата» (КЗ= 0,69).
Следующим этапом исследования было проведение опроса с целью выявления, в какой мере внешние и внутренние факторы влияют на выбор профессии. Учащимся был предложен опрос по оценке значимости каждого из факторов по четырёхступенной шкале.
Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения
Факторы | Очень повлияло | Пожалуй, повлияло | Пожалуй, не повлияло | Совершенно не повлияло |
Советы родителей (родственников) | 72 | 23 | 34 | 19 |
Советы учителей | 15 | 63 | 41 | 29 |
Советы знакомых, друзей | 9 | 25 | 39 | 75 |
Средства массовой информации (фильмы, радиопередачи, книги, статьи в журналах, газетах, и т. д.) | 8 | 17 | 86 | 37 |
Информированность о профессии | 13 | 57 | 45 | 33 |
Наличие способностей, необходимых для освоения профессии | 13 | 59 | 48 | 28 |
Популярность профессии, ее престижность | 36 | 53 | 39 | 20 |
По результатам опроса можно судить о том, что большинство учащихся при выборе своего профессионального будущего больше ориентированы на внешние факторы, такие как советы родителей, родственников, учителей. Это обусловлено тем, что учащиеся испытуемой возрастной группы менее способны учитывать свои внутренние возможности и особенности личности, а поэтому чаще прибегают к подсказке окружающих.
Проанализировав все результаты исследования, и сопоставив полученные данные по каждому учащемуся, можно сделать вывод, что большинство учащихся выбирают свое профессиональное будущее, ориентируясь на внешние и внутренние социальные факторы в равной мере. Но была выявлена группа учащихся, которые выбирают будущую профессию на основании внешних социальных факторов, в меньшей степени или вовсе не учитывают при этом внутренние социальные факторы.
Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий, с их особыми требованиями к человеку, нужно, разобраться, и в том, какие кадры работников будут больше всего нужны обществу в обозримом будущем. Дальновидный человек предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество.
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:
• отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;
• большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, склонностей;
• у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы.
• для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.
В школах проводиться большая профориентационная работа. В нашей школе с 2018 года проводиться элективный курс «Профессии в деталях» для учащихся 9-х классов. Данные курс состоит из трех модулей: теоретического, практического, проектного. Это дает учащимся возможность познать себя, попробовать в выбранном профессиональном направлении, проанализировать результаты и принять правильный выбор.
С 2023/2024 учебного года во всех школах России проводиться урок «России – мои горизонты!» целью которого является ранняя профориентация школьников.
С 2020 года наша школа принимает участие во всероссийском профориентационном проекте «Билет в будущее».
В ходе исследовательской работы были изучены и проанализированы научно – методическая литература и интернет – источники по проблеме профессионального самоопределения подростков. Цель работы достигнута, поставленные задачи – выполнены. Гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы, подтвердилась.
В 2023 году командой №23 проектного модуля всероссийского профориентационного проекта «Билет в будущее», в которую входил педагог – навигатор нашей школы и руководитель данной исследовательской работы, был разработан совместно со школьниками проект «Виртуальная карта востребованных профессий» (Приложение 3). Карта представлена в виде сайта, на котором подростки могут получить информацию о востребованных профессиях в выбранном регионе, а также пройти диагностики, выстроить свой профессиональный маршрут. Сайт постепенно наполняется информацией, которая поступает от инициативных и заинтересованных учащихся разных регионов, а также работодателей.
Большая психологическая энциклопедия, М., 2007
Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007.
Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям, Волгоград, 2008.
Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие, М., Просвещение, 2007.
Козловский О. В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации, Ростов н/Д: Феникс; Донецк, 2006.
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология (Серия «Мастера психологии»), СПб.: Издательство «Янтер», 2000.
Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей, М., 2003.
https://skillbox.ru/media/growth/professional-self-determination/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Стимульный материал к опроснику Дж. Холланда
Из двух предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится
1а. Инженер-механик 2а. Социальный работник 3а. Художник по интерьеру 4а. Биохимик 5а. Политический лидер 6а. Портной 7а. Адвокат 8а. Воспитатель детского сада 9а. Вязальщик 10а. Нотариус 11а. Переводчик зарубежной поэзии 12а. Детский врач 13а. Маркетолог 14а. Научный работник музея 15а. Аудитор 16а. Строитель-монтажник 17а. Школьный учитель 18а. Столяр-краснодеревщик 19а. Математик 20а. Директор мебельной фабрики 21а. Настройщик теле- и радиоаппаратуры 22а. Главный зоотехник 23а. Консультант Телефона Доверия 24а. Водитель троллейбуса 25а. Делопроизводитель 26а. Архитектор 27а. Инспектор дорожного движения 28а. Издатель газеты 29а. Биолог 30а. Архивариус 31а. Повар 32а. Банковский служащий 33а. Криминалист 34а. Корректор 35а. Звукооператор 36а. Экскурсовод 37а. Киноактер 38а. Археолог 39а. Закройщик-модельер 40а. Часовой мастер 41а. Менеджер по продажам 42а. Психотерапевт | 1б. Физик-экспериментатор 2б. Управляющий гостиницей 3б. Чертежник-копировщик 4б. Фармацевт 5б. Писатель 6б. Оператор ЭВМ 7б. Историк-правовед 8б. Художник по керамике 9б. Телефонист справочной службы 10б. Менеджер по снабжению 11б. Логик 12б. Специалист по медицинской статистике 13б. Пчеловод 14б. Менеджер по персоналу 15б. Художник-реставратор 16б. Металловед 17б. Следователь 18б. Оператор станков-автоматов 19б. Бухгалтер 20б. Дирижер 21б. Секретарь-референт 22б. Генетик 23б. Парикмахер-модельер 24б. Медсестра 25б. Брокер на бирже 26б. Искусствовед 27б. Счетовод 28б. Электрик 29б. Телеведущий 30б. Художник-рекламист 31б. Официант 32б. Заведующий магазином 33б. Юрисконсульт 34б. Литературовед 35б. Физик-акустик 36б. Дипломат 37б. Кинооператор 38б. Товаровед 39б. Театральный художник 40б. Контролер ОТК 41б. Редактор научного журнала 42б. Драматург |
А | Б |
1. Важнейшая для общества профессия. | 1. Мало оценивается важность труда. |
2. Работа с людьми. | 2. Не умею работать с людьми. |
3. Работа требует творческого подхода. | 3. Нет условий для творчества. |
4. Работа не вызывает переутомления. | 4. Работа вызывает переутомление. |
5. Большая зарплата. | 5. Небольшая зарплата. |
6. Возможность самосовершенствования. | 6. Нет условий для самосовершенствования. |
7. Работа соответствует моим способностям. | 7. Работа не соответствует моим способностям. |
8. Работа соответствует моему характеру. | 8. Работа не соответствует моему характеру. |
9. Небольшой рабочий день. | 9. Большой рабочий день. |
10. Отсутствие частого контакта с людьми. | 10. Излишне частый контакт с людьми. |
11. Возможность достичь социального признания, уважения. | 11. Невозможность достичь социального признания, уважения. |
https://project8102565.tilda.ws