Вглядимся в улочки родные
Автор публикации: М. Чусовитина, ученица 6Ж класса
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АРАМИЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Вглядимся в улочки родные
(Исторический архитектурный облик г. Арамиль)
Исполнитель: Чусовитина Марина
ученица 6 Ж класса
Руководитель: Суворова Н.А.
учитель английского языка
Арамиль
2021 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Основание и становление города Арамиль …………………… 5
Храмовая архитектура …………………………………………………..
Дома зажиточных людей г. Арамиль…………………………………..
Декор уральского дома (дома простого люда) ……….......................
Глава II. Практическая часть................................................................
2.1. Анализ социологического опроса учащихся 6Ж класса
2.2. Интервью с директором музея г. Арамиль Иртугановой Н.Н. и главным библиотекарем МБУК «Арамильская ЦГБ» Ломовцевой Е. В.
2.3. Виртуальная экскурсия «Вглядимся в улочки родные» ........
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………......…………………………………………
Приложение.
Введение
У каждого населённого пункта свой облик, своя биография. Одной из удивительных черт этой биографии является архитектура. Старые здания, улицы, площади и сооружения – всё это архитектура. Архитектура города о многом напоминает нам и о многом может рассказать. Она носит отдельный характер, настроение. Глядя на неё, можно определить дух времени, мировоззрение и идеалы эпохи
В настоящее время мы живем на фоне одинаковости построек и всё больший интерес вызывают здания, которые являются своеобразной “летописью” г. Арамиль, которые позволяют лучше понять историю нашего города и его жителей.
Но много ли мы знаем об истории этих зданий, улиц по которым проходим почти каждый день? Мы можем встретить здания, которые выбиваются из общей картины города. Одно - и двухэтажные домики, которые не сравнятся с уходящими в небо высотками. Однако их история гораздо интереснее, чем у высоких соседей. А задумывались ли вы о том, как, когда, кем, для чего они были построены и в каком стиле? Как сказал академик Д.С. Лихачев: "Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране".
В представленном проекте «Вглядимся в улочки родные» (Исторический архитектурный облик г. Арамиль) посвящен сбору и исследованию исторических сведений об архитектуре города Арамиль и составить виртуальную экскурсию по родному городу для школьников.
Актуальность: на сегодняшний день город Арамиль – это быстро развивающийся город. Но к сожалению не все его жители города знают его исторический архитектурный обликом. В своей виртуальной экскурсии я хотела бы познакомить коренных жителей города и его гостей с историей города и с особенностью архитектуры города.
Главная задача нашего проекта – детально изучить город, рассмотреть этапы развития г. Арамиль, а также проследить, какой отпечаток истории хранят в себе дома и улицы родного города.
Практическая направленность: Материалы исследования могут быть использованы на уроках русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства, иностранного языка, во внеклассной работе с обучающимися. Изучение истории своего города помогает воспитывать у обучающихся нравственные качества личности, чувства патриотизма и гражданственности.
Цель работы:
определить, как изменялся облик города Арамиль с течением времени, что на это повлияло, показать уникальность архитектуры, а также привлечь внимание общественности к сохранению архитектурных построек.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
Изучить особенности архитектуры города.
Собрать информацию об исторически значимых домах и улицах. Понять, какая старинная архитектура сохранилась и что находится на месте той, что была разрушена.
Закрепить знание типичного, обобщенного в сооружениях и характерного, индивидуального.
Выявить уровень представлений и знаний школьников о родном городе.
Развить эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
Привить любовь к своему городу и интерес к его архитектуре.
На основе полученных данных создать виртуальную экскурсию по г. Арамиль для школьников и жителей города
Методы исследования: Сбор и анализ материалов библиотеки и музея, работа с периодической печатью, книгами, фотоматериалами, экскурсии, поездки по родному краю, встречи жителями города, с проектная и поисково-исследовательская деятельность, создание презентации.
Объект исследования: История развития города Арамиль, архитектура города.
Продукт: виртуальная экскурсия «Вглядимся в улочки родные», буклет об исторической архитектуре города Арамиль.
Основание и становление города Арамиль
Арамиль – это небольшой город в Свердловской области, расположенный на восточном склоне Уральских гор, в 22 километрах от областного центра. Население города - 15 446 человек (данные за 2020 г.).
Известно, что точная дата основания Арамили (точнее — Арамильской слободы) — 1675 год. Основал Арамильскую слободу крестьянин из камской деревни Тарасовой —Михайло Сарапульцев.
Числилась она тогда за Тобольским уездом. Постепенно слобода укреплялась и превращалась в российский форпост в неспокойном уральском крае.
К 1711 году у места слияния рек Арамилки и Исети уже стоял деревянный острог с двумя «проезжими» башнями. Внутри острога размещались церковь, судная изба, государева житница, дворы драгун и пушкарей, конюшня, хлебные амбары. Остальные жители слободы селились за пределами крепостных стен, по окрестным холмам.
Вот как описывает Арамиль XVII века П.П.Бажов: «В маленьком кольце полей, плотно зажатом хвойными лесами, насторожилась двумя рублеными острогами Арамильская слобода. А в лесах, вдоль дороги хоронятся беглые разных господ людишки, кои помыслы тайно на вольные сибирские земли податься. Живут в остроге стрельцы и сидит воевода для догляда, - чтобы шатания, воровства и порухи казне не было, а также ясак (дань) брать по людям и по промыслам сколь мочно…»
В начале XVIII века об арамильцах шла слава по всему Уралу. Торговали они железом, занимались поисками руд, мыли золото, жгли уголь. Арамильская слобода была в то время самым крупным на Среднем Урале населенным пунктом и административным центром огромной территории от Чусовских озер на западе — до реки Синары на востоке, и от реки Пышмы на севере — до озера Щелкун на юге. Там, где арамильские рудознатцы находили руду, ставились заводы, давшие начало современным городам.
На землях Арамильской слободы были основаны Первоуральск, Березовский, Сысерть и центр нынешней Свердловской области — Екатеринбург. Российская власть на Урале окрепла настолько, что Арамильская слобода, как форпост государственности, утратила свое значение. Она стала волостью, а Арамиль большим селом. Ко времени реформы 1861 года в Арамили насчитывало 339 дворов и проживало 1874 жителя. Арамильцы занимались хлебопашеством, добывали белую глину для изготовления фарфора, плавили металл в маленьких домницах и промышляли извозом. Арамильские купцы нашли прибыльное дело — ставили мельницы на небольших притоках Исети.
Храмовая архитектура г. Арамиль
Этот дом — не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это — православный храм!
Е.Санин [1,1 ]
Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упоение.
В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
На месте будущего поселения, города в первую очередь всегда создается церковь.
Храм обычно воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай.
Арамильская слобода, как поселение, была основана в 1675-1676гг. В месте слияния двух рек – Исети и Арамилки – был поставлен острог.
Наряду с административными и хозяйственными постройками в остроге стояла небольшая деревянная церковь в честь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца.
В переписной книге Тобольского уезда (1695 г.) записано: «Слобода Арамилская, на правой степной стороне Исети реки построена. Острог рубленой от усть Арамила реки подле Исеть реку мерою в длину сорок четыре сажени. А от Исети реки подле реки Арамиль вверх поперешнику сорок пять сажен. Две башни с проежзими вороты. В остроге для государского богомолия церковь во имя Рождества Христова и в церкви святые иконы, книги и ризы и всякая церковная утварь. Колоколня рубленая. На ней пять колоколов медных».
Первая церковь просуществовала не долго и была сожжена башкирами во время бунта 1709г.
Вместо неё по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна состоялась закладка второй деревянной церкви, также в честь Рождества Христова. Деревянный храм в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Кроме того, кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами. Церковь была освящена 30 сентября 1717 г. по благословению схимонаха Феодора, митрополита Тобольского и Сибирского. Сохранился исторический документ 1747 г., дающий представление об этой церкви. В Христорождественском храме находилось много икон в серебренных и вызолоченных окладах, церковные книги и облачения, различная церковная утварь. Заботы о сохранности имущества были обязанностью церковного старосты, которого выбирали из лучших прихожан. Над крыльцом входа в церковь в особом углублении («в бочке») находился образ Божией Матери «Знамение». Так икона сохранялась от дождя и снега. На деревянной колокольне висело шесть колоколов. Самый большой колокол весил 21 пуд (ок. 344 кг). Во всех же колоколах весу было 44 пуда 30 фунтов (ок. 733 кг).
В XVII-XIX вв. храм являлся местом, где сообща решались многие житейские дела. Старосту храма выбирали всем миром, за его благонадёжность подписывались прихожане. В акте об избрания в 1746 году церковного старосты Христорождественской церкви Арамильской слободы записано: «…выбрали все со общаго своего согласия к вышеупомянутой церкви вместо бывшего церковного старосты Афанасья Колобова из своей братьи ис крестьян тоя ж Христорожественской церкви прихожанина в церковные старосты человека доброго и правдивого не вора и не пьяницу и вероятного и к той службе достойного Афанасья Трофимова сына Заякина и жить ему по сему выбору в той службе тщателно и радетелно и никаким воровством не воровать и не пьянствовать и церковным ничем не корыствоватца и в приуготовлении всякой потребной церковной утвари тоя церкви священника спрашиватца и без позволения священическаго самоволно своим нравом казну ни на какие посторонние потребности не употреблять кроме церковного…»15
В 1782 г. Христорождественская церковь сгорела, уцелела только колокольня. К ней в 1783 г. прирубили храм, который был освящён 20 июня того же года по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Но эта небольшая церковь не вмещала всех прихожан.
30 апреля 1784 г. был заложен и 20 июня 1790 г. освящён новый однопрестольный деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Свято-Троицкая деревянная церковь Арамильской слободы. Число колоколов увеличилось до семи (так записано в «Клировой ведомости о Троицкой церкви Арамильской слободы» в 1806г.). К 1809г. была выстроена и выкрашена краской новая колокольня. К 1828г. колоколов стало десять, общим весом 193 пуда 3 фунта, причём самый большой из них весил 103 пуда 13 фунтов (ок. 1694кг).
В 1830 году, по благословению Преосвященного Мелетия, епископа Пермского, был заложен ныне существующий Свято-Троицкий каменный храм. Святитель Мелетий был причислен к лику святых, «в земле Российстей просиявших» 21 февраля 1978 г.
Проект Свято-Троицкого храма Арамили принадлежит известному уральскому архитектору Михаилу Павловичу Малахову (1781-1842).
Епископ Мелетий пишет в письме (5 апреля 1829г.) к пермскому губернатору Тюфяеву: «Екатеринбургское Духовное Правление доношением представило мне, что Арамильской слободы Троицкой церкви прихожане государственные непременные работники и крестьяне желают в означенной слободе, вместо существующей ветхой деревянной, вновь соорудить каменную с двумя приделами церковь. При чем приложив сочиненные Екатеринбургских Горных заводов архитектором Малаховым план, фасад и смету на строение церкви испрашивает на сие разрешение».
В 1930-е годы по всей стране началось массовое закрытие церквей. 1938г. на очередном заседании оргкомитета Арамильского райисполкома было принято решение о закрытии Арамильской церкви. В последующие годы после закрытия храма были сброшены колокола, разрушена колокольня и церковная ограда. Во времена советской власти в здании храма была сначала общеобразовательная школа, потом в нём разместилась торговая контора с магазином. Подвал и интерьеры храма подверглись переделке.
В апреле 1990 года Свердловским облисполкомом было принято решение о передаче здания бывшей Свято-Троицкой церкви в г. Арамиль православному религиозному обществу для восстановления и дальнейшего использования в молитвенных целях. В этом же году образовалась церковная община, которой и передали здание храма. Начались восстановительные работы, которые продолжаются по сей день.
Свято-Троицкий храм сохранился до наших дней почти в первозданном виде, за исключением перестроенного входа в храм и разрушенной каменной ограды вокруг него. В настоящее время южный и северный приделы носят названия, противоположные тем, какие были у них первоначально.
Храм уникален для Урала — это единственное сохранившееся на уральской земле церковное сооружение с прямоугольным алтарем. Храм построен в духе классицизма, по своей композиции имеет осевую трехчастную схему. На южной и северной фасадах находятся четырехколонные портики. Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Над храмовой частью помещен световой барабан, покрытый сферическим куполом.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Многоярусные колокольни храма венчались фигурными шпилями. Колокольня Свято-Троицкий храма построена в классических традициях. Колокольня, которую можно сегодня увидеть, была взорвана в 1930-е годы прошлого века и восстановлена по старым чертежам и фотографиям уже в 2000-х годах.
Свято-Троицкий храм находится по улице Карла Маркса, раньше это была одна улица и она называлась Трактовая, это самая старая улица г. Арамиль.
1.2. Архитектура домов зажиточных людей.
Если хочешь по-настоящему узнать город, надо ходить пешком.
Андре Мору [2, 14]
Сегодня в нашем городе здания можно увидеть дома, построенные в 18-19 веках. Принадлежали они купцам, ремесленникам и просто богатым горожанам. Купеческие дома были добротными деревянными, деревянно-каменными и каменными, которые выходили в сад и огород. Внутренние дворы были приспособлены для хранения товаров
В небольших провинциальных городах купцы обычно строили дома попроще. Дом в плане представлял большую квадратную или прямоугольную форму. Он большей частью состоял из двух этажей.
На улице Карла Маркса д. 15 можно увидеть бывший купеческий дом Холкина (Рядом со зданием полиции), который торговал мясом. Бывший дом купца был интересен наличием подземного хода, который был обнаружен при установке нового забора около полиции. Во время установки забора грунт провалился и открыл вход в три ледника и выложенный камнем коридор, уходящий вглубь под реку, заложенный кирпичом середины прошлого века.
Дом богача Ивана Семеновича Дербышева, находится на улице Карла Маркса 9 (сейчас это отделение сбербанка), купившего первый трактор на личные средства. На первом этаже его дома находилось питейное заведение. Для первого в Арамили медицинского учреждения, земского фельдшерского пункта, был арендован один из домов состоятельного купца Дербышева.
На улице 1 Мая мы можем увидеть купеческие дома, которые сохранились до наших дней. Здания построены в эклектическом стиле, некоторые – с элементами модерна. Кроме того, они являлись не только жилыми помещениями, но и торговыми.
Зажиточные купцы раньше чаще всего строили в городе дома с лавками. Более зажиточные купцы, разумеется, жили не там, где торговали, но размер дома, его высота и внешний вид по-прежнему имели большое значение для подтверждения статуса владельца.
Дом купца - Бабина и бывшая торговая контора (сейчас это здание аптеки) находится на улице 1 Мая 15.
На улице 1 Мая 4 находится бывший особняк крупного торговца ситцами и тканями Ивана Власовича Пинигина (сейчас это здание отдела образования) выстроен в так называемом “купеческом кирпичном стиле”. Все украшения окон, все башенки и полуколонны выполнены из красного кирпича. Это кирпичное одноэтажное здание имеет “Г”-образную композицию, обращенное к перекрёстку, и протяженным вдоль улицы. Здание построено в конце 19 века и несет в себе черты эклектики и модерна. Но светелка выдает в нем русский стиль. Здание, крышу неоднократно красили и ремонтировали. И хотя дом успел сменить множество хозяев, перестраивался несколько раз под вкусы и предпочтения новых владельцев, но сумел сохранить свой первоначальный облик.
В XIX веке кирпич производился в небольших количествах и был дорог. Кирпич использовался для строительства общественных и культовых зданий. В середине XIX века получили распространение полукаменные дома.
Полукаменные дома были популярны среди небогатых купцов и зажиточных мещан. Первый был массивным, каменным, с большим подвалом. Верхний этаж – тесаный сруб, обшитый деревом, с богатой резной отделкой. Это был выгодный вариант строительства – первый этаж из камня сохранял здание дольше, а надстройка из дерева обходилась дешевле и была доступнее. Это увеличивало прочность здания и пожаробезопасность. Внутри такие дома были большей частью оштукатуренные.
Как пример такого здания можно увидеть здание школы искусств на улице 1 Мая 3. Здание сохранилось в наиболее приближенном к первоначальному виду облике. Это традиционный для уральской городской архитектуры тип здания с каменным первым этажом и деревянным вторым этажом. Первоначально окна были и на первом каменном этаже здания до 80-х годов ХХ века. Окна украшены наличниками с резьбой, имеют одинаковые формы и составляют мерный ритмический ряд на фасадах. Применялось трехчастное членение с двумя боковыми ризалитами, нечетное число окон. На первом этаже жил учитель И.Я. Гуськин с семьей, на втором этаже находились классные комнаты. Там проводились занятия и устраивались праздники для детей. Здание имело печное отопление до середины 70-х годов ХХ века. К школе примыкал участок земли с дровяным сараем и местом для прогулок. Учитель И. Я. Гуськин активно участвовал в культурной жизни Арамили. В его доме проводились музыкальные вечера и концерты с участием местной интеллигенции – врачей, инженеров, а также священников, купцов, заинтересованных искусством крестьян.
Позднее оставшись без хозяев, купеческие дома стали разрушаться, в ряде случаев в домах размещали разные конторы, избы-читальни, склады.
1.3. Декор уральского дома (дома простого люда).
Россия - страна с огромным количеством лесов. Обилие на Урале дерева как строительного материала способствовало тому, что большинство домов были деревянными. Это было обусловлено и холодным климатом. Дома из дерева были теплыми и добротными.
Деревянные дома 19 века имели свои стили и особенности. Такие дома можно встретить и сейчас в нашем городе. Дома строились в один, реже в два этажа. Традиционно это были четырех- или пятистенные срубы с двухскатной или трехскатной крышей, но можно встретить четырехскатную крышу. Отличительной деталью русского сельского стиля была светелка, которая устраивалась на чердаке. Здания обильно декорированы прорезной деревянной резьбой. Дерево хорошо поддавалось отделке и позволяло создавать самые различные декоративные элементы. Вычурные резные окна, двери, карнизы, фронтоны, решетки, балконы, башенки определили композицию, стилистику и особый силуэт домов-теремов. Украшением таких строений служили резные наличники. Территория вокруг дома не огораживалась глухим забором, устраивались только палисадники.
В деревянной застройке уральских городов распространены два вида окон: с горизонтальным и арочным верхом проема. В нашем городе присутствуют оба типа и имеют различные декоративные оформления, традиционные по конструкции: состоят из стоек, карниза, подкарнизной и подоконной доски. Мы заметили, что основное внимание строитель уделял верхней части наличников.
Такие типы домов сохранились в г. Арамиль, они впечатляют деревянными узорами на оконных наличниках. Резные деревянные наличники – это бесценная история любого дома. Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы». Главными мотивами резьбы было изображение природных сил - "тверди небесных", "хлябей небесных" и Солнца. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-х уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Именно наличник принимает на себя удар природных сил – дождь, ветер, промерзание ночью и оттаивание на солнце, образование снежного слоя зимой. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.
Эти наличники интересны еще и тем, что именно они – старейшие не только по своему содержанию, но и по фактическому возрасту, именно они украшают самые старые дома.
Что касается стилей, то в наличниках представлены и барокко, и модерн, и ампир.
После революции 1917 года к привычным узорам добавилась советская символика. Дома украсили звезды, серпы и молоты, и характерный для того времени символ мира – голубь.
На улице Октябрьской, мы видим дом А. Д. Лаптева, это не просто жилище, это произведение прикладного искусства. Наличники и карнизы украшены резными узорами. Ажурные кружева украсили фронт и причелины. Сменили одежду углы дома, здесь появился фигурный декор. Трехстолбные ворота украшены фигурами васнецовских трех богатырей. Достопримечательность нашего города.
На перекрестке Ленина - Октябрьская мы видим дом со сложной резьбой на оконных наличниках. Мы думаем, что это образец высокого искусства, проявленного безымянным мастером. Подкарнизная доска украшена орнаментом с мягким ажурным рисунком. Мотивы орнамента состоят из круглых, ромбовидных розеток (солярный знак – стилизованное солнце). Резное кружево над окном смотрится празднично и нарядно.
В 1920-1930х годах этот дом был детский сад. Сейчас это жилой дом.
Вдоль дороги по ул. Ленина, а также на ул. Свердлова и на ул. Красноармейская, Рабочей Молодежи мы можем увидеть старинные постройки в виде жилых домов. Дома также украшены красивыми ажурными наличниками вокруг окон и по фронту на карнизе. Некоторые окна украшены ставнями.
Для защиты от холода и ветра применялись вставни или ставни. Они могли быть глухими или с оконцами. Но таких мы не видели. Ночью и в морозы они закрывались. По конструкции они двухстворчатые, каждая делалась из одной доски. Если оконный проем вверху имел криволинейное очертание, то ему соответствовал и контур ставен. Запирались они с помощью повертушки. Ставни обычно не покрывались резьбой, росписью.
Практическая часть
Анализ социологического опроса учащихся 6Ж класса
Анкетирование «Знаешь ли ты свой город?»
Для подтверждения своей гипотезы я провела анкетирование в своем классе, целью которого было выяснить, знают ли мои одноклассники, где находятся перечисленные архитектурные сооружения и их историю создания.
Результаты исследования:
В анкетировании приняли участие 24 человека.
Результаты опроса были неожиданными. Мои одноклассники знают перечисленные достопримечательности, но не знают, кому принадлежало это здание. Этот вопрос у них вызвал затруднение.
Результаты опроса подтвердили, что разработка видеоэкскурсии городу необходима, особенно необходимо рассказать об исторических зданиях. Ведь даже не все коренные жители знают об истории своего родного города, об истории зданий конца 19 века, которые окружают нас.
Интервью с директором музея г. Арамиль Иртуганова Н.Н. и главным библиотекарем МБУК «Арамильская ЦГБ» Ломовцева Е. В
Составление туристического маршрута по городу Арамиль.
Я была на экскурсии в городской библиотеке и в краеведческом музее г. Арамиль. Директор музея г. Арамиль Иртуганова Н.Н. рассказала очень много интересных фактов о возникновении города, об интересных событиях, которые происходили в разные периоды нашего города, какие замечательные люди в них жили. В музее нашего города сохранились фотографии нашего города в период начала 20 века.
Главный библиотекарь МБУК «Арамильская ЦГБ» Ломовцева Е. В. Познакомила меня с книгами об нашем городе, заметками в газетах о нашем городе, фотографиями. Авторами многих книг оказались коренные жители города Арамиль.
Приезжая домой, я поняла, что можно рассказать о моём родном городе и что можно показать его гостям.
Создание буклета и видеоэкскурсии «Вглядимся в улочки родные».
Прогулявшись по улицам города, изучив его историю и архитектуру, я еще раз убедилась какой он красивый наш город и как мало мы о нем знаем. Для видеоэкскурсии я выбрала архитектурные объекты 19-20 века: школа искусств по 1 Мая 3, здания отдела образования и аптеки по улице 1 Мая, здание сбербанка по улице Карла Маркса. Хочется показать гостям нашего города так же Свято – Троицкий храм, ведь это главное здание нашего города. Мне захотелось показать и рассказать историю возникновению уральских домов простых людей. Показать, как мастера по дереву могли украсить свои дома всего лишь используя инструменты по резьбе по дереву.
Мною были разработаны три маршрута, согласно теме проекта:
Маршрут № 1.
Знакомство с архитектурой нашего города начинается с улицы Карла Маркса, которая раньше называлась Трактовая. Здесь установлено главное здание нашего города Свято-Троицкий храм. Свято-Троицкий храм сохранился до наших дней почти в первозданном виде, за исключением перестроенного входа в храм и разрушенной каменной ограды вокруг него.
Маршрут № 2.
На улице Карла Маркса мы можем увидеть и узнать историю домов знатных жителей нашего города, купцов, которые вошли в историю становления г. Арамиль. По улице 1 Мая мы можем увидеть красивое здание школы искусств, история этого архитектурного объекта довольно интересна. Недалеко от школы мы можем увидеть бывший дом купца Пинигина (сейчас это здание отдела образования) и дом Бабина (здание аптеки).
Маршрут № 3
Отправляемся гулять по улицам Красноармейской, Октябрьской, Рабочей молодежи и Ленина. Здесь сохранились дома, дома простого люда. Простые деревянные дома интересны своими украшениями. Необычные, разные и неповторимые наличники на окнах, ставни, карнизы. Узорчатые наличники у некоторых домов производят впечатление более дорогого украшения дома,
Мною разработан буклет с разработанными туристическими маршрутами, дана историческая справка по каждому архитектурному объекту. (см. Приложении 1).
Заключение
Обобщив полученный материал, я пришла к выводу, что даже маленький провинциальный город имеет интересную историю. Изучая историческое прошлое своего города через изучение архитектурные объекты, мы изучаем историю своей Родины. В нас появляется чувство патриотизма, чувство гордости за свою малую Родину.
Появляется возможность поделиться полученной информацией со своими сверстниками и жителями города, разработав туристический маршрут и информационный буклет.
Подводя итоги работы, я считаю, что цель проекта достигнута: изучена история возникновения города, его особенности архитектуры, а также мною выявлены отличительные особенности города Арамиль для включения их в туристический маршрут по городу.
Мне было очень интересно узнавать что-то новое из истории нашего города, посещать достопримечательности, фотографировать их, составлять туристический маршрут, создать видеоэкскурсию и подготовить информационный буклет для одноклассников.
Значение и применение проекта: Я считаю, что моя видеоэкскурсия, разработанный мною туристический маршрут можно использовать для проведения экскурсий гостям нашего города. Мне бы хотелось, чтобы эти строения приобрели статус памятника архитектуры и находились под охраной администрации города.
Моя гипотеза о том, что мой родной город может удивить даже самого изысканного туриста своей природной красотой, интересной историей, нашла подтверждение. Познакомившись с историей нашего города, его архитектурой, я провела виртуальную экскурсию для моих одноклассников, которая им очень понравилась.
Литература
1. ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ Е.Санин. ДУХОВНАЯ АЗБУКА https://happy-school.ru/publ/11-1-0-449
2. Л. Данилова «Окно с затейливой резьбой» М. Просвещение, 1986 г.
3. Малахитовая провинция: Арамиль, Полевской, Сысерть, Дегтярск / Чуманов, Кожевников, Иванов, Капорейко, Капорейко. - Екатеринбург : Сократ, 2001.
4. Где Арамилка впадает в Исеть... : нелитературный текст. - Арамиль : [б. и.], 2010.
5. Арамиль, 1675 - 2005. - Екатеринбург : Уральский следопыт, 2005
6. Арамиль - 350 лет : нелитературный текст. - Березовский : Березовская типография, 2000.
7. Шепеткина, З. В., Арамильская слобода - Арамиль моя / З. В. Шепеткина. - Арамиль : [б. и.], 2000.
8. Уралова, М. К., Арамиль-матерь городов Уральских : документальная повесть / М. К. Уралова, С. А. Маслов. - Арамиль : [б. и.], 2019
9. Малахитовая провинция: Арамиль, Полевской, Сысерть, Дегтярск : [культурно-исторические очерки] / А. Н. Чуманов [и др.]. - Екатеринбург : Сократ, 2001.
10. Рудаков, В. Н. Объемно-планировочные и конструктивные решения сельского жилого дома / В. Н. Рудаков, А. Ю. Сопоцько, В. С. Наумов. - Москва : Агропромиздат, 1991.
11. Долгов, А. В., Деревянное зодчество Свердловской области / А. В. Долгов. - Екатеринбург : Сократ, 2008.
12. сайт Храма во имя Святой Троицы: http://храм-арамиль.рф/o-prihode/letopis-xxi-html.html
13. Стихотворение «Старинные здания» Наталья Демьяненко: https://stihi.ru/2015/06/13/7109
14. Цитата Андре Мору: https://vse-shutochki.ru/citata/32365
Горбункова Ольга Ивановна