Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы - связующий фактор повышения математической компетентности

5
2
Материал опубликован 29 March

Автор публикации: Д. Федулова, ученица 5А класса


Слет научных обществ обучающихся

образовательных организаций общего и дополнительного образования

города Нижневартовска в 2022-2023 учебном году





Секция 2. «Прикладная математика»





Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы - связующий фактор повышения математической компетентности




Автор:

Федулова Дарья Андреевна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа № 1 имени А.В. Войналовича»,

5А класс


Руководитель:

Якоби Зинаида Фёдоровна,

учитель математики,

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа № 1 имени А.В. Войналовича»






Нижневартовск, 2023

Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы - связующий фактор повышения математической компетентности

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А.В. Войналовича»

Федулова Дарья Андреевна, 5А класс

Аннотация

Исследовательский проект «Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы» - связующий фактор повышения математической компетентности и функциональной математической грамотности обучающихся посредством интеграции школьных предметов.

Каждый день человек пользуется математическими навыками. Математика – точная дисциплина, которую называют царицей всех наук. Для школьника, умение решать задачи - основной показатель уровня развития, который демонстрирует глубину усвоения учебного материала и функциональную компетентность.

Цель работы: Изучение математики посредством школьных предметов – фундамент функциональной математической грамотности школьника.

В процессе работы решены следующие задачи:

Проверить, как математика связана со школьными предметами.

Проработать литературу и найти информацию, какие математические приемы используются при решении задач, привести примеры задач метапредметного содержания.

Продемонстрировать, как критическое мышление и математическая грамотность развивают способность школьника формулировать, применять и освещать математику в разнообразных контекстах.

В своей работе мы определили следующую гипотезу: Математическая наука демонстрирует зерно основополагающих поисков в естественных и гуманитарных науках, развивая функциональную математическую грамотность школьников.

Мы считаем, что эта тема актуальна, поскольку математическая наука демонстрирует зерно основополагающих поисков в естественных и гуманитарных науках, развивая функциональную математическую грамотность, заставляет еще не раз задуматься о том, что любая наука требует математических знаний.

Практическая значимость работы: создан буклет о применении математики с другими науками. Его можно использовать, как учебное пособие для индивидуальной работы на уроке и при проведении внеклассных мероприятий.

Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы - связующий фактор повышения математической компетентности

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А.В.Войналовича»

Федулова Дарья Андреевна, 5А класс

План поисков

Элементы исследования

Дата

1

Определение проблемы исследования, ее темы.

Обоснование актуальности исследования, формулирование гипотезы, цели, задач.

сентябрь

2

Объектная область: математические знания, используемые в учебных предметах: математика, биология, русский язык, литература, история, обществознание, география, биология, физическая культура, искусство, музыка, технология.


3

Выбор темы: Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы - связующий фактор повышения математической компетентности

сентябрь

4

Гипотеза: Математическая наука демонстрирует зерно основополагающих поисков в естественных и гуманитарных науках, развивая функциональную математическую грамотность школьников.

сентябрь

5

Задачи исследования:

1.Проверить, как математика связана со школьными предметами.

2.Проработать литературу и найти информацию, какие математические приемы используются при решении задач, привести примеры задач метапредметного содержания.

3. Продемонстрировать, как критическое мышление и математическая грамотность развивают способность школьника формулировать, применять и освещать математику в разнообразных контекстах.

октябрь

6

Методы исследования:

- поисковый и описательный, предполагающий анализ материала и факторов;

- аналитический, предполагающий сопоставительный анализ отобранных и полученных данных.

октябрь

7

Сбор и изучение теоретического материала:

Сергеев И.Н. Олехник С.Н. Гашков С.В Примени математику-М.: Наука . Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1989-240 с.

Карпушина, Н. М. Метаморфозы // Математика в школе. - 2015. - №2. - С. 46-51. Карпушина, Н. М. Любимые книги глазами математика // Математика в школе. - 2004. - №8. - С. 19-20.

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35. 

Интернет ресурсы:

http://www.matematika-pro.ru/ 

http://differencial.narod.ru/ssilki.html 

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/06/08/doklad-na-temumatematika-vokrug-nas

http://referator.com.ua/free/referat/_mathematics​

https://fb.ru/article/400486/kak-poyavilas-matematika-osnovyi-i-istoriya-razvitiya-nauki-rol-matematiki-v-jizni-i-interesnyie-faktyi?ysclid=lesp38q6is807331816

сентябрь-

январь

8

Презентация результатов исследования.

январь

9

Оформление исследовательского проекта

март

10

Практическая значимость работы: создан буклет о применении математики с другими науками.

март


Содержание

Введение

2

Теоретическая часть

3


Математика как наука

3


Функциональная грамотность

3

Практическая часть

4


Исследование связи математики с другими науками

4


Русский язык

4


Литература

5


История

5


Физическая культура

6


География

6


Биология

7


Музыка

8


Изобразительное искусство

8


Технология

9


Практическая значимость результатов исследования

9

Заключение

9

Список литературы

10

Приложение. Буклет о применении математики с другими науками.

11

Рецензия на научно-исследовательскую работу по математике

Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы - связующий фактор повышения математической компетентности

12-13












Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы - связующий фактор повышения математической компетентности

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А.В.Войналовича»

Федулова Дарья Андреевна, 5А класс

Введение

Актуальность. Математика тесно связана со всеми естественными, гуманитарными, общественными и развивающими науками, математические знания используются во многих видах деятельности в повседневной жизни.

Экономическая и хозяйственная жизнь, космос и архитектура, стихосложение и музыка, все это есть неразрывная структура окружающего нас бытия. Математическая наука демонстрирует зерно основополагающих поисков в естественных и гуманитарных науках, развивая функциональную математическую грамотность, заставляет еще не раз задуматься о том, что любая наука требует математических знаний.

Всё выше изложенное и определило цель и задачи нашего исследования.

Цель работы: Изучение математики через школьные предметы – связующий фактор повышения математической компетентности школьника.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1.Проверить, как математика связана со школьными предметами.

2.Проработать литературу и найти информацию, какие математические приемы используются при решении задач, привести примеры задач метапредметного содержания.

3. Продемонстрировать, как критическое мышление и математическая грамотность развивают способность школьника формулировать, применять и освещать математику в разнообразных контекстах.

Методы исследования:

- поисковый и описательный, предполагающий анализ материала и факторов;

- аналитический, предполагающий сопоставительный анализ отобранных и полученных данных.

Гипотеза: Математическая наука демонстрирует зерно основополагающих поисков в естественных и гуманитарных науках, развивая функциональную математическую грамотность школьников.

Объект исследования: математические знания, используемые в учебных предметах: математика, биология, русский язык, литература, история, обществознание, география, биология, физическая культура, искусство, музыка, технология

Предмет исследования: задачи метапредметного содержания.

Практическая значимость работы: создан буклет о применении математики с другими науками. Его можно использовать, как учебное пособие для индивидуальной работы на уроке и при проведении внеклассных мероприятий.

1. Теоретическая часть

1.1. Математика как наука

Математика - это строгая дисциплина, которую называют королевой всех наук, она сопровождает человечество уже несколько тысяч лет. Многие ученые отваживаются разгадать загадку истории – как появилась математика, но никто не может определить точную дату возникновения науки. Клинописные таблички - это самая древняя информация, дошедшая до наших дней. 6000 лет назад люди подсчитывали домашние расходы, торговые операции, решали математические задачи, о чем свидетельствуют артефакты, найденные в вавилонскую эпоху. Позже вавилоняне начали решать сложные алгебраические задачи, производить кубические и квадратные вычисления. Первыми геометрическими достижениями были прямая линия и круг. Открытие самого числа и четырех основных действий: сложения, вычитания, деления и умножения - это наиболее значительное существенное открытие.

Выводы: Математика представляет собой зерно фундаментальных поисков в естественных и гуманитарных науках.

1.2. Функциональная грамотность

По мнению А. А. Леонтьева: "Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все знания, навыки и умения, постоянно приобретаемые в течение его жизни, для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Ключевые компетенции (DESECO, OECD 1999) по определению функциональной грамотности:

Использовать интерактивно различные средства

Использовать интерактивно язык, символы, тексты

Использовать интерактивно знания и информацию

Использовать интерактивно (новые) технологии

t1711703368aa.png

Математическая грамотность - это способность школьника формулировать, применять и освещать математику в разнообразных контекстах.

Выводы: Важной характеристикой ключевых компетенций школьника является критическое мышление, которое развивается посредством математической грамотности.



Практическая часть

Исследование связи математики с другими науками

Творение великого Пифагора в полной мере строится на идеи о том, что числа, числовые закономерности, математические законы управляют миром. Число – это основное математическое понятие, определяющее порядок, развитие памяти и различных операций с ними, отображение количества или номеров при исчислении. Числа – это временные промежутки исторических событий, без которых принятие и изучение истории невозможно. Экономическая и хозяйственная жизнь, космос и архитектура, стихосложение и музыка, все это есть неразрывная структура окружающего нас бытия. Математическая наука демонстрирует зерно основополагающих поисков в естественных и гуманитарных науках.

Выводы: Мы решили выяснить как математические методы помогают решать задачи метапредметного содержания в учебных предметах школьного курса и помогают повышать математическую компетентность и функциональную грамотность школьника.

2.1.1. Русский язык

Русский язык с математикой имеет глубокую связь. В русском языке немало фразеологизмов, стихотворений, поговорок, пословиц, использующие числительные. Любопытно наблюдать за тем, как отображается в структуре алфавита применение симметрии букв и слов.

Примеры

Математические способы, приемы, методы решения

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю- горизонтальная ось симметрии

Симметрия, ось симметрии

А Д ЖМ Н О П Т Ф Х Ш- вертикальная ось симметрии

Б Г И Р У Ц Ч Я Щ- не имеют ось симметрии

Ж Н О Х Ф- горизонтальная и вертикальная ось симметрии

t1711703368ab.jpg

Цифры «оживляют» слова в ребусах и шарадах

Литература

Наверное, не раз при чтении художественной книги вам приходилось встречать математические задачки, по сути, которые не особо привлекают внимание читателя. Ведь, зачастую в литературных произведениях математическая задача рассматривается как элемент повествования, эпизод, фрагмент. Но некоторые авторы в своих произведениях используют немало математических задач, которые вызывают интерес, что хочется попробовать их решить.

Примеры

Математические способы, приемы, методы решения

Н. Н. Носов «Федина задача»

«На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 килограмм в каждом. При помолке ржи из 6 килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?»

1)450ꞏ 80 = 36000 (кг) – общее количество ржи

2)36000: 6·5 =30000 (кг) – общее количество муки

3)30000: 3000 = 10 (маш.)

Ответ: 10 машин

Арифметический метод решения текстовой задачи

2.1.3. История

Математика и история - взаимосвязанные науки. Историческая информация о математике и исторические задачи связывают оба школьных предмета. История пополняет математику гуманитарным, социальным и эстетическим материалом, помогает развитию пространственного воображения школьника. Логическое и системное мышление математики, способствует лучшему усвоению предмета истории.

Поэтому так важно, чтобы исторические сюжеты были умело вплетены в структуру урока математики, подталкивая ученика удивляться, задумываться и восхищаться богатой историей этой многогранной науки.

Примеры

Математические способы, приемы, методы решения

Задача: Определите дату исторического события, вычислите натуральное число, которое надо записать вместо буквы, чтобы было верным равенство:

х –начало великого переселения народов;

t1711703368ac.png ,

х=12·7:21=4

Ответ: 4 век.

Задача : Определите дату исторического события, решив уравнение:

у – год взятия крестоносцами Иерусалима.

t1711703368ad.png , у=11,2·510,25:5,2=1099

Ответ: 1099.

Свойство пропорции, решение уравнения

2.1.4. Физическая культура

Наверное, многие считают, что математика и спорт особо не имеют общих точек соприкосновения друг с другом. Исследования говорят о том, что математические расчеты довольно часто используются в спортивной деятельности. Элементарные математические расчеты необходимы для выявления победителей.

Рассмотрим некоторые типичные задачи:

Примеры


Математические способы, приемы, методы решения

1. Распределение игровых ролей в спортивной команде (баскетбол, хоккей и т.д.), которые дают наибольший эффект в игре.

2. Системы организации чемпионатов, турниров и кубковых встреч (шахматы, теннис, хоккей и т.д.)

3. Составление диеты для спортсменов, отвечающей требованиям врачей и, в то же время, наиболее экономичной и удерживающей вес спортсмена в определенных пределах

4. Выбор продуктового рюкзака, который обеспечивает необходимый рацион при наименьшем весе.

методы теории исследования операций, статистические данные.


2.1.5. География

Рассчитать с помощью масштаба расстояние на карте, вычислить среднегодовое количество осадков и среднегодовую температуру воздуха, определить азимут и географические координаты географического объекта, определить суточную, месячную и годовую амплитуду, построить разнообразные графики и диаграммы (роза ветров), план местности, узнать естественный и миграционный прирост населения, проверить демографическую ситуацию на определенной территории. Все перечисленное самые элементарные географические исследования невозможно выполнить без определенных математических расчетов. Ну, и, конечно же, чертежные инструменты: линейка, циркуль, транспортир неотъемлемые спутники на уроках географии.

Примеры

Математические способы, приемы, методы решения

t1711703368ae.png Как видно из графика, температура воздуха в Нижневартовске колебалась в диапазоне от −28°C до 0°C. Наименьшее значение температуры в среднем за день составило −25.13°C, наибольшая средняя температура воздуха равна −0.88°C.

t1711703368af.png

 в Нижневартовске в феврале 2023 года относительная влажность колебалась в диапазоне от 73% до 94%. Причём самая маленькая влажность (73%) была 8 февраля, а наивысшая влажность (94%) — 24 февраля.

Статистические данные

2.1.6. Биология

Любое исследование в области биологии позволяет с помощью математических преобразований выполнить обработку данных, построить графики, диаграммы, рассчитать среднее арифметическое и многого другого. А теория вероятности пригодится при изучении генетики. Любую задачи по генетике или биохимии можно решить только математическим способом.

Примеры

Математические способы, приемы, методы решения

по закону золотого сечения построено тело бабочки

t1711703368ag.jpg





t1711703368ah.jpg логарифмическую спираль мы увидим в раковине моллюсков





Золотое сечение – это соотношение двух величин А и Б, при котором большая величина относится к меньше.





Логарифмическая спираль

2.1.7. Музыка

Музыка математична, а математика музыкальна и там и тут доминирует идея числа и отношения. Исходя из этого, можно провести следующие параллели.

Примеры

Математические способы, приемы, методы решения

Как и в математике, в музыке встречаются цифры: звукоряд – 7 нот, нотный стан – 5 линеек. Интервалы: прима – 1, секунда – 2, терция – 3, кварта – 4, квинта – 5, секста – 6, септима – 7, октава – 8. Обозначения аппликатуры и размер произведения записывается тоже при помощи цифр

Цифровые обозначения

Музыка

Математика

Мажор - минор

Быстро - медленно

Тихо - громко

Низкий звук - высокий звук

Бемоль (понижение) – диез (повышение)

Плюс-минус

Больше – меньше

Сложение – вычитание

Умножение – деление

Четное число – нечетное число


Противоположности

2.1.8. Изобразительное искусство

Органичной основой между уроками математики и изобразительного искусства является общность заданий. В процессе преподавания математики и изобразительного искусства в школе ставятся задачи по развитию глазомера, формированию представлений о геометрических формах и размерах предметов. Учащиеся учатся распознавать, выделять знакомые геометрические формы в окружающих предметах или объектах, которые они рисуют.

Примеры

Математические способы, приемы, методы решения

t1711703368ai.png

Золотое сечение

t1711703368aj.jpg

Геометрические фракталы

2.1.9. Технология

На уроках технологии учащиеся учатся производить разметку по шаблонам, ли­нейке, закрепляя знания единиц измерения и совершенствуя навыки измерения.

Примеры

Математические способы, приемы, методы решения

t1711703368ak.jpg

измерительные, графиче­ские, конструктивные, вычислительные навыки





Практическая значимость результатов исследования

Результаты исследования позволили создать буклет о применении математики с другими науками. Его можно использовать, как учебное пособие для индивидуальной работы на уроке и при проведении внеклассных мероприятий. Буклет представлен в Приложении.


Заключение

Каждый день человек пользуется математическими навыками. Математика – точная дисциплина, которую называют царицей всех наук. Для школьника, умение решать задачи - основной показатель уровня развития, который демонстрирует глубину усвоения учебного материала и функциональную компетентность. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Таким образом, один из основных принципов - связь науки с реальной жизнью - выполняется в полной мере:

Мы выяснили, что все предметы в школе связаны с математикой через решение определенных практических задач метапредметного содержания.

При решении задач с использованием математических приемов, чаще всего используются математические действия на золотое сечение, ось симметрии, среднее арифметическое числа, свойство пропорции, арифметическое решение задач, математические противоположности.

Основной задачей оценки функциональной грамотности и критерием оценки выступают не овладение обязательным минимумом содержания, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач метапредметного содержания в том числе.

Важной характеристикой ключевых компетенций школьника является критическое мышление, которое развивается посредством математической грамотности - способность школьника формулировать, применять и освещать математику в разнообразных контекстах.

Список литературы

Сергеев И.Н. Олехник С.Н. Гашков С.В Примени математику-М.: Наука . Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1989-240 с.

Карпушина, Н. М. Метаморфозы // Математика в школе. - 2015. - №2. - С. 46-51. Карпушина, Н. М. Любимые книги глазами математика // Математика в школе. - 2004. - №8. - С. 19-20. 

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

Интернет ресурсы:

http://www.matematika-pro.ru/ 

http://differencial.narod.ru/ssilki.html 

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/06/08/doklad-na-temumatematika-vokrug-nas http://referator.com.ua/free/referat/_mathematics​






Приложение. Буклет о применении математики с другими науками

t1711703368al.jpg


t1711703368am.jpg



Рецензия

на научно-исследовательскую работу по математике

Развитие функциональной математической грамотности школьника через учебные предметы - связующий фактор повышения математической компетентности

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А.В. Войналовича»

Федулова Дарья Андреевна, 5А класс


Основная цель проекта - Изучение математики посредством школьных предметов – фундамент функциональной математической грамотности школьника.

В процессе работы реализованы следующие задачи:

Все предметы в школе связаны с математикой через решение определенных практических задач метапредметного содержания.

При решении задач с использованием математических приемов, чаще всего используются математические действия на золотое сечение, ось симметрии, среднее арифметическое числа, свойство пропорции, арифметическое решение задач, математические противоположности.

Основной задачей оценки функциональной грамотности и критерием оценки выступают не овладение обязательным минимумом содержания, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач метапредметного содержания в том числе.

Важной характеристикой ключевых компетенций школьника является критическое мышление, которое развивается посредством математической грамотности - способность школьника формулировать, применять и освещать математику в разнообразных контекстах.

Гипотеза исследования - математическая наука демонстрирует зерно основополагающих поисков в естественных и гуманитарных науках, развивая функциональную математическую грамотность школьников.

подтверждена.

Научно-исследовательская работа имеет ясную структуру и состоит из введения, научной статьи (описания работы), заключения, списка литературы и приложения. Научная статья содержит теоретическую и практическую части. Список литературы включает Интернет - источники, оформленные в соответствии с требованиями.

Работа написана грамотным научным языком. Оформление работы соответствует предъявленным требованиям, между частями работы прослеживается логическая связь.

Проанализированы результаты поисков, создан буклет о применении математики с другими науками, сформулированы основные выводы.

Результаты исследования могут быть использованы как учебное пособие для индивидуальной работы на занятиях и при проведении внеклассных мероприятий Работу можно предложить к участию в Слете научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования г. Нижневартовска.

Рецензент Якоби Зинаида Фёдоровна

15.03.2023



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это ученица 5 класса написала?

29 March

Дарья молодец, серьёзно подошла к работе!

30 March

Похожие публикации