Великие люди России: Владимир Иванович Вернадский

2
0
Материал опубликован Вчера в 19:24

Автор публикации: К. Войтова, ученица 5 класса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 39 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ







Доклад на тему

«Великие люди России:

Владимир Иванович Вернадский»



Выполнила

обучающаяся 5 класса

Войтова Каролина















г. Донецк 2024

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Детство ……………..………………………………………………………….….3

Научная деятельность ...……………..…………………………………………...4

Ноосфера………………………………….……………………………………….6

Заключение…………………………….…………………………………………..8

Используемая литература…………………………………..………………….....8







Введение

Выдающийся ученый 19-го – 20-го веков Владимир Иванович Вернадский обладал таким объемом знаний, которые выходили за рамки известных в то время наук. Его исследования опережали время, его идеи стали пророческими. Он тщательно изучал кристаллографию, минералогию, геологию, геохимию. Интересовался почвоведением, биологией, радиологией, биогеохимией, палеонтологией, метеоритикой и даже философией. Вел активную организаторскую и общественную деятельность.

t1734798188aa.gif

ДЕТСТВО

Владимир Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге, в либерально-дворянской семье. Отца будущего ученого звали Иван Вернадский, он потомок запорожских казаков, род его начался с литовского шляхтича Верны, служившего под началом Богдана Хмельницкого. В момент рождения сына Иван служил при министре внутренних дел, занимал должность чиновника по особым поручениям в чине действительного статского советника. Кроме этого, преподавал студентам экономику.

t1734798188ab.jpg

Владимир Вернадский в детстве

В 1868 году, когда мальчику было всего пять лет, семья Вернадских переехала из Санкт-Петербурга в Харьков, который на тот момент носил славу научного и культурного центра Российской империи. Там же Владимира отдали в Харьковскую классическую гимназию, где он учился на протяжении трех лет. В 1876-м Вернадские переезжают обратно в Петербург, и Владимир поступает в Первую столичную классическую гимназию.

Тот уровень образования, который давала питерская гимназия, был достаточно высоким, даже по меркам нынешнего времени. Это подтверждается тем фактом, что после выпуска Вернадский свободно владел тремя языками, читал на пятнадцати языках.  За годы учебы Владимир изучил философию и историю религии, и это было началом его пути по созданию теории русского космизма, к которому он пришел уже в зрелые годы.


НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1881-м Владимир Вернадский поступил в Петербургский университет, он выбрал естественное отделение. Ему посчастливилось учиться у химика Д.Менделеева, ботаника А.Бекетова, В.Докучаева, который кроме преподавательства стал еще и основателем школы почвоведения. Докучаев руководил естественным отделением, где учился, а потом и защищал кандидатскую диссертацию Вернадский. Именно он предложил Владимиру остаться работать в университете на должности хранителя кабинета минералогии.

t1734798188ac.jpg

Владимир Вернадский в молодости


Он начал свою трудовую биографию в качестве преподавателя университета, и проработал на этой должности почти 21 год. В 1891-м состоялась защита его магистерской диссертации, спустя шесть лет, в 1897-м ученый защитил докторскую диссертацию, и получил научное звание доктора и профессора минералогии.

t1734798188ad.gif

Владимир Вернадский преподает минералогию


В годы, прошедшие между защитой двух диссертаций, Владимир Иванович находился в постоянных разъездах. Научные экспедиции с его участием побывали в России и многих странах Европы, Вернадский занимался проведением геологических изысканий.

В 1909-м состоялся 12-й съезд естествоиспытателей, на котором Вернадский выступил с докладом на тему «Совместное нахождение минералов в земной коре». Таким образом, он стал основателем новой науки, получившей название геохимия.

Параллельно с новаторскими разработками по минералогии, Владимир Вернадский значительно приблизился к открытию геохимии. Изучив некоторые явления жизни, он вплотную подошел к началу еще одной науки – биогеохимии.

Трудоспособность ученого поразительна. Он работал до поздней старости по 10—12 ч в сутки и даже более. О своем образе жизни Вернадский писал так:

У меня осталась очень хорошая справочная библиотека... Я владею (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками...

Ночами сплошь я никогда не занимался, но в молодости занимался до 1—2 часов ночи. Вставал всегда рано. Никогда не сплю днем и никогда не ложусь днем отдыхать, если не болен. Не курю и никогда не курил, хотя моя семья — отец, мать и сестры — все курили. Не пью (кроме — редко — вина). Водку пил раз в жизни. После моего долгого пребывания во Франции я принял распределение времени тамошних ученых. Встаю рано утром (в 6—7 часов), ложусь в 10—10,5 часов.

Художественную литературу люблю и за ней внимательно слежу. Очень люблю искусство, живопись, скульптуру. Очень люблю музыку, сильно ее переживаю... Считаю наилучшим видом отдыха прогулки пешком, прежде — в лодке...

Одновременно с этим, интересы Вернадского распространялись и на историю российской науки и философии, радиоактивность элементов. Он также увлекся политикой и начал вести активную общественную жизнь.

В начале нового века ученый принимал участие в открытии бесплатных столовых для голодающих крестьян, был участником земских съездов, стал членом Государственного Совета российского парламента.

Весной 1918-го Вернадский перевез семью на Украину. Там ученый организовал Академию Наук и занял должность ее первого председателя. После перешел в Таврический университет Крыма преподавателем геохимии.

В 1921-м семья Вернадских снова переехала в Петербург. Ученый получил должность руководителя метеоритного отдела при Минералогическом музее, стал организатором научной экспедиции в Сибирь, где упал Тунгусский метеорит.

В 1922-1926-м годах Вернадский читал лекции студентам Парижского университета, потом работал в Праге. Одновременно с этим профессор пишет научные труды и книги, которые постоянно выходят из печати – «Геохимия», «Автотрофность человечеств», «Живое вещество в биосфере».

В 1926-м, после возвращения в Ленинград, Вернадский возглавляет Радиев институт, спустя два года он занимает кресло директора только что созданной биогеохимической лаборатории. В разные периоды своей биографии ученый был руководителем научных сообществ, которые изучали подземные воды, вечную мерзлоту, тяжелую воду, геологический возраст горных пород. В 1940-м его назначили руководителем комиссии по урану, он стоял у истоков основания ядерной программы СССР.


НООСФЕРА

Сам Вернадский, конечно же, был человеком ноосферы. Он старался делать все возможное для развития научных идей и претворения их в жизнь. Работал на благо науки и всего человечества.

Сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени.

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

t1734798188ae.gif

Вернадский за работой


Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь Владимира Вернадского, это бесконечное служение российской, советской и мировой науке, пример невероятной трудоспособности и разносторонности, стремление учиться чему-то новому и совершать открытия во благо человечества. Вернадский обладал многогранным талантом, который и привел его к многочисленным открытиям, среди которых формулировка законов геохимической работы организмов, разработка учения о биосфере, ее развитие и эволюция в ноосферу.

Владимир Вернадский оставил после себя большое наследие, состоящее из невероятного количества научных трудов и статей. Ему принадлежит авторство свыше семи сотен работ, причем в самых разных отраслях науки. Они выпущены сборниками, и всем, кто интересуется открытиями ученого, доступны в свободной продаже.

t1734798188af.jpg

Памятник Вернадскому


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

https://biographe.ru/uchenie/vladimir-vernadskiy

https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/vladimir-ivanovich-vernadskii-biografija-dlja-detei-5-klasa.html

https://spravochnick.ru/biologiya/bioticheskie_elementy_sredy_i_vzaimootnoshenie_organizmov/sut_ucheniya_v_i_vernadskogo_o_noosfere/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.