«Российское движение школьников: от частностей к целому»
Автор публикации: Ф. Рамазанов, ученик 7В класса
1. Введение
Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает раскрытию, реализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует – все это делает клубную деятельность очень привлекательной.
Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находится игра.
Актуальность моего исследования обусловлена кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека - личности, индивидуальности, гражданина-патриота. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России. Будущее общества зависит от того, какими будут дети. В детских организациях они воспитываются активными гражданами своей страны. Изучение этого опыта и анализ современных условий являются весьма актуальными.
Цель данного исследования: проанализировать эволюцию детского движения в России, деятельность МДЦ «Артек» и классного коллектива, как первичной ячейки РДШ, исходя из личного опыта.
Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период, анализ деятельности МДЦ «Артек» и классного коллектива с точки зрения РДШ.
Объект исследования - процесс становления и развития детского движения в России, на примере МДЦ «Артек» и классного коллектива.
Достижение цели исследования предполагает
решение следующих задач:
-Проследить процесс становления и развития детских организаций через изучение специальной литературы и воспоминания взрослых.
- Провести социологический опрос группы обучающихся и взрослых по данной проблеме, сделать анализ результатов;
- Выделить основные этапы данного процесса и выяснить их специфические особенности;
- Проанализировать деятельность МДЦ «Артек», основываясь на личном опыте.
- Проанализировать деятельность классного коллектива в рамках РДШ, основываясь на личном опыте.
- Исследовать и обобщить опыт и роль детских и подростковых объединений в социализации личности, в развитии отечественной истории.
Гипотеза: Возникновение и развитие детского движения в России исторически
зависит от общественно – политической обстановки в стране.
Методы исследования: наблюдение, опрос, беседа, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
Российское движение школьников: от частностей к целому
История детского движения в России
Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития. В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, И. В. Руденко, и др.) положена периодизация истории государства, тех событий его жизни, которые влияли на развитие детского движения. Исследователи выделяют следующие периоды: допионерский, пионерский, постпионерский.
1) Началом допионерского периода можно считать конец XIX века. Это был период становления на законодательной основе объединений самых разных направлений деятельности. В России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях – школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Развитие детского движения в допионерский период характеризуется следующими признаками:
- выбор группы как ребенком, так и взрослым;
- выбор целей, задач, законов, обычаев, символов детьми вместе со взрослыми;
- отсутствие контроля над их деятельностью со стороны;
- добровольность вступления в группу.
В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве. К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций.
Одними из наиболее популярных в то время были финские школьные «Майские союзы», где дети соревновались в совершении добра к животным и птицам. В первый день мая все школьные союзы со своими знамёнами выходили за город в какое-нибудь красивое место. В этот день избирался король Майского союза. Празднество открывалось хоровым пением, затем следовали соревнования, игры, праздничный обед. Новый король и его «совет министров» руководили союзом до следующего мая. Мода на них быстро распространилась и дошла до России.
Считается, что первый в России Майский союз был создан в мае 1898 г. В селе Елисаветино, что в Псковской губернии, мелкой помещицей Е.Е. Вагановой. Движение детских Майских союзов после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов». В начале 1900-х гг. в Москве, Санкт-Петербурге и других городах получило распространение международное движение сетлементов, зародившееся в Англии. В Москве общество «Сетлемент» организовал в 1906 г. педагог С. Шацкий. Главное внимание обратили на общественное детское воспитание, а поэтому в первую очередь были созданы детская трудовая колония и организация детского самоуправления в ней, детские клубы и трудовые мастерские. Но через три года деятельность эта была признана политически опасной, и он был закрыт. В 1909 г. объединение возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Но официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909 г. В этот день под Петербургом, гвардейский офицер О. Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов из 7 мальчиков. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов. После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти и в 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены.
2) Постепенно детское движение приобретает политическую направленность. Рождается пионерская организация. Организация пионеров развивается в нашей стране в условиях революционных преобразований.
Пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране. Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Наименование объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним». Первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. Организатором его стал М. Стремяков. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью, с таким уровнем сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные. Пионерские отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 30-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей из-за голода, арестов… В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей в возрасте от 9 до 14 лет.
Пионеры выполняли следующие государственные задания:
- собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства;
- собирали для переработки вторсырье;
- участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. По мере своих сил пионеры помогали взрослым в выполнении планов пятилеток. В 30-х гг. повсеместно открывались также детские спортивные школы и стадионы, клубы юных моряков, технические, литературные, музыкальные, театральные кружки, политические клубы, клубы интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов, тимуровское движение. Таким образом, в 20 - 30-е гг. детская организация (пионерское движение) превратилась в мощную общественную организацию, охватившую своим влиянием миллионы подростков.
3) 22 июня 1941 г. началась Великая отечественная война. С первого же дня вместе со всем народом поднялись на защиту Родины советские пионеры. Собирали теплые вещи для фронта, организовывали встречи с героями войны и труда. Рядом со взрослыми сражались и пионеры. Они были разведчиками, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам. Их имена навсегда остались в нашей памяти. Образы пионеров-героев активно использовались, как примеры высокой морали и нравственности. Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.
В первые послевоенные годы пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль. «Послевоенные годы, – пишет И.И.Гольдберг, – были самыми тяжелыми в педагогическом отношении: пришли ребята, пережившие тяготы войны, многие лишились родителей». Тот эмоциональный подъем, который испытывал народ-победитель, предполагал обращение к мысли о светлом будущем, значит – о детях, об умном, сильном, здоровом молодом поколении. Был открыт Всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок", который многие годы был настоящей "лабораторией передового опыта" и школой актива. Стала проводиться Всесоюзная военно-спортивная игра "Зарница".
4) В период распада СССР исчезли из школ пионерские организации, и довольно долго ребята были предоставлены сами себе. Иногда детей и подростков 90-х гг. называют «потерянным поколением» и только во 2-й половине 90-х гг. стало возрождаться детское движение, уже в новом качестве, так как жизнь диктовала формирование новых ценностей.
Постпионерский период исследователи считают с 1989 г. по настоящее время. Это время кризиса пионерского движения, возрождения скаутизма. В 1990 г. состоялся Х Всесоюзный слет пионеров в Артеке, на котором прекратила существование Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина.
В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. Отмечу некоторые из них.
Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций — Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновлённые пионерские организации.
Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением.
Социально-реабилитационные и волонтёрские организации — широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.
Военно-патриотическое движение – ориентировано на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок» и др. В 2016 году появилось всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия».
5) Далёкое и близкое. Мной был проведёт социологический опрос по тематике детского движения среди одноклассников и их родителей. Результаты приводятся ниже (Приложение №1,2). Опрос показал, что многие родители моих одноклассников когда-то были пионерами. О том времени они вспоминают с большой теплотой. Моя мама также носила на груди алый галстук, символ пионерии. Она жила в городе Куйбышеве (ныне Самара) и рассказала, что каждый класс во времена пионерии назывался пионерским отрядом и носил имя одного из героев Великой Отечественной войны, будь то пионер, комсомолец или известный военный. Мамин отряд носил имя Вадима Ивановича Фадеева, лётчика-истребителя, Героя Советского Союза. Кстати, мама была командиром отряда. Все пионерские отряды в школе были объединены в пионерскую дружину. Мамина дружина носила имя Зои Космодемьянской, разведчицы, Героя Советского Союза. Пионерские отряды, по словам мамы, занимались «нужными и полезными делами»: собирали регулярно макулатуру и металлолом, помогали старикам и больным людям (тимуровское движение), проводили вожатскую работу с младшими ребятами – октябрятами, ездили в трудовые лагеря помогать соседним совхозам и колхозам, сдавали нормы ГТО… О проделанной работе командиры отрядов регулярно докладывали на свих сборах, а общие итоги подводились, когда собиралась вся дружина… И у каждого пионера на груди был повязан красный галстук… Так было повсеместно.
Сейчас, конечно, нет такого размаха и масштаба, но мне, кажется, что некоторые черты того времени можно разглядеть в деятельности МДЦ «Артек» и классного коллектива, объединённого какой-то общей идеей или делом. Это подтверждается моим личным опытом. Это актуально, поскольку в настоящее время не все ребята по ряду причин включены в детское движение, поэтому классный коллектив может стать ячейкой такого движения.
2. Ребячья республика «Артек»
Оптимальной моделью РДШ, на мой взгляд, можно рассматривать деятельность МДЦ «Артек», в котором мне посчастливилось побывать дважды в 2017 году: во вторую и одиннадцатую смены. «Артек» - самый большой международный детский центр в мире. Он создан в 1925 году, как небольшой летний палаточный лагерь. В первый год здесь отдохнуло всего 320 детей, в 2016 году – уже 31000 детей, а в 2020 году планируется принять 45000 детей. В 2000 году в Токио «Артек» был признан лучшим детским центром среди 100 тысяч детских лагерей из 50 стран мира. За девять десятилетий «Артек» превратился в комплекс из 10 детских лагерей с развитой инфраструктурой, собственными образовательными технологиями и культурными традициями, с собственной атрибутикой и формой. В 2016 году по результатам Всероссийского рейтинга детских лагерей Международный детский центр «Артек» признан лучшим среди лагерей Российской Федерации.
Помимо школьного образования, дети в «Артеке» получают и дополнительное. Для детей в «Артеке» работают 45 студий дополнительного образования и детского творчества: 21 студия художественной направленности, 11 – технической, 7 - социально- педагогической, 6 – естественнонаучной. Дети могут записаться также в профильные отряды – туристические, морские, медицинские, экологические, медиа, МЧС и другие. Каждая смена в «Артеке» имеет свою тематическую направленность. Тематические образовательные программы реализуются по техническому, естественно-научному, спортивному, художественному, туристско-краеведческому и социально-педагогическому направлениям.
Когда я был в первый раз в «Артеке», смена называлась «В начале было слово». «Артек» стал настоящим детским литературным агентством, детские лагеря - издательствами, а отряды – редакциями. Каждая редакция в течение смены работала над произведением в одном из направлений: классическая литература, исторический роман, приключенческий роман, фантастика, детектив, научно-популярная литература. Это дало возможность артековцам попробовать себя в роли писателя, поэта, литературного критика, раскрыть себя в самых разных литературных жанрах, пройти путь от создания сюжета литературного произведения до его сценического воплощения.
Помимо этого, я был в отряде МЧС, в котором реализовывалась образовательная программа «Школа безопасности» под руководством Главного Управления МЧС России по Республике Крым. В её рамках проходили учения и различные мероприятия по пожарной безопасности, кинологической работе, оказанию первой медицинской помощи, разминированию и т. д.
Второй раз я был в лагере «Морской», и тематика смены была «Кого мы назовём учителем?». В течение смены каждый артековец смог стать учителем для своих
сверстников и провести занятие по принципу «равный – равному», при котором источником знаний для ученика служит не профессиональный учитель, а такой же, уже обучившийся, ученик. Завершила смену фотовыставка «Выбирая другого, мы выбираем себя», которая была оформлена из фотографий и информации о тех, кто стал «учителем» в жизни артековцев.
Ещё мне было очень интересно, поскольку я попал в медиаотряд. В таких отрядах обучение идёт по следующим направлениям: кино, телевидение, радио, полиграфия (газета), мультипликация и интернет-журналистика, чем мы собственно и занимались с ребятами… А в конце смены состоялась грандиозная «Медиабитва» – это итоговые соревнования профильных медиаотрядов, участники которых демонстрируют владение навыками создания, режиссирования, монтирования видеосюжетов. А ещё с 1997 года в «Артеке» выходит своя газета «Острова_А». Каждая смена делает свой выпуск усилиями медиаотрядов, так что над созданием нашего выпуска трудился и я…
Итак, на мой взгляд, и структура, и деятельность, и цели и задачи образовательной и воспитательной работы МДЦ «Артек»- это всё черты настоящей, хорошо функционирующей организации РДШ.
3.Классный коллектив, как первичная ячейка РДШ
Если классный коллектив «болеет» каким-то общим делом или идеей, и это духовно обогащает каждого, раскрывает его различные способности, то такой классный коллектив можно смело назвать классной ячейкой детского движения. Хочу рассказать о своём классе…
Началось всё в 5 классе… Однажды одна девочка принесла в школу книгу и показала картинки классу, зачитывая вслух отдельные эпизоды. На следующий день другой мальчик принес свою любимую энциклопедию о животных, и ребята на переменах бурно обсуждали информацию,
изложенную в книге. Видя, насколько ребята увлечены чтением, классный руководитель предпочтениях в чтении, разработали «Устав клуба». Самое интересное - даже «троечники» с упоением рассказывали о своих любимых книгах, которых оказалось не мало. Работа в клубе требовала выхода на литературное сообщество нашего города. Мы узнали, что таких организаций две: «Замысел» и « Содружество». Мы заключили социальное партнерство с литературным объединением «Содружество».
С тех пор наше сотрудничество развивается и растёт. За это время состоялись многочисленные встречи с такими писателями, как Роза Арслановна Салах, Александра
Петровна Дарьина, Марина Григорьевна Александрова, Валентина Ивановна Малышева, Ирина Александровна Змановская и другими. Не пропустили ребята и встречу с нашим «школьным» автором, учителем русского языка и литературы Розой Шавалеевной Сарьяновой, побывав на презентации её новой книги. Яркие впечатления остались от презентации книги «Веткины секреты» Светланы Викторовны Рамазановой, на
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №12»,8В
которой автор подарил всем желающим свою книгу с автографом. Презентация юбилейного альманаха « Живая книга Самотлора» собрала много местных авторов: поэтов, писателей, бардов. Нашему «Книжному клубу» достался увесистый экземпляр альманаха с пожеланиями от многих авторов, присутствующих на мероприятии. Были и презентации книг Тамары Трофимовны Зуевой, альманахов «Зори Самотлора»… Всевозможные литературные гостиные, встречи, тематические вечера в Центральной библиотеке имени М. К. Анисимковой тоже не остались без нашего внимания. Такое тесное общение с писателями подтолкнуло наших товарищей к участию в различных литературных и творческих конкурсах: «Живая классика», «Спасибо Деду за Победу!», «Во весь голос» и др. Мы даже попытались выпускать собственную газету, а некоторые наши одноклассники уже решили, что станут журналистами.
3. Заключение
Исторический опыт детского движения в нашей стране дает право искать аналоги, извлекать исторические уроки. Моё исследование показало, что даже при наличии детского движения его судьба зависит от тех сил в обществе, которые определяют политику государства. Но знание истории детского движения дает возможность учитывать ошибки, брать на вооружение положительный опыт и использовать в современных условиях наиболее удачные исторически сложившиеся формы и методы организации детского движения.
Я рассмотрел периоды становления и развития детского движения в нашей стране и пришёл к выводу, что общим для всех периодов выступает наличие в государстве и обществе детей, желающих участвовать в общественной жизни, а также взрослых, способных создать условия и обеспечить возможности для деятельности детских организаций различных масштабов и статусов.
Проанализировав деятельность МДЦ «Артек» и исходя из личного опыта пребывания в нём, считаю, что его можно рассматривать, как оптимальную модель организации РДШ.
И последнее, любой классный коллектив можно отнести к небольшой, но всё-таки ячейке РДШ, если всех членов коллектива связывает одно общее дело, одна основополагающая идея.
4.Использованная литература
Кононенко Л.Н. «Пионерская организация в период Великой Отечественной войны», М., «Просвещение», 1978 г.
Полякова Д.И. « Деятельность пионерской организации в 60-70 е годы»,
М., «Просвещение», 1978 г.
Сулемов В.А «История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина», М., «Просвещение», 1978 г.
Интернет-ресурсы:
http://artek.org/ - официальный сайт МДЦ «Артек»